Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление.

Задачи:

  • усвоение учащимися сущности и значения испарения;
  • развитие расчетно-измерительных умений и анализа результатов;
  • опыта и стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений;
  • формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы
    (на уровне растительного организма) ;
  • знакомство со значением листопада в жизни растений.

Методы:

  1. Словесные – беседа, рассказ;
  2. Наглядные – демонстрация опытов и наглядных пособий, рисунки,гербарий, таблицы, опopные конспекты, ТСО;
  3. Пpaктические: пpaктическая работа «Определение общей площади одного листа и общей площади листовых поверхностей всех листьев ветки.

Средства обучения:

  1. Основные:
    1. Реальные (живые – растения) ;
    2. Знаковые (рисунки, схемы – конспекты) ;
    3. Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник).
  2. Вспомогательные: ТСО, лабораторное оборудование.

Оборудование: опopная схема-конспект «Испарение воды», лабораторное оборудование – штатив для пробирок, 6 пробирок, вода, растительное масло, трафареты листьев липы, дуба, березы, тополя.

План урока

  1. Tрaнcпирация – испарение воды листьями. Испарение – физическое явление природы.
  2. Какой орган растения испаряет воду? (Опыт)
  3. Можно ли увидеть воду, которую испаряет растение? (Опыт)
  4. Какой поверхностью лист испаряет воду? (Опыт)
  5. Зависимость испарения от поверхности листьев. (Пpaктическая работа. Выполняется после создания проблемной ситуации)
  6. Зависимость испарений от окружающих условий. (Беседа)
  7. Значение испарения.
  8. Листопад и его значение. (Самостоятельная работа с текстом)

Ход урока

  1. Организационный момент (1-2 мин)
    Здравствуйте. Меня зовут А.Н. Сегодня урок биологии проведу у вас я. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы!
  2. Проверка домашнего задания (7 мин)
    - Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке?
    (Уч-ся ...)
    С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем самостоятельную работу по тестам.
    Возьмите лист №1. На нем вы видите дифференцированные задания трех уровней.
    • В уровне А вам надо выбрать один правильный ответ.
    • В уровне В вам надо дописать предложение.
    • А в уровне С вам надо выявить причинно-следственную связь.
    На работу вам отводится 7 минут. Я надеюсь, что вы все выполните уровень С. Желаю вам удачи.

    ЛИСТ 1

    ТЕСТ

    Уровень А

    Выберите правильный ответ:

    1. В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:
      а) кислород; б) углекислый газ; в) азот и углекислый газ.
    2. Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:
      а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара.
    3. Дыхание растения, находящегося в темноте:
      а) не прекращается; б) приостанавливается; в) происходит более энергично, чем на свету.
    4. При дыхании зеленое растение поглощает:
      а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.

    Уровень В

    Допишите предложения:

    1. Дыхание происходит во всех ______________________ клетках.
    2. При дыхании поглощается ______________________, а выделяется ______________________ .
    3. При дыхании органические вещества ______________________ .
    4. Для протекания процесса дыхания световая энергия ______________________ .
    5. При дыхании энергия ______________________ .

    Уровень С

    Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

    (Выполняют)
    Сдайте работы.

  3. Постановка темы, учебной цели и мотивация
    - Сегодня на уроке мы должны познакомиться с третьей функцией листа – испарением, осознать данную тему и закрепить ее.
    Будем развивать у себя расчетно-измерительные умения, анализировать результаты опытов и объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями. А также познакомимся со значением листопада в жизни растений.
    - Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)
    (Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе)
    - Откройте лист 2. Отпечатанные конспекты уроков.
    Запишите тему урока. Слайд1
  4. Изучение нового материала.
    А. – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением третьей функцией листа – испарением, или трaнcпирацией. Это физическое явление.
    ?Так что такое трaнcпирация? (Слайд2)
    Запишите в конспект данный термин. Запомните его.

    Б. - Скажите, пожалуйста, какой орган растения испаряет воду? (Слайд3)
    Чтобы точно ответить на вопрос мы проведем опыт.
    (Объяснение по слайду и показ на пробирки - Слайд4)
    ОПЫТ. Три дня назад в четыре пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – лист, в 4 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось?
    Показ. (Пробирок и слайда5 одновременно)
    - Зарисуйте в своем конспекте конечный результат опыта.
    - Ответьте на раннее поставленный вопрос: Какой же орган является испаряющим и где испарилось воды больше?
    (ответы детей)
    ВЫВОД: испаряющим органом является _______________________.(Слайд6)
    Где было больше листьев и воды испарялось больше.
    - Запишите в конспект под рисунком опыта вывод, который только что сделали. Он на доске.
    В. Английский священник Стефан Хейлз в 1724 году показал, что вода с растворенными минеральными веществами (ксилемный сок) может подниматься вверх по растению благодаря процессу трaнcпирации, то есть испарению воды с поверхности листьев.
    Проблема: А можно ли увидеть воду, которую испаряет растение? (Слайд7)
    - Выяснить это нам поможет опять-таки опыт. (Слайд8)
    ОПЫТ 2. Наклонив веточку с листьями и, не отрезав ее от растения, поместили в стеклянную колбу. Горлышко колбы закрыли ватой. Через некоторое время стенки колбы запотели и покрылись капельками воды.
    ?Откуда же взялась в колбе вода?
    (Уч-ся...)
    ВЫВОД: вода испаряется с поверхности клеток мякоти листа. Образовавшийся водяной пар проникает по межклетникам к устьицам и выходит наружу через них. (Слайд9)
    - Допишите в выводе вашего конспекта недостающие слова.
    (Я показываю на слайд)
    Г. Какой же поверхностью лист испаряет воду? (Слайд10)
    Снова обращаемся к опыту.
    ОПЫТ 3
    Обратимся к трехдневному опыту, в котором в одном случае мы смазали вазелином верхнюю поверхность листовой пластинки, а в другом – нижнюю. В обоих случаях поверхность воды в пробирках залили маслом. (Слайд11)
    ?В какой же пробирке понизился уровень воды?
    Ответ: Уровень воды понизился там, где у листа была смазана верхняя поверхность. (Слайд12)
    Сформулируем вывод по опыту!
    ?Через какую поверхность листа у данного растения происходит испарение и почему?
    (ответы детей)
    ОТВЕТ: Через нижнюю поверхность листа, так как у наземных растений устьица находятся с нижней стороны листа. (Слайд13)

    ФИЗМИНУТКА

    1. Упражнение «Прогиб спины» - для снятия мышечного напряжения.
      Сидя на стуле, руками взялись за сиденье и пытаемся поднять сиденье, спину выгнуть.
    2. Упражнение «Ленивая сова».
      Правой рукой взяться за мышцу левого плеча. Головой поворачиваем и делаем вдох, затем выдох.
      Затем левой рукой за правую мышцу плеча.
    3. Упражнение «Шапочка для размышления» - для активизации мыслительной деятельности.
      Пальчики на ушки и выворачиваем ушки и мочки дергаем вниз.

    Д. Главная роль в испарении принадлежит устьицам. Если устьица открыты, испарение происходит, а если закрыты, то испарение не происходит.
    Например, у рогоза (то, что вы называете камыш) на 1 квадратном мм – 1300 устьиц. Устьица способны регулировать испарение, в этом – то и состоит отличие испарения воды листьями (то есть живыми клетками и тканями листа) от простого испарения с какой-либо поверхности, например, с блюдца, либо поверхности водоема летом.
    Работа с гербарием.
    Подсчитано, что разные растения испаряют разное количество воды. Так, взрослое растение кукурузы за сутки испаряет 800 грамм воды, капусты – 1 л, береза – больше 60 литров воды.

    ?От чего же зависит испарение?
    - Представим мысленно листья кукурузы, капусты, березы. Выясним, в чем их отличие.
    ОТВЕТ: в окраске, в размерах, в форме листовой пластинки.

    - Все названные ответы связаны с отличием листьев друг от друга, а какие отличия мы свяжем с испарением?
    (ответы детей)
    Вывод: Размер листовых пластинок и их количество.

    Е. Количество испаряемой за одно и то же время воды зависит от общей поверхности листьев.
    Пpaктическая работа
    «Определение общей площади поверхности одного листа и общей площади поверхности всех листьев ветки» (Слайд14).

    Инструкция

    Вы сидите в 4 группах. Каждая группа получает модель ветки липы, березы, тополя и дуба (листья искусственные, так как мы должны беречь и охранять природу) и таблицы, которые вы должны заполнить по мере выполнения заданий. На каждой ветке находятся 5 листьев. Возьмите их.
    Каждому человеку по 1 листику. Листик с обратной стороны в клеточку. Примем 1 клеточку за 1 см2.

    1. Подсчитайте число полных квадратов (а), попавших внутрь контура.Запишите к себе в таблицу показания.
    2. Подсчитайте число неполных квадратов (в), пересеченных контуром. Запишите показания в таблицу.
    3. Разделите число неполных квадратов пополам. Внесите показания в таблицу.
    4. Найдите общую площадь листовой поверхности данного по формуле:
      S = Σа + Σb/2, где S – площадь, Σ – сумма.
    5. Общая площадь поверхности всех листьев ветки S0 складывается из суммы площадей каждого листа, то есть вы должны сложить все показания 6 столбца
      S0 = S1 + S2 +... +Sn

    Закончили. Проверяем.
    1 человек от группы зачитывает показания 5 столбца и 6. (Таблица1)

    Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Листья были большие и маленькие.
    Скажите, какие листики будут больше испарять воды большие или маленькие. Сделайте вывод.
    ВЫВОД: большая поверхность листьев имеет огромное значение для питания растений и для испарения большого количества воды.

    Ж. Испарение зависит не только от состояния устьиц, площади листовой поверхности, но и от окружающих условий. (Слайд15)

    1. При солнечном освещении испаряется больше воды, чем в тени.
    2. Много воды испаряют молодые листья.
    3. При сильном сухом ветре испарение сильнее, чем в тихую погоду.

    З. Каково же значение испарения?
    (Рассказ по опopному конспекту)

    1. Листья охлаждаются, и растение не перегревается.
    2. Происходит передвижение воды и минеральных веществ (ксилемного сока).
    3. Испарение воды способствует ее поступлению через корни и поднятию по стeблю в листья.
    4. Поднятие воды в листья осуществляется при участии корневого давления.

    (ГЕРБАРИЙ: верблюжья колючка, саксаул, черника, брусника, карликовая береза)

    И. Испарение связано также с разнообразным строением листьев, местообитанием растений. У кактусов листья превращены в колючки, которые защищают их от поедания животными и испаряют мало воды.
    Листья многих растений сухих мест имеют густое опушение, восковой налет и испаряют мало влаги.

    К. Закрепление изученного материала (по опopному конспекту)
    Давайте закрепим то, с чем сейчас только что познакомились, используя опopный конспект.
    Молодцы!
    (Слайд16)

    Унылая пора
    Очей, очарованье
    Приятна мне
    Твоя прощальная краса
    Люблю я пышное природы увяданье
    В багрец и золото одетые леса.

    - Какое время года вы видите на экране? (ОСЕНЬ)
    И в этот период идет листопад.

    Л. Листопад и его значение.
    (Самостоятельная работа с текстом учебника)
    Прочтите из п.36 пункт Листопад и ответьте на вопрос:
    Каково же значение листопада?
    (чтобы не погибнуть от недостатка влаги)

  5. Подведение итогов. Результат. Фронтальная беседа.
    - С какой темой урока мы сегодня знакомились?
    - Что такое трaнcпирация?
    - Какой орган растения испаряет воду?
    - Какой поверхностью лист испаряет воду?
    - От чего зависит испарение? (от состояния устьиц, площадь поверхности, окружающих условий)
    - Каково значение испарения?
    - Для чего или зачем мы это все делали?
  6. Оценки за урок.
    Дети сами себе выставляют себе оценки.
  7. Д/з п.36, №129-134 рабочая тетрадь, повторить п.26 cтроение стeбля.
  8. РЕЗЕРВ:
  1. Тест «Испарение воды растениями».
  2. Чтение статьи «Зеленый лист растения».
    Книга для чтения по ботанике стр. 30-31



Комментарии:

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

22 11 2025 14:19:20

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

21 11 2025 17:26:27

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

20 11 2025 14:59:20

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

19 11 2025 13:48:13

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

18 11 2025 14:32:19

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

17 11 2025 11:44:15

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

16 11 2025 8:58:10

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

15 11 2025 4:12:15

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

14 11 2025 11:24:46

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....

13 11 2025 2:20:39

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

12 11 2025 13:12:49

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

11 11 2025 4:52:47

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

10 11 2025 13:34:19

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

09 11 2025 4:57:40

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

08 11 2025 23:59:50

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

07 11 2025 17:11:22

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

06 11 2025 3:12:15

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

05 11 2025 6:40:29

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

04 11 2025 4:42:54

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

03 11 2025 12:37:17

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

02 11 2025 10:55:50

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

01 11 2025 9:42:11

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

31 10 2025 16:40:21

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

30 10 2025 6:44:39

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

29 10 2025 14:32:23

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

28 10 2025 10:47:20

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

27 10 2025 23:54:35

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс


    Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

      Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

26 10 2025 13:33:14

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

25 10 2025 23:17:32

Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс


    Тема урока "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний почек". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....

24 10 2025 15:12:42

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

23 10 2025 2:53:18

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

22 10 2025 3:57:35

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

21 10 2025 4:31:10

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

20 10 2025 2:36:30

Урок-исследование «Скелет человека»


    Урок-исследование «Скелет человека»

      Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

19 10 2025 17:24:25

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

18 10 2025 18:39:40

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

17 10 2025 4:10:41

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

16 10 2025 18:34:56

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

15 10 2025 9:45:57

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

14 10 2025 4:12:11

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

13 10 2025 23:24:26

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

12 10 2025 14:38:42

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

11 10 2025 18:56:16

Проведение школьной биологической олимпиады


    Проведение школьной биологической олимпиады

      В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

10 10 2025 16:56:24

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

09 10 2025 20:55:51

Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"


    Урок-игра в 8-м классе по теме "Покровные органы"

      Предлагаемый урок-игра может быть использован, как обобщающий. Форма урока даёт возможность создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их знания, умения, навыки. Предлагаемый урок позволяет выявить степень усвоенности пройденной темы. ...

08 10 2025 8:41:46

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

07 10 2025 1:14:45

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

06 10 2025 5:34:15

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

05 10 2025 13:30:32

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

04 10 2025 14:14:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::