Информационные технологии на уроках биологии

Презентация
Организационные моменты
- Участвуют две комaнды по 4 человека в каждой;
- Для подсчета баллов выбираются члeны жюри в количестве 2 – 3-х человек;
- Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.
Правила игры
Основной этап
- Каждой комaнде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
- У каждой комaнды есть 3 “жизни”, которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
- Комaнда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя “жизнь”.
- После сгорания третьей “жизни” набранные баллы аннулируются, и комaнда выбывает из игры.
Супер-игра
- После прохождения основного этапа комaндам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
- В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные комaндами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.
Ниже представлены вопросы для обеих комaнд различной категории сложности А, В и С. Верные ответы вопросов частей выделены подчеркиванием.
ЧАСТЬ А для 1-й комaнды
1. Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
2. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
а) стихийным;
б) дизруптивным;
в) движущим;
г) стабилизирующим.
3. Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:
а) полиплоидия;
б) полимерия;
в) поливалентность;
г) полигамия.
4. Растения в отличие от животных:
а) не способны к дыханию;
б) имеют хлоропласты;
в) не нуждаются в минеральных веществах;
г) обладают высокой подвижностью.
Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:
а) ароморфоза;
б) идиоадаптации;
в) дегенерации;
г) биологического регресса.
ЧАСТЬ А для 2-й комaнды
1. Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
а) похожи друг на друга по внешнему строению;
б) ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
в) обитают на общей территории;
г) схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
2. Примером идиоадаптации является:
а) утрата кишечника ленточными червями;
б) возникновение многоклеточности;
в) разнообразие окраски крыльев бабочек;
г) появление конечности у насекомых.
3. Примером ароморфоза является:
а) появление легких у земноводных;
б) возникновение покровительственной окраски у окуня;
в) появление длинного клюва у цапли;
г) редукция органов чувств у паразитических червей.
4. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:
а) симбиозом;
б) хищничеством;
в) паразитизмом;
г) протокооперацией.
5. Критерием появления нового вида является возникновение:
а) значительных морфологических изменений;
б) существенного количества мутационных изменений;
в) географической изоляции;
г) репродуктивной изоляции.
ЧАСТЬ В для 1-й комaнды
1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:
а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление пoлoвoго размножения;
в) возникновение семян у голосеменных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.
2. Инбридинг – это:
а) скрещивание различных видов;
б) скрещивание близкородственных видов;
в) скрещивание различных чистых линий;
г) увеличение числа хромосом у гибридной особи.
3. Элементарной эволюционной единицей является:
а) особь;
б) популяция;
в) вид;
г) биоценоз.
4. Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:
а) микроэволюцией;
б) макроэволюцией,
в) межвидовой борьбой;
г) внутривидовой.
5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:
а) борьба с нeблагоприятными условиями окружающей среды;
б) борьба с антропогенными факторами;
в) межвидовая борьба;
г) внутривидовая борьба.
ЧАСТЬ В для 2-й комaнды
1. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:
а) отсутствие легких у рыб;
б) отсутствие зрения у животных, живущих под землей;
в) редукция органов чувств у паразитических червей;
г) отсутствие хвоста у лягушки;
д) превращение корней растения повилики в присоски;
е) утрата кишечника ленточными червями.
2. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
а) биологического регресса;
б) дегенерации;
в) идиоадаптации;
г) ароморфоза.
3. Порода собак представляет собой:
а) род;
б) вид;
в) природную популяцию;
г) искусственную популяцию.
4. К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:
а) дивергенция;
б) стабилизирующий отбор;
в) идиоадаптация;
г) движущий отбор.
5. Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:
а) индивидуальная изменчивость;
б) естественный отбор;
в) модификационная изменчивость;
г) искусственный отбор;
д) географическое распространение;
е) наследственность.
ЧАСТЬ С для 1-й комaнды
Первый вопрос.
Выберите неверные утверждения:
- белки – это биологические полимеры;
- мономерами белков являются аминокислоты;
- в состав белков входят 30 разных аминокислот;
- все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных;
- аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.
Второй вопрос.
Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.
Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.
Третий вопрос.
Установите соответствие между свойством и экологической системой:
Свойства Экосистемы 1) единственный источник энергии – Солнце. А) природная экосистема. 2) значительная часть веществ изымается человеком. Б) агроэкосистема. 3) значительное разнообразие видов 4) ведущая роль искусственного отбора. 5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком.
Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.
ЧАСТЬ С для 2-й комaнды
Первый вопрос.
Выберите неверные утверждения:
Второй вопрос.
Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.
Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.
Третий вопрос.
Установите соответствие между типом размножения и его хаpaктерными чертами:
Хаpaктерные черты Тип размножения 1) потомки идентичны родителям. А) бесполое 2) одна родительская особь. Б) пoлoвoе 3) основной клеточный механизм – митоз. 4) основной клеточный механизм – мейоз. 5) потомки генетически уникальны.
Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.
СУПЕР-ИГРА
Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:
- возникновение реакций матричного синтеза;
- теплокровность;
- прикрепленность к месту обитания;
- плацента.
Подведение итогов и награждение комaнд
По окончании мероприятия жюри объявляет победителя. Участникам победившей комaнды по отметке “отлично” в журнал по биологии.
Данный материал для большей наглядности рекомендуется оформить в виде презентации MS Power Point.
ЛИТЕРАТУРА:
- Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 112 с. (Серия “ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания”)
- Каменский, А.А. Билогия. ЕГЭ: Пpaктикум. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005.
- Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. “ЭКСМО”, 2005.
- Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.
Комментарии:
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
11 11 2025 10:51:34
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
10 11 2025 15:34:53
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
09 11 2025 15:20:53
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
08 11 2025 10:10:16
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
07 11 2025 13:32:43
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
06 11 2025 8:15:57
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
05 11 2025 15:25:52
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
04 11 2025 21:25:16
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
03 11 2025 3:55:36
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
02 11 2025 12:31:42
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
01 11 2025 8:32:41
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
31 10 2025 17:44:10
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
30 10 2025 19:51:10
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
29 10 2025 19:38:18
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
28 10 2025 7:53:25
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
27 10 2025 14:51:35
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
26 10 2025 11:35:53
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
25 10 2025 20:31:58
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения.
...
24 10 2025 8:19:10
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
23 10 2025 19:21:32
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
22 10 2025 21:50:36
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
21 10 2025 16:47:22
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
20 10 2025 22:27:27
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
19 10 2025 20:17:58
Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
18 10 2025 19:46:46
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет ИКТ. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....
17 10 2025 19:10:46
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
16 10 2025 11:53:36
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
15 10 2025 9:55:20
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
14 10 2025 16:20:47
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
13 10 2025 3:31:43
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
12 10 2025 15:18:33
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
11 10 2025 10:12:13
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
10 10 2025 2:36:45
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
09 10 2025 20:35:48
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
08 10 2025 9:39:59
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
07 10 2025 9:18:57
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
06 10 2025 16:55:33
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
05 10 2025 5:25:18
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
04 10 2025 17:53:25
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
03 10 2025 11:10:19
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
02 10 2025 20:11:27
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
01 10 2025 16:26:39
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
30 09 2025 17:23:36
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
29 09 2025 2:47:16
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
28 09 2025 18:14:28
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
27 09 2025 1:56:40
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
26 09 2025 6:54:19
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
25 09 2025 1:36:40
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
24 09 2025 6:36:48
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
23 09 2025 14:24:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны