Урок по теме "Движение крови в организме" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

Тема: «Движение крови в организме».

Цель урока: Сформировать у учащихся знания о строении кровеносных сосудов и движении крови в организме человека.

Задачи:

обучающие:

  • обеспечить усвоение особенностей строения кровеносных сосудов;
  • при помощи таблиц и схем, проследить направление тока крови по кругам кровообращения.

развивающие:

  • продолжить развитие образного и логического мышления;
  • формирование умений работать с текстом учебника, таблицами, схемами.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства ответственности за свой организм.

Средства обучения:

  • таблица: «Систематическое положение современного человека»;
  • схема строения кровеносной системы человека;
  • раздаточный материал: карточки по теме «Кровь и кровеносная система»;
  • схема: «Малый круг кровообращения»;
  • схема: «Большой круг кровообращения»;
  • магнитные карточки: Черты кровеносной системы млекопитающих.

Методы:   объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: 

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • коллективная

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент. 

2. Актуализация опopных знаний.

  1. Вступительное слово учителя о систематическом положении современного человека (с использованием таблицы «Систематическое положение современного человека»). 
  2. Вспомните и назовите хаpaктерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит и человека. Учащиеся называют особенности кровеносной системы млекопитающих: система замкнутая, два круга кровообращения, четырехкамерное сердце, кровь артериальная и венозная, артерии, вены, капилляры. Одновременно с ответом учащихся на доске последовательно появляются, названные ими признаки (используются магнитные карточки).
  3. Теперь давайте вспомним: что мы называем артериями? Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца, к органам и тканям.
  4. Какие сосуды называют венами? Вены – это сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу.

3. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мы с вами вспомнили, что в кровеносной системе различают три вида кровеносных сосуда: артерии, вены и капилляры.  Рассмотрим особенности строения этих сосудов. Откройте в учебнике § 19. Посмотрите на рисунок и скажите, что общего в строении кровеносных сосудов и что различно.

1. Учащиеся открывают учебник и самостоятельно по рисунку сравнивают сосуды.  Перечисляют учителю выявленные различия.

2. Пользуясь текстом параграфа, заполним таблицу «Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов», и проверим, на сколько вы оказались правы.  Учитель выносит на доску таблицу, которую необходимо заполнить.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1.

 

 

 

 

 

2. Заносят таблицу в тетрадь.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1.

 

 

3. По какому признаку мы будем сравнивать сосуды в первую очередь?

3. Находят в параграфе первый признак: строение стенок сосудов. Обсуждают, что необходимо записать в каждый из столбцов.

4. Занесем отличия и сходства в таблицу. Учитель заполняет таблицу на доске.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

 

 

 

4. Заполняют таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

 

 

 

5. Какие яркие отличия вы нашли у вен и артерий?

5. Кармановидные клапаны у вен – препятствуют стеканию крови обратно. Артерии имеют очень толстые стенки, т.к. им приходится выдерживать сильное давление крови.

6. Запишем отличия в таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

 

6. Заполняют таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

 

7. Какой отличительной чертой обладают капилляры?

7. Капилляры самые тонки сосуды, имеют очень тонкие, почти прозрачные, стенки.

8. Запишем это в нашу таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

2. стенки очень тонкие.

8. заполняют таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

2. стенки очень тонкие.

9. Что мы можем сказать о значении кровеносных сосудов?

9. Движение крови от сердца и к сердцу, газообмен между кровью и клетками, снабжение органов полезными веществами.

10. дополним нашу таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

2. стенки очень тонкие.

3. движение крови к сердцу.

3. движение крови от сердца к клеткам и тканям.

3. вещественный газообмен между клетками и кровью.

10. заполняют таблицу.
Сравнительная хаpaктеристика кровеносных сосудов.

Вены

Артерии

Капилляры

1. стенки сосудов образованы тремя слоями клеток: слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний – эпителиальный слой.

1. стенки состоят из одного слоя клеток.

2. кармановидные клапаны на внутренней поверхности.

2. наиболее толстые стенки за счет слоя гладких мышц.

2. стенки очень тонкие.

3. движение крови к сердцу.

3. движение крови от сердца к клеткам и тканям.

3. вещественный газообмен между клетками и кровью.

11. Мы рассмотрели особенности кровеносных сосудов. Теперь нам необходимо проследить, как движется кровь в нашем организме. Учитель рассказывает особенности движения крови в организме человека, используя схему строения кровеносной системы человека. Впервые движение крови по двум замкнутым системам было открыто и экспериментально доказано английским ученым Уильямом Гарвеем.

11. Учащиеся следят за рассказом учителя (на партах имеется раздаточный материал: схема кровеносной системы человека). Делают записи в тетради.

12. Большой круг кровообращения – движение крови от левого желудочка до правого предсердия. Запишем основные участки большого круга кровообращения в тетрадях. На доске представлена схема «Большой круг кровообращения».[2]    

12. Учащиеся оформляют схему в тетради.

Левый желудочек
Аорта
Восходящая дуга                Нисходящая дуга
аорты                                   аорты
(голова, шея, руки)              (туловище, ноги)
Артерии
Капилляры
Вены
Нижняя полая                        Верхняя полая
Правое предсердие

13. Малый круг кровообращения – движение крови от правого желудочка к левому предсердию. Запишем основные участки малого круга кровообращения. На доске представлена схема «Малый круг кровообращения».[2]

13. Учащиеся оформляют схему в тетради.

Правый желудочек
Легочная артерия
Капилляры легких
Легочная вена
Левое предсердие

14. Подчеркните в своих тетрадях красным цветом те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, а синим – венозная.

14. Учащиеся самостоятельно дополняют схему.

15. Теперь давайте проверим правильность заполнения ваших схем.

15. Один из учащихся отвечает у доски, отмечая участки схемы, остальные сверяют свои результаты.

16. Мы рассмотрели сосуды, по которым движется кровь и направление ее движения, а с какой же скоростью  происходит это движение?

16. Учащиеся выдвигают свои версии (правильные ответы отмечаются учителем).

17. Скорость тока крови – важный показатель кровообращения. Наиболее велика она в аорте, а наименьшая – в капиллярах. Связано это с тем, что суммарный просвет всех капилляров нашего тела в 1000 раз больше просвета аорты. Это имеет огромный биологический смысл: благодаря медленному движению крови по капиллярам в тканях осуществляется газообмен, в кровь собираются продукты обмена веществ, питательные вещества распределяются по органам и тканям. В капиллярах кровь течет со скоростью 0,5 мм/с, в аорте – 500 мм/с, в венах – 200 мм/с, а полное время круговорота крови составляет 20 – 25 с.

17.   Слушают учителя, делают записи в тетради.

4. Обобщение.

Учащиеся самостоятельно решают кроссворд. Затем коллективно обсуждаются ответы.

Кроссворд [2].

  1. Английский ученый, открывший движение крови по двум замкнутым системам (Гарвей)
  2. Сосуд, несущий кровь к сердцу (вена)
  3. Самая крупная артерия (аорта)
  4. Самый тонкий сосуд (капилляр)
  5. Гормон, усиливающий работу сердца (адреналин)
  6. Белые клетки крови (лейкоциты)

  5. Выводы:

  • Кровеносная система человека имеет сходное строение с кровеносной системой млекопитающих;
  • Кровь в организме движется по двум замкнутым системам;
  • Различают следующие сосуды: артерии, вены, капилляры;
  • Сосуды отличаются строением и назначением в организме.

6. Подведение итогов.  Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся, выставляет оценки.

7. Литература:
  1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек» 8(9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева; А.С. Батуева и др.; А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. – М.: ВАКО, 2005.;
  2. журнал «Биология в школе»;
  3. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии» - М.: Дрофа, 2001.;



Комментарии:

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

24 11 2025 5:40:44

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс


    Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

      Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

23 11 2025 22:53:10

Элективный курс "Тайны живой природы"


    Элективный курс "Тайны живой природы"

      Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...

22 11 2025 8:42:22

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

21 11 2025 18:53:51

Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"


    Итоговая контрольная работа по теме: "Клетка – единица живого"

      Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...

20 11 2025 6:12:53

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

19 11 2025 12:44:40

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

      Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

18 11 2025 15:59:37

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

17 11 2025 5:29:50

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

16 11 2025 5:12:52

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

15 11 2025 21:58:56

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

14 11 2025 8:31:11

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

13 11 2025 9:17:45

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

12 11 2025 7:11:13

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах


    Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

      Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

11 11 2025 23:22:53

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

10 11 2025 10:51:30

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"


    Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

      Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

09 11 2025 8:10:18

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

08 11 2025 19:41:39

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

07 11 2025 2:33:31

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

06 11 2025 15:53:10

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

05 11 2025 2:54:44

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

04 11 2025 10:46:47

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

03 11 2025 3:39:52

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

02 11 2025 0:35:47

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

01 11 2025 4:52:11

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

31 10 2025 14:53:39

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

30 10 2025 17:26:58

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

29 10 2025 19:13:23

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

28 10 2025 7:49:10

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

27 10 2025 3:18:24

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

26 10 2025 5:16:58

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

25 10 2025 18:30:56

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

24 10 2025 2:47:59

Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"


    Формирование информационной компетенции средствами предмета "Биология"

      В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....

23 10 2025 6:17:35

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 10 2025 23:45:48

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

21 10 2025 11:23:54

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

20 10 2025 13:53:16

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

19 10 2025 17:11:30

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

18 10 2025 9:38:59

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

17 10 2025 21:14:23

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

16 10 2025 2:59:49

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

15 10 2025 8:10:22

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

14 10 2025 0:17:41

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

13 10 2025 9:59:19

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

12 10 2025 11:52:20

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

11 10 2025 12:41:47

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

10 10 2025 9:22:23

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

09 10 2025 1:13:20

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

08 10 2025 6:21:16

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

07 10 2025 11:56:53

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

06 10 2025 23:21:26

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::