Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

Современное состояние окружающей среды заставляет активизировать работу по осуществлению непрерывного экологического образования, начиная с дошкольных учреждений разных типов.

И на этот раз я убеждена, что учить деток увидеть удивительное, красивое и неповторимое в природе и бережно ко всему живому относиться необходимо уже с раннего возраста. Работать в этом направлении помогают игровые моменты, игры на занятиях, на экскурсиях, в походах, в экспедициях. С особой увлеченностью в играх принимают участие дети всех возрастов, независимо от эмоционального настроя, подготовленности, интеллекта.

Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников).

Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также или на прогулке, или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

Если я провожу экскурсию с детьми 5 – 6 лет “Природные явления осенью”, я реализую цели: вспомнить с детьми природные признаки осени, любоваться красотой этого времени года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения. Здесь возможно провести игру “C какого дерева упал лист?”.

Детки, подняв упавший лист, подходят к тому дереву, которому, по их мнению принадлежит этот лист. За правильный ответ я награждаю ребенка зеленым бумажным яблочком. Кто больше набрал “зеленых яблочек” (вешаю детям в виде медальки) – тот и выиграл. Пройдя по отделенной территории дошкольного учреждения, мы отметили с детками все признаки осени (за исключением дождя), увидели вдалеке даже птиц, которые собирались в стаи. Здесь возможно (если позволяет время) провести игру “Кто больше назовет перелетных птиц?” Дети могут назвать до 7 – 10 перелетных птиц.

В заключение экскурсии можно провести подвижную игру “Воробышки и кошка”. Выбрать водящего – «кошку», а «воробышки» - все остальные детки бегают – «летают» по участку. После слов: «Кошка, кошка – не спеши, воробья ты не лови». «Кошечка» - ребенок стремится поймать любого ребенка – «воробышка». Если в группе в данный момент детей более 23 – 25 человек, всех детей разбить на две группы: одна группа играем, другая является болельщиком данной игры (стоят сбоку участка). Очень нравится игра детям того же возраста “Осенний урожай”. В корзине лежат овощи и фрукты.

Задача игры: разложить на 1 поднос – овощи, на другой поднос – фрукты, по два человека за игру 2 мин. Кто больше и правильно наберет на 1 поднос – только овощи, на 2 – только фрукты – тот и побеждает. Можно в качестве награды угостить победителя, каким – то фруктом. В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

  • Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;
  • Совершенствует коммуникативные способности;
  • Расширяет кругозор детей;
  • Способствует сплочению детского коллектива.

Игровые обучающие ситуации на природоведческих занятиях, наблюдениях с помощью:

  • Игрушек-аналогов. (сопоставление живого объекта с игрушечным)
  • Кукол (животные, Буратино, Незнайка Петрушка, герои мультфильмов Чипполино)
  • Путешествия (по реке, в зоопарк, в теплые страны, в Антарктиду)

вызывают особые внимание, эмоции активизируется умственная деятельность.

Обучение с использованием ИОС может выходить за рамки положенного времени в зависимости от эмоционального настроя у детей и от степени развивающего эффекта.

Итак, пpaктика показывает, что игра является наиболее свободной, эмоциональной, желаемой деятельностью ребенка. Более того, игры разного рода мотивируют дошкольника к познанию творчеству, формированию позитивного образа в процессе экологического воспитания.

В среднем звене общеобразовательной школе, как по биологии, экологии так и по географии много тем, которые возможно реализовать в форме урока – игры. Например, в 6 классе по географии увлеченно воспринимают тему “Ориентирование на местности” в виде экскурсии с игровыми технологиями.

Цель данной экскурсии:

  • формировать навыки ориентирования на местности: учить определять стороны горизонта разными способами;
  • научить работать с компасом;
  • измерять расстояние на местности;
  • определять азимут;
  • интегрировать знания географии, биологии, экологии, формируя основы эко – культуры поведения в природе.

I. Блок экскурсии: объяснения учителя с элементами беседы о методах ориентирования на местности “работа с компасом”.

II. Блок: закрепление полученных знаний в виде игровых ситуаций “Разбить” класс на 4 группы. Каждой группе раздают задания:

  • определить азимут направления;
  • отмерить определенное расстояние;
  • в данном пункте получит экобиологическое задание – конверт, в котором листья и семена.
  • определить с какого они растения.

Кто первый выполнит, тот выиграл коллекцию орехов (знать названия этих орехов: фундук, грецкие, кедровые).

По ходу экскурсии необходимо обратить внимание на состояние газонов пришкольной и дворовой территорий, отметить их эстетическое и экологическое значение.

С большим успехом и интересом проводим обобщающие уроки в форме уроков – игры.

Итак, обобщающий урок по теме: “Царство грибы” провожу в форме игры: “Знаешь ли ты грибы”. Если класс большой можно его “разбить” на 5 комaнд (по 5 человек). В каждой комaнде назначаю “лесовичка”, который контролирует и оценивает выполнение задания.

Цель урока-игры:

  • повторить и уточнить о грибах, сборе грибов;
  • учиться доброжелательному общению, здоровому соперничеству, взаимной помощи;
  • формировать основы экологической культуры поведения в лесных экосистемах.

Накануне этого урока рекомендовать детям посмотреть энциклопедии, другую литературу о грибах или побывать в лесу.

1-е задание игры:

  • “Грибное лото” ответить на вопросы за 1 минуту.
  • как называется “дружба гриба с корнем дерева?”
  • могут ли плесневые грибы улучшить качество продуктов?
  • какие животные “дружат с грибами”?
  • за какими собаками идут либо с собаками, любо с дрессированным поросенком?

В течение 5 минут. 2-е задание: Собрать в корзину только съедобные грибы (рисованные грибы в корзину).

За одну минуту кто больше соберет и назовет грибов. А с лесовичком перечислить несъедобные грибы. Лесовичок, чьей комaнды перечислит за минуту несъедобные грибы, той комaнде прибавляется еще по баллу.

3-е задание: каждой комaнде за 10 минут написать правила сбора грибов.

В результате:

  • 1-е задание: каждый ответил по баллу;
  • 2-е задание: 1 балл – комaнде, 1 балл – лесовичку;
  • 3-е задание: если выполнение его состоит из 5 – 6 пунктов, то оно оценивается в 5 баллов.

В оставшееся время (5 - 7 минут) подведение итогов (выставление оценок и лучшую комaнду угощаю яблоками).

На уроке используем таблицы: “Плесневые грибы”, “грибы паразиты”, “Шляпочные грибы”.

Более сложные уроки – игры провожу в11–9-х классах. На каждом 2, 3 – ем уроке можно использовать игровые технологии. Например, темы “Экосистемы”, начинаю с объяснения – беседы о понятиях экосистема и функциональных группах организмов в экосистеме. Объясняю понятия “продукты”, консументы и редуценты. Строим схему пищевых и энергетических связей в экосистеме:

Затем использую различные игровые технологии разноуровнего плана с учетом индивидуальных способностей старшеклассников. Допустим, I уровень 2 группы по 3 ученика играющих выполняет следующее: дописывает конкретные представителей органического мира по всем трем функциональным остальным группам экосистемы.

Кто больше и правильнее подберет представителей каждой функциональной группе за 3 минуты. Затем обмениваются обе группы своими результатами, проверяют правильность и оценивают объективно свои результаты.

Задание II уровня: отбираем несколько групп по 3, 4 человека подбирают соответствующих представителей органического мира для:

  • экосистеме болото
  • экосистеме реки
  • экосистемы луга
  • экосистемы хвойного леса.

Все эти живые организмы в виде картинок разложены на столах играющих и чем полнее будет представлена живыми организмами каждая экосистема, тем лучше результат у учащихся. И для закрепления новых понятий темы: один из учащихся называет любой организм, а другой называет функциональную группу экосистемы, которую представляет этот организм: например, плесневые грибы – редуценты, береза, осина – продуценты; майский жук – консумент.

А для учащихся I уровня: вопросы прикладного хаpaктера: перечислить мероприятия по сохранению экосистем:

  • река
  • поле зерновых
  • смешанный лес.

Подводим результаты работы на уроке.

Современное воспитательно-образовательное прострaнcтво любого образовательного учреждения требует, по моему мнению, активное использование игровых технологий буквально в каждом учебном предмете. Хорошо продуманная игра, интегрирующая в себе знания многих предметов (биология – химия экология, или география – экология – изобразительное искусство) реально увлечет учащихся и даже может сыграть роль в профессиональной ориентации отдельных учащихся.

Игровые моменты на уроке и во внеурочное время формируют активную жизненную позицию учащихся, учат доброжелательному общению между собой, активизирует познавательную деятельность детей.

Пропагандируя активные методы работы, игровые технологии в экологическом образовании и воспитании, я продемонстрировала отдельные игровые ситуации в средней, старшей и подготовительной группах на районном методическом объединении для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Люберецкого района на базе детского сада общеразвивающего вида № 76.



Комментарии:

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе


    Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

      Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....

04 12 2025 8:14:53

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

03 12 2025 22:36:10

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

02 12 2025 13:24:48

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

01 12 2025 1:14:34

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

30 11 2025 7:57:42

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

29 11 2025 2:34:26

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

28 11 2025 5:22:23

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

27 11 2025 6:11:34

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

26 11 2025 15:54:35

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

25 11 2025 21:19:57

Основные процессы жизнедеятельности простейших


    Основные процессы жизнедеятельности простейших

      В статье представлена разработка урока по данной теме. ...

24 11 2025 5:58:15

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

23 11 2025 17:36:53

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс


    Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

      На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

22 11 2025 10:15:45

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

21 11 2025 7:14:25

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

20 11 2025 12:45:36

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

19 11 2025 2:56:50

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

18 11 2025 10:18:48

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс


    Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

      Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

17 11 2025 7:10:46

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

16 11 2025 18:45:43

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся


    Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

      Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

15 11 2025 10:36:46

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

14 11 2025 19:45:59

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

13 11 2025 21:25:25

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

12 11 2025 7:32:36

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

11 11 2025 20:39:17

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

10 11 2025 2:32:16

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

09 11 2025 14:52:40

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

08 11 2025 0:50:53

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

07 11 2025 12:31:11

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

06 11 2025 21:58:11

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

05 11 2025 7:51:48

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

04 11 2025 16:56:13

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

03 11 2025 12:50:53

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

02 11 2025 11:25:58

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

01 11 2025 6:18:28

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

31 10 2025 0:24:51

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

30 10 2025 17:30:17

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

29 10 2025 7:19:59

Происхождение жизни на Земле


    Происхождение жизни на Земле

      Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле. Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....

28 10 2025 22:47:29

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

27 10 2025 19:44:11

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

26 10 2025 3:52:59

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

25 10 2025 22:16:15

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

24 10 2025 13:46:10

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

23 10 2025 8:35:57

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

22 10 2025 11:16:15

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

21 10 2025 0:21:50

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

20 10 2025 3:23:24

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

19 10 2025 7:27:23

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

18 10 2025 10:44:42

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Приспособленность организмов к среде обитания"

      Основными методами работы на уроке для достижения поставленной цели были выбраны: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования интереса к учению, метод письменного контроля (работа по карточкам) и лабораторно-пpaктического контроля (машинный контроль), метод проектной деятельности (создание учащимися презентации)....

17 10 2025 9:29:45

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

16 10 2025 11:32:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::