Урок биологии "Биоценоз леса"
Цель урока: формирование знаний учащихся о биоценозах Кемеровской области.
Задачи урока:
- Обучающая – познакомить учащихся с биоценозом леса, его растительным и животным миром.
- Развивающая – развить интерес к природе Кузбасса;
- Воспитательная – воспитать чувство бережного отношения к представителям местной флоры и фауны.
Оборудование: таблицы; карточки с заданиями; фонограмма звуков леса; презентация с изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.
Эпиграф урока: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нём не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным.” (Ф.Морозов)
Форма урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент
Задача: настроить учащихся на учебное занятие.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
II этап. Этап проверки домашнего задания.
Задача: проверка усвоения материала прошлого урока.
а) Фронтальный опрос.
– Что такое биоценоз и биогеоценоз?
– Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?
– Из каких компонентов состоит биогеоценоз?
– Что такое пищевая цепь?
б) Индивидуальные задания: работа по карточкам.
Карточка №1.
Составьте схему цепи питания, хаpaктерную для болот. Её компонентами являются: лягушка, стрекоза, водный детрит (органические вещества), комар, уж.
Карточка №2.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орёл весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орёл) и постройте пирамиду биомассы.
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Задача: сообщить тему урока и показать пpaктическую значимость нового материала.
На столе учителя стоит букет из веток хвойных деревьев (сосна, кедр, пихта) и букет из ветвей лиственных деревьев (береза, осина, клен). Включается магнитофон с записью звуков леса.
Учитель читает отрывок стихотворения Р. Рождественского:
Здесь, в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
– Так о чем же сегодня мы будем говорить на
уроке? (О лесе)
– Действительно, на сегодняшнем уроке мы с вами
познакомимся с новым типом биоценоза,
существующем на территории нашей области – лес.
IV. Этап усвоения новых знаний
1. Виды лесов в Кузбассе.
Учитель.Леса занимают в целом более
половины территории области, ими покрыто 5,9 млн.
га или 62% от общей площади. Распределение лесов в
пределах области неравномерное. Наиболее низкой
лесистостью хаpaктеризуются районы,
расположенные в западной части области – в
Кузнецкой котловине. Здесь лесистость
колeблется от 8,6% (Ленинск-Кузнецкий район) до 39%
(Беловский район). Крупные массивы ценных хвойных
лесов сосредоточены в южной и восточной частях
области, где лесистость отдельных районов
достигает 92% (Таштагольский район).
Леса Кемеровской области представлены
следующими основными типами (презентации
учащихся по видам лесов):
Учащийся 1. Все леса области можно
разделить на две большие группы: хвойные и
лиственные. К хвойным относятся темно-хвойные и
светло-хвойные, а к лиственным – мелколиственные
и широколиственные.
Темнохвойные формации, носящие общее название
тайги, занимают прострaнcтва на севере области в
пределах Западно-Сибирской низменности.
Основными древесными породами этой тайги
являются кедр, пихта, ель, имеется незначительная
примесь осины и березы. Леса отличаются
мрачностью, сыры, имеют хорошо развитый моховой
покров. Выражен кустарниковый ярус,
представленый рябиной, черемухой, бузиной и
низкорастущими кустарниками. В травостое
преобладают мелкие таежные формы: кисличка,
майник, линнея, вороний глаз, черемша и другие.
Среди темнохвойных лесов Кузбасса особое место
занимает черневая тайга, которая сплошной
пеленой одевает все склоны низкогорного
Кузнецкого Алатау, Горной Шории, и Салаира.
Ведущей древесной породой черневых лесов
является пихта, которая разделяет господство с
осиной, а иногда даже уступает ей. Часто
присутствует кедр, реже – ель и береза. Для
черневой тайги хаpaктерно развитие
кустарникового яруса. Но, в отличие от северной
тайги, в «черни» очень слабо развивается (или
отсутствует) моховой покров. Развивается мощный
травяной ярус, достигающий иногда 2-2,5 метров
высоты. Но самым специфичным является то, что в
состав травостоя, наряду с обыкновенными
таежными видами (борец высокий, сныть
обыкновенная, скерда сибирская, живокость
высокая, дудник лесной), всегда присутствуют и
реликтовые растения (овсяница гигантская,
подлесник европейский, ясменик душистый,
щитовник мужской, колокольчик крапиволистный).
Учащийся 2. Светлохвойные леса области представлены сосняками, разбросанными в пределах лесостепной зоны (сосновый бор) массивами различной крупности. Сосняки занимают 3,9% площади хвойных лесов. Почти во всех случаях они приурочены к долинам современных рек или древним лощинам стока и их терассам, сложенным рыхлыми песчанно-галечными отложениями. Больших сосновых боров в области нет. Сосняки Кузбасса на 48,3% представлены молодыми насаждениями искусственного происхождения.
Учащийся 3. Из лиственных лесов в
области повсеместно встречаются
мелко-лиственные леса, которые представлены
осиной (тополь дрожащий) и березой (береза
бородавчатая и береза белая). В подлеске и по
берегам рек встречаются рябина, черемуха, ива,
ольха. В тайге и по лесным колкам много
дикорастущих ягодников – черной и красной
смородины, малины, шиповника, черники, брусники.
В зоне тайги березо-осиновые и чисто осиновые
насаждения формируются как производные
сообщества на месте сведенных темнохвойных
лесов и представляют собой одну из стадий
сукцессий растительности. В ходе
восстановительных смен эти временные вторичные
леса замещаются коренными таежными
сообществами.
Учащийся 4. Особое место среди лесных формаций принадлежит липовым широколиственным лесам, занимающим небольшую площадь в Горной Шории и Кузнецком Алатау. Это остатки широколиственных лесов доледникового периода. Основная часть липы сосредоточена в Кузудеевском лесхозе и носит название Липовый остров. Средний возраст липы в древостоях – 85 лет, предельный 170 лет. Травяной ярус липняков представлен по большей части типичным и для черневых лесов таежными травами с участием многих реликтовых видов.
2. Ярусы леса
(Звучит музыка леса). Да, ребята, природа
создала для нас великолепную страну – лес. Лес
встречает нас морем звуков и запахов, сотнями
загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы
не только замечать красоту вокруг, но и проникать
в его тайны.
Все растения лесного сообщества, а их много,
благополучно уживаются, не мешая друг другу.
Почему? (Это происходит потому, что над землёй и в
почве они занимают разные ярусы).
Деревья, кустарники, травы составляют как бы
“этажи” лиственного леса – его ярусы. Верхний,
первый ярус, образуют высокие деревья. Какие
высокие деревья вы можете назвать наших
лиственных лесов? (берёза бородавчатая,
береза белая, осина обыкновенная). Берёза
достигает высоты 20-З0 м, очень декоративна
благодаря ветвистой ажурной кроне и белой коре
ствола. Это единственное дерево, которое имеет
белый ствол (в клетках бересты содержится особое
вещество – бетулин).
Можете ли вы назвать деревья второй величины? Во
втором ярусе расположены такие деревья как –
рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, ива
козья.
Какие кустарники вы встречали в наших лесах?
Третий ярус леса состоит из кустарников,
образующих подлесок – черная и красная
смородина, шиповник, жимолость лесная, калина
обыкновенная, малина и др.
Назовите высокие травы наших лесов? Четвёртый
ярус леса состоит из высоких трав – чистец
лесной, бор развесистый, борцы.
А можете ли вы назвать низкие травы? Пятый
ярус леса представлен более низкими травами –
сныть обыкновенная, осока волосистая, пролестник
многолетний и др.
Шестой ярус – мхи, грибы, лишайники.
Как вы объясните ярусное расположение растений?
1) Ярусное расположение растений связано с
неодинаковой освещённостью. Количество света
уменьшается от яруса к ярусу. Много света
получают деревья первого яруса и очень мало –
мхи и лишайники.
2) Второе приспособление лесных растений к
совместному обитанию – развитие в разные сроки.
Весной в лесу можно наблюдать цветение одних
видов растений и только самое начало развития
других. Например: светолюбивое растение –
подснежники. Они развиваются весной благодаря
запасу питательных веществ и цветут, когда
безлистные ветки деревьев и кустарников
свободно пропускают к ним лучи солнца. В конце
лета, наоборот, первые виды уже незаметны: их
листья и стeбли засохли, семена осыпались. А
вторые вступают в пору пышного цветения.
3) Опыление растений зависит от ярусного
расположения в лесу. Деревья, кроны которых
расположены над всеми другими растениями леса,
опыляются ветрами. А большинство кустарников
приспособилось к опыление насекомыми, так как
под пологом леса ветра почти не бывает.
4) Приспособлением к жизни под деревьями при
недостатке света является окраска лепестков
травянистых растений. В тёмном хвойном лесу
преобладает белая окраска венчиков, хорошо
заметная насекомым-опылителям. А растение,
цветущие до распускания листьев деревьев и
кустарников или растущие на лесных полянах и
опушках имеют цветки с ярко окрашенными
лепестками.
3. Межвидовые отношения в лесу
Межвидовые отношения в любом сообществе
зависят от наличия пищи и её потребителей.
Пищевые связи – основа биогенного круговорота в
лесной экосистеме. Они объединяют отдельные виды
животных и растений сообществе, и чем
разнообразнее видовой состав экосистемы, тем
сложнее цепи питания.
Животные не могут жить без растений и существуют,
в конечном итоге, за счёт автотрофов. Растения
леса тесно связанны с животными.
Богатство и разнообразие растений, производящих
огромное количество органического вещества,
привлекает в лиственные леса виды животных от
простейших форм до высших – птиц и
млекопитающих. Растительноядные насекомые
служат пищей для хищных. В лесу имеется богатая
фауна паразитических насекомых (наездников, мух),
которые поселяясь на хищных, питаются за их счёт.
Многочисленны в лесу сверхпаразиты, то есть виды,
питающиеся за счёт паразитов. Сложные пищевые
цепи возникают и в других группах животных. Так
насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, а
ими питаются хищные птицы.
4. Редкие растения лесов Кузбасса (Приложение)
Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их, друзья! Охраняйте их всегда!
Из растений, произрастающих на территории Кемеровской области в Красную книгу вошли 12 кузбасских растений, нуждающихся в государственной охране. Однако в нашей области нуждаются в охране на региональном уровне свыше 100 видов (слайд 1).
Венерин башмачок крупноцветный (семейство орхидные). Свое название цветок получил по форме губы, напоминающий женский башмачок. Зацветает башмачок на 15-17 год. Для прорастания необходимо присутствие определенных грибов – первые 3 года проросток ведет подземный образ жизни, питаясь с помощью гриба-симбионта. Растет по лиственным и смешанным лесам, по лужайкам, в зарослях кустарников, по берегам рек. Живет несколько десятков лет. Также охране подлежит Венерин башмачок известняковый (настоящий желтый), Венерин башмачок капельный (пятнистый) (слайды 2,3).
Любка двулистная(ночная фиалка). Свое название растение получило за два широких ланцетных листа, охватывающих цветоносный стебель. Цветки издают приятный аромат, особенно усиливающийся ночью, отсюда и второе название «ночная фиалка». Цветет в июне-июле. Растет по влажным лугам, на лесных полянах, в разреженных лесах, особенно в сыроватым мшистых сосновых борах, кедровых и березовых лесах. Общая продолжительность жизни не менее 30 лет (слайд 4).
Стародубка весенняя, адонис (семейство лютиковые).Латинское название адонис дано по имени финикийского и ассирийского бога Адона, который ежегодно умирал и каждую весну воскресал как цветок. Золотом горят на солнце крупные цветки горицвета. Каждый цветок раскрыт в течение 8-10 дней, открываясь в 5-9 утра и закрываясь в 14-16 часов. Периодическое движение лепестков происходит за счет неравномерного роста их стенок. За сутки длина лепестков увеличивается на 1-2 мм. На закрывание и открывание цветка влияет температура и освещенность. Цветки открываются при температуре не ниже 11-13 градусов. В пасмурную погоду могут не открываться совсем. Растение ядовитое. Горицвет относится к лекарственным растениям. Растет по окраинам колков, на остепненных лугах (слайды 5,6).
Купальница азиатская, жарки, огоньки. Растет по сырым лугам, лесным полянам, в лесах заходит в высокогорья (слайд 7).
Прострел многонадрезанный, сон-трава, «подснежник».Цветок прострела, пережидая холода, долго не раскрывается и опущен, будто в задумчивости вниз. Ядовитое растение. Народное поверье гласит, что человек, прилегший отдохнуть среди цветов, погружается в долгий сон. Отсюда и название 2сон-трава» (слайды 8,9).
Кандык сибирский (семейство лилейные) (слайды 10,11).
Над свежей скатертью полянки,
Легко вспорхнув, как мотылек,
Сверкнет внезапно, вспыхнет яркий
И опалит глаза цветок.
Стоишь зажмурясь, оробелый
И слышишь шепот лепестков:
«Взгляни! Я жить спешу... Я смелый...
Ловлю я солнце... Я таков!..»
Он опален огнем снаружи.
Цветок с названием – кандык.
Он перенес суровость стужи,
Оледененья – и не сник. А. Гунчихин.
Поразительна приспособленность цветка кандыка к нашему климату с его холодной весенней погодой. Побег кандыка может прорастать через еще не стаявший снег. Часто цветки распускаются когда температура воздуха опускается ниже ноля градусов. Луковицы кандыка содержат крахмал, глюкозу, белок. Издавна используется в пищу.
Лилия саранка (лилия кудреватая, царские кудри).Саранка тюркское название. По русски наша лилия зовется царскими кудрями. Произрастает небольшими группами в разреженных нагорных широколиственных лесах и берёзовых рощах, предпочитая богатые гумусом почвы. Цветёт в конце июня-в июле. Луковицы саранки содержат большое количество питательных веществ. Они выполняют и историческую миссию: немало соратников и последователей Ермака и первых русских поселенцев спасли они от голодной cмepти, пока в Сибири не было освоено земледелие (слайд 12).
Красоднев желтый (лилейник, желтая лилия).Латинское название «гемерокаллис» означает кратковременность цветения этих растений. Обычно цветок увядает на следующий день после распускания. Декоративное и пищевое растение (слайд 13).
Пион Марьин корень, уклоняющийся (семейство пионовых).Это лесное растение. Оно селится в речных долинах, по которым заходит в горы. Обычно встречается отдельными крупными кустами. Долговечен. Ценное лекарственное растение (слайд 14).
Ревень густоцветковый, алтайский (семейство гречишные).Многолетнее растение высотой до 1 м. Длинно-черешковые листья собраны в прикорневую розетку. Ревень растет на скалах, каменистых россыпях, в горном и лесном поясе. Пищевое и лекарственное растение (слайд 15).
Бapaнец обыкновенный, плаун (семейство бapaнцовые).Многолетнее растение до 30 см высотой, стeбли 5-11 см толщиной, внизу вильчаторазвлетвленные. Листья ланцетные, до 8 мм длиной, 1,5 мм шириной. Спорофиллы сосредоточены в середине стeбля, поэтому спороносного колоса нет. Споры созревают с июля по октябрь. Часто размножаются вегетативно. Растет во влажных лесах, кедровых лиственичных редколесьях, высокогорных тундрах, на скалах (слайд 16).
Многорядник Брауна, папоротник (семейство Аспидиевые).Реликт третичных широколиственных лесов. В черневой тайге встречается редко. Корневище толстое, укороченное. Вайи (листья) продолговато-ланцетные, блестящие. Довольно крупные округлые сорусы (органы спороношения) расположены в два сливающихся ряда (слайд 17).
Пролеска сибирская. Произрастает в широколиственных лесах. Эфемероид. Цветёт в конце апреля. Значительная популяция находится в окрестностях села Самаевка Ковылкинского района (слайд 18).
5. Животный мир лесов Кемеровской области
Животный мир лесов Кузбасса многообразен.
Здесь встречается большинство видов насекомых,
зафиксированных в нашей области, можно
обнаружить много перепончатокрылых, бабочек,
жуков. Некоторые из них занесены в Красные книги
– это бабочки-Апполон обыкновенный, Махаон;
шмель Краторум; рыжий лесной муравей; стрекоза
Красотка дeвyшка алтайско-японская; жук Афодий
двупятнистый (слайды 19,20,21). Богата видами
беспозвоночных животных и лесная подстилка,
здесь развивается огромное количество
микроорганизмов (слайд 22).
Среди земноводных в лесах обитают: лягушка
сибирская, тритон обыкновенный, сибирский
углозуб, занесённые в списки редких и исчезающих
видов (слайд 23).
В лесах водятся все шесть видов пресмыкающихся.
По окраинам встречается ящерица прыткая, по
опушкам – ящерица живородящая, во влажных лесах
уж обыкновенный, попадаются медянка. Занесены
в списки редких и исчезающих видов – узорчатый
полоз, уж обыкновенный, щитомордник
обыкновенный.
Птицы лесов Кузбасса также представлены большим
многообразием. В лесу можно встретить дятла
малого и пёстрого, поползня, вертишейку, чижа,
щегла, рябчика, тетерева и многих других птиц.
Некоторые виды занесены в Красные книги – черный
аист, беркут (слайды 25).
Млекопитающие лесных биогеоценозов
подразделяются на несколько экологических
групп:
Древеснолазающие. Они проводят большую часть
жизни на деревьях, добывая там пищу, устраивая
для размножения и отдыха гнёзда, спасаются от
белок и кyниц.
Виды, ведущие наземный образ жизни. Это лось,
пятнистый олень, косуля, хорь лесной, многие вид
мышевидных грызунов. Охраняемый вид – марал
(слайд 26).
Виды, ведущие водный образ жизни – бобр, выдра,
которые относятся к редким и исчезающим видам..
В лесу встречаются и подземные млекопитающие –
различные виды бурозубок, крот. Многие виды
лесных зверей имеют промысловое значение.
Охраняемый вид – соболь (слайд 27).
Вывод: из всего выше сказанного можно сделать вывод, что животный мир Кузбасса разнообразен, но многие из них стали редкими и поэтому занесены в красную книгу.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
V этап закрепления материала
- составить пищевую цепь в хвойном лесу
- составить пищевую цепь в широколиственном лесу.
VI. Итоги урока
Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами
познакомились с биогеоценозом леса, его
растительным и животным миром. Узнали, что многие
растения и животные стали редкими по вине
человека и поэтому занесены в красные книги.
Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано,
природа хрупка и ранима, а последствия грубого и
бездумного отношения к животному и
растительному миру могу быть катастрофическими.
А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И
другой не будет.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давай те же мы все навек объединимся.
Давай те наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
(Н. Старшинов)
Комментарии:
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
28 03 2024 10:39:59
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
27 03 2024 14:23:37
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
26 03 2024 19:54:14
Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....
25 03 2024 14:44:31
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
24 03 2024 4:40:25
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
23 03 2024 16:31:37
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...
22 03 2024 10:40:23
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
21 03 2024 13:25:35
Кишки начинаются от желудка и заканчиваются aнaльным отверстием. Стенки кишки, как и желудка, состоят из трех слоев. Слизистая оболочка содержит много пищеварительных желез, выделяющих ферменты....
20 03 2024 15:18:38
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
19 03 2024 9:58:57
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
18 03 2024 22:13:40
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
17 03 2024 21:40:17
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
16 03 2024 16:40:43
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
15 03 2024 18:38:43
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
14 03 2024 21:30:36
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
13 03 2024 15:34:23
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
12 03 2024 6:46:43
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
11 03 2024 23:45:16
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
10 03 2024 7:18:50
Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения. ...
09 03 2024 0:33:50
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
08 03 2024 4:58:36
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
07 03 2024 17:29:47
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
06 03 2024 17:35:27
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
05 03 2024 2:28:25
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
04 03 2024 19:27:21
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
03 03 2024 23:52:11
Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...
02 03 2024 19:11:33
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
01 03 2024 4:26:58
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
29 02 2024 8:42:26
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
28 02 2024 22:43:11
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...
27 02 2024 17:58:43
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
26 02 2024 5:38:53
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
25 02 2024 17:36:30
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
24 02 2024 14:43:40
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
23 02 2024 21:39:52
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
22 02 2024 5:36:24
Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....
21 02 2024 2:42:28
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...
20 02 2024 11:58:28
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
19 02 2024 19:27:39
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
18 02 2024 5:40:52
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
17 02 2024 21:17:56
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
16 02 2024 1:13:50
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
15 02 2024 12:53:33
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
14 02 2024 1:22:27
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
13 02 2024 17:31:34
На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....
12 02 2024 7:26:22
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
11 02 2024 4:14:28
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
10 02 2024 1:31:37
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...
09 02 2024 16:49:40
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
08 02 2024 0:36:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::