Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"
Задачи урока:
- Образовательная задача: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, лимфы; познакомить обучающихся с функциями крови.
- Воспитательная задача:Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание обучающихся.
- Развивающая задача:Формировать умения: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Оборудование: презентация «Внутренняя среда организма» (приложение 2), диск «Биология»-8 класс, интеpaктивные и бумажные варианты тестов; дополнительный материал для учащихся по теме (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
А)пятеро учащихся выполняют - интеpaктивный тест на компьютерах, составленный по программе «My Test».
Б) остальные учащиеся выполняют тест в тетрадях и производят взаимопроверку, выставляя оценку.
Вариант №1
- Скелет человека состоит из следующих отделов:
А)скелет головы
б)скелет туловища
в) скуловой отдел
г) пояса конечностей
д) височный отдел
е)скелет свободной конечности - Крестцовый отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в)5 позвонков - Скелет свободной верхней конечности образуют:
А)плечевая кость
б)ребра
в) кости предплечья
г) ключица
д) кости кисти
е) бедренная кость - Пояс верхней конечности образован:
А)плечевой костью
б) лопаткой
в) бедренной костью
г) ключицой. - Мозговой отдел образован:
А)носовой костью
б) лобной костью
в) скуловой костью
г) теменной костью
д) височная кость
е) затылочная кость - Позвонок имеет:
А) тело
б) гpyдину
в) дугу позвонка
г) позвоночное отверстие
Вариант №2
- Поперечно - полосатая мышечная ткань образует:
А) скелетные мышцы
б) стенки полостей тела
в) стенки органов пищеварения - Являются ли скелетные мышцы активной частью опopно-двигательного аппарата?
А) да
б)нет - Из чего состоит скелетная мышца?
А) поперечно-полосатых мышечных волокон
б) гадкомышечных клеток - Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека?
А) портняжная
б) четырёхглавая мышца бедра - Работа мышц осуществляется по принципу:
А) блока
б) рычага - Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей:
А) статическую
б) динамическую
Вариант №3
- Шейный отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Какая часть черепа крупнее:
А) мозговой отдел
б) лицевой отдел - Скелет свободной нижней конечности образован:
А) лопаткой
б) бедренной костью
в) теменной костью
г) берцовой костью
д) тазовой костью
е) костями стопы. - Грудной отдел позвоночника образован:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Лицевой отдел образован:
А) носовой костью
б)лобной костью
в) скуловой костью
г) нижнечелюстной костью
д) височной костью
е) верхнечелюстной костью. - Скелет туловища образован:
А) позвоночником
б) тазовыми костями
в) грудной клеткой
д) ключицей
е) лопаткой
Вариант №4
- У человека более:
А) 250 мышц
6) 450 мышц
в) 600 мышц - Мышцы пояса верхних конечностей обеспечивают движения конечности:
А) в локтевом суставе
б) в плечевом суставе - Какие мышцы головы вплетаются в кожу:
А) жевательные
б) мимические - Динамическая работа совершается при:
А) поднятии тяжести, ходьбе
б) удерживании груза, стоянии - Работой мышц управляет:
А) нервная система
б) гумopaльная система - Какое минимальное число мышц участвует в движениях в любом суставе:
А) одна
б) две
в) четыре
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. В какой среде теперь существуют клетки? На этот вопрос мы должны сегодня ответить на вопрос?
1. Вопросы классу:
А) Что такое ткань?
Б) Где находится межклеточное вещество?
В) Какую функцию она выполняет?
Обобщение ответов учащихся учителем: подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от высыхания и других изменений.
2. Запись темы урока и домашнего задания. Слайд №1
3. Задание классу: найдите в учебнике, из чего состоит внутренняя среда организма, какие жидкости её составляют?
Слайд №2 (запись в тетради)
(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды).
4. Составление таблицы: «Внутренняя среда организма». Учащиеся заполняют самостоятельно по учебнику и дополнительной литературе.
Слайд №3, №4 (при самопроверке)
Внутренняя среда |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
Кровь |
Состав |
Вода, органические и неорганические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток. |
Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты. |
Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки(тромбоциты) |
Место нахождение |
Промежутки между клетками всех тканей |
Лимфатическая система |
Сердце и кровеносные сосуды |
Функции |
- Дыхание клеток; |
Защита организма от болезнетворных микроорганизмов |
Tрaнcпортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гумopaльная регуляция. |
5. Для закрепления знаний учащихся по таблице: просмотр анимации- диск «Биология» 8 класс – глава №3 «Кровь. Кровообращение»; *14 «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав» в дополнительных материалах –анимация «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека»
6. Слайд №5 «Состав тканевой жидкость»
7. Слайд №6 «Кровь»
8. Слайд №7 «Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма», запись в тетради понятия «гомеостаз»
Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма.
(Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены).
9. Учащиеся формулируют выводы по уроку.
Обобщение ответов учащихся учителем. Слайд №8
- Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
- Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать
- Постоянство внутренней среды обеспечивается за счёт процессов саморегуляции.
III. Рефлексия
- Какие новые термины вы узнали?
- На каком этапе урока возникли трудности?
- Какие есть вопросы по пройденной теме?
Проверка знаний проводится дифференцированно.
А) сильные ученики работают за компьютерами, составляют интеpaктивные тесты по программе «My Test».
Б)ученики слабоуспевающие работают с вопросами в конце текста
В) остальные учащиеся отвечают на вопросы теста
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Комментарии:
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
15 10 2025 9:28:39
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
14 10 2025 23:17:57
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
13 10 2025 22:45:47
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
12 10 2025 6:37:46
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
11 10 2025 20:43:53
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
10 10 2025 9:28:19
На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью.
...
09 10 2025 9:17:48
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
08 10 2025 15:41:59
Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....
07 10 2025 14:56:39
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
06 10 2025 23:42:40
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся.
...
05 10 2025 8:26:15
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
04 10 2025 11:29:58
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
03 10 2025 23:10:56
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
02 10 2025 0:55:45
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
01 10 2025 22:24:12
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
30 09 2025 5:21:59
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
29 09 2025 5:12:48
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
28 09 2025 20:43:56
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
27 09 2025 3:47:54
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
26 09 2025 18:51:32
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
25 09 2025 12:10:45
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
24 09 2025 15:22:37
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
23 09 2025 4:59:46
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
22 09 2025 19:17:33
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
21 09 2025 9:40:36

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
20 09 2025 12:50:37
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
19 09 2025 15:38:20
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
18 09 2025 23:42:29
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
17 09 2025 4:13:20
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
16 09 2025 15:54:51
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
15 09 2025 15:48:56
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
14 09 2025 16:14:31
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
13 09 2025 9:53:54
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
12 09 2025 1:17:42
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
11 09 2025 11:38:23
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
10 09 2025 20:43:58
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
09 09 2025 23:59:43
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
08 09 2025 21:40:12
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
07 09 2025 15:52:14
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
06 09 2025 7:13:25
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
05 09 2025 8:43:11
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
04 09 2025 16:14:21
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
03 09 2025 17:56:56
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
02 09 2025 16:15:52
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
01 09 2025 21:20:35
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
31 08 2025 13:48:12
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
30 08 2025 11:14:56

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
29 08 2025 23:16:54
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
28 08 2025 21:48:11
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
27 08 2025 19:48:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::