Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Цель урока. Показать приспособленность рыб к жизни в водной среде, относительность приспособлений.

Задачи.

  1. Образовательные: расширить знания учащихся об особенностях организации рыб как водных позвоночных; показать единство в приспособительной организации рыб; познакомить с дальнейшим усложнением строения и функций позвоночных животных; роль рыб в природе.
  2. Развивающие: развитие логического мышления; умений сравнивать и обсуждать проблему, навыки проведения эксперимента; работы с учебником, другими источниками информации.
  3. Воспитательные: развитие навыков и умений, необходимых для групповой работы; познавательного интереса к предмету, исследовательской работе.

Оборудование:

  • аквариумы,
  • живые объекты исследований – аквариумные рыбки,
  • настольная лампа,
  • термометр,
  • набор paкушек, двустворчатых моллюсков,
  • колба с нефтью,
  • ватные тампоны,
  • песок,
  • пинцет,
  • чашки Петри,
  • таблица,
  • рельефная схема “Внутреннее строение рыбы”,
  • набор сигнальных карточек,
  • цветные иллюстрации различных групп животных,
  • выставка книг о рыбах,
  • учебник,
  • рабочие тетради школьника,
  • портреты ученых,
  • видеофильм “Экскурсия на рыборазводный завод”,
  • ТСО.

Основные понятия и термины:

  • опыт,
  • контроль,
  • эксперимент,
  • гидросфера,
  • среда обитания,
  • биомасса Мирового океана,
  • условные и безусловные рефлексы,
  • приспособленность,
  • относительный хаpaктер приспособленности,
  • биосфера,
  • биоценоз,
  • адаптация.

Личная значимость изучаемого для школьника. Если организм живой - он отвечает на раздражения и приспосабливается к новым условиям.

Планируемые результаты. Учащиеся углубляют знания о месте и роли живых организмов в целом на планете Земля; зависимость разнообразия рыб от различных форм приспособленности к различным условиям водной среды.

Формы организации учебной деятельности. Комбинированный урок, лабораторная работа.

Приемы решения познавательной задачи: эвристическая беседа с опорой на таблицу “Строение рыбы”; рассказ; демонстрация эксперимента, опыта; составление таблицы; самостоятельная работа; демонстрация живых объектов изучения, скелета рыбы, таблицы “Строение ланцетника”, влажного препарата ланцетника; работа в паре; использование личного опыта, наблюдение; решение логических задач; задания творческого хаpaктера; постановка проблемы; работа с понятийным аппаратом; использование ТСО; портреты ученых, работа в рабочих тетрадях в учебниках.

На классной доске записана тема, текст: “Совокупность всех живых организмов составляет живое вещество или биомассу планеты. Живые организмы создали современный облик нашей Земли”. Слова “живое вещество”, “биомасса” в тексте пропущены.

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.

К. Тимирязев.

Записана учебная проблема. “Какие особенности во внешнем строении приобрели рыбы в процессе эволюции, в связи с обитанием в водной среде?”

План урока.

  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Актуализация знаний по изученному материалу.
  3. Решение познавательной задачи.
  4. Сообщение лаборанта-биолога.
  5. Лабораторная работа.
  6. Эксперимент “Влияние температуры на окраску тела рыбы”.
  7. Эксперимент “Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы”.
  8. Эксперимент “Выработка условного рефлекса на раздражение”.
  9. Работа с учебником “Взаимосвязь внешнего строения с условиями среды обитания”.
  10. Заполнение таблицы.
  11. Самостоятельная работа.
  12. Решение логической задачи.
  13. Подведение итогов урока.
  14. Домашнее задание.

Постановка учебной проблемы.

Учитель. Изучение многообразия форм органического мира и закономерностей его развития не будет полным, если человек не поймет и не осмыслит места и роли живых организмов на планете Земля. В процессе исторического развития организмов образовалась особая оболочка или сфера. Она получила название “биосфера”. “Биос” – жизнь, “Сфера” - шар. Этот термин был введен Ж.Б. Ламарком. Учения о биосфере создал В.И. Вернадский.

Совокупность всех живых организмов на планете составляет живое вещество или биомассу планеты. Биосфера состоит из нескольких оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы. Остановимся на гидросфере, т.к. нашим объектом изучения являются водные организмы – рыбы. Для них вода является средой обитания. Вода Мирового океана обладает удивительными свойствами: теплоемкостью, теплопроводимостью, вода – хороший растворитель. Обладая этими свойствами, вода создает самые разнообразные условия обитания.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Подведение итогов домашней работы об особенностях строения животных Типа Хордовые.

I. Какие утверждения верны?

а) Все хордовые животные имеют хорду на всех этапах своего развития.

б) Хорда – это эластичный опopный тяж.

в) Центральная нервная система расположена на спинной стороне тела.

г) Кровеносная система у хордовых животных замкнутая.

д) Тип хордовые животные состоит из одной группы.

II. Классификация животных.

Используя цветные иллюстрации животных, назовите, к какому типу относятся выбранные животные.

III. Формирование умений узнавать изученных животных.

  1. Подберите дополнительные примеры животных, выделите особенности организации, отличающих их от животных других типов.
  2. Обсудите в паре с товарищем, сделайте записи в тетради.

Решение познавательной задачи.

I. Учитель раздает задание для проведения экспериментов.

II. Учитель приводит слова К. Тимирязева. “Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто этой школы не прошел”.

III. Класс-лаборатория.

1. Сообщение лаборанта-биолога. После образования Братского водохранилища, под воздействием хозяйственной деятельности человека изменилась ихтиофауна водохранилища. Увеличилась засоренность берегов древесиной, в большем количестве появились сорные рыбы, окунь речной, сорога, зараженные ильментинами и рачками. Восемь видов рыб исчезли: минога, стерлядь, осетр, ленок, тугун, пескарь, гоми сибирский, шиповка; пять видов рыб находятся на грани исчезновения – таймень, сиг речной, хариус, язь, мень.

2. Побуждающие к теме вопросы.

а) Назовите рыб, обитающих в р. Вихорева.

б) Каких аквариумных рыбок вы знаете?

в) Есть ли у вас в доме аквариум с рыбками?

г) Назовите аквариумных рыбок, находящихся на каждом столе.

д) Выскажите свои суждения и роли рыб для человека и в природе.

3. Проведение лабораторной работы.

Лабораторная работа выполняется в паре,, выполнение работы фиксируется в рабочих тетрадях.

Задание №1. Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите её форму, цвет, окраску спины и брюшка.

Эксперимент №1. Влияние температуры воды на окраску тела рыбы.

Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыбы в зависимости от температуры воды.

Оборудование. Два аквариума, электрическая лампа, термометр, аквариумные рыбки.

Ход работы

  1. Приготовить аквариумы, первый аквариум – контрольный; второй – опытный.
  2. Описать окраску тела рыбок в обоих аквариумах.
  3. Подогреть электрической лампой воду в первом до 17-20оС, во втором до 22-24оС.
  4. Поле подогрева воды поместить снова рыбок одного вида и окраски.
  5. Пронаблюдать за изменением окраски тела.
  6. Результат. В первом контрольном аквариуме цвет, окраска тела рыб не изменилась, во втором аквариуме окраска тела рыб изменилась.

Учитель. Различия в окраске рыб одного вида пример модифицированной изменчивости.

Задание к рассуждению.

Проанализировав результаты эксперимента, обсудите с товарищем, сделайте вывод о значении окраски в жизни рыб, вывод запишите в рабочую тетрадь.

Эксперимент №2. Влияние цвета грунта на изменение окраски тела рыбы.

Цель. Исследовать изменения в окраске тела рыб в зависимости от цвета грунта в аквариуме.

Оборудование: 2 аквариума, paковины темного и светлого тона, аквариумные рыбки.

Ход работы

  1. Приготовить аквариумы. Первый аквариум – контрольный, в нем грунт светлый. Второй аквариум опытный с темным грунтом.
  2. Поместить в оба аквариума по 2-3 рыбки. Описать окраску тела рыбы до начала опыта, зафиксировать в дневнике.
  3. Пронаблюдать за окраской тела рыб: а) когда появились различия; б) когда исчезнут эти различия.
  4. Длительность проведения эксперимента может быть от 3-4 дней до 1 недели и более.
  5. Результат. Окраска тела рыбок в обоих аквариумах изменилась. В первом аквариуме она стала более светлой. Во втором – темнее.

Учитель. Соответствующая форма, цвет чешуи, окраска спины и брюшка, целесообразное поведение обеспечивает успех животным, в данном случае аквариумным рыбкам, в борьбе за существование. Выживает и дает потомство животное тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. физиологической адаптацией. Без приспособленности, адаптации не возможно поддерживать устойчивого обмена веществ в организме в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Задания к рассуждению.

Найдите границы между отделами тела рыбы.

Почему рыба не поворачивает головы?

В каком направлении будет совершенствоваться скелет хордовых? Выскажите свои предположения.

Задание №2. Сделайте рисунок тела рыбы. Подпишите его отделы.

Задание №3 Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Пользуясь учебником, установите названия плавников. Подпишите на рисунке названия плавников.

Задания к рассуждению.

Пронаблюдайте, как плавают рыбки в банках, стоящих на вашем столе. Какой орган тела имеет наибольшее значение? Проанализируйте, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, всплывает к поверхности, погружается вглубь, поворачивает вправо, влево.

Задание №4. рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены? Задание обсудите с товарищем, отметьте на рисунке.

Эксперимент №3. Выработка условного рефлекса на раздражитель.

Цель. Исследовать, какое значение имеют органы чувств для выработки условных рефлексов.

Оборудование: аквариум, рыбки, корм, электрическая лампа.

Ход работы

  1. Перед опытом рыбок не кормить.
  2. Зажечь электрическую лампу и одновременно дать корм.
  3. Пронаблюдать за поведением рыб. Зафиксировать изменения в поведении рыб до эксперимента и после.
  4. Кормление рыб с включенной лампой повторить несколько раз.
  5. Изменить условия. Зажигать свет, но корм не давать.
  6. Результат. Рыбы подплывают к одному и тому же месту, где аквариум был освещен лампой.

Вопросы для рассуждения.

  1. Что называется рефлексом?
  2. Какое значение в кормлении имеют органы чувств?
  3. К какому типу рефлексов вы отнесете выработанный у рыбок рефлекс на свет электрической лампы?
  4. Могут ли рыбы разговаривать, а тем более предсказывать погоду?
  5. Прослушивание записи “Голоса рыб”.
  6. Объясните, как в технике используется обтекаемая форма тела рыб?
  7. Сообщение лаборанта-синоптика. По данным мировой статистики ежегодно в морях и океанов гибнут люди от штормов и ураганов. Остановить шторм или направить ураган на другой путь луди еще не могут, но узнать о его приближении можно. К сожалению, обычный барометр чувствует шторм лишь за 2 часа. Рыбаки давно заметили, что морские обитатели способны заблаговременно “угадывать” приближение шторма. Например, скаты уходят далеко в море задолго до наступления ненастья. Вьюн поднимется к поверхности. Он предугадывает шторм за сутки. Галец в ясную погоду лежит на дне аквариума. Когда он мечется по аквариуму вверх-вниз, вправо-влево – жди скоро дождя.

Самоконтроль, самооценка.

Задание №6.

Выпишите особенности внешнего строения рыб, связанные с водным образом жизни.

Оцените свою работу отметкой. Учащиеся в своих тетрадях отмечают правильность выполнения задания. Учитель при оценивании работы выставляет в журнале 2 оценки. Одна оценка, выставленная учащимся при самоконтроле, вторая оценка - учителем при проверке выполненного задания.

Реализация полученных знаний.

Самостоятельная работа. Используя сигнальные карточки, определите признаки рыб и ланцетника. Красный цвет карточки – ланцетник, синий – речной окунь.

  1. Обитает во многих морях тропической и умеренной зон.
  2. Обычно обитает в пресных водах.
  3. Роль внутреннего скелета выполняет хорда.
  4. Скелет состоит из большого числа костей.
  5. Изучение строения этого животного помогает ученым выяснить происхождение хордовых.
  6. Тело покрыто чешуей.
  7. Нервная система представлена нервной трубкой.
  8. У животного есть орган, воспринимающий движения воды.

Задание. Результаты ответов занести в таблицу.

Приложение 1.

Закрепление и обобщение знаний.

  1. Рассмотрите иллюстрации рыб в учебнике на стр.176-177.
  2. Найдите и обоснуйте взаимосвязь формы тела, окраски с условиями обитания (камбала, морской конек, угорь, еж-рыба, летучая рыба, щука, рыба-бабочка).

Демонстрация видеофильма о Рыбоводном заводе с сюжетом о выпуске в Братское водохранилище леща.

Учитель. Все хорошо знают о вреде для морских обитателей разлившейся нефти. Но есть и другие коварные невидимки, например, свинец, ртуть, радиоактивные изотопы, хлор, жесткость воды, возбудители инфекционных заболеваний. Проблемный вопрос: как уменьшить антропогенное влияние человека на водный биоценоз?

Сообщение лаборанта-эколога. Исследование влияния хлора на обитателей аквариума.

Оборудование: аквариумы, рыбки.

Ход работы. Я вел наблюдения за аквариумными рыбками. Брал для заполнения аквариума воду из-под крана, колодца, природного водоема, реки Убь. В контрольном варианте воду отстаивал, добавлял в нее перманганат калия (бледно-розовый цвет. Во всех трех вариантах наблюдалась частичная гибель рыб. В контрольном варианте рыбы оставались живыми.

Вывод. В первом варианте вода была насыщена хлором, во втором варианте вода имела очень высокую жесткость, что хаpaктерно для подземных вод района г.Вихоревка. в третьем, видимо. Присутствовали ингредиенты неочищенных сточных вод.

Задание для рассуждения.

  1. Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели рыб.
  2. Проведите дома свои исследования на тему “Морской биолог и нефтяной танкер”.
  3. Какие правила любительского рыболовства нужно соблюдать? Обоснуйте их необходимость.

Подведение итогов дня.

Отслеживание планируемого результата об особенностях внешнего строения рыб проходило по заполнению таблицы, выполнение самостоятельной работы, применение сигнальных каточек, ответы на проблемные вопросы, решение биологических задач. Оцениваются и поощряются выводы, сделанных учащимися, суждения, умение работать в паре, группе, проводить эксперименты.

Список литературы.

  1. Учебно-методический комплект по биологии 7 класс. Захаров В.Б, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник М: Дрофа, 2005.
  2. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Методическое пособие – М: Дрофа, 2001.
  3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику – М: Дрофа, 2004.
  4. Жуков Т.И. Часы занимательной Зоологии – М: “Просвещение”, 1980г.
  5. Молис С.С., Молис С.А., Активные формы и методы обучения биологии – М: “Просвещение” 1988г.

Приложение 1.

Сравнительная хаpaктеристика ланцетника и речного окуня.

Признаки Ланцетник Речной окунь
Обитает в морях тропической и умеренной зоны    
Обитает в пресных водах    
Хорда – внутренний скелет    
Животные имеют скелет, состоящий из большого числа костей    
Животное дает ответ о происхождении хордовых    
Тело покрыто чешуей    
Нервная система представлена нервной трубкой    
Животное имеет орган, воспринимающий движение воды    



Комментарии:

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

15 10 2025 19:44:11

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

14 10 2025 15:45:14

Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"


    Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"

      В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...

13 10 2025 22:29:55

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

12 10 2025 7:46:15

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

11 10 2025 15:35:55

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"


    Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

      На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

10 10 2025 6:45:23

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

09 10 2025 1:48:19

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

08 10 2025 16:43:25

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

07 10 2025 23:50:32

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

06 10 2025 20:17:34

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

      Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

05 10 2025 5:50:10

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

04 10 2025 5:34:12

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

03 10 2025 5:50:31

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

02 10 2025 3:46:41

Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"


    Урок виртуальная экскурсия "Враги кровеносной системы"

      Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....

01 10 2025 13:25:27

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

30 09 2025 14:10:38

Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"


    Урок обобщения по биологии в 11-м классе "Человек - это тоже природа?!"

      Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке. ...

29 09 2025 1:34:50

Строение органа зрения


    Строение органа зрения

      Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....

28 09 2025 12:39:34

Происхождение жизни на Земле


    Происхождение жизни на Земле

      Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

27 09 2025 11:34:49

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

26 09 2025 5:39:32

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

25 09 2025 15:18:47

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

24 09 2025 3:49:17

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

23 09 2025 13:48:57

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

22 09 2025 16:12:12

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

21 09 2025 16:11:29

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

20 09 2025 6:59:49

Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"


    Урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Однодольные растения. Лилейные"

      Целью урока является формирование знаний о семействе лилейных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая умственную пассивность учащихся, связанную с инертностью нервных процессов и другими недостатками психики, на уроке использовано самостоятельное нахождение знаний учащимися из различных источников: при работе с учебником, дополнительной литературы, при выполнении пpaктической работы....

19 09 2025 15:33:45

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

18 09 2025 4:42:57

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

17 09 2025 17:13:53

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

16 09 2025 18:55:47

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

15 09 2025 9:22:52

День биологического многообразия


    День биологического многообразия

      Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

14 09 2025 11:13:28

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

13 09 2025 13:50:53

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

12 09 2025 17:58:12

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

11 09 2025 3:36:52

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

10 09 2025 18:36:41

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

09 09 2025 12:52:54

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

08 09 2025 14:18:44

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

07 09 2025 21:14:22

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

06 09 2025 10:57:24

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

05 09 2025 9:58:22

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

04 09 2025 1:13:22

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

03 09 2025 20:15:38

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

02 09 2025 13:49:20

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

01 09 2025 15:35:47

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

31 08 2025 21:52:58

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

30 08 2025 11:10:15

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

29 08 2025 23:15:37

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс


    Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

      Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

28 08 2025 20:28:58

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

27 08 2025 4:57:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::