Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"
Задачи урока:
- Образовательная задача: формировать знания учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях и значениях тканевой жидкости, крови, лимфы; познакомить обучающихся с функциями крови.
- Воспитательная задача:Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание обучающихся.
- Развивающая задача:Формировать умения: самостоятельно работать с учебником; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Оборудование: презентация «Внутренняя среда организма» (приложение 2), диск «Биология»-8 класс, интеpaктивные и бумажные варианты тестов; дополнительный материал для учащихся по теме (Приложение 1).
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний учащихся
А)пятеро учащихся выполняют - интеpaктивный тест на компьютерах, составленный по программе «My Test».
Б) остальные учащиеся выполняют тест в тетрадях и производят взаимопроверку, выставляя оценку.
Вариант №1
- Скелет человека состоит из следующих отделов:
А)скелет головы
б)скелет туловища
в) скуловой отдел
г) пояса конечностей
д) височный отдел
е)скелет свободной конечности - Крестцовый отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в)5 позвонков - Скелет свободной верхней конечности образуют:
А)плечевая кость
б)ребра
в) кости предплечья
г) ключица
д) кости кисти
е) бедренная кость - Пояс верхней конечности образован:
А)плечевой костью
б) лопаткой
в) бедренной костью
г) ключицой. - Мозговой отдел образован:
А)носовой костью
б) лобной костью
в) скуловой костью
г) теменной костью
д) височная кость
е) затылочная кость - Позвонок имеет:
А) тело
б) гpyдину
в) дугу позвонка
г) позвоночное отверстие
Вариант №2
- Поперечно - полосатая мышечная ткань образует:
А) скелетные мышцы
б) стенки полостей тела
в) стенки органов пищеварения - Являются ли скелетные мышцы активной частью опopно-двигательного аппарата?
А) да
б)нет - Из чего состоит скелетная мышца?
А) поперечно-полосатых мышечных волокон
б) гадкомышечных клеток - Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека?
А) портняжная
б) четырёхглавая мышца бедра - Работа мышц осуществляется по принципу:
А) блока
б) рычага - Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей:
А) статическую
б) динамическую
Вариант №3
- Шейный отдел позвоночника состоит из:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Какая часть черепа крупнее:
А) мозговой отдел
б) лицевой отдел - Скелет свободной нижней конечности образован:
А) лопаткой
б) бедренной костью
в) теменной костью
г) берцовой костью
д) тазовой костью
е) костями стопы. - Грудной отдел позвоночника образован:
А) 12 позвонков
б) 7позвонков
в) 5 позвонков - Лицевой отдел образован:
А) носовой костью
б)лобной костью
в) скуловой костью
г) нижнечелюстной костью
д) височной костью
е) верхнечелюстной костью. - Скелет туловища образован:
А) позвоночником
б) тазовыми костями
в) грудной клеткой
д) ключицей
е) лопаткой
Вариант №4
- У человека более:
А) 250 мышц
6) 450 мышц
в) 600 мышц - Мышцы пояса верхних конечностей обеспечивают движения конечности:
А) в локтевом суставе
б) в плечевом суставе - Какие мышцы головы вплетаются в кожу:
А) жевательные
б) мимические - Динамическая работа совершается при:
А) поднятии тяжести, ходьбе
б) удерживании груза, стоянии - Работой мышц управляет:
А) нервная система
б) гумopaльная система - Какое минимальное число мышц участвует в движениях в любом суставе:
А) одна
б) две
в) четыре
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. В какой среде теперь существуют клетки? На этот вопрос мы должны сегодня ответить на вопрос?
1. Вопросы классу:
А) Что такое ткань?
Б) Где находится межклеточное вещество?
В) Какую функцию она выполняет?
Обобщение ответов учащихся учителем: подавляющее большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из нее клетки получают необходимые питательные вещества и кислород, в нее выделяют продукты своей жизнедеятельности. Лишь верхний слой ороговевших, по существу мертвых, клеток кожи граничит с воздухом и защищает жидкую внутреннюю среду от высыхания и других изменений.
2. Запись темы урока и домашнего задания. Слайд №1
3. Задание классу: найдите в учебнике, из чего состоит внутренняя среда организма, какие жидкости её составляют?
Слайд №2 (запись в тетради)
(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Внутренняя среда организма – совокупность жидкостей, принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания постоянства внутренней среды).
4. Составление таблицы: «Внутренняя среда организма». Учащиеся заполняют самостоятельно по учебнику и дополнительной литературе.
Слайд №3, №4 (при самопроверке)
Внутренняя среда |
Тканевая жидкость |
Лимфа |
Кровь |
Состав |
Вода, органические и неорганические вещества, кислород, продукты распада, выделившиеся из клеток. |
Вода с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки -1-2%, лимфоциты, лейкоциты. |
Плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки(тромбоциты) |
Место нахождение |
Промежутки между клетками всех тканей |
Лимфатическая система |
Сердце и кровеносные сосуды |
Функции |
- Дыхание клеток; |
Защита организма от болезнетворных микроорганизмов |
Tрaнcпортная, дыхательная, питательная, выделительная, терморегуляторная, защитная, гумopaльная регуляция. |
5. Для закрепления знаний учащихся по таблице: просмотр анимации- диск «Биология» 8 класс – глава №3 «Кровь. Кровообращение»; *14 «Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав» в дополнительных материалах –анимация «Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека»
6. Слайд №5 «Состав тканевой жидкость»
7. Слайд №6 «Кровь»
8. Слайд №7 «Взаимосвязь компонентов внутренней среды организма», запись в тетради понятия «гомеостаз»
Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма.
(Достигается постоянство внутренней среды благодаря нервной и эндокринной системами, которые «следят» за составом и свойствами внутренней среды и при их изменениях влияют на работу выделительной, пищеварительной, дыхательной и других систем организма таким образом, чтобы эти изменения были устранены).
9. Учащиеся формулируют выводы по уроку.
Обобщение ответов учащихся учителем. Слайд №8
- Внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада.
- Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки могут нормально функционировать
- Постоянство внутренней среды обеспечивается за счёт процессов саморегуляции.
III. Рефлексия
- Какие новые термины вы узнали?
- На каком этапе урока возникли трудности?
- Какие есть вопросы по пройденной теме?
Проверка знаний проводится дифференцированно.
А) сильные ученики работают за компьютерами, составляют интеpaктивные тесты по программе «My Test».
Б)ученики слабоуспевающие работают с вопросами в конце текста
В) остальные учащиеся отвечают на вопросы теста
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Комментарии:
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
17 07 2025 10:26:22
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
16 07 2025 15:57:51
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
15 07 2025 17:54:59
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
14 07 2025 14:32:34
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
13 07 2025 3:46:57
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
12 07 2025 22:41:43
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
11 07 2025 23:45:24
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
10 07 2025 0:29:37
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
09 07 2025 20:26:58
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
08 07 2025 9:25:34

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
07 07 2025 16:26:47
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
06 07 2025 21:13:27
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
05 07 2025 6:51:17
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
04 07 2025 5:43:25
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
03 07 2025 19:52:31
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
02 07 2025 12:46:56
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
01 07 2025 20:46:36
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
30 06 2025 16:19:11
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
29 06 2025 22:38:37
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
28 06 2025 9:48:47
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
27 06 2025 19:57:25
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
26 06 2025 13:51:44
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
25 06 2025 3:39:41
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
24 06 2025 13:55:36
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
23 06 2025 4:57:44
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
22 06 2025 1:27:32
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал.
...
21 06 2025 22:29:29
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
20 06 2025 3:44:48
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
19 06 2025 6:44:58
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
18 06 2025 2:34:23
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
17 06 2025 23:44:13
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
16 06 2025 6:54:49
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
15 06 2025 3:57:25
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
14 06 2025 9:52:45
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
13 06 2025 18:24:20
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
12 06 2025 20:11:20
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
11 06 2025 9:30:39
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
10 06 2025 6:30:35
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
09 06 2025 21:39:52

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
08 06 2025 23:36:50
Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....
07 06 2025 20:50:28
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
06 06 2025 17:52:46
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
05 06 2025 22:29:41
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
04 06 2025 5:29:22
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
03 06 2025 16:47:19
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
02 06 2025 14:27:36
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
01 06 2025 18:21:33
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
31 05 2025 14:10:58
Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....
30 05 2025 3:59:52
Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....
29 05 2025 16:41:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::