Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений\".
Цель урока:
- сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
- продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
- развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
- воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интеpaктивная доска.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приемы и методы |
| 1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. | 1-2 | Сообщение учителя. |
| 2. Изучение нового материала. | 15-20 | Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради |
| 3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. | 15-20 | Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна. |
| 4. Домашнее задание. | 1-3 | Запись на доске. |
Ход урока
2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))
- Это орган растения, который ему жизненно необходим.
- Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
- С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Это семя. (слайд)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.
(ученики записывают в тетради число и тему) (слайд)
Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом пoлoвoго размножения и расселения растений. (слайд)
(вопрос учащимся)
Какой вид размножения растений кроме пoлoвoго вам известен? (вегетативное)
Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.
(вопрос учащимся)
Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).
Затем появляется зародышевый побег.
Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндоcпepме, которая окружает зародыш.
(физминутка)
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности
при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4 (слайд).
Тема: Изучение строения семени фасоли.
Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
ХОД РАБОТЫ (слайд)
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на пpaктике изучить строение семени.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю” (слайд)
Фамилия, имя |
+/- |
|
+ - + + - - + - |
| Задание проверил(а): | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).
- Зародышевый корешок.
- Кожура.
- Семядоли.
- Зародышевый стебелёк.
Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).
Пример синквейна:
Выставление оценок.
5. Домашнее задание: (слайд)
Лабораторная работа № 4.
Тема:
Изучение строения семени фасоли.Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование:
лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
Комментарии:
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
28 11 2025 11:23:41
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
27 11 2025 20:31:20
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
26 11 2025 4:29:21
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
25 11 2025 10:45:31
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
24 11 2025 9:50:33
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
23 11 2025 10:21:47
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
22 11 2025 10:57:53
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
21 11 2025 4:29:39
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
20 11 2025 10:59:17
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
19 11 2025 14:29:45
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
18 11 2025 18:50:14
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
17 11 2025 22:14:38
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
16 11 2025 13:22:33
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
15 11 2025 12:16:15
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
14 11 2025 15:28:19
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами.
...
13 11 2025 1:30:26
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
12 11 2025 3:15:38
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
11 11 2025 2:23:51
Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....
10 11 2025 4:22:17
Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....
09 11 2025 11:39:47
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
08 11 2025 15:53:24
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
07 11 2025 21:39:52
Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....
06 11 2025 21:38:40
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
05 11 2025 13:16:38
Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным.
...
04 11 2025 22:58:16
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым?
...
03 11 2025 9:56:46
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
02 11 2025 13:36:39
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся.
На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
01 11 2025 23:42:51
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
31 10 2025 20:22:29
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
30 10 2025 4:43:17
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
29 10 2025 6:56:11
На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка.
...
28 10 2025 5:26:35
В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
27 10 2025 6:21:23
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
26 10 2025 5:18:23
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
25 10 2025 15:13:42
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
24 10 2025 22:11:42
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
23 10 2025 16:47:22
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
22 10 2025 5:20:34
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
21 10 2025 0:55:41
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
20 10 2025 0:40:28
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
19 10 2025 14:16:10
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
18 10 2025 10:31:55
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
17 10 2025 9:43:51
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
16 10 2025 3:17:14
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
15 10 2025 9:24:23
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
14 10 2025 10:54:44
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
13 10 2025 3:45:31
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
12 10 2025 17:33:48
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
11 10 2025 21:15:39
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
10 10 2025 7:54:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




