Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии
Педагогическая деятельность учителя биологии направлена на решение следующих проблем:
- Формирование эволюционного, типологического, экологического мышление и навыков исследовательской и поисковой работы.
- Усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей пpaктического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.
- Формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде - земной и космической.
- Овладение учащимися процессом “научения”, т.е. самостоятельному добыванию знаний.
Решение данных проблем возможно через использование на уроках биологии, наряду с традиционной системой обучения, инновационных технологий. Применение инновационных технологий повышает качества образования учащихся и уровня усвоения ЗУН по предмету, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя. В своей педагогической деятельности мной используется следующие технологии: модульная; критического мышления; информационные; уровневая дифференциация.
Мне хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы и представить вашему вниманию три урока, на которых показано применение вышеуказанных технологий.
- Модульная технология.
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся. Оно осуществляется и через модуль, и непосредственно с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Управление со стороны учителя осуществляется целенаправленно. Наличие модулей на печатной основе позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них дозированной персональной помощью.
Мной была разработана модульная программа по теме “Развитие органического мира. Происхождение человека” в курсе общей биологии, которая состоит из восьми модулей. Программа включает в себя 8 модулей на печатной основе, входной и выходной контроль знаний при изучении каждого модуля, текстовые и рисуночные приложения и тематическую зачетную работу, которая проводится по окончании изучения всей темы. Предлагаю Вашему вниманию модуль на печатной основе по теме: “Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза”. Этот модуль являются первым во второй подтеме. В предложенных материалах указаны параграфы учебника “Общая биология” под редакцией Беляева текстовые и рисуночные приложения.
Урок № 26-27
Тема: Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза
У.Э.-0. Общая цель урока: В процессе работы над учебными элементами вы должны:
Узнать.
- Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.
- Доказательства происхождения человека от животных: сходство строения, развития зародышей, поведения.
- Сходство человека с человекообразными обезьянами – доказательство их родства.
- Различия человека с человекообразными обезьянами - доказательство расхождения их в эволюции.
- Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo Sapiens в системе животного мира.
- Понятие антропогенеза. Движущие силы антропогенеза.
- Биологические факторы эволюции человека.
- Социальные факторы, их ведущая роль в эволюции человека. Ф.Энгельс о социальных факторах.
- Антропоморфозы у предков человека.
Уметь.
- Сравнивать человека и человекообразных обезьян, находить черты сходства и различия, на основании чего делать выводы.
- Составлять схему движущих сил антропогенеза.
- Определять соотношение движущих сил антропогенеза на разных этапах эволюции человека.
- Определять антропоморфозы.
Ход урока
У.Э.-1.Текстовой + Рисуночный + Табличный.
Цель: Сформировать умение приводить доказательства происхождения человека от животных, сравнивать человека с другими млекопитающими, делать выводы на основе сравнения.
Индивидуальная + работа в паре.
1. Прочитайте текст в учебнике на стр.217, и статью приложения Y “Следы прошлого”.
2. Расскажите друг другу, какие черты человеческого тела, от каких животных унаследованы.
3.Оформите этот материал в тетрадь в виде таблицы:
Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных.
Основные черты | От кого унаследованы |
4.Прослушайте рассказ учителя о систематическом положении человека, оформите в тетрадь схему.
14. ЦАРСТВО |
Животные |
13. ПОДЦАРСТВО |
Многоклеточные |
12. РАЗДЕЛ |
Двусторонне-симметричные |
11. ТИП |
Хордовые |
10. ПОДТИП |
Позвоночные |
9. ГРУППА |
Челюстноротые |
8. КЛАСС |
Млекопитающие |
7. ОТРЯД |
Приматы |
6. ПОДОТРЯД |
Обезьяны |
5. СЕКЦИЯ |
Узконосые |
4. НАДСЕМЕЙСТВО |
Гоминоиды (высшие узконосые) |
3. СЕМЕЙСТВО |
Гоминиды |
2. РОД |
Человек |
1. ВИД |
Человек разумный |
5. Прочтите текст учебника на стр.218-219 и статью приложения Y “Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян”, рассмотрите рисунок 45 в приложении, рисунки в учебнике 87,88.
6. Ответьте друг другу на вопросы.
- В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внешнем строении?
-В чем заключается сходство человека и человекообразных обезьян во внутреннем строении?
-Каковы общие биохимические показатели?
-О чем говорят признаки сходства человека и человекообразных обезьян?
-Какие существуют различия человека человекообразных обезьян в строении скелета
(позвоночник, стопа, таз, кисть, череп)?
-Каковы различия в строении мозга?
-С чем эти различия связаны? О чем они говорят?
7. Используя, полученные знания дозаполните таблицу:
Сходство и различия человека и высших человекообразных обезьян.
Сходства. |
Различия. |
1.Внешний облик: -крупные размеры тела; -длинные по отношению к туловищу конечности; -длинная шея, широкие плечи; - - - - 2.Внутреннее строение: -cходное число долей в легких; -число сосочков в почке; -наличие червеобразного отростка. слепой кишки; - - - 3.Биохимические показатели: -4 группы крови; -сходные реакции белкового обмена; -сходные заболевания; - - |
В большей степени обусловлены приспособленностью человека к прямохождению. 1.Позвоночник………… 2.Стопа…………….. 3.Таз………………… 4.Кисть……………… 5.Череп и мозг: -череп человека не имеет костных гребней и сплошных подбровных дуг; -мозговая часть преобладает над лицевой, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ, (у обезьян наоборот сильно развита лицевая чем мозговая). -Мозг человека в 2-2,5 раза больше мозга обезьян. Теменные, височные, лобные доли в которых, расположены важнейшие центры ВНД, сильно развиты. |
8. Сделайте вывод на основе сравнения человека и человекообразных обезьян.
У.Э.-2. Текстовой + Схематичный.
Цель: Сформировать знания об антропогенезе, его движущих силах – социальных и биологических факторах, о ведущей роли социальных факторов в становлении человека.
Индивидуальная + работа в парах.
1. Прочтите в приложенииY статью “Ч.Дарвин о происхождении человека”.
2. Ответьте друг другу на вопрос: В чем сущность симиальной теории Дарвина?
3. Запишите в тетрадь основные положения симиальной теории Дарвина.
4. Прочтите в учебнике на стр.219-221 статью “Труд и происхождение человека”.
5. Дайте определение понятию “антропогенез”, запишите в тетрадь.
6. Ответьте друг другу на вопросы:
- почему нельзя считать современных человекообразных обезьян предками людей?
- В чем принципиальное отличия человека от животных, в том числе от высших человекообразных обезьян?
- Какова роль труда в происхождении человека?
- Как Ф.Энгельс определял значение социальных факторов?
- Каковы движущие силы эволюции человека как биологического существа?
- Каковы движущие силы эволюции человека как социального существа?
- Какова взаимосвязь биологических и социальных факторов эволюции человека?
7.Составьте схему:
Движущие силы антропогенеза.
Биологические |
Социальные |
1.____________ 2.__________________ 1._______ 2._________
3.________________ 3._____________ 4._________
У.Э.-3. Текстовой.
Цель: Определить основные антропоморфозы у предков человека.
Индивидуальная.
1. Прочтите текст учебника на стр.222.
2. Выделите основные антропоморфозы у предков человека.
3. Определите значение каждого в эволюции человека.
4. Полученные знания оформите в виде таблицы в тетради.
Условия превращения нашего далекого предка в человека (антропоморфозы)
Антропоморфоз. |
Его значение. |
1.Переход к прямохождению. |
Освобождение руки от участия в передвижении тела. |
2.Стадный образ жизни. |
………………. |
3.Высокий уровень развития мозга и психики. |
…………………. |
4.Использование естественных орудий труда. |
…………………. |
Антропоморфозы, есть главнейшие предпосылки очеловечивания, основа для развития мышления и трудовой деятельности.
Молодцы!!! Вы успешно поработали!!! Настало время подвести итоги.
Выходной контроль:
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Перечислите черты сходства человека и животных?
2. О чем свидетельствует наличие у человека рудиментов и атавизмов, сходство в развитии зародышей человека и позвоночных животных?
3. Почему человека относят к классу млекопитающих?
4. Сравните человека с человекообразными обезьянами; сделайте выводы.
5. Дайте определение антропогенезу.
6. Назовите движущие силы антропогенеза.
7. Установите взаимосвязь между биологическими и социальными факторами эволюции человека.
8. Какие антропоморфозы возникли в эволюции человека?
- Технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, к которому у нас относят программы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и Л.В.Занкова в начальной школе. Эти программы обеспечены дидактическим материалом и методическим аппаратом. А вот в среднем звене в основном господствует традиционная методика преподавания, не предполагающая диалога, а нацеленная на знания, умения, навыки. В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребёнок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель даёт ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности. Таким образом, “конструирование” собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей технологии.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который хаpaктеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В процессе применения технологии критического мышления:
- происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, выpaбатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Основой технологии является трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология РКМЧП - целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч.Темплом, К.Мередитом, Д.Стилл. Это “ключевые слова”, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным условием является применение данных приёмов в контексте трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Технология критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП надпредметная, она применима в любых программе и предмете.
Методическая разработка урока по теме “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”, курс биология 6 класс. Преподавание курса ведется по учебнику “Биология. Живой организм 6 кл”, автор – Н.И. Сонин.
Тема: “Многообразие живых организмов. Их основные признаки. Чем живое отличается от неживого”
Задачи: продолжить знакомство с разнообразием живых организмов на Земле, их сходстве; показать значение живых организмов в живой природе и жизни человека; показать отличие живых существ от тел неживой природы; дать представление о биологии как науке, о живой природе; продолжить развитие умений систематизации материала и его анализа (выделять линии сравнения).
Оборудование: таблицы с изображением животных; муляжи плодов; комнатные растения; таблицы и гербарные экземпляры растений луга и леса.
Ход урока
1. Стадия вызова.
На стадии вызова мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде заголовков смысловых блоков. Просим учащихся, предположить по каким направлениям мы будем изучать эту тему. На данном уроке учащиеся предполагают, что главными вопросами изучаемой темы станут: царства живой природы, критерии жизни, сравнение живой и неживой природы. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Мы составляем кластер, в котором располагаем, эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:
Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и наполнить содержанием основные вопросы, изучаемой темы. Для этого учитель просит ответить ребят на следующие вопросы:
- Назовите объекты (тела) неживой природы?
- Какие живые организмы вы знаете?
- Чем живые организмы отличаются от тел неживой природы?
- На какие царства делятся живые организмы?
- Из чего состоят тела всех живых организмов?
- Каковы основные части клетки?
- Каковы признаки живых организмов?
- Что изучает наука биология?
Возникшие затруднения на стадии вызова разрешаются на стадии осмысления.
- Стадия осмысления.
На стадии осмысления учитель предлагает учащимся поработать с карточками, на которых изображены представители всех царств живой природы, коллекциями и гербарными экземплярами. Предлагает учащимся сравнить организмы по внешним признакам: размерам, форме тела, окраске, а также поведению и другим признакам. Обращает внимание на многообразие живых организмов и на среды их обитания. Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника на стр.4-6, по следующему алгоритму:
- Чтение текста и его маркировка: напротив каждого абзаца учащиеся делают пометку карандашом (“v” - знакомая информация, “+”- новая информация, “-”- думал иначе, “?”- непонятно).
- Выделение главного по основным вопросам, обозначенным в “предварительном кластере”.
- Обсуждение информации в группе.
- Оформление и презентация “новых” кластеров.
3. Стадия размышления.
На этой стадии мы дополняем и исправляем неверные предположения в “предварительном кластере”. Заполняем их на основе новой информации, устанавливаем причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками. Работаем индивидуально по отдельным смысловым блокам. Очень важным моментом является презентация “новых” кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.
1. Составляется “новый” кластер.
1. Живая природа –> клетка организм царства живой природы.
2. Неживая природа –> объекты не состоят из клеток, не обладают признаками живого организма.
- Обсуждается вопрос: какая важная информация не вошла в кластер?
- Определяем термины: биология, клетка, организм.
- Формулируем выводы, которые отражают причинно-следственные связи между “гроздями” кластера.
1. На Земле существует огромное многообразие живых организмов.
2. Все это многообразие можно систематизировать в пять царств живой природы, каждое из которых хаpaктеризуется определенными признаками.
3. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Для всех хаpaктерны признаки живого.
4. Клетка – основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Может существовать как отдельный организм или в составе тканей животных, растений, грибов. Только вирусы являются представителями неклеточной формы жизни. Клетки имеют различные размеры и форму.
5. По количеству клеток, образующих организм, все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные.
6. Объекты неживой природы не обладают признаками живых организмов.
Домашнее задание: параграф 1 до слов “Между организмом …” на стр.4; составить синквейны к основным понятиям изученной темы; выполнить задание в рабочей тетради № 1-4 на стр.3
Примеры синквейнов составленных учащимися:
1. Природа |
1. Клетка |
2. разнообразная, удивительная. |
2. маленькая, сложная. |
3. размножается, развивается, изменяется |
3. делится, дышит, растет. |
4. природа – это часть Земли. |
4. клетка – это маленькие кирпичики. |
5. дом. |
5. жизнь. |
( Яковлев Александр 6б класс).
1. Природа |
1. Организм |
2. Красивая, загадочная. |
2. Живой, сложный. |
3. Изменяется, погибает, загрязняется. |
3. Живет, растет, развивается. |
4. Нашу природу загрязнять нельзя. |
4. Живое существо самостоятельно существует |
5. Жизнь. |
5. Жизнь. |
( Бакашев Мансур 6б класс).
1. Биология. |
1. Природа. |
2. Увлекательная, интересная. |
2. Живая, красивая. |
3. Изучает, наблюдает, оберегает. |
3. Живет, удивляет, рождает. |
4. Удивительный мир живой природы. |
4. Природа всегда будет удивлять. |
5. Наука |
5. Загадка. |
( Арапов Влад 6б класс).
- использование компьютера как сверхэффективного средства создания проблемных ситуаций на уроке, при этом учитель может, например:
- отключить звук и попросить прокомментировать учеников наблюдаемое на экране. Затем можно либо просмотреть ещё раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если ребята успешно справились с заданием. Условное название этого приёма: “Что бы это значило?”;
- остановить кадр и попросить ученика, проделав мысленный эксперимент, попробовать описать дальнейшее протекание процесса. Дадим этому приёму условное название: “А дальше?”;
- продемонстрировать какое-либо явление, процесс и попросить объяснить, высказать гипотезу, почему это происходит именно так. Таким образом, можно выйти либо на проблемную ситуацию, связав её с темой урока, либо через иллюстрацию, анимацию закрепить изученное. Назовем этот прием: “Почему?”.
- использование компьютера учениками при изучении текстового материала:
- нахождение ответов на поставленные учителем вопросы;
- очень краткое конспектирование;
- заполнение заранее подготовленных таблиц;
- создание единой логической структуры, схемы изучаемого материала и т. п.
- использование компьютера учениками при изучении биологических процессов, фундаментальных экспериментов перед ребятами могут быть поставлены следующие задачи:
- зарисовать схему, сделать рисунок опыта. Затем включить как пункт “Описание лабораторного оборудования”, “Описание опыта” при дальнейшем изучении материала;
- внести изменения в параметры опыта, записать результаты;
- преобразовать условия протекания биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода, влажность и т. д.) и внести данные в таблицу;
- составить, зарисовать график протекания процесса и т. п.
- Обучающая - расширить представление учащихся об опopных системах живых организмов за счет раскрытия особенностей строения внутреннего скелета и его функций у позвоночных.
- Развивающая – продолжить развитие у учащихся умения проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы, систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников.
- Воспитывающая – продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником и инструктивными карточками, умения работать в паре, умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умения ставить цели и определять пути их решения, проводить самооценку своих знаний.
- Раскрыть основные функции скелета и его основные части.
- Путем проведенного эксперимента изучить химический состав кости.
- Используя раздаточный материал изучить строение кости.
- Используя рисунки учебника изучить типы соединения костей.
- Доказательно обосновать преимущества внутреннего скелета.
- Меры профилактики травматизма скелета.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Какая система органов животных обеспечивает этот процесс жизнедеятельности? (костно-мышечная система или опopно-двигательный аппарат).
- Из чего она состоит? (скелета и мышц).
- Какой тканью образован скелет? (костной и хрящевой – разновидностями соединительной ткани).
- Какой тканью образованы скелетные мышцы? (поперечно-полосатой мышечной тканью).
- Что мы изучили на прошлом уроке? (скелет беспозвоночных животных).
- Какие виды скелета вам известны? (наружный, внутренний, гидроскелет).
- Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать на уроке?
- Используя учебник страницу 92, выясните, какие функции выполняет скелет.
- Сделайте вывод в виде схемы.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Проведите опыт:
- Закрепите пробирку в держателе,
- Поместите кость в пробирку,
- Нагрейте пробирку на спиртовке.
- Используя знания из курса природоведения, сделайте вывод, какие вещества сгорают и
- Составьте схему.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, какое внешнее и внутреннее строение имеет трубчатая кость.
- Сделайте вывод в виде схем.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Используя рисунок, страница 95 учебника, выясните, как соединены, кости между собой.
- Какое это имеет значение.
- Сделайте вывод в виде схемы.
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
- Прочитайте в учебнике на странице 93, какие отделы образуют скелет позвоночных
- животных?
- Сделайте соответствующие выводы в виде схемы.
- Используя предложенные рисунки (скелет рыбы, лягушки, черепахи, птицы, собаки), выясните, все ли позвоночные имеют внутренний скелет?
- Из предложенного списка, определите, все ли из перечисленных позвоночных животных имеют костный скелет?
- На ранних стадиях развития все позвоночные имеют хрящевой скелет. О чем это говорит?
- Почему необходимо соблюдать правила поведения на дорогах, по время гололёда, на переменах?
- Чем опасны травмы скелета?
- Проверка выполнения задания (учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы).
3. Информационные технологии.
Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными многообразны. Кроме возможности более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приемов в работе учителя. Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких биологических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять. Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без “картинки” вообще неспособны, понять процесс, изучить явление. Развитие их абстpaктного, логического мышления происходит посредством образов. А ученики с теоретическим типом мышления нередко отличаются формализованными знаниями. Для них компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, подвижными графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления. Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии. По утверждению современных психологов, биологическое мышление является синтетическим, интегрированным – как наглядно-образным, так и абстpaктно-теоретическим. Рассмотрим методические приемы, наиболее часто применяемые при изучении нового материала:
После работы с компьютером необходимо подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие в результате деятельности. Во время устного контроля можно проверить объем и качество усвоенного. Здесь эффективны комментирование кадров с учебного места, либо ответ у доски, вернее, у экрана (мультимедийное выступление). Письменная проверка может содержать задание: воспроизвести таблицу, краткий опopный конспект (ОК), логическую схему, структуру и т. д.
Проверка работы может быть как устная, так и письменная (на этом же уроке либо на следующем).
Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом их можно применять в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех без исключения ребят и память, и речь, и мышление.
Тема урока: “Опopная система позвоночных животных. Строение костей”
Чтоб черпать полной чашей
Труд, счастье, наслаждение,
Залогом жизни нашей
Является движение.
В.В.Розенблат.
Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование: мультимедиопроектор, рисунки скелетов позвоночных животных (рыбы, лягушки, крокодила, птицы, млекопитающих), таблицы “Внутреннее строение кости”, “Типы соединения костей”, модели скелета лягушки, птицы, крысы, пробирка, держатель, спиртовка, крупная кость рыбы, бедренная кость курицы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Учитель:
“Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, мы с вами знаем, что одним из признаков живого организма является – движение.
Тема нашего урока “Опopная система позвоночных животных”.
(Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).
(Учащиеся определяют цели, учитель обобщает и дополняет, формулируя, что учащиеся должны знать и уметь по данной теме, обращает внимание учащихся на слайд 1).
Что необходимо
Знать |
Уметь |
1. функции скелета |
1.самостоятельно определять свойства костной ткани. |
2. основные отделы внутреннего скелета позвоночных животных. |
2. доказательно обосновывать преимущества внутреннего скелета животных. |
3. способы соединения костей образующих скелет. |
У истоков изучения скелета (сообщение ученика).
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демократ – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком, собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мpaком ночи тайно крал трупы повешенных.
Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.
Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употрeбление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале восемнадцатого века Петр 1 закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.
Религия неустанно чинила препятствия изучению организма. В первой половине девятнадцатого века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики. Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных. Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.
У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него три функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он выполняет двигательную функцию; в-третьих, защищает наиболее важные органы. Так спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и лёгкие защищены ребрами. Печень и почки, о которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень - почти целиком).
В скелете позвоночных животных различают: скелет головы, скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет поясов верхних и нижних конечностей.
Учитель: Для того чтобы достичь поставленных целей, я предлагаю вам выполнить следующие задания. ( Инструктивные карточки с заданиями предлагаются на слайдах. Учащиеся выполняют задания в тетради индивидуально и парами. Результаты выполняются в виде схем, таблиц и выводов).
Задание 1.
Цель: изучить функции скелета и определить, чем образован скелет позвоночных животных.
3. Прочитайте в учебнике страницу 94, и выясните, чем образован скелет позвоночных животных.
4.Сделайте вывод в виде схемы.
Задание 2.
Цель: изучить состав и свойства костей.
слышен запах паленого, а какие остаются в виде золы.
Вывод: сочетание ………. и…………делает кость крепкой и достаточно упругой.
Задание 3.
Цель: изучить строение кости.
Задание 4.
Цель: изучить типы соединения костей.
Задание 5.
Цель: изучить, какие отделы образуют скелет позвоночных.
Щука, сова, обыкновенная лисица, ворона, верблюд, морская черепаха, акула, слон, лошадь, белый медведь, электрический скат.
4.Закрепление изученного материла. ( Учащиеся выполняют задания).
Какие утверждения верны?
1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.
2.Функции скелета: опopная, защитная, двигательная.
3.Скелет образован костями, связками, сухожилиями.
4.Эластичность придают костям органические вещества, а твердость неорганические.
5.Сочетание органических и неорганических веществ, делает кость крепкой и достаточно упругой.
6.Внешнее строение трубчатой кости: головка и надкостница.
7.Внутреннее строение трубчатой кости: плотное вещество и костный мозг.
8.Существует два типа соединения костей в скелете: неподвижное (шов), подвижное (сустав).
9.Отделы скелета позвоночных: скелет головы, туловища, конечностей.
10.Все позвоночные имеют только костный скелет.
( Учащиеся делают самопроверку и выставляют оценки. Правильные ответы: 2, 3, 4, 5, 6, 9.)
Презентация урока прилагается.
Домашнее задание:
Прочитать параграф 15;
Выполнить задания в рабочей тетради
70, 71, 72, 76 на странице 29-30.
Указанные выше технологии хорошо интегрируются с применением на уроках информационных технологий и дифференцированного подхода. Уроки-презинтации включают в себя элементы модульной технологии и технологии развития критического мышления. Теоретическое содержание урока и контроль знаний, умений и навыков строится на основе дифференциации обучения.
Комментарии:
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
28 03 2024 18:22:29
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
27 03 2024 10:54:50
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
26 03 2024 15:59:47
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
25 03 2024 16:12:27
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...
24 03 2024 16:46:56
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
23 03 2024 16:53:35
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
22 03 2024 15:18:36
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...
21 03 2024 0:14:15
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...
20 03 2024 19:13:34
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
19 03 2024 14:32:30
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
18 03 2024 14:43:50
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
17 03 2024 2:39:18
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
16 03 2024 12:35:59
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
15 03 2024 7:42:36
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
14 03 2024 10:49:31
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
13 03 2024 22:24:28
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
12 03 2024 4:31:55
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
11 03 2024 19:14:50
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
10 03 2024 12:59:20
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
09 03 2024 1:13:32
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
08 03 2024 16:29:42
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
07 03 2024 13:17:44
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
06 03 2024 20:46:36
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...
05 03 2024 18:33:43
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
04 03 2024 0:49:38
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
03 03 2024 1:13:40
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
02 03 2024 21:47:35
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
01 03 2024 17:11:54
В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...
29 02 2024 17:57:44
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
28 02 2024 19:29:32
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...
27 02 2024 23:10:52
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
26 02 2024 18:35:37
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
25 02 2024 22:39:19
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...
24 02 2024 13:36:35
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
23 02 2024 21:19:57
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
22 02 2024 23:39:20
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
21 02 2024 2:28:22
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
20 02 2024 22:36:55
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
19 02 2024 5:59:27
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
18 02 2024 6:54:42
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
17 02 2024 14:40:43
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
16 02 2024 9:40:55
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
15 02 2024 10:18:56
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
14 02 2024 6:38:23
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
13 02 2024 19:27:55
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...
12 02 2024 19:35:30
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
11 02 2024 5:41:43
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....
10 02 2024 9:35:37
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
09 02 2024 10:15:58
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
08 02 2024 9:23:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::