Быть всегда творческим — значит быть всесильным

В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха.
Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом.
Для того чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию в лицее родилась идея создания школы нового поколения.
Школа наук действует на базе МОУ “Лицей” города Абакана Республики Хакасия с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний.
Школа наук – это добровольное творческое формирование подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в определённой области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством учёных, опытных педагогов.
Основные задачи “Школы наук”:
- преемственность культурных,
исторических, научных связей с мировыми
инновационными процессами;
- знакомство с достижениями отечественной и
мировой науки и пpaктики;
- диагностика одарённости подростков;
- создание оптимальных возможностей для
расширения кругозора на основе свободного
выбора программ и предметов;
- развитие творческих способностей
теоретического, самостоятельного мышления,
умений научной и опытно- экспериментальной
работы у учащихся: работа с научной литературой,
анализ и систематизация материала, выявления и
формирование проблемы и другое.
- организация обучения на основе
компьютеризации, использование аудиовизуальных
средств, видеотехники, современных технологий;
- раскрытие интересов и склонностей учащихся,
содействие их профессиональному
самоопределению.
Двухступенчатая структура Школы позволяет учитывать возрастные особенности:
I ступень – 8-9 классы с углубленным изучением предметов физико-математического и естественно-научного цикла
II ступень - 10-11 классы, работающие по системе “ Школа – вуз”.
Ступени и классы различаются содержанием образования. Обучение в 8-11-х классах завершается интеллектуальным марафоном (олимпиадами) по различным областям знаний в летней Школе наук
В Школе наук проводятся уроки, лекции, семинарские занятия, экскурсии, пpaктические работы, интегрированные курсы и многое другое. Создаётся банк данных о творческих способностях учащихся, их одарённости на основе психолого-педагогического собеседования, непосредственной деятельности подростков.
А когда у большинства школьников начинаются летние каникулы, в лицее открывает двери летняя школа наук “ИНСАЙТ”. В летней школе занимаются учащиеся 8-10-х классов по углублению предметов физико-математического и естественно-научного циклов. Формируются разновозрастные группы учащихся, объединённых общими интересами не более 10 человек.
Оптимальное количество учеников позволяет проводить пpaктически индивидуальное задание с учётом способностей и возраста каждого. Кроме того, к занятиям готовится дополнительный справочный материал. Это и научные справочники, и словари, и энциклопедии.
Продолжительность обучения в летней школе составляет 17 рабочих дней: 5 дней в неделю, выходные – суббота, воскресенье. Общее количество часов, отводимых на:
- математику – 30;
- физику -30;
- химию – 30;
- биологию -30.
Развитие реальных творческих возможностей учащихся на занятиях в “Школе наук” позволяет им самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию, используя новую функцию знакомого предмета, что и раздвигает рамки школьного урока. Это систематика живых организмов и введение в генетику(8 классы), молекулярные основы наследственности и экология человека (9-10-е классы).
И для подготовленной аудитории темы это, бесспopно, сложные. Главное – не нарушить логику подачи материала. Если не будет усвоено одно звено, то все последующие будут непонятны и неинтересны для ученика. И тогда следует возвратиться к тому месту, где создана трудность, за преодолением которой следует познание, а значит – победа в усвоении тем.
Самый важный продуктивный результат “Школы наук”- раскрытие и развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самооткрытия глубинного потенциала способностей и талантов личности. И это удаётся. Результат –
поступление выпускников в высшие учебные заведения Республики Хакасия и за ее пределы.
Казалось бы, в наше время требуются специалисты в экономической и юридической сфере. На дальние планы уходят науки естественно-научного цикла. Но такой подход абсолютно неверен. Именно химические и биологические процессы являются основными в жизнедеятельности всех живых организмов. Без знаний естественных наук не станешь психологом, врачом, экологом, работником нефтегазовой промышленности, специалистом в агропромышленном секторе – профессии завтрашнего дня.
Именно от педагога зависит совершенствование умения учащихся работать в группах, развивать познавательный интерес, креативность, воспитывать трудолюбие, чувство патриотизма и коллективизма, а также формирование ключевых компетенций: искать и думать. Ученики должны не только изучать предмет на понятийном уровне, но и уметь применять его на пpaктике.
Как преподаватель биологии в школе наук “ИНСАЙТ” ставлю перед собой задачи:
- формирование интереса к научному
поиску;
- развитие творческих способностей;
- выработка умений и навыков самостоятельной
исследовательской работы.
Это не только самостоятельный поиск научной литературы, в том числе и через Интернет, но и проведение экспериментальных исследовательских работ по темам, которые не изучают по школьной программе. Например: молекулярные основы наследственности (применение закона Харди – Вайнберга), решение генетических задач высокого уровня сложности, составления родословной своей семьи и другие, что, несомненно, помогает в подготовке к участию в олимпиадах и успешной сдачи ЕГЭ.
Важный этап работы – выбор темы научного проекта, от которого в немалой степени зависит состояние материально-технической базы кабинета биологии. На сегодняшний день для проведения уроков требуется внедрение современных информационных технологий. А ведь научно-исследовательская работа помогает лицеистам развивать склонность в научной деятельности в вузе, то есть, по сути, является связующим званом в цепочке: “школа-вуз”. Пpaктически все учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской работой в школе наук, поступают в вузы страны, показывая отличные знания на вступительных экзаменах.
Таким образом, развитие творческих способностей и талантов учащихся важно не только для них самих, но и для общества в целом – ведь качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности общества в специалистах, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и, главное, решать новые задачи, рассчитанные на перспективу.
Список литературы:
- Гребенкина Л.К., Аниперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы/м.: Центр “Педагогический поиск”, 2000-160с.
- Разина Н.А. Положение о научном обществе учащихся школы № 73.//Завуч. – 1999.-№ 4.-с.119-121.
- Школа на Пудожской// Библиотека журнала “На путях к новой школе”. – Ленинград, 1992.-36с.
- Управленческая деятельность в процессе создания и функционирования гимназии. – Абакан. – 1993.-30с.
- Цырлина Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления// Директор школы.- 1999.-№1.-128с.
Комментарии:
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
22 11 2025 5:54:10
Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
21 11 2025 10:38:53
Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания.
...
20 11 2025 16:38:24
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
19 11 2025 4:50:11
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 11 2025 0:57:10
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
17 11 2025 4:59:44
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
16 11 2025 16:29:15
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
15 11 2025 18:26:53
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
14 11 2025 8:17:37
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
13 11 2025 11:19:43
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
12 11 2025 7:18:44
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
11 11 2025 11:12:16
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
10 11 2025 23:40:48
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
09 11 2025 22:22:46
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
08 11 2025 6:37:38
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
07 11 2025 23:32:56
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
06 11 2025 20:14:19
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
05 11 2025 22:21:27
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
04 11 2025 7:39:47
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
03 11 2025 22:26:18
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
02 11 2025 2:13:50
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
01 11 2025 5:20:29
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
31 10 2025 15:57:30
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
30 10 2025 13:34:59
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
29 10 2025 11:48:34
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
28 10 2025 4:29:14
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
27 10 2025 14:39:35
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
26 10 2025 16:49:32
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
25 10 2025 1:35:10
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
24 10 2025 13:56:31
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
23 10 2025 1:40:24
Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....
22 10 2025 14:36:26
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
21 10 2025 14:36:46
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
20 10 2025 5:51:30
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
19 10 2025 17:28:37
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
18 10 2025 19:58:58
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
17 10 2025 21:12:27
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
16 10 2025 5:25:13
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
15 10 2025 1:48:21
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
14 10 2025 10:43:28
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
13 10 2025 0:54:19
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
12 10 2025 10:41:35
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
11 10 2025 6:37:11
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
10 10 2025 13:54:13
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом.
...
09 10 2025 3:33:19
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
08 10 2025 0:19:16
В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета.
...
07 10 2025 2:30:48
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
06 10 2025 20:55:51
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
05 10 2025 6:51:58
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
04 10 2025 7:30:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны