Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах
Я расскажу притчу о маленьком мальчике. Однажды учительница сказала: “Сегодня мы будем рисовать”. Он любил рисовать. Взял карандаш и начал рисовать льва. Но учительница сказала “Подожди! Мы будем рисовать цветы”.“Здорово” – воскликнул малыш и начал рисовать цветы розовым, синим, оранжевым карандашами. Но учительница сказала: “Подожди! Я вам покажу, как нужно рисовать” И она нарисовала красный цветок с зеленым стебельком. Мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей, и на свои цветы. Свои ему понравились больше. Но он перевернул лист и нарисовал цветок, как у учительницы: красный с зеленым стебельком. В следующий раз учительница сказала: “Сегодня мы будем заниматься лепкой”. “Хорошо!” – подумал мальчик. Он любил лепку и умел делать различные штучки из глины. Но учительница сказала: “Мы будем делать блюдо”. “Здорово!” – подумал мальчик и начал лепить блюда различных форм и размеров. Но учительница сказала: “Подожди! Я покажу, как надо делать”. И учительница сделала блюдо. И мальчик сделал такое же… Семья мальчика переехала, и ему пришлось поменять школу. В первый же день был урок рисования. Мальчик стал ждать когда учительница скажет что и как делать. Но она ничего не говорила, а просто ходила по классу. Подойдя к мальчику, она спросила:
- “Ты не хочешь рисовать?”
- “Хочу. А что нужно рисовать?” – ответил он.
- “Что хочешь” – сказала учительница.
- “А как рисовать?”
- “Как хочешь”
- “И не важно каким цветом?”
- “Не важно, – сказала учительница. - Если бы все делали одинаково, как бы я узнала, чей это рисунок?”
- “Я не знаю” – сказал мальчик и начал рисовать красный цветок на зеленом стебельке.
Не правда ли, знакомая история? В традиционном образовании наши вопросы заставляют мысль ребят двигаться в определенном, выбранном нами, учителями, а не школьниками, направлении. А может быть путь поиска истины должен выбираться самим учеником? Мы привыкли подносить ребенку готовую истину, которую он обязательно должен принять. А если “лишь зародить в нем вкус к науке, чтобы он полюбил ее, и дать ему методы, чтобы он мог изучать” (Ж.Ж. Руссо).
Перед биологической наукой стоят большие задачи: побороть вирусы и болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания, победить преждевременную старость, исправить возникающие генетические дефекты, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов, уберечь лес от уничтожения, а почву от эрозии. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, медиками, экологами, но каждому придется заботиться о собственном здоровье и здоровье своих детей. Многим придется принимать участие в решении экологических проблем.
Моя задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни.
Какую роль сегодня играет обыкновенный рабочий урок? Ведь нет ничего проще, чем воспроизвести информацию на уроке, закрепить ее, поставить оценки. А каким должен быть урок, чтобы дети шли к тебе с желанием?
Проблема мотивации учебной деятельности не нова. Под мотивами учения психологи понимают внутреннюю позицию личности, то есть то, ради чего учится ученик, что побуждает его учиться. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от физиологических потребностей до самоактуализации. Существует несколько типов мотивации, связанной с учебной деятельностью. Мне бы хотелось, чтобы у моих учеников превалировала мотивация, лежащая в самой учебной деятельности. Мотивы этой категории – это удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация заложена в самом процессе учебной деятельности: преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей.
Какие же условия для этого необходимы?
- Оценка на уроке – это не побудительная сила деятельности, а лишь информирование ученика об успешности его деятельности. Она служит для того, чтобы оценить, достигнут ли желаемый результат.
- Результаты обучения должны быть значимыми для учащихся и соответствовать их потребностям.
- Урок следует организовать так, чтобы сам процесс учения был интересен учащимся и вызывал радость от общения с педагогом и одноклассниками. Четко организованный урок имеет ценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.
Я человек сомневающийся, нахожусь всегда в поиске ответов на вопросы “Как? Зачем? Чему учить?” Цели изучения биологии в школе давно уже сформулированы и решаются в соответствии с нормативными документами: Федеральным базисным учебным планом, примерными программами, требованиями к обязательному минимуму содержания образования и др.
Реализация целей зависит от конкретного биологического материала, с которым работают учащиеся. В нашей гимназии существует 4 профиля на старшей ступени обучения. Биология для небиологических классов: физико-математического, гуманитарного, филологического, экономического – это знакомство с концептуальными понятиями науки, вошедшими в сокровищницу достижений человеческой мысли, на приемлемом для них языке: без формалистики и хитросплетений. Одна из целей – научить “небиологов” осознавать действие биологических законов в их жизни, а может и в будущей профессиональной деятельности. Задачи – сформировать представление о роли и месте биологии в современной цивилизации и мировой культуре. Совсем другие цели и задачи в изучении предмета должны ставиться перед учащимися химико-биологического профиля. В этом классе вопрос “Зачем нам это нужно?” зазвучит совсем не праздным образом. В профильном классе удовлетворяются индивидуальные (часто уже профессиональные) интересы учащихся.
Наиболее трудным является вопрос о содержании образования в небиологических классах. Значительный объем программы и большое количество фактического материала при 34 часах (вместо прежних 64 ч.) заставляют пересматривать прежние методики ведения уроков. Необходимо выдать базовый уровень, но так, чтобы ребятам было интересно. Уроки не должны ограничиваться содержанием минимального уровня. Необходимо использовать любопытные факты из истории биологических открытий, интересные биологические задачи, эксперименты. Сейчас есть возможности для использования на уроках компьютера, видеофильмов, мультимедийных презентаций, интеpaктивной доски и др. Большинство уроков можно превратить в мини-исследование!
Образовательная сторона обучения должна уступить место развивающей и воспитательной, т. е. обучение должно пониматься не столько как передача суммы знаний для ознакомления и заучивания, сколько как формирование естественнонаучного мировоззрения.Сегодня, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников, задачей учителя становится проблемная подача материала. Нужно так преподносить материал, чтобы ученик включился в процесс поиска ответов на вопросы: “А почему это так?”, “Что могло привести к этому?”, “А что произойдет, если..?”
Из множества различных типов уроков я чаще всего использую традиционные комбинированные, но комбинацию этапов урока и содержание самих этапов стараюсь разнообразить. Часто применяю биологические разминки, мини-исследования, “живые” модели, ролевые игры, защиту мини-проектов, проведение параллелей между техническими устройствами и объектами живой природы, построение опopно-логических схем. Важнейший в биологии метод выявления причинно-следственных связей помогает добиваться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся.
Есть в школьном расписании уроки математики, физики, литературы, биологии, но не значатся уроки великодушия, благородства, нравственности. А ведь именно этому мы должны учить детей ежедневно, ежечасно, ежеминутно каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, и даже одеваться. Учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Я смею надеяться, что мои ученики вырастут людьми тонко чувствующими, восприимчивыми ко всему истинно прекрасному, самостоятельно мыслящими, способными к творчеству. И пусть в этом им помогут биологические знания.
Комментарии:
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
16 07 2025 13:28:35
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
15 07 2025 9:35:40
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
14 07 2025 1:37:33
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
13 07 2025 22:16:55
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
12 07 2025 17:18:17
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
11 07 2025 1:30:49
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
10 07 2025 2:14:19
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
09 07 2025 18:40:20
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
08 07 2025 17:59:42
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
07 07 2025 16:28:20
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
06 07 2025 16:42:11
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
05 07 2025 22:25:43

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
04 07 2025 4:24:46
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
03 07 2025 21:28:25
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
02 07 2025 16:17:11
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
01 07 2025 15:52:21
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
30 06 2025 0:11:16
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
29 06 2025 11:27:21

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
28 06 2025 14:54:50
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
27 06 2025 23:24:58
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
26 06 2025 8:37:28
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра".
...
25 06 2025 17:12:30
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
24 06 2025 22:46:49
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
23 06 2025 22:30:57
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
22 06 2025 8:57:29
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
21 06 2025 1:17:45
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
20 06 2025 23:42:59
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
19 06 2025 18:48:52
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
18 06 2025 18:50:13
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
17 06 2025 13:44:15
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах.
...
16 06 2025 23:56:58
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
15 06 2025 7:29:34
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
14 06 2025 21:35:54
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
13 06 2025 0:19:29
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
12 06 2025 3:31:14
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
11 06 2025 9:16:30
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
10 06 2025 4:24:22
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
09 06 2025 11:10:56
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
08 06 2025 1:21:22
Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....
07 06 2025 14:38:32
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
06 06 2025 7:37:38
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
05 06 2025 5:47:35
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
04 06 2025 22:36:15
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
03 06 2025 8:51:19
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
02 06 2025 17:37:15
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
01 06 2025 10:50:56
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
31 05 2025 14:23:38
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
30 05 2025 19:43:44
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
29 05 2025 3:13:38
Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....
28 05 2025 3:56:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::