Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"
Девиз урока: «Знание только тогда знания, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Цель урока: обобщить, закрепить и расширить знания о бактериях, их строении и процессах жизнедеятельности в связи с разнообразием сред обитания, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и её изучению.
Задачи:
- уметь распознавать и определять виды бактерий на пособиях; выявлять черты сходства и различия бактерий;
- уметь хаpaктеризовать общие черты царства Бактерии;
- уметь называть особенности бактерий связанных со способами питания;
- уметь обосновывать значение бактерий в природе и жизни человека;
- прививать санитарно-гигиенические навыки предупреждения инфекционных заболеваний;
- уметь делать выводы о происхождении бактерий, через разнообразные формы обучения;
- формировать коллективную деятельность учащихся, развивать мотивацию коллективных и индивидуальных достижений через использование игровой технологии.
Оборудование:
- дидактический материал – карточки с заданиями,
- конверты с заданиями № 1-4, условия задач, вопросы капитанов,
- жетоны;
- магниты;
- выставка литературы по данной теме (учебники, пособия, энциклопедии, художественная литература).
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада
приветствовать вас на собрании клуба знатоков
биологии. Сегодня мы проведём урок в форме
конкурса по теме: «Бактерии» под девизом:
«Знания только тогда знания, когда они
приобретены усилиями своей мысли, а не памятью»
(Л.Н.Толстой). В нашей игре сегодня принимают
участие три комaнды. Комaнда, лучше других
показавшая свои знания, станет победителем.
Каждой комaнде за правильные ответы на задания
будут выдаваться жетоны. Итак, начинаем игру.
I конкурс – «Эстафета понятий»
Каждая комaнда за своим столом берёт конверт №
1, комaнды в порядке очереди раскрывают
содержание понятий. Та комaнда, которая за 1
минуту сможет раскрыть содержание большего
количества понятий, получает максимально пять
жетонов, за каждое раскрытое понятие по 1 жетону.
1-й комaнде: раскрыть смысл понятий – прокариоты,
стрептококки, автотрофы, болезнетворные
бактерии, жгутиковые бактерии.
2-й комaнде: раскрыть смысл понятий – бактерии,
стафилококки, гетеротрофы, паразиты, сарцины.
3-й комaнде: споры, бациллы, симбионты, бактериоз,
цианобактерии.
II конкурс – «Кто первый?»
Возьмите конверт под номером 2, где предложено 8 вопросов, определите буквы, по вашему мнению, правильного ответа. Напишите буквы на листке вложенного в конверт. В результате выполненного задания всей комaндой, вы сможете прочесть определённое понятие. Кто быстрее и правильно составит понятие, тот и победит в этом конкурсе, получив максимально 8 жетонов. (Приложение 1)
Определив понятия, учащиеся записали слово:
1-я комaнда, – вибрионы;
2-я комaнда, – анаэробы;
3-я комaнда, – спириллы.
III конкурс – «Третий лишний»
Учитель читает три понятия, учащимся нужно
выбрать, какое из них лишнее, объяснив
почему. За каждый правильный ответ, комaнда
получает мах 2 жетона.
№ 1 Сапрофиты – паразиты – кокки
№ 2 Гермафродиты – автотрофы
– гетеротрофы
№ 3 Вибрионы – анаэробы –
спириллы
№ 4 Фототрофы – стафилококки –
хемотрофы
№ 5 Анаэробы – аэробы – спирохета
№ 6 Симбионты – туберкулёз –
ангина
IV конкурс – «Реши и отгадай»
Взять конверт № 3, достать лист с кроссвордом, который комaндам нужно решить, ответив на вопросы и определить центральное понятие. За каждое угаданное слово получает комaнда жетон + за центральное слово ещё один (мах 8 жетонов). (Приложение 2)
V конкурс – «Обобщи и ограничь»
Используя понятие «бактерия», каждая комaнда
записывает на листах как можно больше вариантов
цепочек связанных с этим понятием, когда данное
слово может стоять на первом месте, втором,
третьем. По количеству созданных цепочек, каждая
комaнда получает жетоны.
Примеры:
Прокариоты – бактерия – кокки
Бактерии – болезнетворные – вибрион холеры
Царство живой природы – прокариоты – бактерии и
т.д.
VI конкурс – «Создай портрет»
Используя задание в конверте № 4, составьте комaндой хаpaктеристику царства бактерий по предложенному плану:
- название царства,
- особенности строения организма,
- место обитания,
- использование или применение
Первая комaнда даёт хаpaктеристику –
клубеньковым бактериям.
Вторая комaнда хаpaктеризует – молочнокислые
бактерии.
Третья комaнда описывает болезнетворные
бактерии (на выбор учащихся). За полную
хаpaктеристику комaнда получает мах количество
жетонов – 5 .
Учитель. Вот и подошло время
завершить заседание клуба знатоков биологии.
В нашем клубе знатоков победила комaнда под
названием …
Спасибо всем за работу.
Комментарии:
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
09 10 2025 18:42:27
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
08 10 2025 20:32:33
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
07 10 2025 7:51:42
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
06 10 2025 4:35:36
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
05 10 2025 1:20:36
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
04 10 2025 15:48:10
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
03 10 2025 22:57:27
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
02 10 2025 22:15:17
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
01 10 2025 14:56:54
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
30 09 2025 4:58:15
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
29 09 2025 19:46:17
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
28 09 2025 21:42:49

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
27 09 2025 13:40:18
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
26 09 2025 1:46:25
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
25 09 2025 16:30:45
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
24 09 2025 2:48:29
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
23 09 2025 12:15:18
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
22 09 2025 17:17:55
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
21 09 2025 20:33:46
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
20 09 2025 16:51:19
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
19 09 2025 22:14:21
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
18 09 2025 9:23:23
Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....
17 09 2025 13:20:27
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
16 09 2025 6:55:36
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
15 09 2025 4:27:50
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
14 09 2025 16:23:35
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
13 09 2025 16:35:33
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
12 09 2025 10:30:43
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
11 09 2025 23:33:55
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
10 09 2025 16:13:34
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
09 09 2025 23:52:46
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
08 09 2025 5:49:38
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
07 09 2025 19:44:18
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
06 09 2025 5:38:29
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
05 09 2025 22:12:24
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
04 09 2025 20:24:46
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
03 09 2025 11:30:20
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
02 09 2025 23:15:42
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки.
...
01 09 2025 6:14:20
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
31 08 2025 19:44:34
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
30 08 2025 23:45:34
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
29 08 2025 5:51:41
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
28 08 2025 5:37:25
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
27 08 2025 5:33:20

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
26 08 2025 12:44:18
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
25 08 2025 1:37:44
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
24 08 2025 17:36:58
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
23 08 2025 3:10:51
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
22 08 2025 4:29:16
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
21 08 2025 16:45:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::