Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности
Школьный двор… Мы приходим сюда робкими и несмелыми, взрослеем и хорошеем вместе с ним, а прощаемся уже серьезными людьми. Он был нашим другом, мы поверяли ему свои тайны. Нас снова и снова тянет сюда. Наверное, недаром популярная песня «Школьный вальс» начинается строкой: «Когда уйдем со школьного двора…» (приложение 1).
Наш школьный двор носит название «Зеленый город». Как в любом городе в нем есть улицы, скверы, площади: школьный Арбат, сквер 60-летия Победы, площадь Памяти, Спортивный бульвар, Березовая роща, Площадка развлечений, улицы Тенистая, Грушевая и Ботаническая. Каждый сектор двора имеет свое назначение и историю.
Первые деревья в нашем зеленом городе появились 40 лет назад и были посажены учениками школы-новостройки. Сейчас на месте этих посадок шумит березовая роща и плодоносит грушевый сад.
Преображение школьного двора – это результат реализации различных детско-взрослых проектов. Летом 2007 года на карте города появился школьный Арбат, а в июне этого года новая зона для отдыха детей и взрослых, а так же водоем.
Не секрет, что экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. На протяжении последних лет в нашей школе складывается система работы в этом направлении: определяются содержание и методы работы, способствующие формированию у школьников системы биологических знаний, отношения к природе как объекту и сфере собственной пpaктической деятельности и реализации деятельностного подхода по изучению и охране окружающей среды.
Систему работы по формированию эколого-образовательной среды мы попытались представить в виде круговой диаграммы, в которой отразили все направления деятельности. Работа строится таким образом, чтобы задействовать не только учащихся и педагогический коллектив школы, но и родителей, и население микрорайона. К основным направлениям деятельности кроме уроков мы относим организацию профильных смен, работу экологического отряда «Майский ландыш», научно-пpaктическую деятельность школьников и работу клуба «Почемучка» в начальной школе, а так же кружковую работу.
ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
Приложение 2
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому, и я пойму». Поэтому школьный двор является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, так как проводимые здесь уроки и мероприятия позволяют формировать эмоциональную сферу ребенка и выpaбатывать пpaктические навыки. Его возможности востребованы как в учебной, так и в неурочной деятельности.
Учителя начальных классов, биологии, географии проводят здесь уроки, экскурсии, лабораторные и пpaктические работы. Например, в 6 классе по программе Н.И. Сонина на школьном дворе провожу урок биологии по теме: «Отличие живого от неживого. Основные свойства живых организмов». После сообщения темы школьники получают задания, которые могут выполнять индивидуально или в группе. Вот примеры таких заданий:
Задания:
- Найдите и опишите что-нибудь неживое.
- Найдите и опишите что-нибудь живое. К какому царству относятся выбранные вами объекты?
- Найдите и опишите что-нибудь не относящееся к природе.
- Опишите особенности поведения какого-нибудь животного. Найдите следы его деятельности.
- Попытайтесь сформулировать ответ на вопрос: «Чем живое отличается от неживого?»
Анализ работ показывает, что ученикам под силу самим сформулировать основные свойства живых организмов. А многие так увлекаются творческой стороной процесса, что свои ответы превращают в мини сочинения или сопровождают небольшими рисунками.
Живая природа обладает большим образовательным потенциалом. Она является средой развития биологической культуры выпускника: биологических знаний, умений познавать природу и опыта творческой деятельности. Такой опыт приобретается в результате выполнения в ходе экскурсии различных учебно-исследовательских заданий. Так задания, выполняемые шестиклассниками на экскурсии по теме «Организм и среда. Природные сообщества», позволяют установить экологическую закономерность – зависимость жизненных проявлений у растений от факторов окружающей среды.
Задания для учащихся:
- Рассмотрите деревья одного вида, растущие в глубине сообщества и на открытом месте. Сравните их внешний вид по высоте и толщине ствола, по величине и густоте кроны. Сделайте выводы.
- Рассмотрите подорожник, растущий у дороги, и подорожник, растущий в канаве, выясните, чем они отличаются? Сосчитайте число листьев у этих растений, измерьте их длину, а так же высоту растения, величину соцветия. Сделайте вывод.
- На примере одного дерева, произрастающего на обследуемой территории, дайте хаpaктеристику этой жизненной формы растений, отметив особенности строения органов.
- Найдите красивый уголок природы на исследуемой территории и дайте его литературно-художественное описание.
Наблюдение и сравнение, используемые в качестве приемов деятельности на таких уроках позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность учащихся.
Много интересного могут увидеть дети во время коротких путешествий на школьный двор: осенью послушать шуршание листвы, зимой разглядеть изморозь, полюбоваться запорошенными снегом деревьями, а весной следить за капелью, набухающими почками тополя и березы, поведением в природе различных живых организмов.
Такие совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельному поиску, постепенно перерастают в потребность открывать новое. На уроках русского языка экскурсии могут стать источником детских сочинений на основе наблюдений, на уроках биологии и географии – подтолкнуть ребенка к самостоятельному исследованию, с целью поиска ответов на возникшие у него вопросы.
Вопросы экологического воспитания школьников успешно решаются и в неурочное время: на занятиях дополнительного образования, через исследовательскую деятельность, внеклассные и спортивные мероприятия. Традицией стало проведение в конце учебного года междисциплинарной мини зарницы для учащихся 6–7-х классов, где на одном из этапов ученики могут показать свою смекалку и эрудицию в области биологических и экологических знаний. А осенью школьный двор становится спортивной ареной для проведения школьного дня здоровья.
Простейшие исследования, которые проводятся на территории, прилегающей к школе члeнами клуба «Почемучка», позволяют детям не только получить ответы на доминирующие в этом возрасте вопросы: «Что?», «Кто?», но и формируют у школьников устойчивую потребность в изучении живого в «живом виде». Подтверждение ранее полученных теоретических знаний собственными наблюдениями, «радость открытия», возможность использования собственного житейского опыта способствуют возникновению у детей познавательного интереса.
В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
В заключение хочется добавить, что такое разнообразие форм непрерывного экологического образования создает условия для формирования инициативной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
Приложение 3.
Комментарии:
Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....
25 04 2024 10:35:51
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
24 04 2024 5:12:33
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
23 04 2024 6:15:38
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
22 04 2024 10:53:53
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
21 04 2024 20:40:32
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
20 04 2024 2:34:38
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
19 04 2024 12:15:30
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
18 04 2024 14:49:42
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
17 04 2024 20:59:11
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
16 04 2024 7:38:57
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
15 04 2024 2:21:12
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
14 04 2024 15:53:52
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
13 04 2024 0:37:28
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...
12 04 2024 1:52:34
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
11 04 2024 21:55:51
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
10 04 2024 14:57:16
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
09 04 2024 1:31:11
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
08 04 2024 16:26:17
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
07 04 2024 4:43:53
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
06 04 2024 0:37:13
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
05 04 2024 5:24:50
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
04 04 2024 14:23:15
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
03 04 2024 1:34:11
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
02 04 2024 8:11:43
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
01 04 2024 11:49:57
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
31 03 2024 5:10:29
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
30 03 2024 1:33:11
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
29 03 2024 5:30:58
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...
28 03 2024 10:11:40
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
27 03 2024 10:36:40
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
26 03 2024 17:56:29
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
25 03 2024 18:28:44
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...
24 03 2024 1:31:45
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
23 03 2024 21:24:57
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
22 03 2024 1:20:21
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
21 03 2024 18:43:44
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
20 03 2024 21:59:37
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
19 03 2024 21:36:33
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний. ...
18 03 2024 17:18:21
Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....
17 03 2024 21:33:54
В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...
16 03 2024 11:39:51
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
15 03 2024 3:44:43
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
14 03 2024 10:49:58
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...
13 03 2024 15:10:32
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
12 03 2024 8:57:10
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
11 03 2024 10:46:50
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
10 03 2024 5:29:38
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
09 03 2024 11:10:10
Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по строению цветковых растений....
08 03 2024 18:52:26
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
07 03 2024 13:21:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::