Лаборатория фитоинвазий    

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Настольные игры служат для выявления противоречий между проблемами охраны природы и экономическим развитием. Эти разногласия прослеживаются на очень простом уровне и служат отправной точкой для обучения.

Учитель выступает в роли координатора, в его задачу входит:

  1. Помочь изготовить игры, объяснить правила, быть судьёй.
  2. Наблюдать за соблюдением правил, следить за решениями, принимаемыми игроками.
  3. Объяснить окончательный результат.

Игры занимают время от 15 до 25 минут каждая, и за это время координатору следует извлечь уроки из ситуаций, возникающих по ходу игры, и обратить внимание участников на такие моменты, как:

  • Соперничество между противниками;
  • Конфликт и соревнование между окружающей средой и экономическим развитием;
  • Поведение игроков по отношению друг к другу;
  • Последствия для окружающей среды в результате противоречий между игроками;
  • К чему может привести выигрыш любой ценой.

Количество игроков за одной доской – 2 человека, а количество играющих пар может быть 5-6.

ИГРА № 1 «Танцующие пары»

Цель игры: как можно быстрее передвинуть свои карточки по доске и доставить их в зону партнёра. Первый игрок, который этого достигнет – победитель.

Задача: игра иллюстрирует противоречия между охраной природы и экономическим развитием. Она основана на общеизвестных примерах и придумана как затравка для обсуждения. Задача этой игры – служить катализатором дискуссии, приобретения знаний, опыта, расширения кругозора и т. д. Эффективность этой игры зависит от человека, работающего с группой от его умения придать игре экономический смысл.

Вам потребуется:

  • 1 набор правил
  • 7 красных карточек
  • 7 зелёных карточек
  • 1 кубик
  • игровое поле 450 мм x 250 мм, с размером квадрата 25 мм x 25 мм – Приложение

Правила игры «Танцующие пары»

  1. Каждый игрок имеет 7 карточек (красных или зелёного цвета). В начале игры их надо разместить на жёлтой полосе в центре поля (красные - на красной стороне центральной линии, зелёные на зелёной).
  2. Цель игры - захватить территорию противника (разместить зелёные карточки в красной зоне, а красные - в зелёной). Выигрывает тот, кто первый поместит все свои карточки в зону противника.
  3. Бросайте кубик и по очереди передвигайте по одной карточке на то количество квадратов игрового поля, сколько очков выпало на кубике (нельзя количество выпавших очков разделить между двумя различными карточками). Карточку можно двигать вперёд, назад или поперёк доски, выбирая только одно направление за ход. Карточку нельзя передвигать по диагонали.
  4. Если карточка попала на цветной квадрат экологии или развития, то она должна оставаться до тех пор, пока игрок не выбросит на кубике число, указанное на квадрате.
  5. Игрок, играющий за экологию (зелёный цвет), останавливает свои карточки только на квадратах развития (красный квадрат), а игрок, играющий за экономическое развитие (красный цвет), останавливает свои карточки только на квадратах экологии (зелёный квадрат).
  6. Кроме того, игрок может использовать свою очередь, чтобы передвигать на доске карточки противника. их можно передвигать либо в сторону жёлтой границе, либо на один из квадратов, блокирующих передвижение. На этом квадрате они будут оставаться до тех пор, пока их не освободят, выбросив подходящее количество очков.
  7. Две карточки одного итого цвет не могут занимать одну и туже вертикальную линию, даже если они находятся на жёлтой границе или в зоне. Через занятую вертикаль можно проходить, но нельзя останавливаться на ней. Нельзя проходить через квадрат, уже занятой другой карточкой любого цвета
  8. Если при броске кубика выпало значение 6, игрок может выбрать одно из следующих решений;
    • передвигать свою собственную карточку на количество выпавших очков,
    • передвигать карточку противника на то же самое количество очков,
    • взять карточку противника из своей зоны и поставить её в первоначальную позицию на жёлтой границе.
  9. Как только карточка вошла в зону противника, игрок не может её больше передвигать. Этот квадрат должен оставаться занятым.

Уроки для координатора и связь с реальностью.

Эта игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.

Если предприниматель двигается вперёд, он отнимает территорию у эколога, если эколог захватил территорию, то предприниматель оказывается блокирован. Эти трения представляют собой не что иное, как напрасную трату времени, энергии, ресурсов. Игра придумана для того, чтобы показать бесполезность постоянной войны этих двух враждующих сил.

Игра также замышлялась с целью продемонстрировать то, что не всегда побеждает грубая сила. Очень часто слабый, менее уверенный в себе, но более разумный человек достигает успеха за счёт выбора правильной стратегии и тактики. Это ясно проявляется в игре. Координатор должен обратить внимание на этот момент в обсуждении и связать его с жизнью.

После обсуждения результатов предложите школьникам другие варианты этой игры

Варианты игры:

  1. установите лимит игрового времени, например 15 мин., и каждый игрок за этот период не должен дать своему противнику проникнуть в свою зону.
  2. добавьте дополнительные блокирующие квадраты-ловушки.
  3. уменьшите количество карточек, увеличивая тем самым его силу и шансы на победу (или наоборот).


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опорными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

26 02 2021 19:43:46

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии " Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

25 02 2021 21:27:34

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

24 02 2021 15:33:16

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

Внеклассное мероприятие « Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

23 02 2021 0:58:40

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

22 02 2021 19:32:53

Внеклассное мероприятие по экологии родного края

Интеллектуальная игра по экологии родного края « Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

21 02 2021 3:54:56

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к аборту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

20 02 2021 23:17:55

Уроки биологии

Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

19 02 2021 22:52:34

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В. В. Пасечника, по учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

18 02 2021 23:22:47

Внеклассные мероприятия по биологии

Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

17 02 2021 23:42:29

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

16 02 2021 1:49:26

Исследовательская работа лицеистов по биологии в техническом лицее

Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...

15 02 2021 4:42:12

Урок биологии на тему "Нервная система человека"

Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

14 02 2021 23:51:46

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

13 02 2021 12:42:54

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

12 02 2021 4:23:48

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

11 02 2021 7:36:45

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

10 02 2021 8:52:44

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

09 02 2021 21:36:18

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

08 02 2021 0:29:26

Класс Брюхоногие

...

07 02 2021 11:22:55

План урока по теме «Соцветия». Лабораторная работа № 10 «Типы соцветий». 6-й класс

Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта Глобал Лаб « Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

06 02 2021 0:26:28

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

05 02 2021 9:27:47

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

04 02 2021 4:10:49

Методы изучения природы

Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме " Методы изучения природы" по программе А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

03 02 2021 14:44:32

Цветок

На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

02 02 2021 1:51:28

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

01 02 2021 6:12:34

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

31 01 2021 1:22:38

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

30 01 2021 15:43:46

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

При изучении темы " Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

29 01 2021 23:47:16

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

Факультативный курс « Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

28 01 2021 9:55:52

Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю И К Т в своей работе. Я представляю урок по теме " Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

27 01 2021 5:22:26

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С. Г., Захарова В. Б., Сонина Н. И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интерактивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока " Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

26 01 2021 6:40:51

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

25 01 2021 9:49:48

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

24 01 2021 7:20:14

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

23 01 2021 22:12:57

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса " Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

22 01 2021 11:58:28

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

21 01 2021 6:24:59

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

20 01 2021 22:54:28

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную практическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

19 01 2021 3:34:46

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем)....

18 01 2021 11:29:57

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

17 01 2021 1:29:52

Питание и пищеварение

Урок с использованием И К Т позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

16 01 2021 20:29:51

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

15 01 2021 21:11:45

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок проводится по У М К под редакцией В. В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок " Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме " Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

14 01 2021 0:36:12

Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"

На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются практические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...

13 01 2021 4:28:19

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

Предлагается план урока на тему " Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

12 01 2021 14:55:42

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать практические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

11 01 2021 5:20:24

Обобщающий урок на тему «Бактерии»

Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана- Граф....

10 01 2021 12:41:43

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

09 01 2021 19:27:24

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

08 01 2021 13:29:54

Опорные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опорной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

07 01 2021 21:20:51

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

06 01 2021 9:18:23

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

05 01 2021 1:34:46

Методические материалы по подготовке летнего экологического практикума

В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических практикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, практикумов и летних смен эколого-биологического направления....

04 01 2021 17:21:46

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Характерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного характера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

03 01 2021 0:47:45

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

02 01 2021 1:38:54

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

01 01 2021 18:53:20

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

31 12 2020 13:48:27

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

30 12 2020 20:49:31

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

29 12 2020 15:47:35

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

28 12 2020 2:13:56

Методическая разработка темы "Гуморальная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

27 12 2020 15:58:59

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

26 12 2020 13:37:56

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

25 12 2020 13:33:57

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

24 12 2020 16:18:32

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие " Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Команды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает команду из 5 человек. Команда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члены жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы своей команде. ...

23 12 2020 11:14:54

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

22 12 2020 22:12:50

Тест для тематического контроля по теме "Тип Членистоногие"

В работе представлен тест для тематического контроля по теме « Тип Членистоногие», ориентированный на использование по У М К Сонина Н. И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

21 12 2020 18:38:52

Проектная деятельность в преподавании биологии

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...

20 12 2020 12:21:57

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

Представлен конспект урока-лаборатории по теме " Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

19 12 2020 7:35:20

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

18 12 2020 5:58:32

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса " Влияние курения на организм человека". ...

17 12 2020 2:22:10

Экология и культура — будущее России

Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....

16 12 2020 19:20:16

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной « Травницы»....

15 12 2020 13:49:39

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

14 12 2020 10:48:16

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме « Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым Ф Г О С. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

13 12 2020 11:24:24

Внутреннее строение листьев

Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

12 12 2020 20:32:15

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

11 12 2020 0:10:25

Строение и функции клеток, плазматической мембраны

Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

10 12 2020 7:45:44

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отрабатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

09 12 2020 20:49:10

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

08 12 2020 17:53:45

Насекомые с полным и неполным превращением

К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

07 12 2020 19:47:57

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

В течение нескольких лет в О У творческим коллективом учителей разрабатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа Ю Н Е С К О " Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

06 12 2020 11:13:54

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

05 12 2020 1:36:38

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя практическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

04 12 2020 16:40:43

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме " Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

03 12 2020 3:55:29

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

02 12 2020 11:25:10

Тип Членистоногие: общая характеристика, признаки и строение

Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....

01 12 2020 23:46:34

Руководство к работе с атласом-определителем

Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

30 11 2020 7:42:50

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и практические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

29 11 2020 12:36:28

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты характеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

28 11 2020 7:49:38

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

27 11 2020 1:10:41

Урок "Размножение и развитие птиц"

Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

26 11 2020 19:52:56

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на практике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

25 11 2020 21:43:30

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

24 11 2020 16:48:26

Открытый урок по биологии "Генетика пола", 11-й класс

На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....

23 11 2020 10:39:44

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

Игра « Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Практическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

22 11 2020 11:37:41

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

21 11 2020 15:31:43

Использование модульных технологий на уроках биологии

Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе « Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н. М. Черновой, § 28), а также в курсе « Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

20 11 2020 6:29:40

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

19 11 2020 6:26:58

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме « Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

18 11 2020 8:35:12

Урок биологии для 6-го класса "Движение"

Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

17 11 2020 15:59:55

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

16 11 2020 0:35:35

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

15 11 2020 3:17:43

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества « Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

14 11 2020 3:30:58

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме « Числовые последовательности. ...

13 11 2020 12:40:37

Что я знаю о живых организмах. 5-й класс

Работа представляет собой полную разработку урока по теме « Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов, программа под редакцией И. Н. Пономарёвой). Урок в форме игры « Копилка»....

12 11 2020 19:27:56

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

11 11 2020 22:58:19

Основные закономерности явлений наследственности

Урок « Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы « Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

10 11 2020 14:23:52

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. П Р О Б К А — это вторичная покровная ткань, Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

09 11 2020 16:28:12

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

08 11 2020 6:11:51

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по характерным признакам....

07 11 2020 4:14:54

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

06 11 2020 3:55:28

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

05 11 2020 11:44:20

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

04 11 2020 3:37:32

Урок биологии. Тема: "Характерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы " Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

03 11 2020 20:31:21

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

02 11 2020 23:51:17

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

01 11 2020 6:29:55

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

31 10 2020 10:59:56

Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор

Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику « Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н. И., Сапин М. Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....

30 10 2020 19:51:11

Дыхание и кровообращение животных Биология

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

29 10 2020 0:42:39

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

28 10 2020 20:49:28

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, практическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

27 10 2020 8:51:32

Земля – наш дом

На уроке проявляются большие возможности для экологического воспитания учащихся, раскрывается роль уроков химико-биологического цикла в воспитании экологически грамотного поколения с экологической ответственностью....

26 10 2020 1:42:34

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....

25 10 2020 3:36:56

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

24 10 2020 16:15:13

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

23 10 2020 1:52:32

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

22 10 2020 17:44:42

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и практических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

21 10 2020 21:36:29

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

Представлен конспект урока-рассуждения " Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме " Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и практической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

20 10 2020 23:43:54

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отрабатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам....

19 10 2020 2:26:38

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

18 10 2020 16:25:42

Строение и функции органов дыхания. 8-й класс

Урок проводится по теме « Дыхание», по программе под редакцией И. Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....

17 10 2020 16:24:57

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

16 10 2020 17:28:49

КВН "Источники питательных веществ"

В К В Н-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем " Пищеварение", " Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки команд-участниц. Данный К В Н также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

15 10 2020 6:26:11

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к практике....

14 10 2020 15:27:10

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и предохраняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

13 10 2020 17:35:28

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. « Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

12 10 2020 18:10:23

Археи - домен живых организмов. 7-й класс

Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе « Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

11 10 2020 5:51:22

Размножение многоклеточных животных Биология

Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

10 10 2020 7:40:32

Класс цветковых растений. 6-й класс

Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....

09 10 2020 2:20:45

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интерактивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

08 10 2020 22:29:44

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

07 10 2020 13:56:56

Урок на тему "Цветковые растения"

Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

06 10 2020 21:36:16

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц « Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

05 10 2020 23:32:30

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в практике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в практике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

04 10 2020 12:11:14

Урок обобщения по теме "Земля"

Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

03 10 2020 13:45:15

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

02 10 2020 3:30:27

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

01 10 2020 11:40:26

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием членистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение ракообразных....

30 09 2020 2:57:39

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)