Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

Цель: познакомить учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии.
Задачи:
- обобщить и углубить знания о многообразии растений;
- развивать пpaктические умения во время работы с гербарием растений;
- воспитать бережное отношение к растениям.
Методы обучения:
- словесный: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядный: демонстрация таблиц, гербария.
Оборудование: таблицы с изображением растений, гербарные коллекции растений.
Ход занятия
С глубокой древности человек использует растения. Многие из них люди употрeбляют в пищу, другими кормят домашний скот и птицу, третьи применяют в лечебных целях либо для отпугивания и уничтожения вредных насекомых и грызунов. Растения используют при дублении и окраске кож и шкур, для изготовления инвентаря, мебели, тары, как строительные материал и т.д. Велика роль медоносных растений.
На Земном шаре обитают сотни тысяч растений. Очень многие из них обладают полезными для человека свойствами. Бесполезных растений в природе нет. Всем известно, что зелёные растения при фотосинтезе выделяют кислород, без которого невозможна жизнь на Земле. Сапрофитные растения, лишённые хлорофилла, участвуют в процессе минерализации органических остатков, выполняют важную роль в круговороте веществ, снабжая автотрофные растения минеральным питанием.
Чтобы ориентироваться в огромном разнообразии полезных растений, разработаны их классификации. Мы рассмотрим классификацию по принципу использования растений человеком. Прежде чем мы рассмотрим классификацию растений, давайте начертим таблицу. Я буду рассказывать об этих растениях, а Вы будете заполнять таблицу.
Таблица 1
Перспективные в хозяйственном отношении
группы растений
| Группы растений | Примеры |
| Пищевые | |
| Лекарственные | |
| Витаминоносные | |
| Ядовитые | |
| Кормовые | |
| Технические | |
| Декоративные | |
| Медоносные |
Пищевые растения: Играли важную роль в жизни человека во все времена.
Пищевые продукты растения представляют 54 семейства сосудистых растений. Из них сложноцветные составляют 54, розоцветные 46 видов, гречишные 22 вида, зонтичные, лилейные бобовые, крестоцветные - до 12 видов в каждом семействе.
Наиболее богаты белками горец змеиный, лилия кудреватая, лопух обыкновенный, щавель обыкновенный и др.
Высоким содержанием углеводов отличаются корни и корневища тростника обыкновенного, камыша озёрного, лапчатки гусиной.
В пищу иногда используют всё растение, но чаще всего лишь отдельные его части: ягоды черники, брусники обыкновенной, калины обыкновенной, рябины сибирской, черёмухи обыкновенной, смородины чёрной, а также кедровые орехи, стебель или листья черемши, папоротника орляка и др.
Лекарственные растения:
Эта группа на территории Хакасии насчитывает около 359 видов высших растений. Все лекарственные растения можно подразделить на 2 группы: официальные (растения научной медицины) и фармакопейные (используемые в народной и традиционной медицине). На территории Хакасии растения первой группы представлены 105 видами, такими как: белена чёрная, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, зверобой продырявленный и др. вторая группа представлена 254 видами. Набольшее значение в заготовках имеют маралий или золотой корень, тысячелистник обыкновенный, кровохлебка лекарственная, подорожник большой, брусника обыкновенная, пижма обыкновенная и др.
Витаминоносные растения: занимают промежуточное положение между пищевыми и лекарственными растениями. Наиболее богаты витаминами брусника обыкновенная, смородина черная, земляника лесная, черёмуха обыкновенная, роза коричная (шиповник), клубника зелёная, малина обыкновенная и другие.
Ядовитые растения: в растительном покрове Хакасии произрастает 116 видов ядовитых растений. В числе ядовитых 9 видов принадлежат к споровым: орляк обыкновенный, щитовник мужской, хвощ зимующий, лесной, луговой, полевой, речной, болотный и другие. 107 видов относятся к семенным растениям, основным органом размножения и расселения которых является семя. Ядовитые голосеменные представлены тремя видами: можжевельник ложноказацкий, можжевельник сибирский, эфедра односеменная.
Значительное число ядовитых растений находится в семействах: лютиковые, хвощевые, лилейные, паслёновые, норичниковые, бобовые и молочайные. Ядовитые растения делят на две группы (классификация И.А. Гусынина)
1. Безусловно ядовитые растения, для которых свойство ядовитости является постоянным признаком; являются опасными для жизни животных и людей.
2. Случайно ядовитые растения, проявляющие слабые ядовитые свойства, не имеющие особой опасности для здоровья.
На основе этой классификации 27 видов растений являются опасно ядовитыми. Это такие виды растений: белена чёрная, волчеягодник обыкновенный, чемерица чёрная. Борец северный, княжик сибирский и другие.
Другие 90 видов принадлежат к группе случайно ядовитых растений. Эти виды проявляют слабые ядовитые свойства, иногда от случая к случаю. Кормовые растения: дают зелёный корм для скота, сено, сенаж, силос. К кормовым растениям относятся представители семейств: злаки, бобовые, осоковые и другие. Значительная часть этих растений принимает участие в сложении растительных сообществ, например такие виды как: мятлик сибирский, мятлик луговой. Овсяница луговая, люцерна посевная, донник белый и другие. Однако нерациональная эксплуатация сенокосов и пастбищ приводит к резкому снижению продуктивности ценных растений. Некоторые виды исчезают из таких сообществ.
Технические растения: используются человеком в технической промышленности. Многие растения, относящиеся к этой группе, используются в качестве дубителей. Например, такие виды: лиственница сибирская, пихта сибирская, рябина обыкновенная, гониолимон красивый (бесcмepтник ). Некоторые виды используются при производстве различных красителей (нивяник обыкновенный, чреда трёхраздельная). Их пихты сибирской, образующей лесные массивы, получают эфирное пихтовое масло, камфару, пихтовый бальзам, скипидap.
Декоративные растения: Многие виды растений человек использует как декоративные. Злаки и осоки используют, в основном, как газонные растения (мятлик луговой, ковыль волосатик, разные виды полевицы). Много декоративных видов в семействах: лютиковые (водосбор железистый, княжик сибирский, живокость высокая, купальница азиатская), лилейные (лилия жёлтая, лилия кудреватая, кандык сибирский), касатиковые (касатик русский, пикулька), ятрышниковые (разные виды венериных башмачков, ятрышник шлемоносный).
Медоносные растения: Эта группа представляет большой интерес для пчеловодства. На территории Хакасии насчитывается около 100 видов медоносных растений. Хорошими медоносами являются представители семейства бобовые (донник лекарственный, клевер луговой), розоцветные (малина обыкновенная), ивы и другие.
В ходе урока учащимся предоставляется коллекция гербарных растений. Школьники, если знают, то добавляют о биологических и экологических особенностях знакомого им растения, где он произрастает, как он растёт, какими полезными свойствами обладает данный объект, как используется людьми и т.д. В конце факультативного занятия все вместе подводят итоги, что растительность Хакасии очень многообразна, и что очень важно сохранить это богатство для будущего подрастающего поколения, чтобы и они могли любоваться красотой природы и использовать дары природы.
Литература.
- Природа Хакасии: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям 020201 - Биология, 020801 - Экология, 050104 - Безопасность жизнедеятельности, 280201 - Охрана окружающей среды, 050203 -Физика, 050201 - Математика, 030601 - Журналистика, 050200 - ФМО, 050708 - Педагогика и методика научного образования /сост. Е. Г. Лагунова, М. А. Ларина. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. — 35с.
- Прокофьев С. М. Природа Хакасии: учебное пособие / С. М. Прокофьев. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 205с.
- Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт. Сборник пpaктических материалов для учителя. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. - 248с.
Комментарии:
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
12 12 2025 14:48:19
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
11 12 2025 14:11:15
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
10 12 2025 0:21:11
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
09 12 2025 7:11:45
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
08 12 2025 4:33:47
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
07 12 2025 10:15:26
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
06 12 2025 19:10:43
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
05 12 2025 2:43:56
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
04 12 2025 6:53:26
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
03 12 2025 22:13:56
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
02 12 2025 13:17:51
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
01 12 2025 1:32:44
Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....
30 11 2025 3:51:19
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
29 11 2025 10:23:31
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
28 11 2025 15:29:22
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
27 11 2025 11:23:40
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
26 11 2025 23:38:55
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
25 11 2025 23:47:58
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
24 11 2025 11:38:59
В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....
23 11 2025 22:51:11
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
22 11 2025 13:24:23
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
21 11 2025 16:21:23
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
20 11 2025 2:38:23
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
19 11 2025 15:48:49
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
18 11 2025 10:38:25
В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации.
...
17 11 2025 19:16:18
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
16 11 2025 4:24:48
Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....
15 11 2025 22:39:40
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
14 11 2025 3:39:53
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов.
...
13 11 2025 20:55:10
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
12 11 2025 16:15:47
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
11 11 2025 16:40:31
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
10 11 2025 17:57:25
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
09 11 2025 15:11:55
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
08 11 2025 7:52:15
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
07 11 2025 13:16:55
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
06 11 2025 16:31:59
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
05 11 2025 18:54:22
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
04 11 2025 16:20:11
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
03 11 2025 12:49:39
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
02 11 2025 14:39:24
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
01 11 2025 3:56:30
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
31 10 2025 9:31:59
Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
30 10 2025 22:13:25
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
29 10 2025 20:45:14
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
28 10 2025 10:15:20
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
27 10 2025 17:39:35
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
26 10 2025 20:24:22
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
25 10 2025 8:46:35
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
24 10 2025 21:17:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"