Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"
Слушатели – учителя, которые под руководством администратора, делают все так же, как дети на уроке.
*Заметки на полях – по ходу проведения мастер класса делаются пояснения:
“Как можно выполнить иначе”, “Вариативность использования технологии на данном уроке”.
“Создание условий для реализации технологии”
Оформление аудитории – плакатами, иллюстрациями “птицы”, фрагментами, показывающими разные стадии развития оперения птиц (желтый, пушистый цыпленок, мокрый, гoлый птенец в гнезде, “свадебный” наряд самца в брачный период).
*Стадии обучения и задачи, решаемые разными фазами (стадиями) обучения.
Форма обучения: групповая – 5 групп.
Цель: проведения мастер класса – знакомство с технологией, на примере конкретного урока, в рамках подготовки к педсовету по использованию современных технологий.
Задачи:
Образовательные – повышение интереса к
процессу обучения и активного восприятия
учебного материала.
Стадия, задачи | Действия обучаемых | Заметки на полях / *это важно! | ||||||
мастер: …Здравствуйте те, кто мечтал
хотя бы однажды полетать, как птица… …Здравствуйте те, кто задумывался над тем, легко ли летать птице… …Здравствуйте те, кто знает, что помогает птице летать… |
Здороваются на той фразе, которую считают обращением к ним. | Положительный настрой обучаемых. *Субъект – субъектные отношения. *Включение мыследеятельности обучаемых, по теме урока. |
||||||
Вызов: мастер-
…Сегодня, по дороге в школу я увидела маленьких взъерошенных воробушек… Проблемный вопрос: Почему воробушки “взъерошены?” Раздаю пакеты с силуэтами птиц. Вопрос: “Какая среда недоступная другим животным доступная птицам?” (воздушная) |
Варианты: - обучаемые: Угадывают тему урока Внешнее строение птиц Местообитание птиц Рисуют птичку и местечко, где ей будет уютно и хорошо Рассказывают о птице, которая когда-то поразила, удивила, оставила образную память Отвечают на вопрос: “Почему они взъерошены?” (Понижение температуры, очень холодно) Распределите птиц по экологическим нишам. (обучаются, играя, помещая силуэты птиц) “Каждой птице свое место” На магнитной доске рисунок мелом:
|
Обращение мастера. Просмотр видеофрагмента. (“Птичий базар”, “Экологические группы птиц”) Рассказ обучаемых друг другу о необычной птице (обмен мнениями в паре) Мастер задает проблемный вопрос, связанный с внешним строением птицы. Актуализация субъективного опыта *Устранить внутренние препятствия творческим проявлениям:
*Воздерживаться от оценок. *“Расширять русло потока идей, уделять внимание свободному размышлению” |
||||||
“Плавный переход” от места обитания к
внешнему строению Этап осмысления:
Группы получили наборы фраз, которые необходимо выбрать по теме (Приложение №2.) |
Слушают стихотворение:
Заполняют таблицу, оформляют логическую схему:
|
Начало работы с маркировочной таблицей: “Знаю о внешнем строении птицы” Схема 1; либо несколько (пять) схем по разным направлениям (собирают структурно - логические схемы, обучающиеся из набора (приложение №2) сначала в творческой группе, совместно решая проблемы правильного выбора, после этого , представляют свою работу на магнитной доске) *Показывать возможности творческого поиска благодаря сопоставлению, сравнению |
||||||
Этап (чтение с пометками) V – знаю – – думал иначе + – новое для меня ? – хочу знать |
Получают распечатку подобранного
текста и учебники & место обитания и внешнее
строение птиц Самостоятельно заполняют маркировочную таблицу, участвуют в обсуждении. “узнал”:
|
Текст должен быть кратким и глубоким по
содержанию. Оформление структурно - логической
темы может быть обычным и кластерами “грозди”. *Выделение смысловых единиц Структурно-логическая схема. |
||||||
Размышления:
|
По ходу чтения с пометками отмечают в
третьей части таблицы вопросы, на которые пока у
учащихся нет ответов
|
*Мастеру обязательно продумать вопросы
в раздел “ хочу знать”:
Какое устройство мы используем, переняв принципы строения пера птицы? (замок для одежды – “молния”) |
||||||
Рефлексия:
Результат: - критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта; - интеллектуальное развитие учащихся средствами развивающего обучения |
Продолжают предложения: Сегодня мне
удалось… Мне стало понятным… У меня возникло желание… Если бы… - ставят новые вопросы - выpaбатывают разнообразные документы - принимают независимые решения в стандартных и нестандартных ситуациях |
Заготавливаем начало фраз на доске
(открываем их для рефлексии). *Развиваем восприимчивость; *Повышаем чувствительность, широту и насыщенность; *Создаем целостную картину восприятия всего окружающего мира. |
Примерный вид заполненной в ходе занятия таблицы:
Знаю | Узнал | Хочу знать |
Птички летают. | Кожа сухая | У каких птиц больше перьев?(места обитания, молодая, старая птица) |
Птицы имеют красивое оперение. | Есть перья, они – роговые образования. | Когда перьев больше: зимой или летом? |
Птицам холодно зимой, мало корма. | Линька – смена перьевого покрова | Если бородки не сцеплены и не образуют опахало, как называется такое перо? (пуховое перо) |
Что птички живут в разных местах. | Крылья – измененные конечности.(3 пальца) | Как называется перо с резко укороченным центральным стержнем? (пух) |
Есть крылья, перья. | Ноги 4-х палые с цевкой (пальцы назад) | Зачем птицы “купаются” в пыли, золе,песке? |
Есть клюв, нет зубов. | Органы чувств: глаза (острое зрение,
широкое поле зрения) Слух – тонкий Обоняние – слабое |
Почему нельзя сливать в водоемы воду с большим количеством стирального порошка? Перо гусей “отстирывается” от жира, “мокрый гусь” последствия? |
Есть ноги (2) | Туловище обтекаемое | Что такое линька? |
Колибри имеет разноцветную окраску, а ворона черная. | Шея тонкая, гибкая | Какое приспособление мы применяем от пера птиц? (застежка для одежды “молния”) |
Проблемный вопрос: “Почему в тундре нет лягушек и ящериц, а птицы живут по всему земному шару, занимая все среды: сушу, воду, воздух?”
(Благодаря теплому оперению, интенсивному обмену веществ и способностью к полету)
Критерии оценки результата развития критического мышления учащихся.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- Оценка (Где ошибка?) ;
- Диагноз (В чем причина?) ;
- Самоконтроль (Каковы недостатки?) ;
- Причина: (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.) ;
- Прогноз (Постройте прогноз).
V. Результаты:
Критическое мышление школьников по поводу своего субъективного опыта.
VI. Ограничения:
Подготовка специального содержательного текста. (Приложение №1)
Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
Комментарии:
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
27 03 2024 15:11:58
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
26 03 2024 7:17:59
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
25 03 2024 17:37:13
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
24 03 2024 12:11:28
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
23 03 2024 4:31:38
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
22 03 2024 5:39:17
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
21 03 2024 13:25:57
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
20 03 2024 10:39:52
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
19 03 2024 22:45:47
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
18 03 2024 7:21:12
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
17 03 2024 17:27:29
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
16 03 2024 0:31:32
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
15 03 2024 10:55:54
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
14 03 2024 17:34:35
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
13 03 2024 14:38:21
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
12 03 2024 7:42:24
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
11 03 2024 13:56:12
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
10 03 2024 18:53:53
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
09 03 2024 13:29:41
В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...
08 03 2024 11:47:21
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
07 03 2024 14:34:39
В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...
06 03 2024 3:44:41
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...
05 03 2024 18:29:11
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...
04 03 2024 1:42:52
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
03 03 2024 16:40:29
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...
02 03 2024 19:38:42
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
01 03 2024 1:55:44
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
29 02 2024 16:58:14
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
28 02 2024 12:46:57
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
27 02 2024 3:26:58
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
26 02 2024 7:21:23
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
25 02 2024 6:17:58
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
24 02 2024 3:28:26
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
23 02 2024 18:26:37
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...
22 02 2024 22:59:16
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
21 02 2024 21:31:26
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...
20 02 2024 5:27:21
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
19 02 2024 1:31:13
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
18 02 2024 16:19:56
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
17 02 2024 15:44:17
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
16 02 2024 0:33:32
Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...
15 02 2024 4:10:48
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
14 02 2024 7:25:17
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
13 02 2024 8:21:52
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
12 02 2024 9:55:44
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
11 02 2024 16:39:11
Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....
10 02 2024 14:34:54
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...
09 02 2024 22:15:22
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
08 02 2024 0:20:43
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
07 02 2024 4:26:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::