Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

В данном курсе знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям:

  • Биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека, знание своего тела;
  • Санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика, уход за кожей, волосами, ногтями, вредные привычки, предупреждение употрeбления психоактивных веществ и др.;
  • Экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека, фактор закаливания организма и др.

Тема урока: Природа и человек.

Задачи: показать неразрывную связь человека и природы, зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; подвести учащихся к выводу о необходимости изучения природы, бережного отношения и охраны ее.

Оборудование: гербарные экземпляры культурных растений, таблицы и картины “Охрана природы”.

Основное содержание:

– Роль природы в жизни человека; влияние человека на окружающую среду.
– Человек – разумная часть природы.
– Природа – источник здоровья. Зависимость человека от природы.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Пользуясь знаниями, которые вы получили из курса “Природоведение”, подготовьте сообщение о роли природы в жизни человека, сохранение и укреплении его здоровья.
  2. Сделайте альбом по охране природы. Собирайте в него статьи, рисунки об охране природы.

Контроль знаний:

– Какова роль природы в жизни человека? Приведите примеры.
– Какие природные факторы способствуют сохранению и укреплению здоровья человека.
– Как вы понимаете выражение: “Человек – разумная часть природы”.
– Приведите примеры разумных действий человека в природе.
– Человек и природа неразрывно связаны между собой. Как вы понимаете это выражение?
– В чем проявляется благотворное влияние на человека общение с природой?

Тема урока: Питание животных и человека.

Задачи: расширить представление о питании живых организмов; показать особенности питания животных и человека; дать первоначальные сведения о гигиене питания, рациональном и полноценном питании.

Оборудование: таблицы: “Внутренние органы человека”, “Система органов пищеварения человека”.

Основное содержание:

– Питание – основа жизни.
– Особенности питания растений.
– Питание животных и человека готовыми органическими веществами.
– Роль питания в жизни человека.
– Основные питательные вещества и продукты питания.
– Опасность употрeбления в пищу незнакомых или некачественных продуктов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Проделайте следующий опыт. Возьмите в рот кусочек черного хлеба и жуйте его минут 5, не глотая. Вы почувствуете, что размельченный хлеб стал сладким, так как крахмал хлеба под влиянием ферментов слюны расщепился до глюкозы.
  2. Какие продукты человек должен употрeбллять в пищу?
  3. Что вам известно о витаминах? В каких продуктах они содержаться?

Контроль знаний:

– Чем отличается питание растений от питания животных и человека?
– Что является пищей человека? Какие вещества в ней содержатся?
– Почему при обычном питании мы не чувствуем сладкого вкуса черного хлеба?
– Почему не рекомендуется торопиться при приеме пищи, есть всухомятку?
– Что такое рациональное питание?
– Прокомментируйте отрывок стихотворения:

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Тема урока: Берегите зубы.

Задачи: познакомить учащихся со строением и основными функциями зубов, правилами ухода за ними.

Оборудование: макет “Зубы”, тренажер для чистки зубов, скелет головы человека.

Основное содержание:

– Роль зубов в пищеварении, формирование звуков речи.
– Заболевание зубов.
– Правила ухода за зубами.
– Влияние курения на состояние зубов.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассмотрите на скелете головы человека зубы: резцы, клыки, малые и большие коренные. Как строение связано с их функцией.
  2. Если в школе есть тренажер для чистки зубов, поупражняйтесь на нем, как правильно чистить зубы.
  3. Прокомментируйте следующий отрывок стихотворения:

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

Контроль знаний:

– Какова роль зубов в организме человека?
– Как строение зубов связано с выполняемой ими функцией?
– Что такое кариес зубов, и каковы причины его возникновения?
– Почему вредно употрeбллять холодную пищу сразу после горячей?
– Назовите основные правила ухода за зубами.
– Откуда в рот попадают бактерии, в том числе и болезнетворные?

Тема урока: Гигиена зрения.

Задачи: расширить представления учащихся о роли зрения в жизни человека; показать причины нарушения зрения; раскрыть гигиенические рекомендации для сохранения нормального зрения.

Оборудование: разборная модель глаза человека, влажный препарат глаза млекопитающего; оптическая скамья для демонстрации дефектов зрения и их исправления с помощью очков.

Основное содержание:

– Нарушение зрения: близорукость и дальнозоркость;
– Профилактика нарушений зрения.
– Гигиенические рекомендации по сохранению зрения.
– Первая помощь при повреждении глаз.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите причины, вызывающие нарушения зрения.

Контроль знаний:

– Какое зрение считается нормальным?
– Что следует делать для профилактики близорукости?
– Почему надо часто мыть руки с мылом, менять личные полотенца, наволочки?
– Почему вредно читать лежа, в движущемся трaнcпорте?
– В чем заключается вредное действие курения на зрение?
– Почему рекомендуется при приготовлении домашних заданий через каждые 35–45 минут давать отдых глазам примерно на 10 мин.

Тема урока: Здоровье человека. Здоровый образ жизни.

Задачи: расширить представление учащихся о здоровье; раскрыть сущность понятия “здоровый образ жизни”, дать краткую хаpaктеристику факторов здоровья.

Оборудование: режим дня школьника, двигательная активность, ее виды; закаливание организма; активный отдых.

Основное содержание:

– Здоровье – одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества.
– Здоровый образ жизни.
– Организация труда и отдыха, чередование умственного и физического труда.
– Роль личной гигиены в сохранении здоровья.
– Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите факторы, способствующие здоровому образу жизни.
  2. Назовите факторы риска, отрицательно влияющие на здоровье человека.

Контроль знаний:

– Что такое здоровье человека?
– Правильно ли утверждение, что здоровье – отсутствие болезни? Ответ обоснуйте.
– Древним римлянам принадлежит изречение: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть”. Объясните смысл этого изречения.
– Врачи утверждают, что люди с хорошим настроением реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучше. Как вы это объясните?

Тема урока: Режим дня школьника.

Задачи: формировать понятие “правильный режим дня и показать динамику изменения работоспособности учащихся в течение дня; раскрыть роль активного отдыха в сохранении здоровья и работоспособности учащихся; познакомить с примерным режимом дня.

Оборудование: таблицы “Примерная схема режима дня учащихся 5–8 классов”, “Продолжительность сна детей и подростков (в часах)”.

Основное содержание:

– Соблюдение режима дня. Чередование труда и отдыха.
– Активный отдых, его значение в режиме дня и сохранении здоровья.
– Продолжительность и гигиена сна.
– Усталость, утомление и переутомление.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Рассмотрите таблицу “Примерная схема режима дня учащихся 5–8 кл. (Приложение таб. № 1.)
  2. По образцу напишите ваш режим дня. В чем сходство и различия этих режимов? Ответ обоснуйте. Как вы считаете, правильно ли построен ваш режим дня?

Контроль знаний:

– Что такое режим дня и каково его значение в формировании здорового образа жизни?
– Что такое работоспособность и как ее следует учитывать при организации труда и отдыха человека?
– Какова роль активного отдыха в режиме дня?
– Почему важно, чтобы режимные моменты проводились в одно и тоже время?
– К чему приводят утомление и переутомление? Как снять усталость?

Тема урока: Гиподинамия.

Задачи: показать роль двигательной активности, физических усилий в укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

Оборудование: ручной динамометр для измерения мышечной силы.

Основное содержание:

– Двигательная активность, ее влияние на здоровье, утренняя гимнастика, занятия спортом.
– Гиподинамия, ее последствия и предупреждение.
– Роль физического труда в сохранении работоспособности организма, его соответствие возрасту.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте сообщение к следующему уроку: “Мой двигательный режим”.

Контроль знаний:

– Как влияет на здоровье человека малоподвижный образ жизни?
– Что такое гиподинамия и каковы ее причины?
– Какие способы повышают двигательную активность учащихся?
– Некоторые люди предпочитают отдыхать, лежа на диване с книгой в руках или посматривая телевизионные программы. Правильно ли они поступают? Выскажите свое мнение.
– “Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира в состоянии заменить действие движения”. Объясните, как вы это понимаете?

Тема урока: Организация учебного труда.

Задачи: познакомить учащихся с организацией учебного труда в школе и дома; с условиями, обеспечивающими высокую работоспособность; с правилами выполнения домашних заданий.

Оборудование: таблицы: “Режим дня школьника”, “Труд и отдых”.

Основное содержание:

– Учение – умственный труд.
– Утомление и переутомление. Охранительная роль утомления.
– Гигиенические рекомендации по организации учебного труда в школе и дома.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Проверьте с помощью таблицы, соответствует ли разница стола и стула вашему росту (в школе и дома). (Приложение таб. № 2.)
  2. Проверьте, правильно ли вы сидите за столом во время письма. Соблюдаете ли вы следующие правила:

А) ноги опираются всей стопой о пол;
Б) ноги согнуты под прямым углом;
В) спина прямая;
Г) расстояние от глаз до верха и низа тетради было 30-35 см;
Д) стул заходит под крышку стола на 3-5 см;
Е) между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.

Контроль знаний:

– Что такое утомление?
– В каком случае утомление считается нормальной реакцией на нагрузку?
– Чем утомление отличается от переутомления?
– Как правильно организовать учебный труд в школе и дома?
– Почему надо при приготовлении домашних заданий через каждые 40–45 минут делать перерыв, открыть форточку?
– К каким последствиям приводит неправильная посадка за рабочим столом? Что такое осанка?

Тема урока: Личная гигиена.

Задачи: продолжить формирование знаний о личной гигиене, ее роли в поддержании здорового образа жизни, раскрыть основные правила ухода за кожей.

Оборудование: лупа, рельефная таблица “Кожа человека”.

Основное содержание:

– Значение кожи в организме человека.
– Гигиена кожи.
– Уход за волосами, ногтями.
– Чистота одежды и обуви.

Контроль знаний:

– Почему важно, чтобы кожа была чистой?
– Какую роль выполняют потовые и сальные железы кожи?
– Каковы гигиенические правила ухода за кожей, волосами, ногтями?
– Какова роль кожи в поддержании здорового образа жизни?
– Многие заразные заболевания (дизентерия, брюшной тиф и др.) развиваются в результате попадания микробов с грязных рук, из-под ногтей в рот в результате приема пищи. Какой вывод можно сделать из этого сообщения?
– Как вы понимаете выражение: Здоровая кожа отражает здоровье человека?

Тема урока: Вред курения.

Задачи: раскрыть вредное влияние ядовитых веществ, содержащихся в табаке, на организм человека, его здоровье, здоровый образ жизни.

Оборудование: кинофильм “ Никотин. Алкоголь. В чем опасность?”

Основное содержание:

– Полезные и вредные привычки.
– Курение, вред табачного дыма.
– Последствия курения, его влияние на кровеносные сосуды, голосовые связки, органы дыхания.
– Вред курения для окружающих.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Некурящий человек сберегает не только свое собственное здоровье, но и здоровье окружающих людей. Объясните, как вы это понимаете.
  2. Объясните, почему некурящие люди все настойчивее заявляют о своих правах дышать чистым воздухом и выдвигают все больше возражений против курения.
  3. Подготовьте сообщение на тему: “Вредное влияние курения на организм человека” и выступите с ним на следующем уроке.

Контроль знаний:

– Приведите примеры полезных привычек у себя, ваших друзей.
– Что такое вредные привычки? Назовите их и охаpaктеризуйте.
– Почему курение особенно опасно для детей и подростков?
– Можно ли сказать, что курящий человек ведет здоровый образ жизни?

Тема урока: Загрязнение окружающей среды и его влияние на здоровье человека.

Задачи: показать учащимся источники загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье человека.

Оборудование: серия таблиц, рисунков с изображением загрязнителей окружающей среды.

Основное содержание:

– Источники загрязнения окружающей среды.
– Влияние выхлопных газов автотрaнcпорта, промышленных предприятий на состояние окружающей среды, здоровье человека.
– Тепловое, шумовое, световое, электромагнитное загрязнение, их нeблагоприятное воздействие на организм человека.
– Биологическое загрязнение.

Контроль знаний:

– Можно ли состояние окружающей среды отнести к факторам, способствующим здоровому образу жизни?
– Подготовьте сообщение на тему: “Загрязнение окружающей среды – мощный сигнал человечеству принимать все возможные меры для ее охраны и сохранения жизни на Земле”. С этим сообщением выступите на заключительном уроке-конференции на тему: “Природа и человек – взаимосвязаны, едины”.

Приложение.

Табл. № 1.

  Режимные моменты Время
1 Подъем 7.00
2 Утренняя гимнастика, умывание до пояса 7.05–7.20
3 Утренний туалет, уборка спальни 7.20–7.40
4 Завтpaк, путь в школу 7.40–8.30
5 Учебные занятия 8.30–14.00
6 Обед 14.00–14.30
7 Подвижные игры на воздухе, труд в школе и дома 14.30–16.00
8 Приготовление заданий 16.00–18.00
9 Физический труд, занятия кружков, секций 18.00–19.30
10 Ужин 19.30–20.00
11 Свободное время, прогулка перед сном 20.00–20.30
12 Вечерний туалет 20.30–21.00
13 Сон 21.00–7.00

Табл. № 2.

Рост в см Высота крышки стола над полом Высота края сидения над полом
До 130 54 см 32 см
130–145 60 см 36 см
145–160 66 см 40 см



Комментарии:

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

26 12 2025 11:35:58

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

25 12 2025 7:54:29

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

24 12 2025 6:26:51

Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"


    Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

      Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

23 12 2025 20:37:22

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

22 12 2025 5:29:19

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

21 12 2025 10:29:29

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

20 12 2025 16:16:36

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

19 12 2025 5:18:11

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

18 12 2025 17:42:25

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

17 12 2025 14:16:27

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

16 12 2025 4:38:21

Тема урока: "Свалка по имени Земля"


    Тема урока: "Свалка по имени Земля"

      В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...

15 12 2025 18:59:21

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

14 12 2025 18:57:38

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"


    Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

      Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

13 12 2025 12:23:56

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

12 12 2025 16:59:50

Урок на тему "Как питаются паразиты"


    Урок на тему "Как питаются паразиты"

      Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...

11 12 2025 18:37:59

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

10 12 2025 5:57:22

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

09 12 2025 22:31:18

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии


    Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

      В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

08 12 2025 13:16:23

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

07 12 2025 22:45:48

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

06 12 2025 20:16:31

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

05 12 2025 22:30:46

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

04 12 2025 8:37:24

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

03 12 2025 21:50:35

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


    Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

      Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

02 12 2025 6:58:51

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

01 12 2025 23:11:35

Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

      Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

30 11 2025 3:15:54

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

29 11 2025 6:11:32

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

28 11 2025 8:45:29

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

27 11 2025 20:54:24

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

26 11 2025 1:35:57

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

25 11 2025 11:49:11

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

24 11 2025 3:33:42

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

23 11 2025 16:16:58

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

22 11 2025 0:24:58

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

21 11 2025 12:34:21

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

20 11 2025 9:55:49

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

19 11 2025 7:51:24

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

18 11 2025 23:17:10

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

17 11 2025 15:58:58

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

      Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

16 11 2025 21:34:54

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

15 11 2025 6:42:19

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

14 11 2025 12:50:10

Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"


    Урок по естествознанию "Закаливание организма человека"

      Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....

13 11 2025 12:15:15

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

12 11 2025 23:36:16

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

11 11 2025 17:35:39

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

10 11 2025 5:19:48

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

09 11 2025 9:18:11

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

08 11 2025 12:39:49

Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора


    Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

      Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....

07 11 2025 14:29:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::