Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт
В Законе РФ сказано: «Образование –
целенаправленный процесс воспитания и обучения
в интересах человека, общества, государства…»
Современная педагогика предлагает:
- переход к личностно – ориентированному образованию;
- поиск новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании.
Исходя из этого представляю свой опыт работы по
моделированию Интеллект-карт.
Современные технические возможности позволяют
за минимальное время донести поток объемной
информации и главное сделать информацию
легковоспринимаемой.
Карта состоит из иерархически взаимосвязанных
между собой элементов, позволяющих отследить все
причинно-следственные связи, сделать
необходимые выводы и систематизировать
имеющиеся знания.
Философские принципы, лежащие в основе Интеллект-карт
Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. На сегодняшний день ученики получают огромное количество информации. И обычно информацию кодируют визуально: в виде текста; в виде таблиц; в виде графиков; в виде списков. Но если информация закодирована, например, в виде таблиц – то нашей голове придется напрячься, чтобы информацию в подобном виде освоить, т.к. для нашего мозга неестественно думать таким образом. А если информация закодирована в виде Интеллект-карт, то это гораздо проще, т.к. мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на \"языке мозга\", т.е. происходит естественный способ мышления человеческого мозга.
Интеллект-карты с позиций психофизиологии
Теория интеллект-карт была впервые
представлена миру весной 1974 года после
публикации книги «Работай головой».
Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена –
известного писателя, лектора и консультанта по
вопросам интеллекта, психологии обучения и
проблем мышления. [1]
Каждый педагог, чтобы обучать и воспитывать,
должен знать физиологию психики.
Напомню! Психика – свойство мозга отражать
окружающий мир, необходимый субъекту для
деятельности в нем и регуляции своего
поведения.
Психический мир человека
Нейрофизиологи считают, что для
структурирования, понимания, обработки и
запоминания информации лучше всего подходит
визуальное мышление – процесс
порождения новых образов, несущих смысловую
нагрузку и делающих знания видимыми.
Почему именно эти три принципа мышления? Дело в
том, что мозг воспринимает информацию как
ассоциативную сеть.
Ассоциативная сеть, описывая центральный объект, связывает с ним значения понятий, и весь комплекс ощущений, сопровождающих восприятие объекта (цвет, форма, структура и др.), представляя как целостный образ этого объекта. Т. О. объект отображается в психике в совокупности его свойств (даже тех, которые не осознаются ребенком при восприятии) как гештальт – все свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой:
- расположенные рядом воспринимаются вместе, а близость во времени и прострaнcтве предопределяет восприятие, когда одно событие вызывает другое, как цепная реакция;
- сходство по размеру, очертаниям, цвету или форме так же воспринимаются вместе, следовательно, образуя целостность восприятия, его упорядоченность, не являются суммой только вербализуемых хаpaктеристик.
Такую же ассоциативную сеть и представляют
Интеллект-карты.
В коре различают области трех типов в
соответствии с функциями, которые выполняют
находящиеся в них клетки:
- сенсорные зоны – воспринимают и хранят информацию
- ассоциативные зоны коры головного мозга – связывают вновь поступающую сенсорную информацию с той, которая была получена ранее и хранится в блоках памяти; сравнивают информацию, получаемую от разных рецепторов; интерпретируют, осмысливают и передают в двигательную зону
- двигательные зоны
Таким образом, ассоциативные зоны участвуют
в процессах запоминания, учения и мышления, и
результаты их деятельности составляют то, что
обычно называют интеллектом. Взаимосвязи между
этими зонами позволяют коре большого мозга
контролировать и координировать все
произвольные и некоторые непроизвольные формы
деятельности, включая такие высшие функции, как
память, учение, сознание и свойства личности.
Т.е. интеллект-карты это такое визуальное
представление информации, которое отражает
распространение информации в нашем мозгу – из
каждого нейрона во все стороны (пример фиксации
памяти). А стрелки на Интеллект-карте моделируют
те связи, которые называются ассоциативными
В чем преимущества Интеллект-карт перед традиционными способами переработки информации (конспектирование в виде текста, таблиц, графиков, списков)?
С позиций нейрофизиологии изучение информации
через Интеллект-карты объединяет работу левого и
правого полушарий в целое, следовательно, более
быстрая и качественная фиксация изучаемого
материала.
Напомню!
- Левое полушарие обеспечивает операции с последовательностями, перечнями и числами, линейные представления, анализ, логику и речь.
- Правое полушарие ответственно за прострaнcтвенную ориентацию и трёхмерное восприятие, воображение, целостное восприятие (гештальт), мечты, ритм и цвет.
Традиционные способы переработки информации задействуют в основном кортикальные способности левого полушария.
Стандартное конспектирование
1. Демонстрирует почти полное отсутствие:
- визуального ритма – промежутки между элементами, шаг визуального ритма, можно варьировать, создавая тем самым группы и подгруппы элементов;
- цвета;
- образов (воображения) ;
- графического представления информации;
- оперирования с многомерными объектами;
- прострaнcтвенной ориентации – взаимное положение объектов, определяемое направлением движения от одного объекта к другому;
- гештальта
- ассоциаций
2. В традиционных конспектах ключевые слова нередко встречаются на разных страницах, теряются в массе менее важных слов. В итоге затрудняется формирование необходимых ассоциаций, связывающих ключевые понятия, концепты.
3. Стандартное конспектирование в виде однообразных перечней пунктов обедняет ассоциативный ряд, приводит к потере самых неожиданных связей между ними.
4. Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
- записывается много ненужной информации;
- теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
- теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
- теряется время на поиск ключевых слов. [2]
Построение Интеллект-карт
Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой. Карта состоит из иерархически взаимосвязанных между собой элементов, позволяющих отследить все причинно-следственные связи, сделать необходимые выводы и систематизировать имеющиеся знания. При создании Интеллект-карты проектирование всегда начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны.
Принципы рисования очень просты: (на примере Интеллект-карты «Строение мембраны» – Приложение 1)
Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня и пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Интеллект-карта включает в себя несколько систем понятий, каждую из которых можно использовать отдельно, учитывая тему урока.
Отличие Интеллект-карты от системы понятий
В отличие от систем понятий Интеллект-карта имеет линии разной толщины и символизирует важность, очередность или другую логику взаимоотношения понятий. Принципиальная разница в том, что система понятий одномерна, т.е. каждая стрелка в системе читается одинаково – «состоит из …» или «содержит …». Обязательное условие, прежде чем перейти к обучению составления Интеллект-карт, необходимо научить суворовцев составлять систему понятий по малым тематическим объемам. Например: изучая строение мембраны используется одна схема
,
далее изучая функции – другая схема
.
А можно провести взаимосвязь в виде Интеллект-карты «Строение и функции мембраны»
.
Включение Интеллект-карты на уроке
Каждому суворовцу предлагаются инструктивные вопросы, последовательность которых отражает логику изучаемого материала, а, следовательно, и составления Интеллект-карты и словарик терминов работающих при изучении данной темы.
Тема: «Плазма крови. Форменные элементы крови».
Проблемно-поисковые задания
Задание 1:
1) Допишите схему «Внутренняя среда организма»
и прочитайте ее.
2) Докажите, что все жидкости среды тесно связаны
между собой.
Задание 2: ответить на вопросы:
1) Объясните, с позиции химии следующее
утверждение: «Клетки могут существовать только в
жидкой среде».
2) Приведите научные доказательства того, что
клетки могут существовать только в жидкой среде.
3) К какому типу ткани относят кровь?
4) Каков состав крови?
5) Назовите форменные элементы крови?
6) Какие функции выполняет кровь?
7) К какому типу ткани относят лимфу?
8) Какой вид имеет лимфа?
9) Какой состав лимфы?
10) Функции лимфы.
11) Каков состав межклеточной жидкости?
12) Какие функции межклеточная жидкость
выполняет?
Задание 3: Словарик
Фагоцитоз – процесс обнаружения, захвата
и уничтожения чужеродных тел.
Лейкемия – поражение костного мозга и
перерождение здоровых клеток на опухолевые.
Оксигемоглобин – белок гемоглобин с О2
– (HbO8).
Анемия – понижение содержания гемоглобина
в крови.
Сыворотка – плазма крови без фибриногена
(растворимый белок плазмы).
Фибрин – нерастворимый белок, образует
тромб.
Гемофилия – несвертываемость крови.
Гемолиз – растворение крови.
Задание 4: «Свернуть» информацию урока в Интеллект-карту «Состав крови».
Используйте терминологию:
– состав
крови
–
анемия
–
плазма
– лейкемия
–
эритроциты
– гемофилия
–
лейкоциты
– фибрин
– тромбоциты
–
фибриноген
–
иммунитет
– вода
–
гемолиз
– минеральные соли
– форменные элементы
крови
– белки
2. Вопросы для Интеллект-карт «Состав крови»: (Приложение 2)
1) Назовите 2 основные части крови.
2) Назовите составляющие плазмы.
3) Какой растворимый белок плазмы вам известен?
4) Назовите форменные элементы крови.
5) Если концентрация NaCl в плазме, ниже, чем в
эритроцитах, какое явление произойдет с
клетками?
6) Если понижена концентрация гемоглобина или
количество эритроцитов, какое заболевание может
возникнуть?
7) Поражен костный мозг, какое заболевание клеток
крови возникает?
8) Если во внутреннюю среду попадают микробы, как
реагирует организм?
9) Поврежден сосуд, какие структуры помогут
организму?
10) Если помощи от организма нет, какое
заболевание возникает?
Учитывая, методический взгляд педагога по конкретному уроку, в Интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки, формулы и т.д. Такой учебный элемент (Интеллект-карта «Клетка») работает как вводное повторение при изучении темы в 10 классе, т.к. материал темы частично известен (изучался в курсе 9 класса), т.е. происходит активизация элементов ранее изученного содержания, которые становятся опopными при изучении нового материала.
Как идет Запоминание?
Например: при помощи Интеллект-карты, требуется
запоминать не 7 страниц текста (а слов несколько
сотен), а 17 ключевых слов. Что гораздо проще!
Для того чтобы карта отложилась в долговременной
памяти необходимо ее повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: после одного часа учебной работы
оптимальными интервалами времени для повторения
пройденного материала являются следующие:
- Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
- Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
- Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
- Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
- Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
- Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти. Повторение подразумевает, что ученик пробует:
- по памяти воссоздать карту
- и лишь потом сравнивает то, что вспомнил с оригиналом. [1]
100%-ые возможности карты по вовлечению учащихся в работу на уроке
Компьютерная технология позволяет
корректировать движение карты в зависимости от
тех учебных ситуаций, которые складываются на
уроке и тех целей, которые ставит преподаватель:
можно предложить достроить схему (суворовец или
группа суворовцев) используя интеpaктивную
доску. В это время с остальными суворовцами
проводиться работа с динамическими моделями,
работа по терминологии, работа по цепочке, т.е.
идет опрос всего взвода каждый урок! И за
короткий промежуток времени!
Технология составления Интеллект-карт дает
возможность целенаправленно объединить
конкретные структуры, процессы, явления по
объёмным темам в компактном варианте, а,
следовательно, обеспечить более качественную
фиксацию теоретического материала.
Приведу конкретный пример
Раскрытие понятия «клетка» в биологии – это объемный, достаточно трудный материал, который изучается на протяжении нескольких школьных лет. Использование компьютерной технологии позволяет «свернуть» и «развернуть» весь информационный объем. Интеллект-карта позволяет построить объемную модель изучения темы, ответа по теме, алгоритмов поиска решения проблем.
Вводиться четыре основных блоковых хаpaктеристик живой клетки:
- Уровни клеточной организации в природе.
- Разнообразие клеток в природе.
- Общность химического состава всех клеток в природе.
- Общность структурной организации клеток в природе.
Для каждого блока предлагается серия вопросов,
которые возможно, поставить перед
объяснением, самостоятельным изучением
текста или исследовании рисунков клеток
прокариот и эукариот в групповой или парной
работе. Эти же вопросы работают при актуализации
знаний, на этапе активного усвоения знаний, а
также в контролирующих работах. Компьютерная
презентация высвечивается постепенно по мере
работы над материалом. Для монологического
ответа необходимо весь блок «уровни клеточной
организации» высветить одновременно, дав
задание «прочитать» схему (отpaбатывается
умение разворачивать информацию). Возможно,
заменить термины «эукариотический» и
«прокариотический» рисунками клеток при опросе.
Вариантов множество! Каждый из блоков
Интеллект-карты работает на всех этапах урока, в
зависимости от поставленной методической цели
преподавателя. (Приложение 3)
Очень эффективно использование карт на
обобщающих уроках, уроках – повторения и при
подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Применение Интеллект-карт в проектной деятельности
Если карта составляется суворовцем или группой
суворовцев (проект «Генетическая терминология»),
тогда само предметное содержание становиться
средством запуска и поддержания процессов
саморазвития и самопознания обучающихся. \"Все,
что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как
я могу это применить\" – вот основной тезис
современного понимания метода проектов. (Приложение 4)
Образовательный и воспитательный эффект от
просмотра работ одноклассников был велик.
Таким образом, при помощи Интеллект-карт
решается поставленная задача – дать систему
обобщённых знаний. Суворовцы воспринимают
проблему целиком и прослеживают связи между
основными звеньями в этой системе, а учебный
процесс становиться интересным, и нет
необходимости заучивать большие объемы плохо
осмысленного материала. В результате применения
Интеллект-карт у суворовцев формируются
системные предметные знания и развиваются
умения, необходимые для самостоятельного поиска,
восприятия, переработки и присвоения
информации.
В заключении, хочу сказать, что использование
технологии составления Интеллект-карт при
изучении материала – это средства запуска и
поддержания саморазвития и самопознания
суворовцев. При этом урок не превращается в
развлечение, а используются из всего
разнообразия методы и приемы, которые помогают
достичь главной цели: научить суворовца учиться,
не потеряться в огромном информационном потоке,
а из различных источников выбирать,
анализировать, классифицировать информацию.
Предлагаю несколько вариантов Интеллект-карт. (Приложение 5, Приложение 6, Приложение
7, Приложение 8)
Области применения:
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как: проведение презентаций; принятие решений; планирование своего времени; запоминание больших объемов информации; проведение мозговых штурмов; самоанализ; разработка сложных проектов; собственное обучение, развитие.
Информационные источники:
1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б.
Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн.:
\"Попурри\", 2007, С. 54-55. (в оригинале «The mind map
book»).
2. Бершадский М.Е.
Психолого-педагогические основания метода карт
понятий (http://tip.psychology.org/ausubel.html).
Комментарии:
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
09 10 2025 6:22:47
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
08 10 2025 16:39:13
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
07 10 2025 16:15:23
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
06 10 2025 12:23:10
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
05 10 2025 7:43:39
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
04 10 2025 18:20:33
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
03 10 2025 21:42:40
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
02 10 2025 12:45:13
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
01 10 2025 16:33:33
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
30 09 2025 9:48:26

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
29 09 2025 0:14:23
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
28 09 2025 6:29:12
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
27 09 2025 9:59:48
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
26 09 2025 19:29:27
Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс.
...
25 09 2025 8:53:56
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
24 09 2025 12:32:30
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
23 09 2025 5:57:46
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
22 09 2025 8:47:58

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
21 09 2025 19:35:26
В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....
20 09 2025 8:10:21
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
19 09 2025 8:58:40
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
18 09 2025 3:49:12
В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....
17 09 2025 1:34:17
Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....
16 09 2025 16:35:32
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
15 09 2025 4:56:23
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
14 09 2025 16:29:32
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
13 09 2025 7:13:26
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
12 09 2025 17:23:51
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
11 09 2025 12:55:51
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
10 09 2025 9:47:54
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
09 09 2025 8:55:52
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
08 09 2025 22:23:53
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
07 09 2025 19:28:56
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
06 09 2025 8:58:34
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
05 09 2025 2:38:41
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
04 09 2025 20:55:51
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
03 09 2025 7:36:57
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
02 09 2025 17:48:31
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
01 09 2025 23:21:10
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
31 08 2025 4:48:53
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
30 08 2025 18:15:10
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
29 08 2025 20:39:11
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
28 08 2025 12:38:55
Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....
27 08 2025 22:20:41
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
26 08 2025 10:45:33

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....
25 08 2025 20:12:48
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
24 08 2025 6:15:42
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
23 08 2025 20:23:45
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
22 08 2025 19:57:30
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
21 08 2025 20:21:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::