Урок биологии "Биоценоз леса" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

Цель урока: формирование знаний учащихся о биоценозах Кемеровской области.

Задачи урока:

  • Обучающая – познакомить учащихся с биоценозом леса, его растительным и животным миром.
  • Развивающая – развить интерес к природе Кузбасса;
  • Воспитательная – воспитать чувство бережного отношения к представителям местной флоры и фауны.

Оборудование: таблицы; карточки с заданиями; фонограмма звуков леса; презентация с изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области.

Эпиграф урока: “Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собой общежитие более широкого порядка: в нём не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным.”  (Ф.Морозов)

Форма урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент

Задача: настроить учащихся на учебное занятие.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап. Этап проверки домашнего задания.

Задача: проверка усвоения материала прошлого урока.   

а) Фронтальный опрос.

– Что такое биоценоз и биогеоценоз?
– Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?
– Из каких компонентов состоит биогеоценоз?
– Что такое пищевая цепь?

б) Индивидуальные задания: работа по карточкам.

Карточка №1.

Составьте схему цепи питания, хаpaктерную для болот. Её компонентами являются: лягушка, стрекоза, водный детрит (органические вещества), комар, уж.

Карточка №2.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орёл весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орёл) и постройте пирамиду биомассы.

III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача: сообщить тему урока и показать пpaктическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из веток хвойных деревьев (сосна, кедр, пихта) и букет из ветвей лиственных деревьев (береза, осина, клен). Включается магнитофон с записью звуков леса.

Учитель читает отрывок стихотворения Р. Рождественского:

Здесь, в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать. 

– Так о чем же сегодня мы будем говорить на уроке? (О лесе)
– Действительно, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с новым типом биоценоза, существующем на территории нашей области – лес.

IV. Этап усвоения новых знаний

1. Виды лесов в Кузбассе.

Учитель.Леса занимают в целом более половины территории области, ими покрыто 5,9 млн. га или 62% от общей площади. Распределение лесов в пределах области неравномерное. Наиболее низкой лесистостью хаpaктеризуются районы, расположенные в западной части области  – в Кузнецкой котловине. Здесь лесистость колeблется от 8,6% (Ленинск-Кузнецкий район) до 39% (Беловский район). Крупные массивы ценных хвойных лесов сосредоточены в южной и восточной частях области, где лесистость отдельных районов достигает 92% (Таштагольский район).
Леса Кемеровской области представлены следующими основными типами (презентации учащихся по видам лесов):

Учащийся 1. Все леса области можно разделить на две большие группы: хвойные и лиственные. К хвойным относятся темно-хвойные и светло-хвойные, а к лиственным – мелколиственные и широколиственные.
Темнохвойные формации, носящие общее название тайги, занимают прострaнcтва на севере области в пределах Западно-Сибирской низменности. Основными древесными породами этой тайги являются кедр, пихта, ель, имеется незначительная примесь осины и березы. Леса отличаются мрачностью, сыры, имеют хорошо развитый моховой покров. Выражен кустарниковый ярус, представленый рябиной, черемухой, бузиной и низкорастущими кустарниками. В травостое преобладают мелкие таежные формы:  кисличка, майник, линнея, вороний глаз, черемша и другие.
Среди темнохвойных лесов Кузбасса особое место занимает черневая тайга, которая сплошной пеленой одевает все склоны низкогорного Кузнецкого Алатау, Горной Шории, и Салаира. Ведущей древесной породой черневых лесов является пихта, которая разделяет господство с осиной, а иногда даже уступает ей. Часто присутствует кедр, реже – ель и  береза. Для черневой тайги хаpaктерно развитие кустарникового яруса. Но, в отличие от северной тайги, в «черни» очень слабо развивается (или отсутствует) моховой покров. Развивается мощный травяной ярус, достигающий иногда 2-2,5 метров высоты. Но самым специфичным является то, что в состав травостоя, наряду с обыкновенными таежными видами (борец высокий, сныть обыкновенная, скерда сибирская, живокость высокая, дудник лесной), всегда присутствуют и реликтовые растения (овсяница гигантская, подлесник европейский, ясменик душистый, щитовник мужской, колокольчик крапиволистный).

Учащийся 2. Светлохвойные леса области представлены сосняками, разбросанными в пределах лесостепной зоны  (сосновый бор) массивами различной крупности.  Сосняки занимают 3,9% площади хвойных лесов. Почти во всех случаях они приурочены к долинам современных рек или древним лощинам стока и их терассам, сложенным рыхлыми песчанно-галечными отложениями. Больших сосновых боров в области нет. Сосняки Кузбасса на 48,3% представлены молодыми насаждениями искусственного происхождения.

Учащийся 3. Из лиственных лесов в области повсеместно встречаются мелко-лиственные леса, которые представлены осиной (тополь дрожащий) и березой (береза бородавчатая и береза белая). В подлеске и по берегам рек встречаются рябина, черемуха, ива, ольха. В тайге и по лесным колкам много дикорастущих ягодников – черной и красной смородины, малины, шиповника, черники, брусники.
В зоне тайги березо-осиновые и чисто осиновые насаждения формируются как производные сообщества на месте сведенных темнохвойных лесов и представляют собой одну из стадий сукцессий растительности. В ходе восстановительных смен эти временные вторичные леса замещаются коренными таежными сообществами.

Учащийся 4. Особое место среди лесных формаций принадлежит липовым широколиственным лесам, занимающим небольшую площадь в Горной Шории и Кузнецком Алатау. Это остатки широколиственных лесов доледникового периода.  Основная часть липы сосредоточена в Кузудеевском лесхозе и носит название Липовый остров. Средний возраст липы в древостоях – 85 лет, предельный 170 лет. Травяной ярус липняков представлен по большей части типичным и для черневых лесов таежными травами с участием многих реликтовых видов.

2. Ярусы  леса

(Звучит музыка леса). Да, ребята, природа создала для нас великолепную страну – лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны.
Все растения лесного сообщества, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. Почему? (Это происходит потому, что над землёй и в почве они занимают разные ярусы).
Деревья, кустарники, травы составляют как бы “этажи” лиственного леса – его ярусы. Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья. Какие высокие деревья вы можете назвать наших лиственных  лесов? (берёза бородавчатая, береза белая, осина обыкновенная). Берёза достигает высоты 20-З0 м, очень декоративна благодаря ветвистой ажурной кроне и белой коре ствола. Это единственное дерево, которое имеет белый ствол (в клетках бересты содержится особое вещество – бетулин).
Можете ли вы назвать деревья второй величины? Во втором ярусе расположены такие деревья как – рябина обыкновенная, черёмуха обыкновенная, ива козья.
Какие кустарники вы встречали в наших лесах? Третий ярус леса состоит из кустарников, образующих подлесок – черная и красная смородина, шиповник, жимолость лесная,  калина обыкновенная, малина и др.
Назовите высокие травы наших лесов? Четвёртый ярус леса состоит из высоких трав – чистец лесной, бор развесистый, борцы.
А можете ли вы назвать низкие травы?  Пятый ярус леса представлен более низкими травами – сныть обыкновенная, осока волосистая, пролестник многолетний и др.
Шестой ярус – мхи, грибы, лишайники.
Как вы объясните ярусное расположение растений?
1) Ярусное расположение растений связано с неодинаковой освещённостью. Количество света уменьшается от яруса к ярусу. Много света получают деревья первого яруса и очень мало – мхи и лишайники.
2) Второе приспособление лесных растений к совместному обитанию – развитие в разные сроки. Весной в лесу можно наблюдать цветение одних видов растений и только самое начало развития других. Например: светолюбивое растение – подснежники. Они развиваются весной благодаря запасу питательных веществ и цветут, когда безлистные ветки деревьев и кустарников свободно пропускают к ним лучи солнца. В конце лета, наоборот, первые виды уже незаметны: их листья и стeбли засохли, семена осыпались. А вторые вступают в пору пышного цветения.
3) Опыление растений зависит от ярусного расположения в лесу. Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, опыляются ветрами. А большинство кустарников приспособилось к опыление насекомыми, так как под пологом леса ветра почти не бывает.
4) Приспособлением к жизни под деревьями при недостатке света является окраска лепестков травянистых растений. В тёмном хвойном лесу преобладает белая окраска венчиков, хорошо заметная насекомым-опылителям. А растение, цветущие до распускания листьев деревьев и кустарников или растущие на лесных полянах и опушках имеют цветки с ярко окрашенными лепестками.

3. Межвидовые отношения в лесу

Межвидовые отношения в любом сообществе зависят от наличия пищи и её потребителей. Пищевые связи – основа биогенного круговорота в лесной экосистеме. Они объединяют отдельные виды животных и растений сообществе, и чем разнообразнее видовой состав экосистемы, тем сложнее цепи питания.
Животные не могут жить без растений и существуют, в конечном итоге, за счёт автотрофов. Растения леса тесно связанны с животными.
Богатство и разнообразие растений, производящих огромное количество органического вещества, привлекает в лиственные леса виды животных от простейших форм до высших – птиц и млекопитающих. Растительноядные насекомые служат пищей для хищных. В лесу имеется богатая фауна паразитических насекомых (наездников, мух), которые поселяясь на хищных, питаются за их счёт. Многочисленны в лесу сверхпаразиты, то есть виды, питающиеся за счёт паразитов. Сложные пищевые цепи возникают и в других группах животных. Так насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, а ими питаются хищные птицы.

4. Редкие растения лесов Кузбасса (Приложение)

Чтобы сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
Красная книга – книга тревоги.
Знай, все растения в ней – недотроги.
Рвать не нужно их, друзья! Охраняйте их всегда!

Из растений, произрастающих на территории Кемеровской области в Красную книгу вошли 12 кузбасских растений, нуждающихся в государственной охране. Однако в нашей области нуждаются в охране на региональном уровне свыше 100 видов (слайд 1).

Венерин башмачок крупноцветный (семейство орхидные).  Свое название цветок получил по форме губы, напоминающий женский башмачок. Зацветает башмачок на 15-17 год. Для прорастания необходимо присутствие определенных грибов – первые 3 года проросток ведет подземный образ жизни, питаясь с помощью гриба-симбионта. Растет по лиственным и смешанным лесам, по лужайкам, в зарослях кустарников, по берегам рек. Живет несколько десятков лет. Также охране подлежит Венерин башмачок известняковый (настоящий желтый), Венерин башмачок капельный (пятнистый) (слайды 2,3).

Любка двулистная(ночная фиалка). Свое название растение получило за два широких ланцетных листа, охватывающих цветоносный стебель. Цветки издают приятный аромат, особенно усиливающийся ночью, отсюда и второе название «ночная фиалка». Цветет в июне-июле. Растет по влажным лугам, на лесных полянах, в разреженных лесах, особенно в сыроватым мшистых сосновых борах, кедровых и березовых лесах. Общая продолжительность жизни не менее 30 лет (слайд 4).

Стародубка весенняя, адонис (семейство лютиковые).Латинское название адонис дано по имени финикийского и ассирийского бога Адона, который ежегодно умирал и каждую весну воскресал как цветок. Золотом горят на солнце крупные цветки горицвета. Каждый цветок раскрыт в течение 8-10 дней, открываясь в 5-9 утра и закрываясь в 14-16 часов. Периодическое движение лепестков происходит за счет неравномерного роста их стенок. За сутки длина лепестков увеличивается на 1-2 мм. На закрывание и открывание цветка влияет температура и освещенность. Цветки открываются при температуре не ниже 11-13 градусов.  В пасмурную погоду могут не открываться совсем. Растение ядовитое. Горицвет относится к лекарственным растениям. Растет по окраинам колков, на остепненных лугах (слайды 5,6).

Купальница азиатская, жарки, огоньки. Растет по сырым лугам, лесным полянам, в лесах заходит в высокогорья (слайд 7).

Прострел многонадрезанный, сон-трава, «подснежник».Цветок прострела, пережидая холода, долго не раскрывается и опущен, будто в задумчивости вниз. Ядовитое растение. Народное поверье гласит,  что человек, прилегший отдохнуть среди цветов, погружается в долгий сон. Отсюда и название 2сон-трава» (слайды 8,9).

Кандык сибирский (семейство лилейные) (слайды 10,11).

Над свежей скатертью полянки,
Легко вспорхнув, как мотылек,
Сверкнет внезапно, вспыхнет яркий
И опалит глаза цветок.
Стоишь зажмурясь, оробелый
И слышишь шепот лепестков:
«Взгляни! Я жить спешу... Я смелый...
Ловлю я солнце... Я таков!..»
Он опален огнем снаружи.
Цветок с названием – кандык.
Он перенес суровость стужи,
Оледененья – и не сник.   А. Гунчихин.

Поразительна приспособленность цветка кандыка к нашему климату с его холодной весенней погодой. Побег кандыка может прорастать через еще не стаявший снег. Часто цветки распускаются когда температура воздуха опускается ниже ноля градусов. Луковицы кандыка содержат крахмал, глюкозу, белок. Издавна используется в пищу.

Лилия саранка (лилия кудреватая, царские кудри).Саранка тюркское название. По русски наша лилия зовется царскими кудрями. Произрастает небольшими группами в разреженных нагорных  широколиственных лесах и берёзовых рощах, предпочитая богатые гумусом почвы. Цветёт в конце июня-в июле. Луковицы саранки содержат большое количество питательных веществ. Они выполняют и историческую миссию: немало соратников и последователей Ермака и первых русских поселенцев спасли они от голодной cмepти, пока в Сибири не было освоено земледелие (слайд 12).

Красоднев желтый (лилейник, желтая лилия).Латинское название «гемерокаллис» означает кратковременность цветения этих растений. Обычно цветок увядает на следующий день после распускания. Декоративное и пищевое растение (слайд 13).

Пион  Марьин корень, уклоняющийся (семейство пионовых).Это лесное растение. Оно селится в речных долинах, по которым заходит в горы. Обычно встречается отдельными крупными кустами. Долговечен. Ценное лекарственное растение (слайд 14).

Ревень густоцветковый, алтайский (семейство гречишные).Многолетнее растение высотой до 1 м.  Длинно-черешковые листья собраны в прикорневую розетку. Ревень растет на скалах, каменистых россыпях, в горном и лесном поясе. Пищевое и лекарственное растение (слайд 15).

Бapaнец обыкновенный, плаун (семейство бapaнцовые).Многолетнее растение до 30 см высотой, стeбли 5-11 см толщиной, внизу вильчаторазвлетвленные. Листья ланцетные, до 8 мм длиной, 1,5 мм шириной. Спорофиллы сосредоточены в середине стeбля, поэтому спороносного колоса нет. Споры созревают с июля по октябрь. Часто размножаются вегетативно. Растет во влажных лесах, кедровых лиственичных редколесьях, высокогорных тундрах, на скалах (слайд 16).

Многорядник Брауна, папоротник (семейство Аспидиевые).Реликт третичных широколиственных лесов. В черневой тайге встречается редко. Корневище толстое, укороченное. Вайи (листья) продолговато-ланцетные, блестящие. Довольно крупные округлые сорусы (органы спороношения) расположены в два сливающихся ряда (слайд 17).

Пролеска сибирская. Произрастает в широколиственных лесах. Эфемероид. Цветёт в конце апреля. Значительная популяция находится в окрестностях села Самаевка Ковылкинского района (слайд 18).

5.  Животный мир лесов Кемеровской области

Животный мир лесов Кузбасса многообразен. Здесь встречается большинство видов насекомых, зафиксированных в нашей области, можно обнаружить много перепончатокрылых, бабочек, жуков. Некоторые из них занесены в Красные книги – это бабочки-Апполон обыкновенный, Махаон; шмель Краторум; рыжий лесной муравей; стрекоза Красотка дeвyшка алтайско-японская; жук Афодий двупятнистый (слайды 19,20,21). Богата видами беспозвоночных животных и лесная подстилка, здесь развивается огромное количество микроорганизмов (слайд 22).
Среди земноводных в лесах обитают: лягушка сибирская, тритон обыкновенный, сибирский углозуб, занесённые в списки редких и исчезающих видов (слайд  23).    
В лесах водятся все шесть видов пресмыкающихся. По окраинам встречается ящерица прыткая, по опушкам – ящерица живородящая, во влажных лесах уж обыкновенный, попадаются медянка.  Занесены в списки редких и исчезающих видов – узорчатый полоз, уж обыкновенный, щитомордник обыкновенный.
Птицы лесов Кузбасса также представлены большим многообразием. В лесу можно встретить дятла малого и пёстрого, поползня, вертишейку, чижа, щегла, рябчика, тетерева и многих других птиц. Некоторые виды занесены в Красные книги – черный аист, беркут (слайды 25).
Млекопитающие лесных биогеоценозов подразделяются на несколько экологических групп:
Древеснолазающие. Они проводят большую часть жизни на деревьях, добывая там пищу, устраивая для размножения и отдыха гнёзда, спасаются от белок и кyниц.
Виды, ведущие наземный образ жизни. Это лось, пятнистый олень, косуля, хорь лесной, многие вид мышевидных грызунов. Охраняемый вид – марал (слайд 26).
Виды, ведущие водный образ жизни – бобр, выдра, которые относятся к редким и исчезающим видам..
В лесу встречаются и подземные млекопитающие – различные виды бурозубок, крот. Многие виды лесных зверей имеют промысловое значение. Охраняемый вид – соболь (слайд 27).

Вывод: из всего выше сказанного можно сделать вывод, что животный мир Кузбасса разнообразен, но многие из них стали редкими и поэтому занесены в красную книгу.

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

V этап закрепления материала

  • составить пищевую цепь в хвойном лесу
  • составить пищевую цепь в широколиственном лесу.

VI. Итоги урока

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с биогеоценозом леса, его растительным и животным миром. Узнали, что многие растения и животные стали редкими по вине человека и поэтому занесены в красные книги.
Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давай те же мы все навек объединимся.
Давай те наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!

(Н. Старшинов)



Комментарии:

Болезни органов дыхания


    Болезни органов дыхания

      К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...

16 10 2025 3:45:22

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

15 10 2025 21:27:44

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

14 10 2025 23:40:18

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

13 10 2025 23:50:37

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

12 10 2025 15:32:37

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

11 10 2025 17:56:37

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

10 10 2025 20:21:36

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада: особенности строения и размножения Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

09 10 2025 5:23:16

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

08 10 2025 9:38:53

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

07 10 2025 8:57:34

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

06 10 2025 8:10:34

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

05 10 2025 4:53:13

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

04 10 2025 4:27:26

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

03 10 2025 18:40:48

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

02 10 2025 18:24:48

Метод проектов на уроках биологии


    Метод проектов на уроках биологии

      Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....

01 10 2025 11:15:32

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

30 09 2025 13:46:10

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

29 09 2025 19:35:57

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

28 09 2025 8:46:52

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

27 09 2025 6:33:44

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

26 09 2025 13:15:36

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

25 09 2025 10:22:23

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

24 09 2025 13:48:44

Разнообразие растительного мира

Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....

23 09 2025 4:18:17

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

22 09 2025 19:20:25

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

21 09 2025 10:35:45

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

20 09 2025 5:18:16

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

19 09 2025 18:57:49

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

18 09 2025 8:38:47

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

17 09 2025 19:58:20

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

16 09 2025 13:49:22

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

15 09 2025 9:31:15

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

14 09 2025 7:45:35

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

13 09 2025 0:20:28

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

12 09 2025 1:52:43

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

11 09 2025 17:54:48

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

10 09 2025 17:29:49

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

09 09 2025 13:58:29

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"


    Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

      Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

08 09 2025 6:36:34

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

07 09 2025 12:17:34

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

06 09 2025 6:49:49

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс


    Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

      Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

05 09 2025 17:26:21

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

04 09 2025 19:27:54

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

03 09 2025 23:32:45

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

02 09 2025 16:21:53

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

01 09 2025 9:57:38

Прибор, открывающий тайны


    Прибор, открывающий тайны

      Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....

31 08 2025 17:15:17

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

30 08 2025 9:54:23

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

29 08 2025 3:19:13

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

28 08 2025 7:50:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::