Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

Цели:

  • создать условия для систематизации и углубления знаний по теме “Закономерности изменчивости”;
  • способствовать развитию критического мышления у учащихся, способности к самооценке; прививать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • таблица “Мутации”,
  • мультимедийная презентация,
  • схемы родословных,
  • музыка И.С. Баха.

Ученики, работающие на протяжении изучения всей темы на “5”, выступают на уроке в роли экспертов, консультантов. Их кандидатуры предлагают сами дети.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

(На перемене и в самом начале урока звучит музыка И.С. Баха)

- Почему на нашем уроке звучит музыка И.С.Баха?

И.С. Бах – великий музыкант. Его род в течение почти 200 лет (XVI-XVIII века) дарил миру композиторов. Дар, позволяющий писать музыку, проявился у его деда, трех его дядей, у самого И.С. Баха и четырех его сыновей…

(Ученики предполагают, что на уроке будут обобщены знания по теме “Закономерности изменчивости”, определяют цели урока).

2. Актуализация знаний

- Что такое изменчивость?

- Каковы её виды? Объясните их значение.

(выстраиваем схему на магнитной доске)

3. Терминологический тест с обратной связью

(выяснение качества усвоения основных понятий темы)

1 вариант – выпишите № верных ответов

2 вариант – выпишите № неверных ответов

  1. Не затрагивающие генотип изменения – модификации.
  2. Норма реакции не наследуется.
  3. Цитоплазматическая изменчивость чаще наследуется по материнскому типу.
  4. Среда не может изменить хаpaктер формирования признака.
  5. Лучшие признаки передаются потомкам.
  6. Одним из источников комбинативной изменчивости является явление кроссинговера.
  7. Мутации возникают внезапно в ДНК или хромосомах.
  8. Полиплоидия и анеуплоидия – разновидности генных мутаций.
  9. Дупликация – поворот участка хромосомы на 1800 .
  10. Tрaнcлокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
  11. Инверсия – удвоение участка хромосомы.
  12. Делеция – нехватка участка хромосом.
  13. Генные мутации – связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

- Оцените степень уверенности в своих знаниях в пятибалльной системе, поставив предварительную оценку в тетрадь.

- Обменяйтесь работами с соседом, оцените их с помощью Слайда №2

1 вариант- 1, 3, 6, 7, 10, 12, 13;

2 вариант- 2, 4,5,8,9,11

Критерии оценки: 0 ошибок – 5

1-2

3-4

– 4

– 3

5 и более -2

- Поднимите руку, кто получил 5, 4, 3, 2. Сделайте вывод о качестве усвоения вами основных понятий темы.

4. Виды изменчивости (групповая форма работы).

- Выполните задания в группах, предварительно обсудив их. При затруднении вы можете воспользоваться энциклопедическим словарем или обратиться за помощью к консультантам, подняв руку. Возможна индивидуальная запись в тетради полезной информации.

При изложении результатов работы демонстрируются слайды с теми же изображениями, что выданы для групп:

1 группа

(Получают рисунок растения стрелолист, стихотворение и задание).

Странный объект на речке растет,

Нижние листья вода изовьет,

Средний – на воду уложит как плот,

Верхний же – к небу стрелою скользнет.

Задание: Почему так удивительно данное растение? Какой вид изменчивости здесь проявляется? Что можно сообщить о наследовании ее? Каково ее биологическое значение?

Слайд №3

Примерный вывод 1 группы: Это пример модификационной изменчивости, которая позволяет приспособиться к условиям среды. По наследству передается способность к модификации.

2 группа

(Получают схемы скрещивания с рисунками желтого гладкого и зеленого морщинистого гороха, серой мухи с нормальными крыльями и черной мухи с укороченными крыльями, портреты Петра I, Н.В. Гоголя, одного из учеников школы и задание)

Задание: Объясните причину возникновения новых комбинаций признаков в F2 у гороха и мухи дрозофилы. Почему неповторим каждый на Земле? Почему так велико разнообразие живого мира?

Слайд №4,5

Примерный вывод 2 группы: Причина в комбинативной изменчивости. Комбинативная изменчивость возникает благодаря рекомбинации генов при кроссинговере, независимому расхождению гомологичных хромосом, случайной встрече гамет. Новые комбинации легко возникают, но и легко разрушаются, благодаря чему каждый из нас неповторим. Жизнь каждого уникальна.

3 группа

(Получают рисунки животных и человека с различными проявлениями мутаций, отрывок из произведения В.Гюго “Собор парижской богоматери” и задание)

“Клод…вытянул ребёнка из мешка, обнаружил, что это действительно уpoдец. У бедного маленького чертенка на левом глазу оказалась бородавка, голова ушла в плечи, позвоночник был изогнут, грудная клетка выпячена, ноги искривлены”.

Задание: Какой вид изменчивости представлен на рисунках, описан в романе? Возможно ли исправление подобных “ошибок природы”? Почему?

Слайд №6

Примерный вывод 3 группы: Это мутации. Исправление “ошибок природы” невозможно, так как изменение в данном случае затрагивает генотип.

4 группа

(Получают задание со словами Омара Хайяма и статистическими данными)

Раздался голос старого горшка:
“Они кричат – кривы мои бока.
Они кричат, что я – смешной уpoд”.
Что ж, дрогнула Горшечника рука?

(Омар Хайям)

Каждое пятилетие в мире издаётся каталог аутосомнодоминантных, аутосомнорецессивных и сцепленных с полом наследственных заболеваний человека и каждый раз этот список увеличивается.

Задание: Соотнесите смысл слов Омара Хайяма и данные о наследственных заболеваниях людей. В чем причины происходящего?

Примерный вывод 4 группы: Причины мутаций:

- физические (ионизирующие излучения, ультрафиолетовое излучение, повышение температуры и т.д.)

- химические (яды, некачественная пища, просроченные лекарства и др.)

- биологические (вирусы).

5. Влияние человека на проявление мутагенных факторов (Мозговой штурм)

- Как уменьшить воздействие мутагенных факторов на человека?

(Выслушав любые мысли учащихся, не критикуя, эксперты объединив творческие мысли учащихся, формулируют “коллективный ответ”).

Необходимо уменьшить влияние мутагенных факторов. Вредные привычки, как один из разновидностей мутагенных факторов, – зависят только от каждого из нас.

Послушайте стихотворение-продолжение ваших мыслей:

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука въестся в плоть, желания губя.
И в черепе твоем мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Вывод: Вредные привычки уничтожают не только организм, но будущее. Вдумайтесь!

Вы можете остаться сухими cyчками на древе вашего рода, не способного ничего дать после себя или же произвести уpoдливые веточки. А каково будет их будущее?

6. Методы изучения генетики человека.

1. Решение биологических задач в группах

1 группа

В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить семье участок земли. Чтобы не “распылять” семейного земледелия, часто женихов и невест подбирали среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение наследственных заболеваний. Почему? Какой метод позволит объяснить это явление?

2 группа

Чем старше родители, тем больше вероятность рождения у них детей с синдромом Дayна (в клетках не по 46, а по 47 хромосом)

Возраст женщины Риск рождения
20-24 1 : 1986
25-29 1 : 1319
30-34 1 : 603
36-39 1 : 217
40-44 1 : 84
45 и старше 1 : 31

Почему? Укажите метод, позволяющий объяснить причину заболевания? (При ответе использовать слайд №7)

3 группа

Жозе и Луи родились близнецами. До 12 лет развивались одинаково. А вот после 12 лет Жозе рос обычно, а Луи прекратил расти. Какова причина? Какие методы позволяют объяснить это?

(При ответе использовать слайд №8)

4 группа

В Талмуде (II век нашей эры) описаны cмepтельные кровотечения у мальчиков после обрезания. И предписывалось всех родственников мужского пола по женской линии, рождающихся впоследствии в таких семьях, не обрезать. Почему? Какой метод лег в основу данного факта?

2. Родословная А.С. Пушкина.

(Рассказ ученика с использованием слайда №9, выполнившего индивидуальное домашнее задание).

3. Сдача на проверку своих генеалогических древ (домашнее задание предшествующего урока).

7. Итог урока

А) Как сохранить генофонд человечества?

  • нежелательность родственных бpaков
  • минимальное использование пестицидов и гербицидов на полях
  • недопустимость ядерного, бактериологического, химического оружия
  • нет вредным привычкам
  • рождение детей по возможности в наиболее благоприятном возрасте
  • использование медико-генетических консультаций.

Б) Возможно оценивание самых активных учащихся экспертами, учителем, группой.

8. Рефлексия “Написание эссе”

- “Напишите письмо” в тетради, выразив свои чувства и мысли. Возможна самооценка. (2-3 предложения).

9. Д/з. Оценив свою работу на уроке, подготовьтесь к контрольному тесту по данной теме



Комментарии:

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

18 04 2024 9:53:41

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

17 04 2024 14:39:40

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

16 04 2024 9:50:43

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА


    Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

      Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

15 04 2024 21:38:52

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

14 04 2024 9:42:12

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

13 04 2024 16:29:22

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

12 04 2024 17:46:28

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

11 04 2024 12:47:10

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

10 04 2024 1:25:52

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

09 04 2024 7:24:47

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

08 04 2024 17:30:17

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

07 04 2024 18:27:59

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

06 04 2024 21:38:13

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

05 04 2024 2:12:28

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

04 04 2024 7:18:15

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

03 04 2024 9:24:49

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

02 04 2024 9:58:24

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

01 04 2024 13:59:33

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

31 03 2024 13:36:18

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

30 03 2024 4:41:36

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

29 03 2024 12:37:25

Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников


    Внедрение профильного компонента биологического образования как условие успешной социальзации выпускников

      В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....

28 03 2024 1:57:26

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

27 03 2024 16:44:44

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

26 03 2024 17:41:42

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

25 03 2024 11:42:43

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"


    Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

      Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...

24 03 2024 22:18:40

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

23 03 2024 17:59:46

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

22 03 2024 1:55:33

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

21 03 2024 9:16:16

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

20 03 2024 15:52:59

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

19 03 2024 22:10:57

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

18 03 2024 23:10:51

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

17 03 2024 20:30:58

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

16 03 2024 14:27:24

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

15 03 2024 9:10:50

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

14 03 2024 23:27:20

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

13 03 2024 7:40:46

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

12 03 2024 4:17:45

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

11 03 2024 14:44:23

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

10 03 2024 15:26:39

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

09 03 2024 4:30:28

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

08 03 2024 16:32:50

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

07 03 2024 2:30:40

Взаимосвязь организмов в сообществе Биология

Взаимосвязь организмов в сообществе  Биология Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...

06 03 2024 13:38:30

Внутреннее строение Земли


    Внутреннее строение Земли

      Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....

05 03 2024 21:43:26

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

04 03 2024 12:35:51

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

03 03 2024 0:44:28

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

02 03 2024 4:29:37

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

01 03 2024 10:33:23

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

29 02 2024 9:24:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::