Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Форма проведения урока: беседа, работа в группах .
Технология: учебного эксперимента.
Цели урока:
- Образовательная: закрепить понятие “вода”, “состав воды”; расширить знания учащихся о широко распространенном в природе веществе, о важности воды.
- Развивающая: развить навыки групповой работы; способность логически рассуждать, делать выводы; умение обобщать и делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе.
Оборудование: схема “Круговорот воды в природе”, химические реактивы для выполнения опытов, водопроводная вода из разных микрорайонов.
Ход урока
Предварительная подготовка.
1. Учащимся дается задание: принести водопроводную воду, выучить стих о воде.
2. Заранее учитель готовит ученика провести опыт, который доказывает, что вода играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.
1. Объявление темы урока.
Сегодня наш урок называется “Экология воды”. Но все ли мы знаем об этом удивительном веществе? Давайте попробуем представить, как бы выглядела Земля, если бы с нее внезапно исчезла вода. Моря и океаны бы пересохли и покрылись толстым слоем солей, раньше растворенных в воде. Горные породы бы разрушились, в их состав тоже входит вода. Погибли бы все растения и животные. Вы уже знаете, что и в нашем организме есть вода. Без пищи человек может прожить 2 месяца, а без воды – не более 3 дней. Даже верблюд, “король пустыни”, не может прожить без воды более 8 дней. А теперь вспомните, какое значение имеет вода для человека?
Схема на доске, ученики её заполняют.
К сегодняшнему уроку один из вас подготовил интересный опыт, который доказывает, что вода играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.
Демонстрация опыта.
Алюминий и йод в сухом виде между собой не взаимодействуют. Когда на смесь попадает вода, начала появляется дым, а потом разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгонка йода). Вода здесь играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.
Посмотрите на схему и расскажите мне о круговороте воды в природе.
(Схема на слайде.)
II. Проведение пpaктической части.
Сегодня на уроке мы проведем еще рад опытов, которые расскажут нам о свойствах воды. Мы исследуем принесенную вами водопроводную воду на жесткость, содержание железа. Определим цветность воды. Проведем исследование прозрачности (мутности) воды.
Задание каждой группе.
1. Пользуясь методическими рекомендациями “Набором для оценки качества окружающей среды”, определите качество воды.
2. Полученные результаты занесите в таблицу (таблица на доске).
Микрорайон. | 1. Определение цветности воды. | 2. Исследование прозрачности (мутности) воды. | 3. Исследование жесткости воды. | 4. Измерение содержания железа в воде. |
1 микр-он | ||||
2 микр-он | ||||
3 микр-он | ||||
4 микр-он | ||||
5 микр-он | ||||
14 микр-он | ||||
11 микр-он |
Каждая группа проводит самостоятельно опыты.
Опыт № 1. Определение цветности воды.
Оборудование: цилиндр мерный 50 мл (один или два), воронка, фильтр обеззоленный.
Печатные материалы: карточка 1.
Ход работы:
Качественную оценку цветности производят, оценивая окраску воды непосредственно или в сравнении с дистиллированной водой. Для этого в мерный цилиндр наливают исследуемую пробу до отметки 50 мл. При дневном освещении рассматривают ее сверху и сбоку на белом фоне, определяют окраску, используя карточку 1. При отсутствии окраски вода считается бесцветной. При наличии в пробе взвешенных частиц предварительно профильтровывают ее через обеззоленный фильтр, поставленный в воронку.
Опыт № 2. Исследование прозрачности (мутности) воды.
Оборудование: устройство для исследования прозрачности воды, линейка.
Печатные материалы: карточка 1.
Ход работы:
Исследования проводят качественным методом.
Метод качественного определения. В мерный цилиндр наливают анализируемую пробу до отметки 50 мл, рассматривая пробу сверху на черном фоне при достаточном боковом освещении. Наблюдаемую окраску оценивают по хаpaктеристике мутности, приведенной на карточке 1.
Опыт № 3. Исследование жесткости воды.
Оборудование: колба коническая 100 мл, ложка-шпатель.
Реактивы: натрия гидрокарбонат NaHCO3
Ход работы:
В колбу наливают пробу воды до отметки 100 мл, с помощью ложки-шпателя добавляют гидрокарбонат натрия NaHCO3 (около трех ложечек) и размешивают круговыми движениями. Если в течение одной минуты проба помутнеет, значит, исследуемая вода обладает высоким содержанием кальция и магния, а следовательно, жесткая. Рекомендуется проводить параллельные исследования дистиллированной воды или воды из двух разных источников, сравнивая результаты.
Опыт № 4. Измерение содержания железа в воде.
Оборудование: колба коническая 100 мл, ложка-шпатель, пипетка глазная.
Печатные материалы: карточка 4
Химические реактивы: кислота азотная HNO3 (концентрация 1:2 ), аммония персульфат (NH4)2S2O8, калия роданид KCNS.
Ход работы:
В колбу наливают 30–40 мл исследуемой пробы, пипеткой вносят 3–4 капли азотной кислоты, добавляют несколько кристаллов персульфата аммония и роданида калия (на кончике ложки-шпателя). После внесения каждого реактива содержимое колбы перемешивают. Приближенно массовую. Концентрацию железа определяют по таблице, приведенной на карточке 2.
После занесения полученных результатов, ученики делают выводы по каждому опыту а затем в целом.
Теперь мы знаем, как важна вода для жизни на Земле. Давайте подумаем, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить водоемы в чистоте.
– Посмотрите на картинку и расскажите, что на ней неправильно. (Демонстрируется картинка с изображением реки, в которой плавают бутылки и прочий мусор. Ученики рассказывают о необходимости содержать водоемы в чистоте.)
IV. Подведение итогов.
На этом уроке мы узнали, как важна вода для жизни на Земле, какая бывает вода, как следует беречь воду.
СТИХ О ВОДЕ (домашнее задание).
Домашнее задание.
Написать рассказ о том, как были спасены речка, озеро или моря от вредного воздействия человека.
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии:
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
18 07 2025 11:35:57
Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....
17 07 2025 9:43:25
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
16 07 2025 5:18:38
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
15 07 2025 14:29:12
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
14 07 2025 14:55:21
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
13 07 2025 6:20:48
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
12 07 2025 10:47:32
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
11 07 2025 22:30:56
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
10 07 2025 7:24:43
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
09 07 2025 10:41:34
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
08 07 2025 20:32:19
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
07 07 2025 20:43:20
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
06 07 2025 22:54:41
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
05 07 2025 6:27:57
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
04 07 2025 2:22:27
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
03 07 2025 22:42:37
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
02 07 2025 19:49:54
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку.
...
01 07 2025 5:38:39
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
30 06 2025 1:28:22
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
29 06 2025 11:32:30
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
28 06 2025 14:15:56
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
27 06 2025 18:36:47
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
26 06 2025 0:31:54
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
25 06 2025 8:44:42
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
24 06 2025 6:13:34
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
23 06 2025 7:33:52
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
22 06 2025 15:59:40
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
21 06 2025 9:21:38
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
20 06 2025 9:26:37

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
19 06 2025 21:28:11
Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....
18 06 2025 9:41:47

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
17 06 2025 0:43:33

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
16 06 2025 0:43:51
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
15 06 2025 1:45:24
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
14 06 2025 11:26:51
Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....
13 06 2025 4:52:28
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
12 06 2025 11:27:56
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
11 06 2025 13:29:32
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....
10 06 2025 13:56:22
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
09 06 2025 11:59:44
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
08 06 2025 4:33:10
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
07 06 2025 0:42:18
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
06 06 2025 5:43:31
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
05 06 2025 12:22:41
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
04 06 2025 12:57:16
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
03 06 2025 4:48:57
Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор.
...
02 06 2025 5:23:33
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами.
...
01 06 2025 4:51:39
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
31 05 2025 23:19:43
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
30 05 2025 23:21:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::