Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

Цели:
- выявить признаки семейства Розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека;
- развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления.
- формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
Методические приемы, приводящие к активному усвоению знаний: создание ситуации успеха, эвристическая беседа, игровые ситуации, диалогические методы, .
Образовательная программа: Н.И. Сонин “Многообразие живых организмов”, 7 класс.
Прогнозируемый результат:
- ученик должен уметь
- назвать общие признаки растений семейства розоцветные, класса двудольные растения;
- привести примеры наиболее распространенных видов и сортов растений;
- хаpaктеризовать строение вегетативных и генеративных органов;
- обосновать влияние деятельности человека на многообразие видов розоцветных растений, последствия этой деятельности;
- распознать растения семейства розоцветные;
- сравнить различные представители данного семейства.
Дифференцированные задания на уроке:
- 1 группа – сочинить сказку на тему “Семейство розоцветные”,
- 2 группа – инсценировать сказку,
- 3 группа – рассказ о представителях семейства, дифференцированное домашнее задание.
Средства обучения: компьютер, таблицы.
Принципы организации познавательной деятельности на уроке:
- самодеятельность учащихся
- самоорганизация учащихся
- развитие личности
- формирование коллективизма
- принцип ролевого участия
- принцип психологического обеспечения
Этапы урока:
- организационный момент;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний;
- усвоение новых знаний;
- закрепление новых знаний;
- информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний
На прошлых уроках мы с вами начали изучать представителей отдела Покрытосеменных.
Давайте повторим изученный материал.
Трое учащихся решают тесты на компьютере, остальные отвечают на вопросы составленные по типу телевизионной программы «Своя игра»
Далее повторяем систематическое положение отдела Покрытосеменные.
3. Усвоение новых знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним семейством, относящимся к классу Двудольных.
Необходимо сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Чтобы выполнить это задание, вы должны отгадать - о каких растениях говорится в загадках?
Зачитываю загадки, ребята отгадывают, проверяем на слайдах (Слайд 2-4, приложение 1)
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна.
(Роза)Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мед.
(Вишня)Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон отдает
(Земляника)
Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству розоцветные (Тема записывается на доске и в тетради. (Слайд 5, приложение 1))
Цель нашего урока - выявить признаки растений семейства розоцветные. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.
Хаpaктеризовать каждое семейство мы будем по плану:
- План - хаpaктеристика семейства представлен на инструктивном листе.
- Количество видов
- Представители
- Жизненные формы
- Строение вегетативных органов
- Строение генеративных органов
- Значение
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. В основном они принимают участие в образовании 2 яруса и подлеска в лесах и кустарниковых зарослях. т.к. среди них мало естественных древесных форм. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека Плодоводство главным образом основано на представителях этого семейства. Многие представители отличаются необычайной декоративностью, их можно назвать основой для выведения сортов культурных декоративных деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами попадем в сказочную страну, где растения могут с нами говорить.
Ребята разыгрывают сказку, во время которой открываем слайды 7-18.
Учитель: Алиса брела по странному парку зазеркалья. Вокруг было много растений. По каким то признакам напоминающим друг друга . Наконец она увидела розы.
- Как жаль, что цветы не умеют разговаривать - сказала Алиса.
- Разговаривать мы умеем и даже громче тебя, просто мы считаем, что не удобно начинать разговор первыми-ответила белая роза.
-Ой, помогите мне разобраться, какие растения растут вокруг –попросила Алиса.
-Это все представители семейства розоцветных
- вот: это - травянистые: земляника, гравилат, лапчатка
- это полукустарники: малина., ежевика
- это кустарники: калина, шиповник, вишня
- а это деревья: яблоня, груша, абрикос, слива
-Почему же они все розоцветные?-продолжала Алиса.
-Потому, что они имеют признаки одного семейства.
-У них корневая система стержневого типа - стебель прямостоячий или ползучий.
-Лист простой(цельный) или сложный(тройчатый или непарноперистый)
- Листорасположение - очередное или супротивное, часто с прилистниками.
- Но самое главное это цветок – обоеполый с двойным околоцветником, чашелистиков 5 (причем они разной формы, поэтому цветок ассиметричный), лепестков 5, но может быть и много, тычинок тоже5 или много, пестик 1,5 или много.
Опыляют их насекомые
- цветы могут быть одиночные или собраны в соцветия-кисть, щиток.
- а еще у них самые разные плоды: многоорешек, ягода, семянка, костянка или яблоко.
- Ой, спасибо вам розы, я так много интересного узнала.
Учитель: Алиса побежала по парку дальше,а розы замолчали.т.к.у них теперь не было собеседника.
Во время того, как показывается сказка, учащиеся в своих Инструктивных картах дают хаpaктеристику семейства.
Вы прослушали сказку, давайте проверим, как вы справились с заданием.
4. Закрепление новых знаний
Эвристическая беседа по материалу:
- Сколько видов входит в состав данного семейства.
- почему растения этого семейства образуют в лесу в основном 2 ярус?
- какие жизненные формы встречаются у представителей данного семейства?
- какие особенности есть в строении вегетативных органов?
- корня
- стeбля
- листа( +листорасположение + жилкование)
- особенности генеративных органов
- цветок
- плод
- Растения этого семейства играют огромное значение в жизни человека. Давайте ознакомимся с некоторыми из них (Учащихся демонстрируют ранее подготовленные презентации – пищевые, лекарственные, дикорастущие Розоцветные (приложение 1))
По ходу презентации учащиеся выполняют задание в Инструктивной карте (приложение 2).
Подведение итогов урока, выставление оценок
5. Домашнее задание
Записи в тетради и Инструктивной карте.
Рефлексия по итогам урока
Нарисовать вазу, вырезать из самоклеящейся бумаги белые и красные розы-поставить розу в вазу (белая-понравилось, красная-нет)
Комментарии:
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
07 12 2025 21:12:44
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
06 12 2025 12:13:44
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
05 12 2025 13:18:37
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
04 12 2025 2:35:52
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
03 12 2025 19:57:39
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
02 12 2025 10:19:43
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
01 12 2025 12:41:27
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
30 11 2025 8:43:22
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
29 11 2025 17:58:28
Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....
28 11 2025 17:19:22
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
27 11 2025 16:11:27
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
26 11 2025 0:40:14
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
25 11 2025 18:27:26
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
24 11 2025 8:31:31
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
23 11 2025 7:47:59
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
22 11 2025 3:58:35
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
21 11 2025 10:58:26
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
20 11 2025 17:16:45
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
19 11 2025 11:31:49
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
18 11 2025 14:45:44
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
17 11 2025 21:47:46
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
16 11 2025 1:20:13
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
15 11 2025 13:39:27
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
14 11 2025 7:23:30
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
13 11 2025 5:38:10
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
12 11 2025 19:11:58
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
11 11 2025 12:25:41
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
10 11 2025 3:58:45
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
09 11 2025 19:28:21
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
08 11 2025 17:25:51
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
07 11 2025 9:40:13
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
06 11 2025 10:14:55
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
05 11 2025 11:22:46
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
04 11 2025 12:34:40
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
03 11 2025 23:31:44
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
02 11 2025 2:29:35
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
01 11 2025 9:32:11
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
31 10 2025 13:43:55
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
30 10 2025 14:34:29
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
29 10 2025 15:18:49
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
28 10 2025 5:29:13
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
27 10 2025 20:38:29
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
26 10 2025 1:30:19
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
25 10 2025 6:17:24
В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности.
...
24 10 2025 0:44:27
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
23 10 2025 6:55:38
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....
22 10 2025 9:49:53
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
21 10 2025 11:23:41
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
20 10 2025 10:54:55
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
19 10 2025 17:35:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"