Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии
Современное общество предъявляет все более высокие требования к ученику, как личности, способной активно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях социально-экономической среды, умеющей решать те или иные жизненные проблемы. Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. Современные педагогические технологии являются эффективным средством развития самостоятельной познавательной активности школьников.
Их использование предполагает, что учащиеся подготовлены к самостоятельной работе как репродуктивного, так и поискового хаpaктера, у них сформированы общеучебные навыки и умения. Выяснить готовность школьников к самостоятельной познавательной активности позволяет диагностика уровня познавательной самостоятельности, разработанная в ВГПУ под руководством Русских Г.А. (Приложение № 1-12)
Вооружение учащихся способами учебной деятельности (общеучебными и специальными навыками и умениями) реализуется через активные формы и методы организации урока и освоение оптимальных современных технологий.
1. Технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой, обучаясь по одной программе, школьники имеют возможность осваивать материал на разных уровнях: базовом, повышенном и углубленном, в зависимости от уровня их познавательных интересов и учебных возможностей.
2. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний.
Алгоритм решения проблемной задачи, по мнению Г.А.Понуровой, включает 4 этапа:
I этап – осознание проблемы, вскрытие противоречия. На этом этапе учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.
II этап – формулирование гипотезы, с помощью которой может быть противоречие.
III этап – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса.
IV этап – общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления.
3. Технология группового самостоятельного обучения
Цель технологии – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Учащиеся формируются в разноуровневые группы постоянного и сменного состава. Каждая группа работает под руководством ученика-консультанта, который организует работу в группе. Каждый ученик в группе выполняет свое задание, которое может быть как репродуктивным, так и творческим, в зависимости от цели и содержания учебного занятия и уровня познавательной самостоятельности.
4. Технология игровой деятельности
Главная цель этой технологии – создать условия для обучения школьников, умения принимать решения индивидуально и в сотрудничестве. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В учебном процессе применяются различные виды игр: игры-упражнения, имитационные, ролевые игры. Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования их общественных умений.
5.Технология личностно – ориентированного обучения
Личностное развитие ученика в процессе обучения возможно лишь при целенаправленной работе учителя с каждым учеником. Обычно ученику предлагается задание, соответствующее уровню его обучаемости или предоставляется право выбора задания ученику, который реализует его методом проб и ошибок. Основным способом управления процессом формирования мыслительных операций школьников является дозирование трудностей, а для этого необходимо знать, по каждому ученику какие операции сформированы, а какие еще нет.
6. Технология методов проектов
Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации проектного метода: развитие познавательных способностей учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию; развитие умения ориентироваться в информационном прострaнcтве и выделять главное; обучение школьников рефлексии; обучение учащихся умению публично выступать; развитие у школьников критического мышления.
Технология опыта
Обучение приемам работы с текстом учебника
Умение работать с книгой, с учебником школьнику нужно не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности, неизбежно связанной с необходимостью повышать свою квалификацию путем самостоятельного приобретения знаний. Работе с учебником должно уделяться исключительное значение: она проводится на основе уровневой дифференциации.
Базовый уровень формирования умений учащихся в работе с текстом учебника
1. Прочитать обязательную часть статьи. Понять каждое слово, если встретится непонятное слово, найти его объяснение в тексте или в сноске в конце параграфа.
2. Прочитать текст повторно по выделенным частям параграфа.
3. Пересказать текст по отдельным частям.
4. Еще раз бегло прочитать текст.
5. Прочитать дополнительную часть статьи.
6. Выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа.
Работа с учебником может быть весьма разнообразной и производиться на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при обработке и закреплении знаний и умений.
Объяснительное чтение
Основная цель: сообщение новых знаний, достижение навыков глубокого и сознательного понимания изучаемого материала учащимися. При выборочном чтении производится отбор и выделение необходимого материала для ответов на вопросы, выводов, определение понятий, классификация предметов и явлений. (Приложение № 2)
Обучение умению составления плана
План – точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Обучая учащихся составлению плана прочитанного, необходимо учить их отвечать по плану. Иногда следует предлагать учащимся такой вид работы с текстом учебника: написав на классной доске перечень вопросов, соответствующих пунктам плана данной статьи, учитель предлагает ученикам найти ответы на эти вопросы. Очень важно научить школьников анализу текста для выявления особенностей компонентов природы, отдельных материков. Для этого необходимо прочитать текст и определить по нему особенности. (Приложение № 3)
Обучение умению классифицировать
Умение классифицировать относится к общепринятым интеллектуальным умениям. Первоначально необходимо научить детей группировать объекты. Для этого необходимо найти основания для их объединения в группы, т.е. выделить общие между объектами. (Приложение № 4)
Систематизация
Систематизация – мыслительная операция по сведению знаний в единую систему. Система – совокупность множества элементов, которые вместе составляют единое целое. Существуют систематизации знаний: структурные схемы, показывающие систему знаний по предмету; план изучения темы; выделение ведущих понятий, законов, теорий, установление связей между ними; выделение главного и обобщения; логические опopные схемы; взаимосвязь нового материала с изученным ранее; задание на изложение учащимися знаний с разной целью. Таблицы – это одно из простых и эффективных средств для систематизации учебного материала. Они дают возможность кратко передавать основное содержание текста и одновременно сравнивать несколько объектов между собой, а это облегчает осознание и запоминание изучаемого материала. Умение читать, анализировать, заполнять и составлять таблицы имеет и пpaктическое значение, поэтому приобрести такие умения учащиеся должны в школе. (Приложение № 5)
Обучение умению составлять схемы
При подготовке учащихся к самостоятельному получению знаний, необходимо развивать умение и навыки работы со схемами учебника. Схемы, особенно их составление, позволяют развивать логическое мышление учащихся, закреплять полученные знания. Построение схем дает возможность последовательно знакомиться с изучаемыми процессами и явлениями. (Приложение № 6)
Обучение умению находить причинно-следственные связи
На основе текста учащиеся учатся находить причинно-следственные связи. Объяснение не всегда нуждается в доказательствах, поэтому использование объяснительного текста – это работа с доказательствами. Эта работа ведет к развитию у школьников умения четко и обоснованно высказывать свои мысли. (Приложение № 7)
Обучение умению конструировать вопросы
Очень важно научить школьников не только отвечать на вопросы, но и самим их конструировать. Работа по конструированию вопросов разного уровня сложности проводиться в виде уроков-тренингов по методике Г.А.Русских. Тренинг представляет систему игр и упражнений, цель которых – обучить определенной системе умений способом деятельности. В результате такой работы у учащихся формируется умение работать самостоятельно, творчески применять свои знания. (Приложение № 8)
Обучение приемам сравнения
Одно из важных интеллектуальных умений – умение сравнивать. Это умение очень необходимо при изучении географических объектов, процессов явлений. Сравнение – это установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Как и другие приемы умственной деятельности, сравнение имеет свои пути реализации в обучении. Предметом сравнения являются объекты, явления, качества признаки. При этом необходимо учитывать логические и дидактические требования к объектам сравнения: сравнивать можно только однородные объекты, то есть те, которые относятся к одному и тому же классу, общее между объектами сравнения можно устанавливать лишь тогда, когда между ними есть какое-то отличие. Устанавливать же разницу можно только при наличии определенного сходства. Развитие умения сравнивать лучше начинать с двух объектов. Проводить сравнение можно на различных этапах обучения: при восприятии нового материала, его осмысление, при систематизации и обобщении, применении в различных условиях. Применение умения сравнивать способствует достижению положительных результатов в обучении и развитии. (Приложение № 9)
Формирование специальных навыков
Работа с микроскопом считается одним из важных умений на уроках биологии, являясь одним из специальных навыков. В пятом классе знакомство с микроскопом начинается в теме “Живые клетки”. Рассматриваем строение микроскопа, зарисовываем или переводим его в тетрадь, обозначаем главные части микроскопа. Сообщается, что микроскоп – это увеличительный прибор для рассмотрения и детального изучения очень мелких частиц и микроорганизмов (микро – маленький, скопо – смотрю).
Другим важным умением в пятом классе является умение работать с картой. Природоведение является пропедевтическим курсом, в котором даются первоначальные сведения по нескольким предметам, в том числе географии. Карта – это второй язык географии, поэтому очень важно научить учащихся понимать карту, выработать у них потребность в использовании карты для получения сведений, обучить основным приемам работы с картами. (Приложение № 10)
Развитие познавательного интереса в процессе обучения
Такой интерес появляется на уроках с большей степенью, где используются биологические карты, биологические лабиринты, дидактические карточки-задания, альбом-задачник.
“Биологические карты” предназначены для самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно их использование в группах. Карты помогают учащимся не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимный контроль в процессе игры. Наблюдая за игрой, учитель может легко выявить проблемы в знаниях. В процессе игры дети учатся общаться в коллективе, чувствуют себя более непринужденно и хорошо воспринимают информацию, получают возможность определить уровень своих знаний. Игру можно проводить по 1-2 урокам или по целой теме. На каждой карте записан вопрос и краткий ответ на него.
“Биологический лабиринт” – это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20). От прямоугольников отходят стрелки “да” и “нет”. Тезисы могут быть верными и неверными.
Правила работы:
- прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны, то двигайтесь по стрелке “да”, если нет – то по стрелке “нет” к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
- задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис.
- особенность лабиринта в том, что, если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает 2-3 ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
- по мере продвижения по лабиринту, учащийся записывает порядковые номера тезисов. Например, 1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20.
- выполнив работу, ее сдают на проверку. Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
- для решения теста необходимо 10-15 минут;
- тесты позволяют быстро определить уровень знаний и внести коррективы;
- пособие можно использовать как при индивидуальной работе, так и при работе в парах;
- ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, успешно справляются с заданиями.
В процессе работы с лабиринтами у учеников развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, выpaбатываются навыки работы в парах, появляется возможность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Руководящая роль учителя сводится к минимуму и развивается самостоятельность учащихся.
“Дидактические карточки-задания” предназначены для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. По ним также быстро можно определить уровень знаний учащихся. Особенно эффективно их использование во время фронтальных опросов.
Карточки составлены на разные уровни сложности. Учащиеся об этом предупреждены. Они сами выбирают себе оценку по карточке.
Например, карточка на оценку “4”.
- Назови самую большую и самую маленькую планеты Солнечной системы.
- Чем планеты отличаются от звезд?
Карточка на оценку “3”
- Опиши животный и растительный мир Австралии.
- Где встречается кувшинка виктория – регия?
Также учащиеся могут брать несколько карточек и из них выбирать по одному вопросу трех уровней сложности. Получатся три разных вопроса с разной сложностью.
Вопросы на повышенный уровень могут быть следующими, например:
- Опиши экологические проблемы своей местности.
Экологическая проблема | Способ ее решения |
- К какой природной зоне Земли относится Кировская область.
На одном уроке можно использовать все перечисленные виды заданий. Например, часть класса играет в карты, другая занимается разгадыванием лабиринтов, третья решает карточки. На следующих уроках вид деятельности меняется. (Приложение № 11)
Тесты достижений.
Усвоение Госстандарта проверяется после изучения и первичного закрепления посредством тестов достижений. В.П. Беспалько тестами достижений называет задания на выполнение деятельности определенного уровня после обучения.
Суть методики перевода ученика с одного уровня на другой заключается в том, что школьникам предлагаются задания разного уровня сложности в соответствии с их уровнем обучаемости, но от уровневой дифференциации этот подход отличается тем, что задания располагаются в строгой последовательности в зависимости от объема и хаpaктера мыслительных операций. Эти задания на уроке учащимся предлагаются для индивидуальной самостоятельной работы.
Методика для перевода учащихся с одного уровня на другой включает в себя следующие задания:
Задания 1-го уровня сложности:
- Задания на опознание, содержащие одну мыслительную операцию - выбор альтернативы “да”- “нет”.
- Задания на различение содержат в себе “помехи”, создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых правильный.
- Задания на соотнесение предполагают разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку.
- Задания на выделение основания, по которому группируются факты или явления.
- Задания на воспроизведение отдельных фактов, чисел, названий.
- Задания на воспроизведение понятий, правил, норм, теорем, выводов.
- Задания на воспроизведение стихов, данных и так далее, требующих при воспроизведении определенной последовательности.
- Задания на выявление фактов - измерение, взвешивание, простые вычисления.
- Задания на описание фактов или явлений.
- Задания на описание и воспроизведение процессов и способов деятельности, содержащих в себе определенную логику.
Задания 2-го уровня сложности:
- Задания на анализ предполагают умение школьниками выделять в объекте признаки и среди них – существенные, а также разделять объект на части и устанавливать между ними связи.
- Задания на синтез означают выделение общих свойств ряда объектов.
- Задания на сравнение:
- выделение признаков объектов;
- установление общих признаков группы объектов;
- выделение существенных признаков, оснований для сравнения;
- определение различий. - Задания на абстрагирование требуют определения необходимых и достаточных признаков изучаемых объектов.
- Задания на конкретизацию и обобщение.
- Задания на классификацию.
- Задания на систематизацию.
Задания 3-го уровня сложности:
- Задания на комбинирование элементов системы.
- Задания на изменение функций одного из элементов системы.
- Задания на введение в систему нового элемента с целью изменения ее функций.
- Задания на выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему.
- Задания на объединение двух или более систем в одну. (Приложение № 12)
Приложение 1-12
Комментарии:
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...
28 03 2024 2:20:21
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...
27 03 2024 6:29:32
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
26 03 2024 6:44:13
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
25 03 2024 15:56:54
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...
24 03 2024 5:18:37
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
23 03 2024 17:38:31
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
22 03 2024 12:11:29
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
21 03 2024 17:37:59
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...
20 03 2024 22:10:19
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...
19 03 2024 17:36:49
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
18 03 2024 4:56:51
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
17 03 2024 11:26:33
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...
16 03 2024 17:55:52
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
15 03 2024 5:53:42
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...
14 03 2024 20:13:38
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
13 03 2024 12:43:26
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
12 03 2024 23:41:42
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...
11 03 2024 22:36:39
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
10 03 2024 19:35:44
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
09 03 2024 8:20:27
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...
08 03 2024 13:11:23
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...
07 03 2024 14:52:11
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
06 03 2024 1:22:52
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
05 03 2024 6:21:25
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
04 03 2024 15:27:24
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
03 03 2024 14:17:42
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
02 03 2024 8:20:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
01 03 2024 3:16:36
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
29 02 2024 20:43:47
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
28 02 2024 20:36:14
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
27 02 2024 1:53:54
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...
26 02 2024 14:14:40
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...
25 02 2024 21:14:33
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
24 02 2024 15:39:24
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
23 02 2024 17:38:51
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
22 02 2024 5:15:30
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
21 02 2024 6:53:16
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
20 02 2024 9:24:44
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
19 02 2024 9:58:23
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
18 02 2024 21:14:40
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
17 02 2024 17:57:34
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
16 02 2024 11:53:11
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
15 02 2024 11:10:53
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
14 02 2024 5:18:36
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
13 02 2024 11:34:52
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
12 02 2024 18:11:41
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
11 02 2024 20:57:49
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
10 02 2024 10:41:48
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
09 02 2024 19:26:10
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
08 02 2024 20:49:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::