Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Содержание:
- 1) Особенности строения споровиков
 - 2) Жизненный цикл споровиков
 - 3) Питание и образ жизни
 - 4) Представители споровиков
 - 5) Значение споровиков в природе и жизни человека
 
Класс споровики – это простейшие эукариоты. Представители живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают.
Тип насчитывает примерно 1500 видов, среди них есть формы, вызывающие тяжелые заболевания человека и животных (малярию, токсоплазмоз и др.). Споровики развиваются, проходя сложный жизненный цикл, где чередуется пoлoвая и бесполая стадии.
Особенности строения споровиков
Размеры споровиков, населяющих полость кишечного тpaкта или тело беспозвоночных, бывают достаточно велики, как для одноклеточных (примерно несколько миллиметров). Споровики, проникшие в эпителиальные клетки стенки кишки или паразитирующие в форменных элементах, имеют небольшую величину (микрометры).
В своем жизненном цикле споровики проходят ряд преобразований. На стадии зоита они имеют сходное строение. Форма тела споровиков изогнутая, с большим ядром. Наружный покров представлен трехмембранной пелликулой — особенность хаpaктерна для простейших, это шар плоских пузырьков, который находится под плазмолеммой. Наружная оболочка не прерывается, а внутренние образуют поры.
Для зоитов хаpaктерно наличие апикального комплекса, который включает коноид, роптрии и микронемы.
Коноид имеет вид усеченного конуса, построен из микротрубочек. Принимает участие в процессах заражения, необходим для проникновения сквозь мембрану клетки хозяина. Предполагают, что конус также используется во время питания некоторых видов грегарин.
Роптрии — это органоиды, наполненные веществом, способным растворять оболочку клетки и тем самым способствует попаданию зоита внутрь.
Микронемы нужны для синтеза содержимого роптрий.
В связи с паразитическим способом жизни споровики имеют особенности строения, которые отличают их от остальных простейших:
- У зрелых споровиков отсутствуют органоиды движения;
 - нет вакуолей с пищеварительными ферментами, питание через поверхность тела;
 - размножаются споровики преимущественно бесполым путем. Паразитическая клетка делится с образованием большого количества отдельно функционирующих организмов.
 
Жизненный цикл споровиков
В человеческом организме могут паразитировать примерно 30 споровиков. Наибольшую опасность для жизни представляет малярийный плазмодий — основной этиологический фактор развития малярии.
В жизненном цикле малярийного плазмодия участвует два хозяина:
- Малярийный комар — основной, где споровики делятся пoлoвым путём;
 - человек — промежуточный, где паразит делится бесполым способом.
 
Отдельные представители имеют больше одного промежуточного хозяина.
Бесполая стадия: самка комара через слюнные железы, в момент укуса, передает человеку паразитов, они оказываются в крови, а затем проникают в паренхиму печени. Там идет деление, с образованием форм, которые поражают эритроциты. В эритроцитах плазмодии быстро размножаются, что ведет к переполнению клетки, и она разрывается. Паразитические формы выходят в сосудистое русло и проникают в новые клетки. При разрушении кровяных телец у человека начинается лихорадка с обильным потоотделением.
Пoлoвая стадия: когда самка кусает больного малярией человека, с кровью в ее кишечник проникает плазмодий. Здесь идет пoлoвoе размножение, вследствие которого образуются особи бесполого поколения.
Питание и образ жизни
Питание споровиков возможно путем поглощения растворенной органики поверхностью тела. Это ведет к разрушению тканей хозяина и организм поддается отравляющему влиянию продуктами метаболизма паразита.
Дыхание споровиков и выделительная функция также идет через наружные покровы, всем телом.
Обычная среда обитания представителей Класса Споровики это живой организм. Внутриполостные виды населяют желудочно-кишечный тpaкт, внутриклеточные проникают в эпителиальные или кровяные клетки.
Как передвигаются споровики? Движение споровиков возможно лишь на пoлoвoй стадии жизненного цикла. Мерозоиты и спорозоиты кокцидий перемещаются благодаря сокращению микротрубочек. Грегарины передвигаются за счет скольжений с помощью гребнеобразных выступов — пелликулы.
Представители споровиков
Класс Споровики включает три отряда: грегарины, кокцидии, кровоспоровики.
Отряд Кровоспоровики
Представители отряда вызывает малярию у животных и людей. Опасными для человека являются 4 вида: P. vivax, P. Malariae, P. Falciparum, P. ovale
Между собой эти виды паразитов отличаются строением и биологическими хаpaктеристиками, периодом развития заболевания.
Отряд кокцидий
Кокцидии насчитывают примерно 350 видов. Поражают они как беспозвоночных (первичноротые, моллюски, насекомые), так и позвоночных животных. Кокцидии паразитируют внутри клеток разных органов и тканей. В жизненном цикле кокцидий поочередно меняются стадии бесполого, пoлoвoго размножения и спорогонии.
Паразиты из отряда Кокцидии опасны для домашних животных и человека, некоторых рыб. В человеческом организме паразитирует токсоплазма. Проникая внутрь клеток, она трaнcформируется в псевдоцисты, которые скапливаются по 10 тыс. особей под плотной мембраной. Образование цист начинается спустя 9 дней после проникновения паразита. Они локализуются чаще в тканях головного мозга и поперечнополосатых мышцах.
Отряд Грегарины
Паразитируют у беспозвоночных животных, в кишечнике кольчатых червей, часто заражают насекомых. Относятся к внеклеточным паразитам. Тело их разделено на три отдела: дейтомерит, протомерит, эпимерит (имеет крючья для крепления к стенке кишечника).
Значение споровиков в природе и жизни человека
Роль споровиков в окружающем мире определяется их паразитическим способом жизни. Они паразитируют в клетках и тканях человека или животных, вызывают развитие тяжёлых заболеваний, чрезвычайно опасных для жизни.
Заболеть малярией можно при попадании в организм малярийного плазмодия, это сопровождается периодическими лихорадочными приступами (температура до 40°С), анемией. Осложнения проявляются в виде острой почечной недостаточности, малярийной комы.
Токсоплазма, проникая в клетки крови, приводит к развитию токсоплазмоза. Паразиты разносятся по всему организму, поражая глаза, головной мозг, сердце.
Комментарии: 
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
03 11 2025 12:29:53
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. 
...
02 11 2025 4:27:21
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
01 11 2025 0:46:35
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
31 10 2025 21:29:46
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
30 10 2025 23:54:20
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
29 10 2025 18:35:34
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
28 10 2025 6:32:29
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
27 10 2025 12:59:27
Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
26 10 2025 5:44:48
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
25 10 2025 2:38:39
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
24 10 2025 14:36:35
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
23 10 2025 3:10:11
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
22 10 2025 23:26:35
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
21 10 2025 3:51:18
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
20 10 2025 11:26:54
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды 
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к 
жизни в воде....
19 10 2025 23:13:41
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер.
...
18 10 2025 4:59:24
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. 
...
17 10 2025 9:30:41
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
16 10 2025 13:14:48
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
15 10 2025 7:26:53
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
14 10 2025 11:20:56
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. 
...
13 10 2025 10:33:35
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
12 10 2025 11:52:45
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
11 10 2025 16:54:26
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
10 10 2025 7:39:12
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор  сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
09 10 2025 11:29:45
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
08 10 2025 1:11:21
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
07 10 2025 18:21:30
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. 
...
06 10 2025 8:49:58
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
05 10 2025 13:12:50
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
04 10 2025 12:22:22
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
03 10 2025 18:28:37
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
02 10 2025 12:19:28
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
01 10 2025 5:56:35
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
30 09 2025 13:33:29
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
29 09 2025 7:10:43
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
28 09 2025 23:10:18
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. 
...
27 09 2025 6:37:12
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
26 09 2025 17:53:22
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
25 09 2025 12:25:22
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
24 09 2025 15:45:53
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
23 09 2025 15:30:20
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
22 09 2025 5:10:54
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
21 09 2025 6:14:46
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
20 09 2025 15:32:22
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
19 09 2025 20:46:30
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
18 09 2025 17:20:30
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
17 09 2025 22:25:42
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
16 09 2025 11:43:27
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
15 09 2025 6:39:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 :: 




