Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"
ЦЕЛИ:
- ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
- научить строить модели изучаемых объектов с использованием диаграмм;
- освоить способы визуализации числовых данных;
- закрепление понятий и навыков работы с электронной таблицей Microsoft Excel;
- обобщение и закрепление материала по теме: “Основы учения о клетке”
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- развивать навыки формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора;
- развивать способность анализировать и обобщать изученный материал.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
- восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов;
- сформировать у учащихся представление о вредном воздействии факторов внешней среды на жизнедеятельность организма.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблицы, муляжи, карточки с заданиями, компьютеры, программное обеспечение - Еxcel, учебная презентация “Клетка” <Приложение1>, презентация “Модель” < Приложение2>, географическая карта Европы, модель головного мозга птицы, модель скелета человека, микроскоп.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (учитель информатики)
В настоящее время наиболее яркие открытия происходят на стыке наук. Возникают новые науки: биоинженерия, бионика, биоинформатика. Это яркий пример интеграции наук. Сегодня на уроке мы с вами совместим материал информатики и биологии по темам “Модели”, “Построение диаграмм и графиков в ЭТ Excel”, “Основы учения о клетке” с использованием компьютерных технологий.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
ИНФОРМАТИКА
Ответ уч-ся по теме “Моделирование”
Демонстрация презентации “Модель”
Вопросы по теме “Модели”:
Что такое модель?
Какие свойства реальных объектов
воспроизводят следующие
модели:
- муляж яблока;
- чучело птицы;
- скелет человека в кабинете биологии.
Что такое информационная модель?
Поясните разницу между технической моделью самолета и информационной моделью самолета — чертежом.
Приведите различные примеры графических информационных моделей.
Какая форма графической модели (карта, схема, чертеж, график) применима для отображения процессов?
IV. Работа в тетради
Задание:
Учитель демонстрирует различные модели по биологии.
Записать в тетради в 1-й столбик материальные модели, во 2-й – информационные,
во 2-м столбике пометить графические модели.
V. Объяснение нового материала (“Компьютерное моделирование”)
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Пpaктически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование этой модели. Многовековой опыт развития науки доказал на пpaктике плодотворность такого подхода.
В моделировании есть два разных пути. Модель может быть похожей копией объекта, выполненной из другого материала, в другом масштабе, с отсутствием ряда деталей. Например, это игрушечный кораблик, самолетик, домик из кубиков и множество других натурных моделей. Модель может, однако, отображать реальность более абстpaктно — словесным описанием в свободной форме, описанием, формализованным по каким-то правилам, математическими соотношениями и т. д.
Цели моделирования:
- модель нужна для того, чтобы понять, как устроен конкретный объект (или как проистекает процесс), какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром (понимание) ;
- модель нужна для того, чтобы научиться управлять объектом (или процессом) и определять наилучшие способы управления при заданных целях и критериях (управление) ;
- модель нужна для того, чтобы прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект (прогнозирование).
Эти цели могут, как сочетаться в одной модели, так и достигать порознь.
На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере:
Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем, позволяет изучить их изменения, в зависимости от значения тех или иных параметров. Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере, можно разделить на несколько основных этапов.
На первом этапе исследования объекта или процесса, обычно строится описательная информационная модель. Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей
проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает.
На втором этапе создается формализованная модель, то есть описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
Однако далеко не всегда удается найти формулы, явно выражающие искомые величины через исходные данные. В таких случаях используются приближенные математические методы, позволяющие получать результаты с заданной точностью.
На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную модель, то есть, выразить ее на понятном для компьютера языке. Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:
- построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;
- построение компьютерной модели с
использованием
одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и пр.).
В процессе создания компьютерной модели полезно разработать удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а также реализовать интеpaктивный диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.
Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента. Если компьютерная модель существует в виде программы на одном из языков программирования, ее нужно запустить на выполнение и получить результаты.
Если компьютерная модель исследуется в приложении, например в электронных таблицах, можно провести сортировку или поиск данных, построить диаграмму или график и так далее.
Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. В случае различия результатов, полученных при исследовании информационной модели, с измеряемыми параметрами реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности. Например, при построении описательной качественной модели.
Прежде чем строить информационную модель, производится системный анализ объекта моделирования.
Задача системного анализа — выделить существенные части, свойства, связи моделируемой системы, определить ее структуру.
БИОЛОГИЯ
VI. Вступительное слово учителю биологии
Биология изучает многообразие форм жизни. На Земле существует огромное многообразие организмов. Различаясь между собой рядом существенных признаков, они имеют общее свойство - клеточное строение.
VII. Индивидуальное задание по карточкам (у доски 4 человека)
КАРТОЧКА № 1
Каково строение клетки?
Написать на доске, из каких основных, главных частей состоит клетка.
КАРТОЧКА № 2
Написать на доске органоиды клетки – особые клеточные органы, расположенные в цитоплазме, и в которых протекают основные жизненные процессы.
КАРТОЧКА № 3
Используя магнитное пособие, собрать модель животной клетки.
КАРТОЧКА № 4
Для чего используется в электронных таблицах экспоненциальный (научный формат) представления чисел?
Представить числа в научном формате.
VIII. Актуализация знаний (беседа с классом)
Показ презентации “Клетка”
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ “КЛЕТКА”:
- Какое строение имеет животная и растительная клетка?
- Чем отличается животная клетка от растительной?
- В чем сходство в строении клеток различных организмов?
- Написать на доске, из каких основных, главных частей состоит клетка (обратить внимание на грамотность написания слов).
- Функция, значение, роль: клеточной мембраны, цитоплазмы, ядра.
- Почему цитоплазму называют внутренней средой клетки?
- Перечислить органоиды клетки (их еще называют особыми клеточными органами).
- Какие клетки не имеют ядра? Как их еще называют?
- Как называют организмы, в клетках которых есть ядро?
- Что изучает цитология?
- История возникновения цитологии.
- Что называется тканью?
- Сколько химических элементов в периодической системе Менделеева?
- Сколько химических элементов содержится в животной клетке?
- Макроэлементы - это…
- В чем заключается значение углерода?
- Написать химические знаки макроэлементов.
- В чем значение макроэлементов?
- Микроэлементы – это…
- Написать химические знаки микроэлементов.
- В чем значение микроэлементов?
- Какие болезни возникают при недостатке микроэлементов?
- Какие химические соединения находятся в клетке?
IX. Проверка заданий у доски
ИНФОРМАТИКА
X. Компьютерное моделирование (учитель информатики)
Наглядным способом представления информационных моделей являются графические изображения: карты, чертежи, схемы, графики.
Электронные таблицы (так же, как и базы данных) можно рассматривать как информационные модели реальных объектов или процессов.
Способом наглядного представления числовых данных является диаграмма.
Тип диаграммы устанавливается в зависимости от представленных в диаграмме данных и необходимости получения результирующих описаний числовых зависимостей.
Диаграмма состоит из нескольких элементов, которые можно последовательно и независимо друг от друга отредактировать, выделяя нужный объект двойным щелчком мыши.
На материале биологии по теме “клетка” построим графическую информационную модель
Учащиеся работают в парах (один выполняет роль консультанта и отвечает на вопросы по теме “электронные таблицы”, другой - выполняет задание на компьютере по построению модели)
Задание№1
Построить информационную графическую модель (столбчатую диаграмму), отражающую содержание химических элементов клетки, средствами электронной таблицы Microsoft Excel.
Элементы | Количество (в %) |
Кислород | 70 |
Углерод | 15 |
Водород | 9 |
Азот | 2,2 |
Кальций | 2 |
Фосфор | 1 |
Калий | 0,4 |
Сера | 0,2 |
Хлор | 0,1 |
Магний | 0,03 |
Натрий | 0,03 |
Микроэлементы | 0,025 |
Железо | 0,015 |
Вопросы по теме “Электронные таблицы”:
- Что такое табличный процессор?
- Какими функциональными возможностями обладает электронные таблицы?
- Что в электронной таблице называют ячейкой?
- Как именуются ячейки таблицы?
- Какая информация может храниться в ячейках?
- Как ввести формулу в ячейку?
- В чем разница между режимом отображения формул и режимом отображения значений?
- Что происходит в электронной таблице в результате замены числа в ячейке на новое значение?
- Что необходимо сделать для выделения всей строки?
- Что необходимо сделать для выделения всего столбца?
- В каких форматах электронные таблицы могут представлять числовые данные?
- Для чего используются диаграммы?
- Какие типы диаграмм вам знакомы?
- Что показывает легенда?
- Когда применяется научный или экспоненциальный формат чисел?
- Какие встроенные функции есть в электронных таблицах?
XI. Региональный компонент
XII. Физминутка
БИОЛОГИЯ
XIII. Системный анализ
(Содержание химических соединений в клетках).
- Какое значение воды?
- Какое значение минеральных веществ?
- Какое значение органических веществ: белков, углеводов, жиров (липидов), нуклеиновых кислот?
- Почему клетка считается сложнейшей химической лабораторией?
- Какие жизненно важные процессы происходят в клетках?
ИНФОРМАТИКА
XIV. Компьютерное моделирование
Задание№2
Построить информационную графическую модель (круговую диаграмму), отражающую содержание в клетке химических соединений, средствами электронной таблицы Microsoft Excel.
Соединения | Количество (в %) |
Вода | 79 |
Минеральные соли | 1 |
Белки | 10 |
Углеводы | 3 |
Жиры | 5 |
Нуклеиновые кислоты | 1,5 |
АТФ | 0,5 |
XV. Влияние факторов внешней среды на жизнедеятельность организма
(алкоголь, никатин, наркотики, загрязнения окружающей среды)
Беседа с учащимися.
XVI. Подведение итогов:
Учитель информатики:
Учитель биологии:
Домашнее задание:
ИНФОРМАТИКА
Выписать в тетрадь слова изученной темы, трудные для запоминания (экспоненциальный, модель, электронная таблица, компьютерный эксперимент).
Опережающее задание:
- “Электронные таблицы и математическое моделирование”
- Использование электронных таблиц в научных целях (для прогнозирования)
- Сообщения уч-ся по данной теме из других источников.
БИОЛОГИЯ
Опираясь на параграф из учебника “Строение клетки”, доказать, что клетка-биосистема.
Комментарии:
Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....
18 03 2024 1:17:55
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
17 03 2024 16:55:35
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
16 03 2024 7:27:51
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
15 03 2024 8:36:53
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
14 03 2024 14:51:19
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...
13 03 2024 3:46:56
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
12 03 2024 10:53:39
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
11 03 2024 6:52:13
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
10 03 2024 18:47:43
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
09 03 2024 6:39:37
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
08 03 2024 9:33:25
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
07 03 2024 4:46:23
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
06 03 2024 16:55:33
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
05 03 2024 18:48:44
Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....
04 03 2024 9:42:54
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
03 03 2024 21:34:21
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...
02 03 2024 6:53:11
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
01 03 2024 3:20:14
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
29 02 2024 6:34:21
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....
28 02 2024 1:28:15
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
27 02 2024 2:12:47
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
26 02 2024 12:16:42
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...
25 02 2024 21:11:45
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...
24 02 2024 2:12:47
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...
23 02 2024 5:37:24
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
22 02 2024 2:51:43
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
21 02 2024 10:34:16
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...
20 02 2024 21:42:23
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...
19 02 2024 17:15:50
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...
18 02 2024 11:43:10
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
17 02 2024 6:24:10
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
16 02 2024 18:18:25
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
15 02 2024 6:21:45
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
14 02 2024 8:17:54
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
13 02 2024 13:34:41
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...
12 02 2024 3:29:28
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
11 02 2024 10:17:11
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
10 02 2024 2:22:53
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
09 02 2024 0:47:27
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
08 02 2024 7:12:52
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...
07 02 2024 20:16:42
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
06 02 2024 17:43:48
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
05 02 2024 13:37:15
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
04 02 2024 17:40:15
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
03 02 2024 17:31:39
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
02 02 2024 22:44:33
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
01 02 2024 21:33:31
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
31 01 2024 7:28:24
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
30 01 2024 11:47:41
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
29 01 2024 18:33:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::