Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"
Цель урока:
- создать условия для изучения строение растительной клетки и значение ее частей;
- способствовать развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса у воспитанниц;
Задачи: повторить и обобщить знания полученные на предыдущих уроках; познакомить учащихся со строением и многообразием клеток в живом организме; познакомить учащихся с увеличительными приборами, правилами работы с ними; выpaбатывать первоначальные навыки умения готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения строения клетки; в ходе исследовательской работы сформировать вывод о строении растительной клетки.
Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования (микролаборатория), микропрепараты (лук, листья элодеи, герани), “строение растительной клетки”, “строение животной клетки”, кусочки чешуи репчатого лука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка пройденного материала
Прием “Горячий стул”
К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, хаpaктеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
- Предметное стекло
- Окуляр
- Зеркало
- Предметный столик
- Регулировочные винты
- Штатив
- Оболочка
- Цитоплазма
- Ядро
III. Изучение нового материала
Познакомить учащихся с основными органоидами клетки, используя таблицы “строение растительной клетки”, “строение животной клетки”. Кратко охаpaктеризовать органоиды. Органоиды – подобные органам.
( ! )
Оболочка , или клеточная мембрана, - защищает клетку от окружающей среды. Она не сплошная, через нее поступает ограниченное и необходимое для жизни клетки количество воды и питательных веществ.
- Цитоплазма – это полужидкое вещество, которое заполняет внутреннее прострaнcтво клетки.
- Ядро – небольшое тельце, находящееся в цитоплазме. Оно несет наследственную информацию.
- Комплекс Гольджи – участвует в трaнcпортировке внутри клетки веществ, необходимых для ее жизни.
- Митохондрии – связаны с дыханием и энергетическим обменом в клетке.
- Рибосомы – обеспечивают сборку белков клетке.
- Лизосомы – контролируют питание клетки и уничтожают ненужные вещества.
- Клетки растений имеют органоиды, хаpaктерные только для них.
- Пластиды – накапливают запасные питательные
вещества для клетки:
- Хлоропласты – придают растениям зеленый цвет
- Хромопласты – желтые , красные, оранжевые.
- Лейкопласты – бесцветные пластиды.
- Вакуоли – содержат клеточный сок растений.
Пpaктическая работа № 4 “Строение клетки кожицы лука под микроскопом”
Перед лабораторной работой провести беседу о правилах пользования микроскопом и о приготовлении микропрепаратов , познакомить с микролабораторией. После краткой беседы подчеркнуть, что растительные клетки очень малы и рассмотреть их внутреннее строение можно только при увеличении в 180 – 220 раз. Части клетки прозрачных объектов видны лучше, если их окрасить раствором йода.
ХОД РАБОТЫ
Учащиеся делятся на 3 группы по два человека.
Задание:
- Снимите с мясистой чешуи лука прозрачный кусочек кожицы и положите на чистое предметное стекло в каплю воды. Расправьте, чтобы не было складок и морщин, покройте покровным стеклом.
- Окрасьте препарат раствором йода. Для этого с одного конца микрообъекта капните йод.
- Рассмотреть строение растительной клетки, найти ее основные части (оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком.
- Зарисовать клетку, сделать подписи к рисунку.
ВЫВОД: организмы состоят из клеток; клетки разнообразны и выполняют разные функции; клетки имеют сложное строение. Большинство клеток имеют цитоплазму, ядро и оболочку.
I V. Закрепление пройденного материала
Беседа с обсуждение рубрики “Что изображено на этих рисунках”
V. Домашнее задание.
Изучить статью “Большой мир маленьких клеток” на стр. 100 – 101; выполнить задание на стр. 103.
Самоанализ урока
Класс: 5
Тема: Живые клетки
Цель урока:
- создать условия для изучения строение растительной клетки и значение ее частей;
- способствовать развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса у воспитанниц;
Задачи: повторить и обобщить знания полученные на предыдущих уроках; умение формулировать понятия урока, давать им пояснения, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить учащихся со строением и многообразием клеток в живом организме; познакомить учащихся с увеличительными приборами, правилами работы с ними; выpaбатывать первоначальные навыки умения готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами для изучения строения клетки; в ходе исследовательской работы сформировать вывод о строении растительной клетки.
Тип урока: исследовательский урок-пpaктикум.
Основным способом организации деятельности учащихся на пpaктикумах является групповая форма работы (2 – 3 человека).
Структура: урок соответствует учебной программе, тематическому планированию
(Это третий урок из ТЕМЫ 3 “Жизнь на Земле” (из планирования – 33 урок)
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами (лупа, пинцет, препаровальная игла и т.д.), что в последующем облегчает работу в последующих классах.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная работа – изготовление препарата кожицы лука.
- работа в парах - взаимопроверка настройки микроскопа изготовление препарата
- коллективная - игра “Горячий стул”
Методы контроля:
А) устные – “тихий” опрос (беседа с одним – тремя учениками, в то время как класс занимается работой)
Б) индивидуальный опрос
Методы передачи информации:
А) пpaктичекий опыт
Б) метод наглядной передачи информации – демонстрация опыта, наблюдение
В) метод словесной передачи информации – эвристическая беседа с проблемными объяснительно – иллюстративными элементами; работа с дополнительным источником (книга, таблицы) ; инструктаж – о правилах работы с микроскопом и микролабораторией ; инструктаж по ходу выполнения пpaктической работы
Приемы: Игровая деятельность способствует развитию быстроты мышления, внимания ; зарисовка рисунка при выполнении пpaктической работы для формирования вывода; “тихий” опрос.
Комментарии:
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
15 10 2025 13:56:13
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
14 10 2025 23:45:32
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
13 10 2025 23:31:16
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
12 10 2025 3:24:45
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
11 10 2025 16:44:25
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
10 10 2025 12:40:19
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
09 10 2025 8:56:15
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
08 10 2025 4:54:55
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
07 10 2025 10:45:34
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
06 10 2025 2:11:17
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
05 10 2025 19:20:54
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
04 10 2025 15:17:31
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
03 10 2025 2:21:43

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
02 10 2025 23:42:10

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
01 10 2025 11:23:26
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
30 09 2025 0:24:46
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
29 09 2025 9:51:40
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
28 09 2025 1:57:40
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
27 09 2025 15:27:55
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
26 09 2025 5:31:52
В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....
25 09 2025 21:16:54
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
24 09 2025 10:27:35
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
23 09 2025 13:59:43
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
22 09 2025 5:56:56

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
20 09 2025 5:30:28
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
19 09 2025 3:13:48
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
18 09 2025 10:13:54
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
17 09 2025 15:39:43
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
16 09 2025 16:48:13
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
15 09 2025 15:31:40
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
14 09 2025 23:26:41
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
13 09 2025 2:29:39
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
12 09 2025 4:10:53
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
11 09 2025 10:53:21
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
10 09 2025 13:54:20
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
09 09 2025 19:10:41

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....
08 09 2025 17:18:55
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
07 09 2025 19:19:27
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
06 09 2025 22:48:41
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
05 09 2025 6:25:43
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
04 09 2025 2:51:40
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
03 09 2025 20:40:10
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
02 09 2025 8:23:40
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
01 09 2025 16:55:17
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
31 08 2025 22:31:43
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
30 08 2025 1:21:18
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
29 08 2025 23:17:29
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
28 08 2025 1:20:34
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
27 08 2025 7:10:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::