Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Цель:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.
  • Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.
  • Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Оборудование к уроку: таблицы, микроскопы, микропрепараты, натуральные объекты (различные типы лишайников).

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опopных знаний.

У нас сегодня необычный урок: во-первых присутствуют гости, которые хотят посмотреть как мы можем замечательно работать, а во-вторых – нам нужно будет решить задачу, с которой долгое время не могли справиться великие умы ученых систематиков.
Но прежде чем я озвучу эту задачу, давайте выполним небольшие задания. У каждого на столах лежат листочки с заданиями.

Задание № 1.

Даны организмы (хламидомонада, подосиновик, ламинария, мухомор, фукус, дрожжи, спирогира). Внимательно посмотрите на предложенный список и ответьте на вопросы:

  • На сколько групп можно поделить данные организмы? (Две)
  • К каким царствам живой природы относятся данные организмы? (Царство растений и грибов)
  • Какой отдел царства растений представлен в списке? (Водоросли)
  • Какие царства живой природы вы еще знаете? (Заполняем схему на доске)

Задание № 2.

Заполните таблицу, распределив понятия в соответствующие клетки:
Вода, почва, воздух, организм, одноклеточные, многоклеточные, гифы, слоевище, плодовое тело, автотрофы, гетеротрофы, споры, пoлoвoе, бесполое, пища, источник кислорода, лекарство, ризоиды, фотосинтез.

Признаки сравнения

организмы

Среда обитания Особенности

строение

Питание Размножение Значение
Водоросли
Грибы

Такая же таблица начерчена на доске. После выполнения задания обучающимися, дети обмениваются информацией между собой, разрешено работать группой. Сравниваем результаты работы. Можно, в целях экономии времени, заполнить таблицу и закрыть ее, а по мере обсуждения открывать.

Оформление доски

Вы замечательно справились с заданиями, и теперь внимание – задача!
Вы когда-нибудь смешивали что либо? (Дети высказываются)
Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получится, если соединить два организма из разных царств вместе?
Возможно ли это? Если да, то, какое название будут иметь эти организмы?
Каково их строение, образ жизни и главное – какое положение в системе органического мира они будут занимать?
Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена – мы с ней справимся.
Это и будет целью нашего урока.

III. Изложение нового материала.

И так, начнем все по – порядку…
1. Возможно ли соединения организмов из разных царств живой природы?
Да, такие организмы есть и называются они лишайники.
Тема нашего урока так и звучит – лишайники.

Лишайники – это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом.

Давайте подробнее разберем определение.

– Понятно ли вам слово – комплексное? Каким словом можно его заменить? (Заслушиваем варианты)
– А симбиоз?
Вспомните, мы уже встречались с этим понятием, когда изучали грибы.
(Проговариваем определение, уточняем понятие, и подбираем ассоциативный ряд – содружество, взаимовыгода, взаимопомощь, братство, принцип ты мне я тебе и т.д).
А в чем преимущества такого совместного проживания гифов гриба с одноклеточными водорослями? Почему природа пошла на такой эксперимент? (дети высказывают свои точки зрения, обсуждаем).
Чтобы ответить на эти вопросы, выясним его строение. Обратите внимание, в таблице, над которой вы работали, есть свободные клетки. (Вписываем в таблицу лишайник и теперь заполняем пустые клетки).
Посмотрите еще раз на определение лишайников. В самом определении уже отражено его строение.
Давайте попробуем построить модель лишайника на доске (детям предлагаются гифы гриба, одноклеточные водоросли, вырезанные из бумаги, и с помощью магнитов строим тело лишайника)
Рассмотрев модели, выясняем, чья модель нравится больше и почему.
Давайте убедимся, соответствуют ли наши модели рисункам таблицы.
Уточняется понятие слоевище (оно им тоже уже знакомо).
У вас на столах лежит временный микропрепарат слоевища лишайника, рассмотрите его при малом увеличении микроскопа (проговариваются правила работы с микроскопом).

Классификация лишайников.

По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы:

  • Накипные
  • Кустистые
  • Листоватые

Работаем с коллекцией натуральных объектов, где дети самостоятельно пытаются определить, где какой вид лишайника. (Учитель корректирует работу и дает название лишайникам).
Со строением разобрались.
Теперь выясняем, как питаются лишайники, если известно, что гриб питается готовой пищей, а водоросль фотосинтезирует?
Гриб получает от водоросли органические вещества— углеводы, но в то же время, гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей, которые он сам поглощает из окружающей среды, а также создает среду обитания, обеспечивает защиту от пересыхания и перегревания. Такой совместный способ питания называется авто – гетеротрофным.
Фотосинтез протекает в определенных условиях. В местах с сильно меняющейся влажностью он возможен только в определенные часы – обычно рано утром, после тумана или росы. Этим и объясняется низкая скорость прироста лишайника за год, всего несколько миллиметров.

Как же размножается лишайник? Можно предположить, что для лишайника хаpaктерны такие же способы размножения как и для гриба, так и для водоросли – пoлoвым, бесполым (обращаемся к заполненной таблице).
Основной способ размножения лишайников – вегетативный, то есть частями слоевища.
Я хочу прочитать вам один отрывок из библии, когда Моисей вел свой народ через пустыню…. (Зачитывается отрывок из библии).
Как вы думаете, какое отношение имеет этот отрывок к теме нашего урока?
Конечно самое прямое! В этом отрывке описан процесс вегетативного размножения лишайника.
Рассказ этот не на 100 процентов выдумка, но и чуда в нем нет. Бог, который, по утверждению библии, послал несчастным скитальцам пищу, тут, разумеется, ни причем. В пустыне, по которой блуждали еврейские народы, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния.

Причем до сих пор народы Туркмении, Киргизии используют лишайники в пищу для выпечки лепешек. В северо-западных областях России сухой порошок из ягеля являлся традиционной добавкой первых блюд. Он загущает суп, придает нежный вкус и создает ощущение сытости. На рынке небольшой мешочек муки из ягеля стоил значительно дороже муки из ржи и пшеницы. (Приложение 2)

Демонстрация на сухом материале образование манны небесной (можно взять кусочки ягеля, и дать обучающимся размять в ладонях).

А какое еще значение лишайники имеют в природе и жизни человека?

  • Пища для животных, основной корм в зимнее время для оленей.
  • В производстве лакмуса (химическая промышленность), краситель для шерсти.
  • Получают спирт, патоку.
  • Антибиотики– медицина.
  • Парфюмерная промышленность – производство духов.
  • Биоиндикаторы (очень чувствительны к загрязнению воздуха, не выносят копоти, дыма. По ним можно определить качество окружающей среды).
  • Почвообразующая – поселяясь на гoлой, не пригодной для жизни других организмов, они превращают ее в плодородную (зачитывается высказывание К.А Тимирязева из книги “Жизнь растений” )

Приложение 1, Приложение 3

“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, всегда, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появится лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву. Он забирается далее всех на север, выше всех в горы, ему нипочем зимняя стужа, летний зной. Медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следу, по проторенному им пути появляются более сложные формы жизни”

Ребята, посмотрите, как просто устроен этот организм под названием лишайник, но какое колоссальное значение он имеет. Любая простота рациональна. Необычность, уникальность лишайников заключается и в том, что они проявляют высочайшую степень приспособленности к суровым условиям среды:
– большинство лишайников легко переносят полное высыхание, но в тоже время очень быстро поглощают влагу (в 3–35 раз увеличить свою массу).
Но, не смотря на высокую приспособленность организмов, лишайники необходимо охранять.
Мы, часто бывая в сопках, даже не задумываемся, что этим можем негативно влиять на лишайник. А как же мы их можем уберечь?
Гуляя по сопкам, избегайте участков его произрастания, не вырывайте, обходите его, или идите след в след (зачитываю отрывок сказки народов севера).
Как вы думаете ребята, решили мы задачу нашего урока полностью?
Нет, у нас остался еще один важный момент, куда отнести лишайники – к грибам или водорослям? На этот счет существует несколько точек зрения. Одни ученые считают, раз гриб зависит от водоросли и без нее он погибает (если поместить лишайник в воду, через некоторое время гифы гриба сгниют, а водоросль будет прекрасно себя чувствовать), то его следует отнести к царству Растений. Но другие систематики утверждают обратное, так как именно гриб является “хозяином” слоевища. А что думаете, вы по этому поводу? (дети высказывают свою точку зрения)

Вот теперь мы ответили на все вопросы!

IV. Закрепление изученного материала.

1. Просмотр презентации (Приложение 4)

И так, мы сегодня на уроке познакомились с организмами, которые объединяют в себе два царства живой природы…. и ….. Называются эти организмы… Форма взаимоотношения между грибом и…. называется …. Тело лишайника представлено ….., способ питания его……., размножаются они в основном…….. способом.

2. Выберите правильные утверждения:

  1. Лишайники – это организмы симбионты (да.)
  2. Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (да).
  3. Различают два основных типа слоевища лишайников (нет, три).
  4. Наиболее простой тип лишайника кустистый (нет, накипной).
  5. Автотрофный компонент лишайника – гриб (нет).
  6. Основной способ размножения лишайника – пoлoвoй (нет, вегетативный).
  7. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (да).

V. Первичный контроль.

Детям раздается таблица, точно такая же, как заполнялась по ходу урока на доске.

Заполните таблицу.

Признаки сравнения Среда обитания Особенности
строение
Питание Размножение Значение
Лишайники

Обучающимся предлагается заполнить клетки в первую очередь те, которые очень хорошо понятны, и усвоены, а затем те, которые менее. Детям разрешено пользоваться учебником и помощью одноклассника. (Учитель корректирует работу учеников)

VI. Домашнее задание. Индивидуальные задания.



Комментарии:

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

27 04 2024 14:34:56

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

26 04 2024 6:38:11

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

25 04 2024 23:36:14

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

24 04 2024 8:18:28

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

23 04 2024 1:24:21

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

22 04 2024 6:58:17

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

21 04 2024 12:18:33

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

20 04 2024 18:57:17

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

19 04 2024 2:28:37

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

18 04 2024 22:49:19

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

17 04 2024 3:19:32

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

16 04 2024 19:53:15

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

15 04 2024 4:46:39

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

14 04 2024 12:23:59

Строение и функции белков

Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....

13 04 2024 14:39:49

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

12 04 2024 17:19:23

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

11 04 2024 18:17:33

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

10 04 2024 8:30:53

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

09 04 2024 17:33:49

Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс


    Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

      В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....

08 04 2024 6:24:14

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

07 04 2024 21:20:39

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

06 04 2024 0:51:20

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

05 04 2024 7:26:39

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

04 04 2024 22:18:45

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

03 04 2024 10:45:46

Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе


    Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках биологии в 8-м классе

      Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....

02 04 2024 0:39:50

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

01 04 2024 23:32:19

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

31 03 2024 20:18:22

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

30 03 2024 11:31:21

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры


    К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

      Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

29 03 2024 1:31:48

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

28 03 2024 21:22:50

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

27 03 2024 1:41:26

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание


    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание

      Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и окружающему миру....

26 03 2024 18:37:50

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

25 03 2024 17:37:37

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

24 03 2024 20:54:33

Общая хаpaктеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

23 03 2024 23:23:28

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

22 03 2024 12:46:50

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

      Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

21 03 2024 15:16:44

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"


    Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

      Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

20 03 2024 23:14:39

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

19 03 2024 8:23:12

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

18 03 2024 12:35:25

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

17 03 2024 20:59:33

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

16 03 2024 18:49:52

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

15 03 2024 22:17:31

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

14 03 2024 8:25:17

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

13 03 2024 2:35:27

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

12 03 2024 18:48:52

Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Курение: иллюзии и реальность"

      Неделя здоровья для учащихся всей школы обычно заканчивается итоговым мероприятием. Им может быть конференция, устный журнал, вечер. Главное в проведении вечера показать учащимся вред курения для здоровья, повысить активность школьников, раскрыть творческие способности учащихся....

11 03 2024 17:47:31

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

10 03 2024 3:26:34

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

09 03 2024 20:43:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::