Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

Цели:

  • На основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания;
  • Развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой, сравнивать, делать выводы, применять на пpaктике полученные знания;
  • Воспитывать ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Оборудование: таблицы: «Гигиена питания», «Содержание органических соединений в пищевых продуктах растительного происхождения», «Содержание органических соединений в пищевых продуктах животного происхождения», «Суточный расход энергии у людей, занимающимися различными видами труда», «Примерные нормы суточной потребности людей в питательных веществах», лабораторное оборудование для проведения эксперимента.

На уроке используются различные формы работы направленные на активизацию познавательной активности учащихся. При актуализации знаний индивидуальная работа сочетается с фронтальной. Применяются задания разного уровня: репродуктивного, творческого и конструктивного. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны, от общего количества которых зависит их оценка за урок.
Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу.
В начале урока на доске прикреплены вырезанные из бумаги фигуры в виде овала, на которых с обратной стороны записаны вопросы урока.Это словно неизведанные острова, которые  будут открываться. Проблемные вопросы, поставленные перед каждым выступлением гостей: врача-гигиениста, врача-диетолога, позволяют активизировать мыслительный процесс.
После выступления врачей учащиеся выполняют задания в группах: отвечают на поставленные до выступления вопросы или выполняют пpaктическую работу: по упаковкам от продуктов питания определяют их энергетическую ценность.
Лабораторные опыты, пpaктические задания позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского хаpaктера, произвести анализ, сравнение, сделать выводы или обобщить.
Учащиеся знакомятся с правилами рационального питания и соотносят с ними народные пословицы и поговорки.
В конце урока учащиеся заполняют схему « Что включает гигиена питания?» и прослушав  стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом», делают вывод о том, к чему может привести самолечение и неправильное питание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Мне приятно видеть всех на уроке в хорошем настроении. Ведь как говорил Л.Н. Толстой «Потребность образования лежит в каждом человеке». С каждым уроком каждый из вас становится образованнее.
Девизом нашего сегодняшнего урока будут слова Ф. Бэкона: «Чтение дает знание, беседы – находчивость, а привычка записывать – точность». (Презентация, слайд 2)

2. Актуализация знаний

Учитель:  На прошлом уроке мы познакомились с превращением энергии в организме человека. За каждый правильный ответ вы будете получать определенное количество баллов: белый жетон – 1 балл, синий – 2 балла, красный – 3 балла. Уже после окончания школы вы поймете, что от этих самих баллов, которые будут ставить сначала экзаменаторы, а потом и жизнь, зависит ваше продвижение вперед. Важно, чтобы эти баллы были поставлены объективно.

Дифференцированный опрос

А) У доски: «Превращение энергии в организме человека»

Б)  Работа по индивидуальным заданиям на местах:

  • Репродуктивный уровень: «Закончи фразу». (Приложение 1)
  • Творческий уровень: тест «Обмен веществ и энергии». (Приложение 2)
  • Конструктивный уровень: «Решение познавательных задач» (Приложение 3)

В) Фронтальный опрос: (Презентация, слайд 3)

– Как называется основной процесс протекающий непрерывно в клетке?
– В чем заключается процесс обмена веществ в организме?
– Какие два противоположных направления имеет обмен веществ?
– Что такое пластический обмен?
– Что такое энергетический обмен?

3. Изучение нового материала

Учитель:  Пища – основной источник энергии в организме человека. Чем больше человек затрачивает энергии, скажем на мышечный труд, чем интенсивнее в организме идут процессы восстановления, тем в большем количестве пищи он нуждается. Купил эспандер и гантели – можешь купить к ним еще и тортик.
И сегодня цель нашего урока показать актуальность проблемы питания в современном мире, сформулировать правила рационального питания, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Сократа « Мы не живем для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить».
Откройте тетради, запишите число и тему урока « Расход энергии. Нормы и гигиена питания».
Ребята, посмотрите на доску, она вся покрыта белыми пятнами.

(На доске прикреплены вырезанные из бумаги фигуры в виде овала, на которых с обратной стороны записаны вопросы урока). Это словно неизведанные острова. И эти острова мы сегодня будем открывать. Помогать в этом нам будут гости: врач-гигиенист, врач-диетолог и экспертные группы. (Класс предварительно разделен на 4 группы)

– Каковы энергозатраты в организме? Чтобы ответить на этот вопрос определим энергозатраты организма в состоянии покоя и при выполнении работы. Результаты запишите в таблицу.

Выполнение задания:

А) Задержите дыхание и посчитайте сколько секунд вам это удалось сделать, результаты запишите.
Б) Сделайте 10 приседаний и тоже задержите дыхание, что вы наблюдаете, результат запишите.

Таблица.

Энергозатраты организма с задержкой дыхания

До нагрузки (сек)

После нагрузки (сек)

   

Учитель: Какой результат опыта?
– Какой вывод можно сделать?

Предполагаемый ответ: Работающим мышцам нужна энергия, которая освобождается в результате распада органических веществ. После работы этот процесс усиливается и в крови накапливается больше углекислого газа, чем в состоянии покоя, поэтому дыхание удается задержать на меньший промежуток времени.

Учитель: Сейчас перед вами выступит врач – гигиенист. Послушав его выступление вы должны будете ответить на вопрос:

  • 1 группа:  От чего зависят энергозатраты?
  • 2 группа: Что такое нормы питания?
  • 3 группа: Распределение калорий суточного рациона подростка.
  • 4 группа: Энергетическая ценность питательных веществ.

(Презентация, слайд 4)

Врач-гигиенист.  В конце прошлого века немецкий гигиенист и физиолог Макс Рубнер показал, что при сгорании 1г вещества и при его окислении в организме выделяется одинаковое количество энергии. Этим была доказана справедливость закона сохранения не только для неорганической природы, но и для живых организмов. Для гигиены это исследование было важно в том отношении, что позволяло выяснить энергетическую ценность потрeбляемых человеком веществ.
Установлено, что затрата энергии тем больше, чем большую физическую работу выполняет человек. В этом можно убедиться, рассмотрев таблицу в учебнике на стр. 142.
Существует формула, позволяющая установить энергозатраты, совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

Q = 2,09 (0,2 ЧСС – 11,2) кДж/мин   (Q – энергозатраты)

Для людей разных профессий важно, определив суточный расход энергии, установить нормы питания – это совокупность веществ, входящих в состав пищи, полностью восстанавливающих то количество энергии, которое он затрачивает в течение суток.
Так установлено, что 1 г углеводов и 1 г белков при окислении дают 17,17 кДж, а 1 г жиров – 38,7 кДж
Т. о. чтобы правильно составить рацион, надо знать, сколько кДж было потрачено и сколько пищи необходимо съесть, чтобы компенсировать израсходованную энергию. Распределение калорийности суточного рациона подростка рекомендуется следующее:

25% – завтpaк
50% – обед
15% – полдник
10% – ужин.

(Представители групп отвечают на вопросы, поставленные перед выступлением)  

Учитель. А сейчас по итогам выступления экспертные группы проведут эксперимент.
Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.

  • 1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.
  • 2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на  лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.
  • 3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.
  • 4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:

Второе блюдо:

картофель пюре – 200 г
мясо коровье – 50 г
масло сливочное – 5 г
салат из свежей капусты – 100 г

Учитель.  Многие считают так: были бы под руками продукты, а мы уж сами разберемся, что приготовить и сколько съесть. Это мнение ошибочно. Можно иметь дома много продуктов, но питаться не правильно. Пренебрежительное отношение к питанию нередко заканчивается печально. В одних случаях оно приводит к трудно излечимому ожирению, в других – к гастриту, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
Как же надо питаться? Об этом расскажет врач-диетолог. Вы должны обратить внимание на правила рационального питания.

Врач-диетолог.  Древним римлянам принадлежит мудрое изречение, которое не случайно взято эпиграфом к нашему уроку: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Превращение еды в самоцель вредно. Несомненно вредно «чрезмерное увлечение наслаждением едой, – отмечал И.П. Павлов, – как всякая крайность жизни».
Вред переедания подтверждается опытами на животных. Один из учеников И.П. Павлова доказал зависимость работы желудка от объема пищи. Он вводил в желудок собаки резиновые баллончики и раздувал их. Было замечено: если давление очень велико, то сокоотделение задерживается. Отсюда следует: чрезмерное переполнение ухудшает пищеварение, пища не усваивается.
Избыток пищи, вот главная причина лишней массы, возникновения ожирения. Чтобы этого избежать надо есть в пределах затрат энергии. Поэтому каждый человек должен быть знаком с правилами рационального питания:
(правила записанные на отдельных листах вывешиваются на доске)

Правило первое: Есть регулярно, а лучше 4-5 раз в день. Если следовать этим рекомендациям, чувство голода не возникает и, садясь за стол, вы вполне удовлетворитесь небольшой порцией.

Правило второе: Тщательно пережевывайте пищу, не злоупотрeбляйте солеными и перчеными блюдами.

Правило третье. Пища должна быть разнообразной. Обязательно включайте в рацион фрукты, молоко, кисломолочные продукты, рыбу, растительное масло, салаты из овощей. Эти продукты содержат вещества необходимые организму.

Правило четвертое. Не будьте жадны в еде. Лишние килограммы появляются от переедания, это риск развития сахарного диабета, желчекаменной болезни, болезней сердца и позвоночника.

(Презентация, слайд 5)

Учитель. В учебнике найдите ответ на вопрос: Что необходимо делать, чтобы предупредить развитие ожирения?

Учитель. Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчетливо представляют себе, как их можно с пользой применять. И сейчас мы заполним этот пробел. Каждая экспертная группа должна распределить высказывания или изречения великих ученых и мыслителей, народные мудрости и поговорки о рациональном питании согласно правилам рационального питания.

(Зачитываются высказывания, отпечатанные на листах и учащиеся помещают их на доске под тем правилом, которому они соответствуют)

Материал для работы в группах:

1. Кто долго жует, тот долго живет.
2. Хорошо прожуешь – сладко проглотишь.
3. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.
4. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты. (А.С. Пушкин)
5. Переедание приводит к болезни. (Гиппократ)
6. Кто жаден до еды, доходит до беды.
7. Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.
8. От многословия болит голова, от обжорства желудок.
9. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда. (Л.Н. Толстой)

Пауза психологической разгрузки.

Учитель. Очень важно правильное и сбалансированное питание школьников, т.к. организм подростка, это растущий организм. В каких питательных веществах он нуждается больше всего и почему?  Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике в разделе параграфа «Режим питания школьников». Прочитайте этот раздел и поставьте к нему вопросы, которые вы потом зададите другой группе.

(Учащиеся читают статью и после чтения задают вопросы другой группе)

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с гигиеной питания, рассмотрели основные правила рационального питания. Что же включает «гигиена питания»?

(Учащиеся заполняют схему)

 

4. Закрепление

– От чего зависят энергозатраты?
– Какой знак «больше», «меньше» или «равно» нужно поставить в случае:

а)  ожирение
б) истощение
в) в норме

«энергопоступления»________________ «энергозатраты»

Учитель. Что же произошло с человеком, который не следовал этим правилам?
Послушайте стихотворение Санина «Теперь советуюсь с врачом», в котором говорится о том, к чему может привести самолечение и неправильное питание.

(Ученик читает стихотворение)

О, диетические бредня!
О, жизнь нелегкая моя!
На тучной ниве похуденья
Изрядно потрудился я.
Все расскажу вам по порядку,
Во всем признаюсь наповал…
Увы, не делал я зарядку,
Ходьбу и бег не признавал.
Однажды стало не до шуток –
Я свой костюм не смог надеть,
Поголодав 15 суток,
Я начал на глазах худеть.
Осталось мне совсем немножко,
Чтоб в форму прежнюю войти…
Жена позвала неотложку –
Успели все-таки спасти.
На голливудскую диету
Я перебрался поскорей,
Но помешали три банкета:
Два дня рожденья, юбилей.
Дни упоительно летели,
Однако же не буду врать:
За эту страдную неделю
Я, сбросив два, прибавил пять…
Я взял контроль над поведеньем
(В решеньях я и скор и смел),
И занялся сыроеденьем,
Не сыр я, а сырое ел.
Сначала было очень грустно,
Но, я, друзья, не унывал,
Сырое мясо и капусту
Водой сырою запивал.
Я в этом трудном поединке
Не отступал и не юлил,
И начал таять, словно льдинка,
Но вдруг желудок зашалил.
И  так прихватывал порою,
Так прижимал, что хоть кричи!
Тогда я плюнул на сырое,
И снова перешел на щи.
И уксус дела не исправил,
И медью телу не помог…
Диеты модные оставил,
Когда не в шутку занемог.
Теперь советуюсь с врачами,
Разумно ем и сплю ночами.
С одышкой больше не знаком,
Купил эспандер и гантели –
Здоровый дух в здоровом теле.

5. Подведение итогов урока

Выставление оценок в зависимости от количества жетонов.

6. Домашнее задание

Для тех, кто получил:

  • оценку «5» – подготовить сообщение о возрастных изменениях обмена веществ. Составить задачи по теме урока;
  • оценку «4» – составить опopный конспект параграфа «Гигиена питания»;
  • оценку «3» – прочитать параграф «Гигиена питания» и ответить на вопросы к параграфу.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

09 12 2025 19:28:12

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

08 12 2025 17:42:37

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"


    Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

      Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

07 12 2025 19:51:15

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

06 12 2025 7:49:57

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

05 12 2025 17:28:16

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

04 12 2025 4:35:39

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

03 12 2025 2:51:24

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

02 12 2025 0:34:24

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

01 12 2025 16:28:37

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

30 11 2025 13:35:18

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

29 11 2025 5:29:14

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

28 11 2025 23:36:49

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

27 11 2025 5:41:43

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

26 11 2025 15:31:59

Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"


    Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

      Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....

25 11 2025 20:24:38

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

24 11 2025 3:29:20

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

23 11 2025 16:35:52

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

22 11 2025 22:25:24

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

21 11 2025 0:37:43

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

20 11 2025 11:41:37

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

19 11 2025 8:37:53

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

18 11 2025 19:56:19

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

      Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....

17 11 2025 1:11:42

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

16 11 2025 19:42:52

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

15 11 2025 20:58:16

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

14 11 2025 16:40:56

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

13 11 2025 10:38:20

Взаимосвязь организмов с факторами среды Биология

Взаимосвязь организмов с факторами среды  Биология Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...

12 11 2025 19:20:15

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

11 11 2025 11:21:29

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

10 11 2025 18:25:54

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

09 11 2025 2:17:16

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

08 11 2025 18:51:57

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

07 11 2025 1:33:14

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

06 11 2025 18:19:22

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

05 11 2025 8:34:44

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

04 11 2025 13:46:17

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

03 11 2025 12:38:12

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

      Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

02 11 2025 17:57:58

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

01 11 2025 15:58:56

Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"


    Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

      На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

31 10 2025 12:11:27

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"


    Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

      В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...

30 10 2025 16:43:34

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....

29 10 2025 19:45:21

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

28 10 2025 8:28:20

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

27 10 2025 21:58:33

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

26 10 2025 23:30:21

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

25 10 2025 18:32:12

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

24 10 2025 11:49:39

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

23 10 2025 16:45:23

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

22 10 2025 2:13:44

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

21 10 2025 14:53:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::