Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

Задачи.

1. Изучить химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и, таким образом, получить доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни.

2. Совершенствовать умения определять цели своего обучения; извлекать знания из различных источников информации: таблиц, текста, схемы, устной речи и преобразовывать их в другую знаковую систему, развивая тем самым способность к самостоятельной целенаправленной познавательной деятельности.

3. Формировать коммуникативную компетентность, то есть умение решать учебные задачи в сотрудничестве со сверстниками и учителями.

Средства: материалы к заданиям, рисунки, химические формулы и заготовки кроссвордов на доске, иллюстрированная схема “Липиды”.

При подготовке к уроку использованы.

  1. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  2. Г.И. Лернер. Общая биология. 10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.
  3. Н.Л. Галеева. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.
  4. И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  5. А.В. Пименов, И.Н. Пименова. Биология: Дидактические материалы к разделу “Общая биология”. 9 кл.; 10-11 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

Ход урока

Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися целей урока.

Учитель биологии: “Мы завершаем изучение раздела “Общая биология”, рассмотрели почти все уровни организации жизни. Давайте перечислим их”.

Обучающиеся: “Сначала рассматривали биосферный уровень, затем биогеоценотический, популяционно-видовой, организменный и клеточный”.

Учитель биологии: “Теперь мы подходим к изучению самого глубинного уровня организации жизни – молекулярного. Одни и те же атомы химических элементов образуют как органические, так и неорганические молекулы. Это говорит о единстве живой и неживой природы и тесном взаимодействии организмов с окружающей средой. Таким образом, молекулярный уровень организации жизни находится на границе живой и неживой материи. Однако на нашей планете вне клетки жизни нет. Выделенные из клетки молекулы теряют свою биологическую сущность, перестают быть “живыми”. Остаются только их физические и химические свойства. Отсюда понятно как сложно и одновременно увлекательно изучение биологической химии, то есть химии живой материи”.

Учитель химии: “Когда мы говорим о молекулярном уровне жизни, то речь идёт, прежде всего, о крупных полимерных молекулах основных классов биогенных органических соединений – это углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, а также липиды. Уникальность этих макромолекул проявляется в их многообразных функциях, которые связаны с физико-химическими свойствами и строением”.

Учитель биологии: “Из раздела “Основы общей биологии” в 9 классе мы помним, что основными функциями белков являются – ферментативная, строительная, трaнcпортная, нуклеиновых кислот – информационная, углеводов – энергетическая, липидов – строительная, запасающая, энергетическая, но этим их функции не исчерпываются.

Мы изучили сущность процессов фотосинтеза, дыхания, синтеза белка, удвоения ДНК, что помогло нам в целом представить как макромолекулы осуществляют свои функции.

Именно на молекулярном уровне жизни происходит включение всевозможных химических элементов Земли в различные вещества, участвующие в обменных процессах, то есть осуществляется связь живого и неживого. На языке экологии – это называется взаимосвязь организмов и окружающей среды. Поэтому рассмотрение молекулярного уровня организации жизни мы начнём именно с химических элементов и их функций в живой природе, затем перейдём к неорганическим, а потом к органическим веществам.

Таким образом, тема сегодняшнего урока: “Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств”. Какова же будет познавательная цель данного урока?”.

Обучающиеся: “Изучить функции химических элементов, неорганических веществ, а также липидов и углеводов в связи с их строением”.

Учитель биологии: “Действительно, мы проводим интегрированный урок вместе с учителем химии, так как считаем, что в этом материале химия и биология органично дополняют друг друга и способствуют целостному восприятию всех проявлений жизни на Земле, как уникального явления природы.

Откроем и рассмотрим пакет материалов, которые потребуются нам в работе. Справочные таблицы по химическим элементам, кроссворд, который надо разгадать с использованием таблицы. Нам предстоит прослушать доклад и сформулировать по нему вопросы. В пакете текст “Углеводы”, с использованием которого будет предложено решить тест. Кроме того схему по функциям липидов, которая будет представлена на доске, предстоит преобразовать в таблицу. Будем делать записи в тетради. Работа предусмотрена индивидуальная, парная, групповая и фронтальная. Какие же умения мы будем развивать?”.

Обучающиеся: “Мы будем развивать умения работать с таблицами, искать нужный материал в тексте, преобразовывать схему в таблицу, располагать всё красиво в тетради, а также решать учебные задачи, работая индивидуально и вместе”.

Учитель биологии: “Итак, задачи нашего урока …”. Просит прочитать вслух задачи урока.

Актуализация и приращение знаний

Первый смысловой блок: “Химические элементы”.

Учитель биологии: “О роли химических элементов при рассмотрении молекулярного уровня жизни говорилось выше, а теперь, используя справочную таблицу “Функции химических элементов”, решим кроссворд”. (Приложение 1). Обучающиеся разбиваются на комaнды методом “Подбери себе комaнду”. Комaнда заполняет кроссворд. Отчёт комaнд.

Второй смысловой блок: “Неорганические вещества”.

Учитель химии: “Вступая в химические связи атомы химических элементов образуют молекулы или химические соединения. Большие скопления молекул или химических соединений – это вещества. Например, вода – это соединение, молекула или вещество. На какие две группы делятся все вещества, входящие в состав живых организмов?

Обучающиеся: “Бывают неорганические и органические вещества”.

Учитель биологии: “Какие вещества относятся к неорганическим?”.

Обучающиеся: “К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли”.

Учитель биологии: “Почему они так называются?”.

Обучающиеся: “Они так называются, так как образуются в неживой природе, а в организм поступают из окружающей среды”.

Учитель биологии: “Вспомним из раздела “Основы общей биологии” какие четыре основных класса органических веществ образуют клетку?”.

Обучающиеся: “Это жиры (липиды), углеводы, белки и нуклеиновые кислоты”.

Учитель биологии: “Почему эти вещества называются органическими?”.

Обучающиеся: “Они называются органическими, так как образуются только в живых организмах”.

Учитель биологии: “Рассмотрение неорганических веществ начнём с воды. Продолжаем комaндную работу. Прослушивая сообщение одноклассника (Приложение 2), каждая комaнда должна составить на тему доклада по четыре вопроса, которые потом задаст другой комaнде”.

Отчёт комaнд в форме обмена вопросами и ответами.

Затем каждая комaнда получает ещё по три вопроса от учителей (Приложение 3), после короткого обдумывания зачитывает свой вопрос и даёт ответ. Существенные дополнения к ответу другой комaнды идут в зачёт.

Учитель химии: “Какие ещё вещества кроме воды относятся к неорганическим?”.

Обучающиеся: “Это минеральные соли”.

Учитель химии: “Минеральные соли важны для организма и здесь можно вспомнить соли различных химических элементов: Ca, K, P, Na, Mg и т.д. Чуть более подробно вспомним Ca3(PO4)2 . Как видим это соль кальция и фосфорной кислоты. Где её особенно много и для каких органов она особенно важна?”.

Обучающиеся: “Эта соль входит в состав костей и зубов”.

Учитель химии: “А теперь загадка. Какую соль мы называем поваренной, покупаем её в магазине и специально добавляем в пищу?”.

Обучающиеся: “Это NaCl”.

Учитель биологии: “Другие соли нам также нужны, но того их количества, которое содержится в продуктах вполне хватает и их не надо добавлять к пище.

Соль притягивает к себе воду, и от содержания соли NaCl в плазме крови зависит количество воды в клетках крови. Концентрация NaCl в плазме крови 0,9%. Раствор NaCl с концентрацией 0,9% называется гипертоническим и только в гипертоническом растворе можно вводить лекарства.

Почки и потовые железы выводят соли и в основном соль NaCl из организма и её убыль должна всё время пополняться. Поэтому в пищу добавляют соль NaCl”.

Третий смысловой блок: “Органические вещества – углеводы”.

Учитель биологии: “Теперь рассмотрим органические вещества или соединения -- углеводы и липиды. Мы уже отмечали, что в единстве физико-химических свойств и биологических функций макромолекул и проявляется особенность молекулярного уровня организации жизни”.

Обучающимся предлагается решить тест после изучения текста “Углеводы” (Приложение 4). Работа парная. Проверка и обсуждение теста.

Четвёртый смысловой блок: “Органические вещества – липиды”.

Учитель химии: “Липиды состоят из жирных кислот и глицерола. Жирные кислоты содер-

жат в своей молекуле кислотную группу –СООН (карбоксильную группу) Жирными они называются потому, что входят в состав жиров. Общая формула жирных кислот имеет вид R-СООН. В липидах радикал R представлен длинной цепью углеродных атомов. Большинство жирных кислот содержит чётное количество атомов углерода, чаще всего 16 или 18. Самые распространённые – это стеариновая кислота С17Н35СООН и олеиновая кислота С17Н33СООН. Обратите внимание на длинную цепь из атомов углерода и водорода, составляющую углеводородный хвост молекулы. Углеводородные хвосты молекул определяют многие свойства липидов, в том числе нерастворимость липидов в воде, то есть их гидрофобность.

Иногда в жирных кислотах имеется одна или несколько двойных связей С=С ,например, в олеиновой кислоте. В этом случае жирные кислоты, а также содержащие их липиды называются ненасыщенными. Жирные кислоты и липиды, в молекулах которых нет двойных связей, называются насыщенными. Ненасыщенные жирные кислоты плавятся при значительно более низких температурах, чем насыщенные. Олеиновая кислота – основной компонент оливкового масла – при обычных температурах бывает жидкой, тогда как стеариновая кислота при таких температурах остаётся твёрдой”.

Учитель биологии: “В клетках “холоднокровных” животных содержание ненасыщенных жирных кислот обычно выше, чем в клетках “теплокровных” животных. Как вы это объясните?”

Учитель химии: “Большая часть липидов – это сложные эфиры спирта глицерола, поэтому их называют глицеридами. У глицерола имеются три гидроксильные группы, каждая из которых способна вступать в реакцию соединения с жирной кислотой, т.е. образовывать сложный эфир. Обычно в реакцию соединения вступают все три гидроксильные группы глицерола , поэтому продукт реакции называют триглицеридом.

Основой клеточных мембран служит двойной слой фосфоглицеридов, в молекуле которых спиртовая группа глицерола этерифицирована не жирной, а фосфорной кислотой. Такая молекула состоит из головы, роль которой играет фосфатная группа, и двух углеводородных хвостов – остатки жирных кислот”.

Затем обучающимся демонстрируется иллюстрированная схема “Функции липидов” (Приложение 5) и предлагается составить по этой схеме таблицу с тем же названием. Работа индивидуальная. Проверка и обсуждение таблицы.

Подведение итогов урока.

1. Анализ и оценка успешности решения задач, поставленных в начале урока.

2. Получение обучающимися информации о реальном результате их деятельности.

3. Перспективы будущей работы.

Осуществляется через систему вопросов.

Удалось ли нам выполнить задачи урока?

Какой вид работы больше понравился?

Что оказалось трудным?

Учитель озвучивает оценки за урок.

А что будем изучать дальше? Обучающиеся делают вывод: далее изучаем белки и нуклеиновые кислоты.

Учителя благодарят обучающихся за сотрудничество на уроке.



Комментарии:

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

02 12 2025 5:53:32

КВН "Источники питательных веществ"

В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

01 12 2025 3:22:51

Вода – удивительный дар природы


    Вода – удивительный дар природы

      Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

30 11 2025 7:47:30

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"


    Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

      Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

29 11 2025 5:49:33

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

28 11 2025 7:12:17

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"


    Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

27 11 2025 5:10:31

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции

Тонкая и толстая кишка человека: строение и функции Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....

26 11 2025 4:30:34

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

25 11 2025 10:13:41

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

24 11 2025 4:50:31

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

23 11 2025 8:26:56

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

22 11 2025 12:14:49

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

21 11 2025 1:57:49

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

20 11 2025 14:21:39

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

19 11 2025 23:14:16

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

18 11 2025 7:54:35

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

17 11 2025 5:53:38

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

16 11 2025 11:37:53

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

15 11 2025 20:30:19

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

14 11 2025 23:41:11

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

13 11 2025 10:10:29

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

12 11 2025 1:34:43

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

11 11 2025 6:22:51

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

10 11 2025 20:45:37

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

09 11 2025 11:36:49

Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-экскурсия в 7-м классе по теме "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету. ...

08 11 2025 9:15:36

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

07 11 2025 13:27:22

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

06 11 2025 2:27:27

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

05 11 2025 16:30:39

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

04 11 2025 14:47:51

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

03 11 2025 15:18:13

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

02 11 2025 5:21:37

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

01 11 2025 12:29:33

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

31 10 2025 13:12:31

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

30 10 2025 6:13:55

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

29 10 2025 14:43:18

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

28 10 2025 1:20:47

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

27 10 2025 18:38:49

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

26 10 2025 9:14:38

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

25 10 2025 11:37:46

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

24 10 2025 0:40:29

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

23 10 2025 0:43:27

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

22 10 2025 19:50:41

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

21 10 2025 9:49:16

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе


    Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

      Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

20 10 2025 5:46:16

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

19 10 2025 21:42:19

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

18 10 2025 7:33:57

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

17 10 2025 4:36:20

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

      Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

16 10 2025 5:41:55

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

15 10 2025 1:57:27

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

14 10 2025 6:52:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::