Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

Ход занятия

В начале занятия и в ходе чтения эпиграфа тихо звучит музыка (Л.Коган, Н. Вальтер “Юмореска”.

– Добрый день, уважаемые коллеги. Мне очень приятно видеть вас на своём занятии. Предлагаю вам поговорить на тему, зашифрованную в словах Тютчева (слайд).

“Нам не дано предугадать,
как слово наше отзовётся.
И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать.

– Что привлекло в эпиграфе ваше внимание? Выделите ключевое … (Слово, сочувствие, благодать).

– Слово! Попробуем составить портрет “Слова” … Это трудно, но … через толкование, подбор других слов, знание пословиц, высказываний (Приложения 1 и 2).

– Предлагаю сегодня выстроить схему. (На доске изображён треугольник, в основе “слово”). Рассуждение учителя …

 

– А как вы считаете, какого цвета и смысла могут быть слова? …. (святое, вещее, красное, золотое, тёплое, праздное, чёрное).

– Это словесная радуга, семицветная, 7 уровней.

– Мы с вами постоянно в жизни “светимся” цветами этой радуги, выражая свои мысли в слух, словами.

– Обратите внимание, описание слова и мнения ваши были очень разными, а почему? Давайте постараемся на занятии сегодня в этом разобраться …

– Для этого предлагаю нашим экспертным группам (взрослая аудитория) совершить путешествие в суверенное государство “Человеческий организм”.

Цель визита: ознакомиться с системой управления государством.

– У каждого на столах бланки – загранпаспорта (Приложение 3). Заполните их.

– Организм человека — удивительное создание, сформированное и отшлифованное природой и одухотворенное Всевышним, это маленькая Вселенная – не познанная и не изведанная до конца.

– На свете около 7 миллиардов человеческих тел. У каждого из нас свое. И одно тело на всю жизнь. Такое знакомое, но скрывающее столько тайн.

– Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри собственного организма.

– Сейчас мы находимся в припограничной зоне государства “Человеческий организм”.

I. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

– Необходимо пройти таможенный контроль. На таможне предлагается разгадать кроссворд. Итоги (Приложение 4).

– Что вы “делали”, когда отвечали на вопросы кроссворда? (Мыслили, думали, анализировали …)

– Какой орган вам позволяет выразить свои мысли, образы и ассоциации словом?

(Головной мозг и т.д. Речь … мысль, образ, понятие …).

Слово – “мысль изреченная” – продукт разума человеческого, рассудка. И, так как зачастую непонятно, оно очень несовершенно и не может выразить всей беспредельности жизни и многообразия мира. (Заполнение далее схемы-треугольника на доске с комментариями …).

– Вам предлагается следующий маршрут передвижения, обратите внимание на загранпаспорта.

– Сегодня мы должны проинспектировать:

  • Градообразующую систему.
  • Система массовой информации.
  • Система государственного управления.
  • Административный блок (пункт).
  • Провести эксперимент …

– Какой из пунктов маршрута вы хотели бы проинспектировать?...

Работают в экспертных группах (на местах, самостоятельно). После изучения материалов, заслушать каждую группу и выделить основное по пути следования.

В это время работа с материалом схемы головного мозга, таблица “Правое и левое полушарие человека: стимулы и ответственность” для других участников занятия (Раздаю, комментирую).

II. СИСТЕМА ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ (Строение нервной системы человека).

Изучить материал 4-х схем и ответить потом на вопросы (Приложение 5) (слайды).

– Что вы инспектировали? (Нервную систему человека и её строение).

– Каковы её особенности строения?

– Выполняемые ею функции?

III. СИСТЕМА (получения) МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (особенности анализаторов человека).

– Изучите материалы текста и таблицы (Приложение 6).

Вопросы (слайды).

– Чем представлена СМИ в организме человека? (Органы чувств, система анализаторов – перечислить их …).

– Какова их особенность? Нервные пути от отдельных анализаторов направляются в определенные центры мозга (чувствительные, вставочные, двигательные).

В коре головного мозга каждый анализатор занимает определенную область.

Эти особые участки расположены в лобной, теменной и височной зонах, называют ассоциативными.

Они обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов, понятий, символов.

– Наблюдается асимметрия в работе органов чувств. Например: (слайд) пояснения учителя …

IV. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (Особенности строения головного мозга). (Приложение 7).

Вопросы:

– Основные структурные части головного мозга человека? (5 отделов, перечислить их…).

– Какой отдел самый крупный и развитый? Его особенности? (Передний мозг, полушария большого мозга. Левое и правое полушарие, покрыто корой из нескольких слоёв нервных клеток. Правое и левое полушария функционально ассиметричны, т.е. выполняют разные функции, управляют разными видами деятельности (слайды).

– Таким образом, кора больших полушарий переднего мозга — это высший отдел ЦНС, регулирующий и координирующий работу всех органов. Он является также материальной основой психической деятельности человека.

V. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЛОК (пункт) (Особенности работы полушарий большого мозга). (Приложение 8).

Изучите материал сводной схемы и таблицы.

Правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие Правое полушарие
  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычисления
  3. Сознательное
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера
  1. Абстpaктное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в прострaнcтве
  8. Чувственная сфера

IV. УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

– А теперь давайте проведем эксперимент.

 

– Я предлагаю вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста “Ведущие полушария”. Ответы записать буквой “П” (правый тип реакции) или “Л” (левый тип реакции). (Слайды). Задействовать всех. (Приложение 9 и Приложение 10).

– Продемонстрировать упражнения, зачитать результаты участников.

– А теперь все вместе выполним ещё одно упражнение (Приложение 11).

– Мы такие разные … (Слайд). Межполушарная асимметрия – индивидуальна… ассоциативное значение, индивидуальное у каждого человека.

– Вернёмся к эпиграфу занятия … (Рассуждение учителя, чтение стихотворения, музыка).

– Что такое сочувствие? Со – чувствие … (Приложение 12).

1) Сочувствие – Одобрительное, благожелательное отношение

2) Сочувствие – Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других

Это способность уловить вибрации чужой души и мира и откликнуться; воспринять не холодного разума слово, а невнятный лепет сердца, принять в себе радость и боль. Это духовная составляющая человека.

– Что такое благодать? (Ниспосланная свыше сила.)

– Показать подборку фотографий “Будьте милосердны”, “Милосердие в наше время”, “Сёстры милосердия” и прокомментировать их.

 

(Заполнение далее схемы-треугольника на доске).

Основание треугольника изображено прерывистой линией. Это означает, что связь между словом и личностью условна, и она невозможна без связи с мыслью и образом, душой и сердцем. (Музыка).

– Мы должны управлять своими мыслями и словами, а значит и судьбой!

ИТОГ (подводит участники занятия).

– Возможно, восполняя, компенсируя несовершенство человеческого слова (как продукта несовершенного разума), Бог наделил человека иной силой, благодатью: со-чувствием, умением проникать в души и мироздание не при помощи рассудка, а сердца, утверждает связь каждого человека со всем сущим, благодаря тому, что разум дополняется в человеке душой, духовностью.

Рефлексивный этап (Звучит “Болеро” Равеля.)

Ученые утверждают, что на нашей планете 7 миллиардов композиторов, т.е. ровно столько, сколько людей ее населяет.

– Музыка каждого мозга индивидуальна, как отпечатки пальцев.

– Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово.

– Американскими исследователи выявили, что люди, которые постоянно ругаются, подвержены болезням.

– Российские учёные утверждают: если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему.

– Учёные утверждают сегодня, что бранные слова “взрываются” в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению.

– Результаты исследований в области волновой генетики (наука, основанная П.П. Горяевым) позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит.

Стихотворение (по 4 строки участники занятия…).

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

(Как продолжение мысли Тютчева)

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,
Забыть все тяготы земные,
Чтоб истин светлых заложить
В сердца и души молодые.

Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться:
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

– Разве не делает это стихотворение нас и мир светлее?

– Вы согласны со мной? …

– Я желаю всем здоровья, мира, добра и благоденствия!

Сочувствия! Благодати! (Слайд (цветы, улыбка). Музыка. Песня “Дорогою добра”.

Приложение 13

Презентация



Комментарии:

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"


    Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

      Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...

09 10 2025 3:22:56

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

08 10 2025 17:10:25

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

07 10 2025 22:43:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

06 10 2025 3:54:23

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

05 10 2025 11:55:45

Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс


    Интегрированный урок по литературе и природоведению "Пятнышко на карте – "Васюткино озеро". 5-й класс

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....

04 10 2025 7:33:10

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

03 10 2025 0:42:45

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

02 10 2025 23:30:12

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

01 10 2025 5:46:50

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

30 09 2025 5:41:45

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

29 09 2025 8:58:45

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

28 09 2025 6:53:15

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

27 09 2025 2:30:56

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

26 09 2025 0:35:31

Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана


    Роль рыб в водных сообществах. Рыбы нашего водоема и их охрана

      Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....

25 09 2025 22:18:31

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

24 09 2025 2:40:13

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

23 09 2025 13:42:50

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

22 09 2025 18:10:36

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

21 09 2025 7:51:33

Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс


    Тема урока: "Роль бактерий в природе и жизни человека". 6-й класс

      Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....

20 09 2025 16:11:12

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

19 09 2025 9:28:12

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

18 09 2025 2:51:51

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

17 09 2025 8:41:39

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"


    Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

      Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

16 09 2025 18:49:33

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

15 09 2025 13:29:46

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

14 09 2025 6:15:50

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

13 09 2025 20:30:44

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

12 09 2025 14:48:44

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

11 09 2025 23:40:11

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

10 09 2025 19:15:23

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

09 09 2025 19:59:41

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

08 09 2025 16:44:15

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

07 09 2025 16:14:43

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

06 09 2025 20:36:26

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет

Класс птицы — общая хаpaктеристика. Виды и строение пера, скелет Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....

05 09 2025 16:28:53

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

04 09 2025 10:15:58

Витамины, их значение для организма человека

Витамины, их значение для организма человека Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....

03 09 2025 21:11:14

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

02 09 2025 16:37:28

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

01 09 2025 22:53:56

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

31 08 2025 17:23:46

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

30 08 2025 4:11:30

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

29 08 2025 6:18:36

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

28 08 2025 20:55:37

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

27 08 2025 5:50:49

Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе


    Голосеменные растения. Общая хаpaктеристика и значение в природе

      Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

26 08 2025 9:48:42

Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

      Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

25 08 2025 21:55:55

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

24 08 2025 21:30:44

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

23 08 2025 7:51:39

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

22 08 2025 20:40:43

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

21 08 2025 20:47:50

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::