Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения выделяет познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия. Универсальность – значит независимость действия от предметного содержания, возможность применения освоенных операций в разных учебных и пpaктических ситуациях. Планируя урок, учитель определяет те УУД, которые целесообразно формировать данным предметным содержанием. Здесь действует универсальный принцип : развиваются те качества, которые требуются для успешного выполнения данного задания.

Один из самых распространённых приёмов работы -- это беседа. От учащихся здесь требуется умение слушать (коммуникативное универсальное действие), извлекать необходимую информацию из прослушанного текста (познавательное общеучебное универсальное действие), отвечать на вопросы. При этом тренируется концентрация и устойчивость внимания, словесно-логическая память.

Если в процессе беседы учитель опирается на визуальный ряд, то школьник ещё должен распределять своё внимание между визуальным и аудиальным каналами восприятия, одновременно включается наглядно-образная память.

Задание на активное слушанье можно сделать ещё более мотивированным, если предварительно сформулировать и записать вопросы по излагаемому материалу и предложить учащимся найти ответы на эти вопросы в прослушанном тексте, а потом обсудить результаты. Тогда тренируются ещё логические универсальные действия, такие как анализ, синтез, сравнение, выстраивание причинно-следственных связей и вывод. Например, беседу про ВИЧ заменяю фильмом, а вопрос к нему, например, такой : почему ВИЧ-инфицированные должны обязательно принимать три лекарства ? Ответ на этот вопрос предполагает знание цикла размножения вируса, что хорошо показано в фильме. Таким образом, для выполнения этого задания учащимся требуется осуществить как информационные, так и логические универсальные учебные действия.

Вместо беседы учитель может предложить текст и, чтобы извлечь из него нужные знания , учащемуся потребуются информационные навыки. Например, при изучении члeнистоногих спрашиваю какое животное самое сильное ? Кто-то говорит слон, а кто-то -- муравей. Затем предлагаю семиклассникам научно-популярную статью, где приводятся соотношения массы тела и груза, который может поднять животное. Изучив статью, делаем вывод, что самое сильное животное – клещ. Это рефлексия содержания информации -- то есть умение корректировать и формулировать свою точку зрения на основе полученной информации.

Биология как предмет позволяет формировать и развивать знаково-символические действия. Так процесс влияния среды на численность популяции можно представить в виде графика. Ответ на вопрос: где оптимальное значение фактора, требует мысленного разворачивания информации, а также логических универсальных действий: анализа её, умения осуществлять синтез, сравнивать и делать вывод.

Рассказ об удобрениях предваряю заданием составить схему \"Виды удобрений\" с примерами и сопровождаю презентацией. Шестиклассники изучают органические и минеральные удобрения, способы их внесения, учатся слушать и рассматривать одновременно. Затем задаю вопрос о том какие же бывают удобрения и предлагаю оформить ответ на него в виде схемы. Это тренировка общеучебного умения -- структурирование знаний.

На основе текста с иллюстрацией может быть выполнена пpaктическая работа. В 10 классе тема \"Исследование черт приспособленности организмов к условиям жизни в биогеоценозе\". Учащимся даётся описание образа жизни и строения тела дятла или белки. Цель работы -- выявить приспособления к условиям обитания в лесном биогеоценозе. Такая работа потребует как логических, так и информационных универсальных действий.

Создать ситуацию для тренировки универсальных действий по контролю и оценке процесса и результата деятельности можно, предлагая учащимся решить тест, например, из десяти заданий, затем самим выбрать из них пять, в которых уверены, что они решены правильно и оценивать только их. Обсуждая выбранные учащимися вопросы, мы активизируем регулятивное универсальное действие по контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Кроме того сразу видно где пробелы. В процессе разбора тестовых заданий, в которых учащиеся не были уверены, предлагаю вопрос о том каких знаний им не хватает, чтобы решить эти задания. Здесь включаются регулятивные универсальные действия по самооценке, то есть выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить.

Очень продуктивны задания на анализ истинности утверждений, что относится к логическим универсальным действиям. Это развивает критическое мышление, а когда необходимо обосновать своё мнение по каждому утверждению, то потребует от учащегося проведения анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей и построения логической цепочки рассуждений.

Широко применяются в развивающем обучении различные формы тестовых заданий, которые стали неотъемлемой частью педагогического процесса в формировании и развитии универсальных учебных действий. Регулярное использование тестовых заданий повышает мотивацию обучения школьников на основе уверенности в объективности оценки, развивает дух состязательности в достижении более высоких личных результатов. Часто перед уроком слышу вопрос: “А тестик будет ?”. Выполнять тестовые задания можно и в парах, тогда ещё совершенствуется умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Выполнение типичного тестового задания выбора одного верного ответа из четырёх предложенных требует концентрации внимания, словесно-логической памяти, самооценки (верно ли я выбрал), а также тренирует мыслительные универсальные действия -- анализ и синтез.

Задания на установление последовательности, выбор нескольких верных ответов и на установление соответствия кроме анализа и синтеза развивают такие универсальные действия, как сравнение, логика - установление причинно-следственных связей, умения выводить следствия, делать выводы.

Тестовое задание на аналогию или оно называется \"смысловая пропорция\" также требует навыка выбирать основания и критерии для сравнения.

Тестовые задания бывают открытого и закрытого типа. В тестовых заданиях открытого типа не даётся готовых ответов. Учащиеся должны сами дописать ответ -- это слово, символ, последовательность цифр, букв или символов. Открытые тестовые задания кажутся учащимся более трудными, чем закрытые. Учащимся легче выбрать правильный ответ из предложенных, чем самому его формулировать. Тестовые задания дополнения оценивают умения учащихся воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, а также выявляют уровень понимания изученного материала. Сложность открытых тестовых заданий, особенно заданий свободного изложения, связана с неумением учащихся формулировать и выражать свои мысли, строить осознанное речевое высказывание. Для тренировки этого общеучебного универсального учебного действия учащимся, при выполнении открытых тестовых заданий, рекомендуется переписать текст задания на черновик и попытаться найти ответ либо проговаривать предложение, в которое надо вставить термин или слово.

Открытое тестовое задание дополнения может быть предъявлено в не-вербальной форме -- в виде рисунка, схемы, графика в сопровождении словесного задания. Его решение потребует совершения как информационных, так и логических универсальных действий.

Кроме того, любое задание и форму работы можно использовать для формирования и развития навыков осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме, и таких коммуникативных универсальных учебных действий, как умение слушать, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении. Для этого необходимо находить время на уроке, возможно дать меньше заданий, рассчитывая на проговаривание тестовых заданий в процессе устных ответов или работы над ошибками, например. Тогда учитель получит дополнительные возможности корректировать свои подходы, а обучающиеся корректировать свои знания. Ведь биология – это устный предмет и нужно использовать его потенциал в развитии умения думать и выражать свои мысли.

Список литературы.

  1. Н. Л. Галеева. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  3. Н.Ф. Виноградова .Материалы курса “ Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС” -- М. : Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.



Комментарии:

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

15 11 2025 8:21:17

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

14 11 2025 4:31:16

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

13 11 2025 10:51:30

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

12 11 2025 23:41:40

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

11 11 2025 4:46:11

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

10 11 2025 21:41:41

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"


    Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

09 11 2025 7:20:15

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

08 11 2025 20:16:32

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

07 11 2025 16:46:41

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

06 11 2025 4:33:18

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

05 11 2025 2:23:49

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

04 11 2025 13:56:43

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

03 11 2025 8:31:47

Кружок "Уроки здоровья"


    Кружок "Уроки здоровья"

      Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

02 11 2025 21:32:54

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

01 11 2025 20:23:25

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

31 10 2025 23:49:14

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

30 10 2025 17:39:11

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

29 10 2025 11:32:12

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

28 10 2025 16:10:56

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

      В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....

27 10 2025 23:23:25

Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)


    Возможности интегрирования преподавания различных школьных предметов и деятельности психолога (на примере преподавания биологии в 8-м классе и психологии)

      На динамичном этапе развития школы возникают трудности, которые связаны с объективными изменениями в общественной жизни. К ним относятся использование ИКТ-ресурсов, информационный поток, не подверженный цензуре и научному рецензированию, смена ценностных ориентаций, изменение запроса к учителям в отношении ведущих компетенций, которые необходимо формировать у воспитанников....

26 10 2025 16:36:48

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

25 10 2025 2:43:37

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

24 10 2025 5:50:12

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"


    Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

      Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

23 10 2025 15:34:11

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

22 10 2025 4:21:48

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

21 10 2025 21:47:49

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

20 10 2025 21:20:55

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

19 10 2025 18:20:30

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

18 10 2025 21:12:24

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

17 10 2025 7:37:40

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....

16 10 2025 22:10:16

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

15 10 2025 19:49:23

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

14 10 2025 11:16:13

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

13 10 2025 23:20:47

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

12 10 2025 23:54:47

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

11 10 2025 9:42:30

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

10 10 2025 20:25:41

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"


    Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

      Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

09 10 2025 13:45:22

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

08 10 2025 10:14:25

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

07 10 2025 18:16:12

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

06 10 2025 4:39:12

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

05 10 2025 14:35:52

Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"


    Урок биологии по теме: "Я родился! Этапы эмбрионального развития"

      Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...

04 10 2025 19:26:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

03 10 2025 3:48:36

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

02 10 2025 12:47:33

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

01 10 2025 10:38:39

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....

30 09 2025 9:47:54

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

29 09 2025 5:24:14

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

28 09 2025 7:37:32

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

27 09 2025 6:10:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::