Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы
Содержание:
- 1) Возбудитель заболевания
- 2) Причины появления демодекозного клеща
- 3) Симптомы демодекоза
- 4) Диагностика
- 5) Лечение
Демодекоз — необычайно опасная и трудноизлечимая болезнь собак. На начальных этапах развития заболевания, питомец не проявляет выраженного беспокойства, нормально принимает корм, нет упадка сил и снижения активности. Возможно появление незначительного дискомфорта в виде зуда.
Важно помнить, что демодекоз, без назначения специфической терапии, переходит в опасную и тяжелую форму.
Возбудитель заболевания
Паразитарное заболевание спровоцировано внедрением в подкожные слои чесоточного микроскопического клеща. Заболеть могут все виды животных, в том числе и человек. От собак демодекоз не передается человеку, так как тип возбудителя отличается. Возбудителем патологического процесса у собак является Demodex canis, а у человека Demodex folliculorum.
Микроскопический клещ паразитирует на фолликулах (луковицах) волоса или в потовых и сальных железах, располагающихся вокруг стержня шерстинки. Клещ постепенно выедает содержимое волосяной луковицы, что вызывает сильный зуд у собаки. На месте поражения шерсть начинает выпадать, образуются участки алопеции. Прогрызая на своем пути целые тоннели, заполняющиеся межклеточной жидкостью, клещ провоцирует развитие патогенной бактериальной микрофлоры, усугубляющей течение патологического процесса.
Несвоевременно оказанная помощь животному, становится причиной распространения клеща в более глубокие слои кожи и во внутренние органы. В запущенной форме демодекоза, страдают клеточные структуры печени, ренальной системы, лимфоузлы и пр.
Причины появления демодекозного клеща
Клещи, вызывающие демодекоз у собак, всегда находятся на коже у животного, являясь частью нормальной микрофлоры. Поэтому при проведении диагностического соскоба у здоровой собаки, в пробах могут обнаружить вредоносный микроорганизм. Клещ находится на кожном покрове здоровой собаки, не вызывая патологических изменений. Существует ряд факторов, провоцирующих активный рост колоний и переход в патологическое состояние. Основными причинами активизации демодекозного клеща являются:
- Возрастные изменения в организме собаки;
- генетическая наследственность;
- сезон активности подкожных клещей (жаркие месяцы) ;
- стрессовые факторы (перенапряжение при переезде на новое место, смена владельца питомца) ;
- нарушения в рационе питания (не качественные корма, объедки с человеческого стола) ;
- нарушения в работе иммунной системы — базовая причина развития демодекоза у собак.
Неправильные условия содержания животного (отсутствие нормальной гигиены) и несвоевременное проведении вакцинации и противопаразитарных обработок, приводит к развитию демодекоза у собаки сначала на коже, а потом и в других органах.
Фактором, провоцирующим развитие демодекоза является и контакт здорового пса с бродячими зараженными сородичами.
Симптомы демодекоза
Первичные симптомы заболевания проявляются только когда численность паразитов превышает норму и уже запущены деструктивные процессы. В зависимости от формы демодекоза, признаки патологического процесса будут отличаться. Различают следующие формы демодекоза у собак:
- Очаговая или чешуйчатая — одна из самых легких форм и хорошо поддается терапии. Без своевременного лечения, спустя несколько недель, очаговая форма переходит в пустулезную. Хаpaктерные признаки чешуйчатой формы демодекоза:
- появление сильного зуда у питомца в области носового зеркала, вокруг глаз и ушей;
- покраснения в области шейных складок;
- появление участков алопеции на теле, покрывающиеся небольшими чешуйками отмершего верхнего слоя эпидермиса. Очагов поражения на теле собаки не много, а участки алопеции диагностируются в области головы, передних и задних конечностей, а также на грудной клетке.
- шерстинки становятся тонкими и ломкими.
- Пустулезная форма демодекоза хаpaктеризуется образованием на теле собаки плотных упругих узелков, переходящих в гнойники. Окрас гнойников может быть от красно-кирпичного до черного. От начала проявлений пустул может пройти месяц. Далее гнойники лопаются, выделяется специфический экссудат гнойного хаpaктера с прожилками крови и неприятным запахом. Подсыхающие гнойнички преобразуются в струпья. Далее следует генерализованная форма патологии.
- Генерализованная форма демодекоза — самая опасная и трудно поддается лечению. Симптоматика патологического процесса включает в себя чешуйчатую и пустулезную формы. Поражение кожи настолько обширны, что охватывают пpaктически всю ее площадь. На кожном покрове питомца множество струпьев и воспаленных участков. Кожа приобретает неприятный запах. При отсутствии адекватной терапии собака лысеет полностью через 8-12 недель.
Разновидностью генерализованного демодекоза является ювенильный (подростковый) демодекоз, диагностирующийся у щенков до 1 года. Причиной развития патологии является наследственность генетического плана, передающаяся от материнского поколения по рецессивному гену. Лечение ювенильного демодекоза сопряжено с определенными трудностями, а после полного выздоровления, таких собак рекомендуется стерилизовать.
Диагностика
Для постановки диагноза проводится общий клинический осмотр и анализ на демодекоз у собак. Соскоб берут с пораженных очагов на кожном покрове и исследуют под микроскопом. Заметить паразита в исследуемом материале трудно, поэтому для точного диагностирования соскоб на демодекоз у собаки берут очень глубоко, так, чтобы появились небольшие капельки крови на пораженном участке.
Осложненные формы патологического процесса обнаруживаются без особых усилий, так как даже в обычном биоматериале отмечают колонии клещей с личинками и яйцами.
При отсутствии положительного результата микроскопического исследования, но при выраженной клинической картине, соскоб на анализ берут несколько раз с небольшим интервалом. Обязательно проводится генетическое исследование на предмет возможной наследственности.
Лечение
Демодекозный клещ – серьезный недуг, проблемный и пpaктически неизлечимый. Тактика лечения напрямую зависит от степени повреждения кожного покрова питомца.
Лечение демодекоза у собак в домашних условиях возможно, но только под наблюдением врача. Терапия болезни подразумевает комплексный подход к проблеме, включая введение нескольких препаратов (о них ниже), имеющих различную направленность. Осложняется лечение тем, что одни виды лекарств убивает только взрослые особи, а другие только личинок, проживающих в верхних слоях кожного покрова и питающихся отмершими чешуйками эпидермиса.
Для уничтожения паразитов на коже собаки, широко применяются следующие лекарственные средства:
-
- Ивермектин. Противопаразитарный препарат, выпускаемый в виде раствора для уколов, в таблетированной форме и в составе линиментов. Позволяет уничтожать личинки и яйца клеща. Курс лечения определяется индивидуально, в зависимости от формы и сложности патологии. Лечение Ивермеком не рекомендуется проводить животным с ослабленным иммунитетом, подрастающим щенкам в возрасте до полугода, самкам в период вынашивания потомства и лактации.
- Бравекто. Инсектоакарицидный препарат от демодекоза, в виде жевательных таблеток, позволяющий уничтожать взрослых особей клеща на протяжении 12 часов.
- Серная мазь. Средство для обработки наружных пораженных участков кожи. Мазь обладает выраженными противовоспалительными свойствами, уничтожает патогенную микрофлору. Позволяет справляться со взрослыми особями и их личинками.
- Раствор Барс Спот-он. Противопаразитарное средство в виде раствора, созданное на основе ивермектина и празиквантела. Капли наносят в область холки, дозировка рассчитывается с учетом индивидуальных особенностей животного.
Терапия демодекоза включает в себя не только применение узконаправленных на уничтожение паразитов веществ. Применяются препараты, позволяющие облегчить состояние животного при интоксикации, восстановить защитные силы организма собаки и усилить регенерацию поврежденных слоев эпидермиса.
Присоединение к основному заболеванию патогенной грибковой или бактериальной микрофлоры подразумевает включение в схему терапии антибиотиков и противогрибковых веществ.
Каждый владелец должен знать, что демодекоз опасное заболевание, способное провоцировать не только дискомфортные ощущения и облысение у собаки, но и стать причиной опасных осложнений во внутренних органах. При появлении хаpaктерных признаков демодекоза, рекомендуется не заниматься самолечением, а обратиться к ветеринарному специалисту.
Комментарии:
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
30 06 2025 17:10:20
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
29 06 2025 12:16:17
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
28 06 2025 19:39:11
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
27 06 2025 19:10:19
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
26 06 2025 15:39:32

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
25 06 2025 12:47:46
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
24 06 2025 18:38:36
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
23 06 2025 13:51:47
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
22 06 2025 7:38:43
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
21 06 2025 0:56:18
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
20 06 2025 12:44:34
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
19 06 2025 16:32:22
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
18 06 2025 21:58:49
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
17 06 2025 7:13:20
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
16 06 2025 6:27:36
Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....
15 06 2025 8:50:33
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
14 06 2025 19:28:30
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
13 06 2025 20:43:22
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
12 06 2025 8:49:32
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
11 06 2025 21:53:48
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
10 06 2025 21:35:36
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
09 06 2025 12:44:33
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
08 06 2025 2:33:36
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
07 06 2025 18:10:39
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
06 06 2025 20:39:41
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
05 06 2025 15:11:33
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
04 06 2025 8:59:19

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
03 06 2025 10:17:31
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
02 06 2025 1:50:34
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
01 06 2025 11:25:40
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
31 05 2025 18:47:45
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
30 05 2025 23:20:46
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
29 05 2025 5:46:43
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
28 05 2025 14:48:47
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
27 05 2025 2:24:48
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
26 05 2025 3:41:20
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
25 05 2025 1:11:28
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
24 05 2025 0:25:17
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
23 05 2025 8:19:20

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
22 05 2025 20:28:16
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
21 05 2025 13:26:36
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
20 05 2025 3:27:31
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
19 05 2025 9:20:50
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
18 05 2025 23:10:31
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
17 05 2025 18:22:18
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
16 05 2025 20:16:12
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
15 05 2025 19:51:12
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
14 05 2025 10:34:20
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
13 05 2025 11:23:22
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
12 05 2025 14:10:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::