Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

“Плохой учитель преподносит
истину,
хороший учит ее находить”.
А.Дистepвег
Об использовании технологии РКМЧП на уроках биологии
Технология “Чтение и письмо для развития критического мышления” (Авторы Т.Темпл, К.Мередит, Дж.Стилл) представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для формирования ключевых компетенций, в первую очередь информационной и коммуникативной, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа.
Достоинство технологии мы видим в том, что она включает множество различных приемов, которые могут быть использованы как обособленно, так и в различных сочетаниях на разных этапах урока. Пpaктика использования технологии в 5-11 классах в течение 3х лет показала, что РКМЧП органично сочетается с мультимедийной презентацией, тестами различных типов, дополнительными цифровыми образовательными ресурсами. Ученики 6-8 классов обучаются по ней с большим интересом.
При изучении биологии (особенно по 1часовой программе в 6 классе) школьник сталкивается с большим объемом учебной информации. Мы убедились, что на основе данной технологии можно обучать детей переработке информации, определять причинно – следственные связи, выpaбатывать собственные идеи, мнения.
Базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия.
Урок “Папоротники. Хвощи. Плауны” изучается в теме “Царство Растения”. Главная задача темы – изучение особенностей строения и развития различных групп (отделов) растений и на этой основе формирование понимания происхождения и эволюции растительного мира. Успешное изучение темы достигается проведением лабораторных и тестовых работ на уроках и выполнением школьниками индивидуальных творческих заданий на уроке и во внеурочное время.
Задачи:
- ознакомить учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубить представления о высших споровых растениях;
- продолжить формирование информационных компетенций: анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с текстом учебника;
- воспитать интерес к предмету и процессу обучения через различные приемы технологии и анимации.
Оборудование:
- гербарий папоротников,
- хвощей (весенних и летних побегов) и плаунов,
- живые комнатные растения,
- компьютер,
- CD диск 1с: школа БИОЛОГИЯ растения бактерии грибы лишайники 6 класс.
ХОД УРОКА
Вызов: (установление связи между изученным материалом и темой сегодняшнего урока; выход на тему урока, мотивационный момент).
О каких организмах идет речь?
1. Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и водными. Это самые древние растения на Земле.
Ответ: водоросли.
2. Эти организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор, быть одновременно и авто и гетеротрофами.
Ответ: лишайники.
3. Эти организмы относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных местах.
Ответ: мхи.
Кто заметил определенную закономерность в моих вопросах, тот сможет ответить на последний вопрос: что это за растения?
4. Это многоклеточные, чаще травянистые растения влажных тенистых мест, имеющие стeбли, листья, корни. Их ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, под наслоением горных пород превратились в залежи каменного угля; многие современные виды человек использует для внутреннего озеленения помещений.
Ответ: папоротники. Это более сложные растения по сравнению с ранее изученными.
Тема урока: Папоротники. Хвощи. Плауны.
Ключевые слова (на доске):
- Корневище
- Вайи
- Спорангии
- Каменный уголь
- Гирлянды
- Известкование
Попробуйте рассказать что-нибудь об этих понятиях. Какие предложения можно составить с этими словами? Какое отношение к теме сегодняшнего урока могут иметь данные понятия? С какими терминами встретились впервые? (подчеркиваются слова, к которым необходимо вернуться в конце урока).
Итог (конкретизация целей): таким образом, по окончании урока необходимо
- знать
Следующее задание: в рабочих тетрадях ставим в ряд цифры 1,2,3,4. Я читаю предложения, если вы согласны с высказыванием, ставите напротив соответствующего предложения +, если не согласны, ставим –
- В тропических странах встречаются древовидные папоротники.+
- У этих растений хорошо развиты проводящие и механические ткани.+
- Папоротники широко распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.-
- Если хвощи и папоротники встречаются на полях или в огородах, значит на этих участках кислые почвы.-
Осмысление: (соприкосновение учащихся с новой информацией – работа с текстом учебника; ученик под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечает на вопросы, которые возникли на этапе вызова).
Открыли учебники стр.70, работаем с текстом: читая параграф 15, находим ответы на вопросы, касающиеся неизвестных вам терминов и тех 4х суждений, что вы прослушали, верно ли вы поставили знаки +, -
По ходу работы карандашом делаем следующие пометки:
- Известно V
- Интересно и неожиданно +
- Противоречит моим взглядам –
- Хочу узнать подробнее ?
В процессе чтения текста, работая в парах, составляем кластер на отдельном листе, чтобы у доски объяснить свои выводы, размышления,и пробуем составить синквейн на тему сегодняшнего урока (три “сильных” ученика дополнительно получают карточки с заданиями творческого хаpaктера:
- В ночь на Ивана Купалу отправлялись люди в дремучие леса искать цветущий папоротник. Верили, что он цветет 1 раз в жизни, и тот, кто увидит этот цветок, найдет клад, будет богатым и счастливым. Что вы можете возразить?
- Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия. Почему папоротники относят к высшим споровым?
- Почему моховидные растении – маленькие, а папоротниковидные могут вырасти высокими как деревья?).
По окончании работы с текстом учебника смотрим на диске дополнительный материал. Мультимедиа: “плауны” (10 сек.), “хвощи” (18 сек.), “папоротники каменноугольного периода” (1мин.22сек.).
Размышление (осмысление и закрепление полученной информации).
Что узнали нового? Что показалось интересным? Почему?
Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
О чем хотели бы узнать?
Возврат к ключевым словам: что такое вайя, спорангии? Для чего проводят известкование почвы?
Возврат к верным – неверным суждениям: какие предложения были правильными, в каких была неточность?
Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками.
Защита кластеров у доски (приложение 1).
Зачитываются синквейны (приложение 2
).Оценивание: отметки получают пpaктически все обучающиеся (“4” – “5”).
Домашнее задание: параграф 15, написать эссе на тему урока (по желанию).
Комментарии:
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
09 11 2025 17:38:29
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
08 11 2025 23:30:23
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
07 11 2025 5:47:28
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
06 11 2025 18:57:37
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
05 11 2025 17:21:43
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....
04 11 2025 3:26:40
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
03 11 2025 13:21:39
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
02 11 2025 22:59:46
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
01 11 2025 15:26:53
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
31 10 2025 2:42:23
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
30 10 2025 14:57:17
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
29 10 2025 23:56:29
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
28 10 2025 10:58:52
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
27 10 2025 5:17:12
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
26 10 2025 4:46:51
Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
25 10 2025 9:59:15
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
24 10 2025 16:24:27
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
23 10 2025 15:25:38
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
22 10 2025 5:28:31
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
21 10 2025 23:13:32
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
20 10 2025 19:47:18
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
19 10 2025 2:58:33
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации.
...
18 10 2025 17:27:48
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
17 10 2025 7:36:22
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
16 10 2025 5:28:17
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
15 10 2025 4:56:35
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
14 10 2025 20:33:28
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
13 10 2025 13:50:58
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
12 10 2025 9:27:43
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
11 10 2025 2:23:56
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
10 10 2025 22:55:28
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
09 10 2025 22:31:33
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
08 10 2025 2:41:59
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
07 10 2025 2:52:57
Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....
06 10 2025 2:31:17
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
05 10 2025 3:58:59
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
04 10 2025 6:25:29
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
03 10 2025 15:37:43
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
02 10 2025 14:12:14
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
01 10 2025 12:20:57
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
30 09 2025 8:25:49
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
29 09 2025 9:50:49
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
28 09 2025 12:10:52
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
27 09 2025 6:46:51
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
26 09 2025 12:43:58
Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
25 09 2025 6:54:40
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
24 09 2025 16:43:35
Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....
23 09 2025 6:49:58
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
22 09 2025 12:16:13
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
21 09 2025 3:31:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны