Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"
Пояснительная записка
В стандарт по биологии включены цели изучения курса:
- Освоение знаний
- Овладение умениями
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- Воспитание
- Использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Проведение лабораторных работ дает возможность преподавателю реализовывать эти цели, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым осуществляется индивидуальный подход.
При проведении работы целесообразно совмещать два способа ее организации:
- фронтальный (выполнение заданий под руководством преподавателя) ;
- индивидуальный (выполнение работы по инструктивной карточке).
Познавательная деятельность при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется инструкциями, в которых указаны последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения:
- лабораторных работ;
- кружковых занятий;
- отработок пропущенных лабораторных работ.
Материал методической разработки подобран таким образом, что его можно рекомендовать для проработки учащимся разного уровня подготовки и разного возраста.
Цели занятия
- Обучить учащихся технике работы со световым микроскопом.
- Обучить учащихся приготовлению временных препаратов.
- Стимулировать у учащихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности.
- Развить умение наблюдать, сравнивать.
- Продолжить воспитание бережного отношения к оборудованию.
Мотивация
Световая микроскопия – один из основных методов изучения биологических объектов. Навык изготовления временных препаратов необходим для изучения ряда разделов по цитологии, микробиологии, физиологии.
В медицинской пpaктике правильная диагностика некоторых заболеваний возможна только при микроскопическом изучении объекта.
Учащиеся должны знать:
- Основные части светового микроскопа ЮННАТ-2П-3, их назначение и устройство;
- Правила работы с микроскопом ЮННАТ-2П-3;
- Технику приготовления временных микропрепаратов;
- Правила оформления пpaктической работы.
(Указана марка микроскопов, используемых в данном учебном заведении)
Учащиеся должны уметь:
- Объяснить назначение и принцип работы основных частей микроскопа;
- Приготовить микроскоп к работе;
- Приготовить временный микропрепарат;
- Рассматривать микропрепарат под малым и большим увеличением;
- Оформить результаты пpaктической работы в тетради.
Оснащение рабочего места:
- микроскоп ЮННАТ-2П-3 (1 шт) ;
- предметное стекло (1 шт) ;
- покровное стекло(1 шт) ;
- чашка Петри(1 шт) ;
- стаканчик с водой(1 шт) ;
- пипетка (1 шт) ;
- пинцет (1 шт).
Оснащение занятия:
- план занятия, конспект, раздаточный материал, задания для контроля, инструктивные карточки, DVD Современная гуманитарная академия. “Общая биология. Цитология”, телевизор, видеоплеер.
Приложение
Междисциплинарные связи:
а) физика (устройство оптических приборов, единицы измерения расстояния)
б) анатомия (восприятие изображения)
в) математика (математические действия)
Литература для преподавателя:
- Сивоглазов В.И., Агафонов И.Б. Общая биология 10–11. – М.: Дрофа, 2005.
- Чебышев Н.В. Руководство к пpaктическим занятиям по биологии. – M.: ACADEMA, 2004.
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. Пособие для учителя. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
- Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2001.
Ход занятия
I. Контроль исходного уровня знаний
Фронтальная беседа по вопросам. (Курсивом выделены эталоны правильных ответов).
- С помощью каких приборов изучали и изучают невидимые глазом предметы, организмы? (С помощью линз, луп, микроскопов).
- Для чего используется микроскоп? (Для обнаружения и исследования микроорганизмов, для изучения структуры клеток).
- Почему микроскоп называют световым? (Его разрешающая способность ограничена размерами, сравнимыми с длиной световой волны (0,4–0,7 мкм для видимого света)).
- Какие еще разновидности микроскопа вы знаете? (Электронный микроскоп).
- Для каких целей используется микроскоп? (Для исследовательских целей в биологических, медицинских лаборатория; для учебных целей)
II. Просмотр фрагмента видеофильма \"Исторический ряд микроскопов\"
III. Ознакомление с устройством микроскопа ЮННАТ-2П-3
Задание учащимся!
Используя схему строения микроскопа, найдите основные части выданного вам микроскопа.
Рис. 1. Внешний вид микроскопа ЮННАТ-2П-3
Основные части микроскопа:
- механическая (основание, штатив, тубусодержатель, предметный столик, тубус, револьвер, винты) ;
- оптическая (окуляры, объектив) ;
- осветительная (зеркало, конденсор, диафрагма).
Механическая часть микроскопа состоит из:
- основания,
- штатива,
- тубусодержателя,
- предметного столика,
- тубуса,
- револьвера,
- винтов для настройки на фокус.
Штатив закреплен на массивном основании, которое придает микроскопу устойчивость. От штатива вверх отходит тубусодержатель, к которому прикреплены револьвер и тубус. Предметный столик укреплен на штативе. На него помещают микропрепараты, которые удерживаются двумя зажимами для фиксации. Через круглое отверстие в центре столика обеспечивается освещение объекта. Винты для настройки фокуса находятся на боковых поверхностях штатива. Макрометрический винт позволяет поднять или опустить тубус для приблизительной настройки прибора на фокус при работе с малым увеличением. Микрометрический винт используется для точной настройки прибора на фокус при работе с большим увеличением.
Рис. 2. Схема строения микроскопа
Оптическая часть микроскопа состоит из:
- объектива,
- окуляра.
Объектив определяет полезное увеличение объекта.
Рис. 3 Револьвер с объективами
Он состоит из металлического цилиндра с вмонтированными в него линзами. Обычно микроскопы оснащаются несколькими объективами, вставленными в так называемый револьвер (от лат.reversio – возврат, вращение).
Револьвер предназначен для быстрой смены объективов, которые ввинчены в его гнезда, это позволяет быстро менять увеличение объекта.
Хаpaктеристика объективов – их разрешающая способность.
Что такое разрешающая способность?
Представьте себе, что невооруженным глазом человек может различить две очень близко лежащие линии или точки лишь в том случае, если расстояние между ними будет не менее 0,15 мм (150 мкм). Если же это расстояние будет меньше, то две линии или точки сольются в одну. Таким образом, разрешающая способность человеческого глаза равна 150 мкм. Поэтому, чем больше разрешающая способность объектива, тем больше подробностей строения наблюдаемого объекта можно выявить. Для объектива (х8) разрешающая способность равна 1,68 мкм, для объектива (х40) – 0,52 мкм.
Рис. 4. Разрешающая способность
Объектив требует очень бережного обращения, особенно это касается объективов с большим увеличением, т.к. у них рабочее расстояние, т.е. расстояние от покровного стекла до фронтальной линзы, измеряется десятыми долями миллиметра.
Например, рабочее расстояние для объектива (х40) составляет 0,6 мм.
Задание учащимся!
Рассмотрите объектив малого увеличения (х8), объектив большого увеличения (х40) и иммерсионный объектив с черной окантовкой по нижней стороне цилиндра (х90). Измените поочередно их положение в револьвере.
Окуляр устроен проще объектива и состоит из 2–3 линз.
Рис. 5. Окуляр
Окуляры увеличивают изображение объекта, полученное с помощью объектива.
Чтобы узнать увеличение микроскопа, нужно увеличение объектива умножить на увеличение окуляра.
Задание учащимся!
Определите увеличение окуляра на вашем микроскопе (указано на верхней грани). Рассчитайте все возможные варианты увеличения выданного вам микроскопа.
Осветительная часть состоит из:
- зеркала,
- конденсора с диафрагмой.
Рис. 6. Вид микроскопа спереди
Эти части микроскопа расположены под предметным столиком.
Зеркало служит для направления света через конденсор и отверстие предметного столика на объект. Во многих современных моделях микроскопов вместо зеркала используют светодиод, что намного удобнее.
Конденсор используется для конденсации или рассеивания света, подсвечивающего препарат. Кольцо с матовым стеклом или светофильтром регулирует освещенность объекта.
IV. Правила работы с микроскопом
Задание учащимся!
Выполняйте все действия вместе с преподавателем, согласно его инструкциям.
Запомните! Микроскоп следует правой рукой брать за штатив, а левой – поддерживать основание!
- Установите микроскоп. Тубусодеожатель должен быть обращен к вам, а зеркало – напротив света.
- Поставьте объектив малого увеличения в рабочее положение, если действие выполнено правильно, то вы услышите легкий щелчок.
Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения.
- Смотрите в окуляр и вращайте зеркало до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.
Рис. 7. Поле зрения
- Опустите объектив малого увеличения (х8) над столиком на высоту примерно 0,5см с помощью макрометрического винта (винт нужно вращать на себя).
- Положите на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх так, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.
- Внимание! Смотрите на микроскоп сбоку и опускайте тубус с помощью винта на расстояние приблизительно 2 мм от объектива до препарата.
Рис. 8. Размещение объекта на предметном столике
- Смотрите в окуляр и (медленно!) поднимайте тубус (вращайте винт на себя!) до тех пор, пока не увидите четкого изображения объекта.
- Перейдите к рассматриванию объекта при большом увеличении:
- вращая револьвер, установите объектив большого увеличения (х40) над предметным столиком;
- дождитесь легкого щелчка;
- найдите фокус, вращая винтом.
Внимание! Большое увеличение позволяет видеть глубину объекта, поэтому резко видны то одни, то другие структуры. Фокусное расстояние при большом увеличении составляет приблизительно 1 мм.
- По окончании работы приведите микроскоп в нерабочее состояние:
- объективы переведите в нейтральное положение (они не должны смотреть в отверстие в предметном столике) ;
- тубус опустите вниз до предела.
V. Техника приготовления временного препарата
- Возьмите предметное стекло из контейнера, держа его за боковые грани.
Рис. 9. Контейнер с предметными стеклами
- Поместите в центр стекла объект.
- Нанесите пипеткой 1–2 капли воды на объект.
- Возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на нее стекло.
Рис. 10. Покровные стекла
Рис. 11. Приготовление микропрепарата
Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха, нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.
- Излишки воды уберите фильтровальной бумагой;
- Приготовленный микропрепарат поместите на предметный столик и рассмотрите сначала при малом, затем при большом увеличении.
- В том случае, если микропрепарат сделан неаккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить действия.
Приготовление временного препарата “Волокна ваты и пузырьки воздуха”
Задание учащимся!
- Возьмите из чашки Петри пинцетом несколько волокон ваты и приготовьте из них микропрепарат, пользуясь инструкцией п.5 данного пособия.
Рис. 12. Чашка Петри
Рис. 13. Пинцет
Рис. 14. Волокна ваты
- Оформите лабораторную работу в тетради, пользуясь инструкцией п.6.
Дополнительное задание учащимся, закончившим основную часть работы:
Снимите пинцетом с одежды волос (или аккуратно! отрежьте кончик волоса), приготовьте из него микропрепарат, рассмотрите его и зарисуйте в тетради вид волоса под микроскопом.
Рис. 15. Вид волоса под микроскопом
VI. Правила оформления пpaктической работы
- укажите название темы работы, ее цель;
- укажите название выполняемого этапа, опишите последовательность действий;
- вычислите увеличение микроскопа;
- сделайте рисунок, иллюстрирующий объект деятельности;
Внимание! Требования к рисунку:
- рисунок должен быть крупным, детали – хорошо различимыми;
- контуры поля зрения микроскопа вокруг рисунка отображать не нужно;
- рисунок выполнять только простым карандашом;
- отдельные части рисунка обозначать стрелками и цифрами, соответствующие им надписи сделайте сбоку или внизу.
Рис. 16. Образец рисунка
Контроль полученных знаний
1. Выполните тестовое задание:
- Окуляры вставлены в:
а) револьвер;
б) тубус;
в) конденсор.
- Осветительная часть микроскопа представлена:
а) револьвером;
б) тубусом;
в) зеркалом.
- Малое увеличение объектива:
а) х8;
б) х10;
в) х20.
- Оптическая часть микроскопа включает:
а) окуляр, объектив;
б) зеркало;
в) диафрагму.
- К механической части микроскопа относят:
а) тубус;
б) зеркало;
в) окуляр.
2. Прокомментируйте фрагмент видеофильма
Фрагмент видеофильма \"Устройство светового микроскопа\" демонстрируется без звука, учащийся комментирует.
3. Вставьте в прямоугольники справа названия частей микроскопа, определение которым дано в прямоугольниках слева:
4. Обозначьте рисунки
Рис. 17.
Эталоны правильных ответов:
Задание 1
1 – б
2 – в
3 – а
4 – а
5 – а
Задание 3
Задание 4
1 – пипетка
2 – капля воды
3 – предметное стекло
4 – пинцет
5 – объект
6 – покровное стекло
7 – готовый микропрепарат
Комментарии:
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
15 10 2025 23:48:41
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
14 10 2025 18:53:23
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
13 10 2025 2:40:59
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
12 10 2025 21:40:20
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
11 10 2025 14:31:18
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
10 10 2025 8:22:30
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
09 10 2025 19:11:22
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
08 10 2025 7:58:28
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
07 10 2025 3:10:54
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
06 10 2025 3:10:55
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
05 10 2025 4:20:16
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
04 10 2025 21:54:19
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
03 10 2025 4:30:28
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
02 10 2025 19:49:12
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
01 10 2025 19:45:13
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
30 09 2025 11:23:30
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
29 09 2025 13:36:57
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
28 09 2025 18:23:23
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
27 09 2025 12:27:25
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
26 09 2025 21:19:58
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
25 09 2025 0:32:56
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
24 09 2025 21:27:47
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
23 09 2025 20:15:53

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
22 09 2025 13:35:53
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
21 09 2025 22:53:21
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
20 09 2025 2:34:22
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
19 09 2025 22:17:37
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
18 09 2025 20:52:59
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
17 09 2025 2:59:45
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
16 09 2025 10:21:43
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
15 09 2025 16:43:27
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
14 09 2025 9:57:12
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
13 09 2025 11:44:52
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
12 09 2025 1:41:46
Данная разработка является моим педагогическим дебютом, в том числе и в конкурсных программах. Так что буду очень признательна коллегам за рекомендации и пожелания.
Проживание в условиях крайнего севера заставляет с большим вниманием относится к изучению эндокринной системы человека. Поэтому проблемный урок весьма актуален.
Реализация целей урока проходит поэтапно. Этому способствует постановка проблемы, использование групповой формы работы, подготовленные рабочие листы и использование технических средств обучения. Проведение урока с демонстрацией учебной презентации на мультимедийной доске стимулирует интерес к изучаемому материалу. Использование видеофрагментов облегчает понимание процесса действия гормонов на клеточном уровне. На завершающем этапе урока целесообразно обсудить возможные причины нарушения работы желез....
11 09 2025 1:50:43
Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний.
...
10 09 2025 5:45:46
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
09 09 2025 9:48:38
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
08 09 2025 17:18:13

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
07 09 2025 5:22:56
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
06 09 2025 15:49:43
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
05 09 2025 6:43:15
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
04 09 2025 19:31:22
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
03 09 2025 18:49:43

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
02 09 2025 8:28:48
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
01 09 2025 0:46:34
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
31 08 2025 5:18:19
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
30 08 2025 4:30:11
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
29 08 2025 20:35:49
Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....
28 08 2025 0:57:24
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
27 08 2025 8:19:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::