Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"
Слушатели – учителя, которые под руководством администратора, делают все так же, как дети на уроке.
*Заметки на полях – по ходу проведения мастер класса делаются пояснения:
“Как можно выполнить иначе”, “Вариативность использования технологии на данном уроке”.
“Создание условий для реализации технологии”
Оформление аудитории – плакатами, иллюстрациями “птицы”, фрагментами, показывающими разные стадии развития оперения птиц (желтый, пушистый цыпленок, мокрый, гoлый птенец в гнезде, “свадебный” наряд самца в брачный период).
*Стадии обучения и задачи, решаемые разными фазами (стадиями) обучения.
Форма обучения: групповая – 5 групп.
Цель: проведения мастер класса – знакомство с технологией, на примере конкретного урока, в рамках подготовки к педсовету по использованию современных технологий.
Задачи:
Образовательные – повышение интереса к
процессу обучения и активного восприятия
учебного материала.
Стадия, задачи | Действия обучаемых | Заметки на полях / *это важно! | ||||||
мастер: …Здравствуйте те, кто мечтал
хотя бы однажды полетать, как птица… …Здравствуйте те, кто задумывался над тем, легко ли летать птице… …Здравствуйте те, кто знает, что помогает птице летать… |
Здороваются на той фразе, которую считают обращением к ним. | Положительный настрой обучаемых. *Субъект – субъектные отношения. *Включение мыследеятельности обучаемых, по теме урока. |
||||||
Вызов: мастер-
…Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек… Проблемный вопрос: Почему воробушки “взъерошены?” Раздаю пакеты с силуэтами птиц. Вопрос: “Какая среда недоступная другим животным доступная птицам?” (воздушная) |
Варианты: - обучаемые: Угадывают тему урока Внешнее строение птиц Местообитание птиц Рисуют птичку и местечко, где ей будет уютно и хорошо Рассказывают о птице, которая когда-то поразила, удивила, оставила образную память Отвечают на вопрос: “Почему они взъерошены?” (Понижение температуры, очень холодно) Распределите птиц по экологическим нишам. (обучаются, играя, помещая силуэты птиц) “Каждой птице свое место” На магнитной доске рисунок мелом:
|
Обращение мастера. Просмотр видеофрагмента. (“Птичий базар”, “Экологические группы птиц”) Рассказ обучаемых друг другу о необычной птице (обмен мнениями в паре) Мастер задает проблемный вопрос, связанный с внешним строением птицы. Актуализация субъективного опыта *Устранить внутренние препятствия творческим проявлениям:
*Воздерживаться от оценок. *“Расширять русло потока идей, уделять внимание свободному размышлению” |
||||||
“Плавный переход” от места обитания к
внешнему строению Этап осмысления:
Группы получили наборы фраз, которые необходимо выбрать по теме (Приложение №2.) |
Слушают стихотворение:
Заполняют таблицу, оформляют логическую схему:
|
Начало работы с маркировочной таблицей: “Знаю о внешнем строении птицы” Схема 1; либо несколько (пять) схем по разным направлениям (собирают структурно - логические схемы, обучающиеся из набора (приложение №2) сначала в творческой группе, совместно решая проблемы правильного выбора, после этого , представляют свою работу на магнитной доске) *Показывать возможности творческого поиска благодаря сопоставлению, сравнению |
||||||
Этап (чтение с пометками) V – знаю – – думал иначе + – новое для меня ? – хочу знать |
Получают распечатку подобранного
текста и учебники & место обитания и внешнее
строение птиц Самостоятельно заполняют маркировочную таблицу, участвуют в обсуждении. “узнал”:
|
Текст должен быть кратким и глубоким по
содержанию. Оформление структурно - логической
темы может быть обычным и кластерами “грозди”. *Выделение смысловых единиц Структурно-логическая схема. |
||||||
Размышления:
|
По ходу чтения с пометками отмечают в
третьей части таблицы вопросы, на которые пока у
учащихся нет ответов
|
*Мастеру обязательно продумать вопросы
в раздел “ хочу знать”:
Какое устройство мы используем, переняв принципы строения пера птицы? (замок для одежды – “молния”) |
||||||
Рефлексия:
Результат: - критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта; - интеллектуальное развитие учащихся средствами развивающего обучения |
Продолжают предложения: Сегодня мне
удалось… Мне стало понятным… У меня возникло желание… Если бы… - ставят новые вопросы - выpaбатывают разнообразные документы - принимают независимые решения в стандартных и нестандартных ситуациях |
Заготавливаем начало фраз на доске
(открываем их для рефлексии). *Развиваем восприимчивость; *Повышаем чувствительность, широту и насыщенность; *Создаем целостную картину восприятия всего окружающего мира. |
Примерный вид заполненной в ходе занятия таблицы:
Знаю | Узнал | Хочу знать |
Птички летают. | Кожа сухая | У каких птиц больше перьев?(места обитания, молодая, старая птица) |
Птицы имеют красивое оперение. | Есть перья, они – роговые образования. | Когда перьев больше: зимой или летом? |
Птицам холодно зимой, мало корма. | Линька – смена перьевого покрова | Если бородки не сцеплены и не образуют опахало, как называется такое перо? (пуховое перо) |
Что птички живут в разных местах. | Крылья – измененные конечности.(3 пальца) | Как называется перо с резко укороченным центральным стержнем? (пух) |
Есть крылья, перья. | Ноги 4-х палые с цевкой (пальцы назад) | Зачем птицы “купаются” в пыли, золе,песке? |
Есть клюв, нет зубов. | Органы чувств: глаза (острое зрение,
широкое поле зрения) Слух – тонкий Обоняние – слабое |
Почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? Перо гусей “отстирывается” от жира, “мокрый гусь” последствия? |
Есть ноги (2) | Туловище обтекаемое | Что такое линька? |
Колибри имеет разноцветную окраску, а ворона черная. | Шея тонкая, гибкая | Какое приспособление мы применяем от пера птиц? (застежка для одежды “молния”) |
Проблемный вопрос: “Почему в тундре нет лягушек и ящериц, а птицы живут по всему земному шару, занимая все среды: сушу, воду, воздух?”
(Благодаря теплому оперению, интенсивному обмену веществ и способностью к полету)
Критерии оценки результата развития критического мышления учащихся.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- Оценка (Где ошибка?) ;
- Диагноз (В чем причина?) ;
- Самоконтроль (Каковы недостатки?) ;
- Причина: (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.) ;
- Прогноз (Постройте прогноз).
V. Результаты:
Критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта.
VI. Ограничения:
Подготовка специального содержательного текста. (Приложение №1)
Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
Комментарии:
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
09 10 2025 3:11:45
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
08 10 2025 22:28:39
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.
...
07 10 2025 5:51:24
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
06 10 2025 4:39:53
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
05 10 2025 23:42:13
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
04 10 2025 18:21:44
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
03 10 2025 18:47:59
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
02 10 2025 7:15:28
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
01 10 2025 3:45:22
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
30 09 2025 9:26:55
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
29 09 2025 12:57:10
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
28 09 2025 19:26:39
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
27 09 2025 6:20:39
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
26 09 2025 12:11:36
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
25 09 2025 12:36:27
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
24 09 2025 17:16:57
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
23 09 2025 18:41:52
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
22 09 2025 23:19:22
Урок по биологии "Кольчатые черви или «Annelides"» дает общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дает хаpaктеристику среды обитания, знакомит со строением и значением в природе кольчатых червей....
21 09 2025 11:28:44
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
20 09 2025 20:57:55
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
19 09 2025 22:17:34
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
18 09 2025 12:44:22
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
17 09 2025 1:25:46
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
16 09 2025 6:40:40
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
15 09 2025 0:20:36
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
14 09 2025 9:43:54
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
13 09 2025 16:30:32
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
12 09 2025 2:41:32
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
11 09 2025 14:45:16
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
10 09 2025 18:55:17
Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....
09 09 2025 12:15:55
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
08 09 2025 10:18:24
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
07 09 2025 19:25:14
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания.
...
06 09 2025 13:17:35
Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....
05 09 2025 17:16:58
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
04 09 2025 8:46:37
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
03 09 2025 2:37:57
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
02 09 2025 2:48:47
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
01 09 2025 6:23:46
В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время.
...
31 08 2025 20:54:58
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
30 08 2025 21:53:11
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
29 08 2025 13:21:29
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
28 08 2025 14:34:32
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
27 08 2025 5:31:44
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
26 08 2025 20:42:16
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
25 08 2025 0:15:10
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
24 08 2025 3:48:57

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
23 08 2025 5:28:31
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
22 08 2025 15:31:37
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
21 08 2025 23:39:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::