Элективный курс "Обжора долго не живет"
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8-9-х классов.
Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету.
Элективный курс “Обжора долго не живет” рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача-диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты.
Данный спецкурс поможет:
- наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки;
- соориентироваться в выборе профессии;
- выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности
Ведущими формами занятий являются:
- пpaктические занятия
- конкурсы
- проектирование
- экскурсии
Доля самостоятельной работы учащихся значительна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что содержание предлагаемого курса ориентировано в целом на профильно-профессиональные виды деятельности.
Задачи курса:
- формирование умения комплексного осмысления знаний в биологии;
- помощь учащимся в выборе профиля;
- удовлетворение интересов школьников, увлекающихся биологией.
Успешность прохождения этого курса можно оценить по отчетам, составленным на основе результатов самостоятельных, лабораторных работ и экскурсий, по проектам, по формированию базовых ценностей:
- здоровье, труд, терпение, успех;
- умение оперировать биологическими знаниями;
- эмоциональное отношение к себе и окружающему миру.
Ранжирование интереса школьников к данному курсу и к будущему профилю поможет выявить динамику их интереса.
В программе материал сгруппирован по темам в соответствии с логикой построения, начиная с особенностей профессии врача-диетолога.
Содержание курса по выбору
Тема 1. Особенности врача-диетолога
Востребованность людей данной профессии.
Хаpaктеристика людей, владеющих данной профессией:
- физиологические особенности;
- психологические особенности;
- черты хаpaктера
Тема 2. Содержание профессии врача-диетолога
Изучение основ рационального питания:
- первый принцип рационального питания - баланс питания
- второй принцип рационального питания – удовлетворение потребности
- третий принцип рационального питания – режим прима пищи.
Изучение последствий чрезмерного или неправильного питания:
- последствия ожирения;
- последствия голодания
Рассматривание “модных” методов питания:
- вегетарианство;
- сыроедение;
- теория “живой энергии”
- теория раздельного питания и несовместимости продуктов.
Использование продуктов питания при лечении различных заболеваний.
Изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения.
Правила кулинарной обработки продуктов питания.
Режим и культура питания.
Тема 3. Организация и проведение пpaктикума по составлению персональной диеты.
Расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания.
Расчет расхода энергии за сутки.
Расчет суточной потребности детей подросткового возраста в питательных веществах.
Корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья.
Тема 4. Подведение итогов о соответствии желания и возможности ученика овладением профессии врача-диетолога.
Подведение итогов изучения данного спецкурса.
Содержание программы
№ | Тема | Форма организации обучения | Количество учебных часов |
1 | Особенности профессии врача-диетолога | 3 | |
1.1 | Все работы хороши – выбирай на вкус | беседа, лекция | 1 |
1.2 | А кто же может быть врачом-диетологом? - определение физиологических особенностей; - определение психологических особенностей (память, внимание) ; - черты хаpaктера (чуткость, внимательность) |
Ознакомительно-ориентированное
проектирование “Каким должен быть врач-диетолог?”, пpaктическая работа |
2 |
2 | Содержание профессии врача- диетолога | 13 | |
2.1. | “Пища, которая не переваривается,
съедает того, кто ее съел”. Абдуль-Фаруж (изучение правил составления баланса питания) |
схема, таблица | 1 |
2.2 | “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто
ты” (изучение потребностей организма в питательных веществах) |
схема, таблица | 1 |
2.3 | “Завтpaк съешь сам, обед - подели с
другом, ужин отдай врагу” (составление режима приема пищи) |
схема, таблица, проектная деятельность | 1 |
2.4 | “Обжора роет себе могилу собственными
зубами” (изучение последствий ожирения) |
лекция | 1 |
2.5 | “Голливудская диета” (изучение последствий голодания) |
лекция | 1 |
2.6 | “С одной ягоды сыт, не будешь” (вегетарианство) |
лекция, беседа | 1 |
2.7 | “Я взял контроль над поведением и
занялся сыроедением” (сыроедение) |
лекция, беседа | 1 |
2.8 | “Лучше семь раз поесть, чем один раз
наесться” (теория “живой энергии”, “очковая диета”) |
лекция, беседа | 1 |
2.9 | “Без капусты щи не густы” (теория раздельного питания и несовместимости продуктов) |
таблица | 1 |
2.10 | “Лук от семи недуг” (использование продуктов питания при лечении различных заболеваниях) |
конспект, проектная деятельность | 1 |
2.11 | “Природа - лучшая аптека” (изучение гипо- и авитаминозов, меры их предупреждения) |
схема | 1 |
2.12 | “Кулинария – ключ к здоровью” (правила кулинарной обработки продуктов питания) |
проектная деятельность | 1 |
2.13 | “Правильное питание – залог здоровья” (режим и культура питания) |
таблица | 1 |
3 | Организация и проведение пpaктикума по составлению персональной диеты | 4 | |
3.1 | “Посчитаем, сколько нужно есть” (расчет поступления питательных веществ в организм человека вместе с продуктами питания) |
пpaктическая работа | 1 |
3.2 | “Гиподинамия - что это такое?” (расчет энергии за сутки) |
пpaктическая работа | 1 |
3.3 | “Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши ребята?” (расчет суточной потребности в питательных веществах детей подросткового возраста) |
пpaктическая работа | 1 |
3.4 | “Обжора долго не живет” (корректирование режима питания в зависимости от состояния здоровья) |
экскурсия в детское отделение больницы | 1 |
4 | Подведение итогов о соответствии желания и возможностей ученика овладением профессией врача-диетолога | 1 | |
4.1 | “Теперь советуюсь с врачом” (подведение итогов) |
защита проектов | 1 |
Литература:
- Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1984.
- Ермакова В.И. Кулинария. М.: Просвещение, 1993.
- Каменевский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту. М.; Экономика, 1985.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1989.
- Русские пословицы и поговорки / Под редакцией В.П. Аникина, М.: Художественная литература, 1988.
- Скуринхин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М.: Агропромиздат, 1889
- Твоя профессиональная карьера. Программа общеобразовательных учреждений / Под редакцией Г.Н. Фединой. М.: Просвещение, 2000.
- Твоя профессиональная карьера./ Под редакцией С.Н. Чистяковой. М : Просвещение, 2000.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. М.: Просвещение, 1981.
Комментарии:
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
17 07 2025 17:32:19
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
16 07 2025 2:31:27
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
15 07 2025 6:58:44
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
14 07 2025 15:47:45
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
13 07 2025 0:24:12
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
12 07 2025 14:27:54
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
11 07 2025 22:11:54
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
10 07 2025 18:32:33
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
09 07 2025 5:59:34
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
08 07 2025 4:30:43

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
07 07 2025 22:59:48

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
06 07 2025 7:20:54
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
05 07 2025 2:11:52
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
04 07 2025 7:31:17
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
03 07 2025 3:41:51
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
02 07 2025 14:37:56
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
01 07 2025 18:29:46
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
30 06 2025 20:26:31
Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....
29 06 2025 13:14:30

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
28 06 2025 11:24:47
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
27 06 2025 23:41:36
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
26 06 2025 15:20:53
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
25 06 2025 4:31:22
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
24 06 2025 9:14:39
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
23 06 2025 6:19:47
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
22 06 2025 7:51:21
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
21 06 2025 12:52:11
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
20 06 2025 7:29:35
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
19 06 2025 7:45:26
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
18 06 2025 11:36:46
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
17 06 2025 12:26:53
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
16 06 2025 2:59:41
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
15 06 2025 22:23:56
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
14 06 2025 23:37:29
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
13 06 2025 15:22:23
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
12 06 2025 16:15:48
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
11 06 2025 3:23:41
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
10 06 2025 9:46:39
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
09 06 2025 5:16:19
Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....
08 06 2025 7:51:22
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
07 06 2025 21:24:37
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян.
...
06 06 2025 16:34:32
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
05 06 2025 9:22:34
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
04 06 2025 13:27:16
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
03 06 2025 4:30:44
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
02 06 2025 9:41:21
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
01 06 2025 4:55:37
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
31 05 2025 13:53:52
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
30 05 2025 16:55:14
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
29 05 2025 0:53:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::