Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Эпиграф:
“Говорят, что посередине между двумя
противоположными мнениями лежит истина.
Никоим образом!
Между ними лежит проблема!” (Гёте).
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения учащимися системой знаний и умений, опытом творческой деятельности, обобщить знания полученные детьми по вопросам строение растительной клетки и приборы для изучения клетки. Время игры 1 час.
Цели по содержанию:
- Образовательные: обобщить знания учащихся о клеточном строении растений.
- Развивающие: продолжить развитие общебиологического понятия о взаимосвязи строения и функций растений.
- Воспитательные: воспитывать коллективизм, ответственность каждого за общий результат.
Средства обучения: таблицы по теме, микроскоп, оборудование и растительные объекты для приготовления микропрепаратов, игровое поле, волчок со стрелкой, плюшевая скатерть, задания для игроков, бумага, ручки.
Организация урока: Класс делится
на две комaнды игроков и комaнду болельщиков из
числа учащихся, не вошедших в комaнды. Болельщики
набирают жетоны, отвечая на вопросы, в тех
случаях, если комaнды не знают ответов,
затрудняются при ответах, если ответы требуют
дополнений. По количеству полученных жетонов
получают оценку.
За стол с игровым полем приглашаются две комaнды
по 5 человек. Усаживаются напротив друг друга. В
случае если классы большие или игра проводится
между учащимися нескольких классов в параллели,
то следует увеличить число игроков в комaнде.
Помощник ведущего объясняет правила игры. Он же
фиксирует результаты гeймов на доске, заполняя
таблицу.
Название комaнды |
Название комaнды |
| 1 гeйм 1 + 1 + 0 = 2 (очка) 2 гeйм 1 + 0 = 1 3 гeйм … 4 гeйм … Всего: |
1 гeйм 1 + 1 + 3 = 5 (очка) 2 гeйм 0 + 0 = 0 3 гeйм … 4 гeйм … Всего: |
План проведения урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Формирование комaнды № 1.
4. Формирование комaнды № 2.
5. Формирование комaнды болельщиков.
6. Закрепление пройденного материала в процессе
прохождения этапов игры.
7. Домашнее задание.
Побеждает комaнда, набравшая больше очков.
1 гeйм: “Гонка за лидером”
Игровое поле разделено на сектора,
обозначенные цифрами, Один сектор обозначает
“счастливый случай”. Цифры – это номера
вопросов.
Капитан комaнды вращает волчок со стрелкой,
которая указывает номер вопроса. Ведущий задает
вопрос, а участники комaнд, посовещавшись,
отвечают и получают 1 очко за правильный ответ.
Если выпал сектор “счастливый случай”, то за
правильный ответ комaнда получает 3 очка.
Вопросы:
- Что является главной частью увеличительных приборов?
- Укажите, какая разница между хлоропластом и хлорофиллом.
- Как вы думаете, можно ли по внешнему виду растения определить состояние жизнедеятельности его клеток?
- Какое значение имеет обмен веществ?
- Поясните, какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом.
- Есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?
- В каких частях клетки откладываются запасные питательные вещества? Приведите примеры.
- “Счастливый случай” – что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань? Вспомните, какова функция покровной ткани? Приведите примеры народных промыслов, в которых используется именно покровная ткань того или иного растения.
2 гeйм: “Спешите видеть…”
Участники комaнд получают задания от ведущего и выполняют их на скорость (если одинаковые задания) или по очереди. Правильный ответ 1 очко.
Задания:
- Выдается увеличительный прибор (микроскоп). Рассказать историю появления, устройство, правила подготовки прибора к работе, правила приготовления препарата кожицы лука.
- Выдается инструментарий для приготовления микропрепарата (временного). Приготовить препарат кожицы лука, комментируя каждое действие.
- Выдается пластмассовый макет - модель растительной клетки. Определить что это? Показать части растительной клетки на макете, назвать основные функции органоидов.
3 гeйм: “Ты мне – я тебе”.
Участники комaнд задают друг другу вопросы, приготовленные заранее, или задания. Например “Чайнворды”, “Кроссворды” составленные на уроке. Можно использовать загадки, поговорки, пословицы ботанической тематики и т. д. Правильный ответ 1 очко. По желанию учителя количество вопросов, заданных представителями одной комaнды игрокам другой может быть увеличено.
4 гeйм: “Дальше, дальше…”
Ведущий задает вопросы или читает биологический диктант (Предложения которые нужно закончить) по очереди каждой комaнде. При этом представители комaнды добавляют необходимый по смыслу биологический термин в текст. Правильный ответ 1 очко.
Вопросы 1 комaнде:
- Для рассмотрения под микроскопом изучаемого растения делают? (Ммикропрепарат)
- Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки? (Оболочка)
- Бесцветное вязкое вещество клетки, в котором находятся все части клетки? (Цитоплазма)
- Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки? (Ядро)
- Сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию? (Дыхание)
- Основная структурная единица любого организма, обладающего всеми признаками живого? (Клетка)
- Ткань, осуществляющая передвижение растворенных веществ по растению? (Проводящая)
- Наука, изучающая царство растений, называется? (Ботаника)
Вопросы 2 комaнде:
- Чтобы тонкий препарат не высох, его кладут в каплю, воды и сверху накрывают? (Покровным стеклом)
- Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли? (вакуоль)
- Зернистые образования различной формы и цвета? (Пластиды)
- Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки? (Ядро)
- Сложный процесс, состоящий из ряда этапов, последовательно идущих один за другим? (Деление)
- Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение? (Ткань)
- Ткань, выполняющая в организме растения такие функции, как создание и накопление веществ? (Основная)
- Особенности живой природы и её разнообразие изучает наука? (Биология)
Рефлексия:
- Что тебе запомнилось на уроке?
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какие гeймы на уроке особенно понравились?
- Как вам работать комфортнее в группе или индивидуально?
В конце урока подводятся итоги, делается вывод, выставляются оценки.
Домашнее задание: повторить определения темы.
Используемая литература:
- Иванов Т.В. Тесты по биологии 6–11-е классы. М.: “Издательство АСТ”, 2001.
- Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. М.: “Просвещение”, 1988.
- Падалко Н.В. и др. Пособие для учителя. Методика обучения ботанике. М.: “Просвещение” 1982.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6 класса. М.: “Вентана-Граф”, 2004.
- Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие. М.: “Вентана-Граф”, 2004.
Комментарии:
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
22 11 2025 22:51:56
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
21 11 2025 18:33:49
Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
20 11 2025 7:46:51
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
19 11 2025 4:57:36
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
18 11 2025 7:34:13
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
17 11 2025 7:50:25
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
...
16 11 2025 16:36:51
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
15 11 2025 3:45:29
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
14 11 2025 4:33:12
В статье предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6—7-х классах по темам "Систематика растений", "Отдел покрытосеменные растения". Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6—10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.
Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять "игровое" взаимодействие в диаде "учитель — ученик" достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры не вносят ничего существенно нового в знания школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности
...
13 11 2025 16:44:54
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
12 11 2025 16:49:51
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
11 11 2025 10:50:18
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
10 11 2025 18:30:55
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
09 11 2025 7:59:56
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
08 11 2025 17:38:29
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
07 11 2025 9:58:41
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
06 11 2025 3:53:53
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
05 11 2025 12:43:37
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
04 11 2025 5:49:42
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
03 11 2025 9:57:59
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
02 11 2025 3:51:49
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
01 11 2025 8:13:40
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
31 10 2025 21:34:32
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
30 10 2025 14:10:51
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
29 10 2025 17:47:11
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
28 10 2025 23:43:13
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
27 10 2025 18:10:48
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
26 10 2025 16:27:34
Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей.
Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.
...
25 10 2025 23:11:41
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
24 10 2025 15:47:12
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
23 10 2025 18:37:11
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
22 10 2025 3:19:22
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
21 10 2025 0:31:26
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
20 10 2025 15:59:57
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
19 10 2025 18:28:39
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
18 10 2025 6:51:31
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
17 10 2025 14:52:33
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
16 10 2025 6:30:46
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
15 10 2025 17:26:46
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
14 10 2025 22:16:31
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
13 10 2025 5:58:34
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
12 10 2025 2:48:22
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
11 10 2025 14:35:46
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
10 10 2025 11:25:49
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
09 10 2025 18:25:17
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
08 10 2025 21:39:12
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
06 10 2025 23:21:26
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
05 10 2025 8:49:24
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
04 10 2025 6:27:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны