Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

Каждый творчески работающий педагог в своей ежедневной деятельности старается решить главную образовательную проблему – вызвать у учащихся интерес к предмету и одновременно уложиться в отведённое время, давая необходимый материал на соответствующем научном уровне.

Педагогическая пpaктика показывает, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамической особенности эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Это заставляет учителя использовать разные педагогические приёмы для поддержания познавательной активности школьников. Познавательная активность – качество не врождённое и не постоянное, оно динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы.

На своих уроках для стимулирования познавательной активности я использую элементы проблемного, развивающего обучения, проектную деятельность учащихся, иногда предлагаю ребятам написание творческих работ при обобщении какой-либо темы, или в качестве одного из дополнительных заданий на выбор кроме основного домашнего задания по теме урока.

Написание творческих работ помогает развитию познавательного и творческого потенциала учащихся. Для более глубокого изучения понравившейся темы предлагаю перечень литературы, используемой для написания творческой работы. Учащиеся включаются в работу индивидуально, парами или группами. Некоторые работы сопровождаются иллюстрациями или в виде компьютерной презентации. В копилке творческих работ учащихся можно найти сказки в прозаической и стихотворной форме, фантастические рассказы, кроссворды, небольшие описания отдельных организмов или процессов в виде творческих заданий…

Творческие работы дают положительные результаты в обучении:

  • Развивают образное и логическое мышление; раскрывают таланты и творческие возможности учащихся (т.к. творческий процесс есть во всех сферах человеческой деятельности и областях знания), будят фантазию и воображение, а также способствуют ненавязчивому усвоению и закреплению знаний учащихся по определённой теме.
  • Многие ребята с увлечением подходят к таким заданиям.
  • Для того, чтобы грамотно написать работу, учитывая особенности биологических процессов, используя биологические термины этого понятия, ребята должны внимательно ещё раз изучить, проработать эту тему. Поэтому уровень знаний после написания творческих работ значительно выше (на этапе рефлексии ребята делились впечатлениями, что такой подход требует тщательной подготовки: для написания творческой работы им пришлось внимательно прочитать всю изучаемую тему для определения темы творческой работы, а затем ещё несколько раз проработать выбранную тему для совмещения творческого подхода и грамотности описываемых процессов, и при этом увлечённость в творческом процессе делает повторение темы ненавязчивым).
  • Уроки-презентации творческих работ проводятся с большим интересом.
  • В течении нескольких лет создаётся коллекция наиболее удачных творческих работ учащихся, которые я использую для активизации познавательной деятельности на этапах повторения изучаемой темы урока в разных классах. Некоторые работы содержат ошибки, ребята активно обсуждают биологическую грамотность работы во время презентации, работы с ошибками можно использовать на этапе повторения тем уроков, для нахождения в них ошибок. Ребята разных возрастных категорий воспринимают такой подход положительно.
  • Некоторые работы помещаю на стенды по изучающим темам, читая эти работы ребята ненавязчиво знакомятся и с другой интересной информацией по теме.

В качестве примера рассмотрю изучение темы «Клетка». В курсе биологии формированию этого общебиологического понятия уделяется огромное внимание. Знакомство с клеткой происходит уже в курсе природоведения в 5 классе. Затем в 6, 7, 8 классах ребята знакомятся со строением и особенностями растительных и животных клеток, сравнивают, проводят лабораторные работы. То что не связано с визуальным восприятием у ребят достаточно трудно усваивается. На уроках в качестве закрепления темы «Клеточное строение организмов» читаю ребятам творческие работы старшеклассников. Дети делятся впечатлениями об услышанном и сами пробуют писать сказки. В 9 классе предлагаю в конце изучения темы «Клетка» написать творческую работу о строении клетки, или оформить в творческой форме сравнительную хаpaктеристику разных видов клеток. В 11 классе подробно разбираем биохимические процессы в клетке и при написании творческих работ делаю акцент на выбор этой темы.

Для примера приведу несколько творческих работ учащихся по теме: «Цитология».

Тема: «Строение клетки»

Необыкновенные приключения дeвoчки

В одном городе, который был похож на все другие города, жила дeвoчка Юля. Как все дети она ходила в школу, хорошо училась и слушалась родителей. Но однажды с ней приключилась одна интересная, даже волшебная история.
Юля, как всегда, приходя со школы, делала уроки. Открыв дневник, она увидела, что завтра у неё урок биологии, на котором будет самостоятельная работа по теме «Органоиды клетки». Дeвoчке эта тема показалась сложной и непривлекательной, она забывала названия органоидов, их функции и даже придумывала свои. Неохотно взяв учебник биологии, она начала изучать тему. Но, спустя немного времени, Юля услышала какой-то шум и осмотрела свою комнату.
Всё оставалось по-прежнему… И, вдруг, дотронувшись до книги, Юля оказалась в другом месте, непохожем на её комнату. Это был большой клеточный город, в котором все добросовестно выполняли свои функции. Дeвoчка шла по улице и встретила овальный органоид, который является энергетической подстанцией клетки. И посмотрев повнимательнее, дeвoчка узнала, что это митохондрия, синтезирующая вещества, запасающие химическую энергию клеток. Оглянувшись, она увидела ещё и ещё митохондрии – «Да, наверное, эта клетка запасает много энергии!» – подумала Юля.
Пройдя дальше, она увидела лизосому и стала вспоминать её функции. Оказалось, что лизосомы – это мембранные пузырьки, содержащие до 30 литических ферментов гидролазы – это санитары клетки, одной из функций которых является расщепление ненужных веществ клетки. Вот бы в нашем городе таких санитаров, проблема с мусором никогда бы не существовала! Ай, да, Природа! Мудра!!! Вспомнив это, Юля довольная пошла дальше по необычной улице.
Следующий органоид на её пути был похож на огромную стопку блинов, состоящий из уплощённых кaнaльцев и окружавших его небольших пузырьков, там хранились запасы питательных веществ клетки, – вот это хранилище! Юля вспомнила, что там же образуются и лизосомы.
Дорога, по которой шла Юля вдруг стала неровной, шероховатой. Дeвoчка оглянулась и обратила внимание на тропинку. Она имела множество разветвлений – тропинок, казалось, что она ведёт в разные участки этого странного государства. Часть дороги была холмистой, а местами – была ровной. Дeвoчке вспомнилось, что систему магистралей в клетке составляет эндоплазматическая сеть, по которой трaнcпортируются ко всем частям клетки и за её пределы питательные вещества, а шероховатость образована маленькими немембранными органоидами рибосомами – они были повсюду: на дороге и рядом с ней.
Дeвoчка продолжила свой путь и с каждым шагом приближалась к огромному ядру, которое было важнейшей частью клеточного города, в нём хранится наследственная информация всего организма, которая передаётся дочерним клеткам из поколения в поколение в процессе деления клетки. Приблизившись к ядру, она увидела дверь. Юля открыла дверь, шагнула и оказалась в своей комнате…
Она сидела за столом и держала в руках книгу. Славненькое путешествие! Или мне всё это приснилось!
На следующий день, придя в школу, Юля написала самостоятельную работу на отлично. Вот как помогло ей это удивительное путешествие в город «КЛЕТКА».

Шаpaбурова Оксана, 9 кл.

* * *

Оля вздохнула и отложила в сторону учебники: «Ну, наконец – то, можно ложиться спать», – и посмотрела в дневник: «О, Боже, завтра же биология, я даже учебник не открывала!» Оля открыла учебник, прочитала тему: «Строение эукариотических и прокариотических клеток». «Нет, сегодня мне это не осилить», – подумала Оля и решила, что проснётся пораньше утром и прочитает всё на свежую голову. Она легла и закрыла глаза.
На столе вдруг что-то зашуршало, Оля подняла голову и застыла: на страницах учебника она увидела странную и непонятную картину, она увидела зал, в котором стоял большой трон, на нём сидела красивая женщина, у неё на голове красовалась корона с надписью: «Мать-природа», а справа и слева на трибунах сидели какие-то непонятные существа. Когда Оля внимательно присмотрелась к ним, она поняла, что справа все разновидности эукариотических клеток, а слева – прокариоты. Перед Природой стояли весы, а рядом с ней – ящик с камешками. И тут Мать-Природа заговорила: «И так, начинаем суд, который решит наконец вопрос: кто важнее эукариоты или прокариоты? Начинаем прения: первое слово Прокариотам»
За трибуну вышла Кокка – настоящий шарик:
– Мы, Прокариоты, встречаемся везде: в воде, в почве, в пищевых продуктах.
Мать-Природа бросила камешек на чашку Прокариот.
За трибуну вышла клетка Эукариот, похожая на звезду:
– Мы во всех организмах: от простейших до высших растений и животных, они из нас состоят. Было бы скучно на Земле с одними бактериями.
Природа положила камешек на чашку Эукариот.
За трибуну вышла палочка Бацилла:
– Мы появились на Земле первыми, с нашим появлением здесь началась жизнь.
Ещё один камешек упал на чашу Прокариот.
– Но, сколько среди вас паразитов, вы внедряетесь в организмы, паразитируете в них и наносите им свой вред, – возразила ещё одна эукариотическая клетка, сильно вытянутая в длину, способная сокращатся.
Камешек упал на чашу Эукариот.
На трибуну вышла Спирилла:
Зато нам нет равных по приспособляемости. Мы сохраняем жизнеспособность сотни и тысячи лет при любых колебаниях температуры.
Природа положила камешек на чашу Прокариотов.
– А, благодаря мембранному принципу строения, мы эластичны, быстро восстанавливаем свою целостность, имеем много разных мембранных органоидов у каждого из них своя работа, – сказала ещё одна представительница Эукариот, имеющая плотные ровные клеточные стенки, сквозь которые просвечивались множество зелёных пигментов и огромная вакуоль.
Природа кивнула головой и положила камешек на из чашу.
– А наши деления: это же просто чудо – надвое раз, и всё! Если мало питания или хуже условия стали – спорообразование. Споры сохраняются десятки, сотни и даже тысячи лет! – воскликнула одна из прокариотических клеток Стрептококков.
Очередной камешек упал на чашу Прокариот.
– Зато наша наследственная информация содержится в виде линейных молекул ДНК связанных с белками и РНК и образуют хромосомы внутри ядра. Вот как всё сложно! А ваша кольцевая ДНК, или ещё проще – РНК, лежат прямо в цитоплазме! Нет ядра! Нет ядрышка!
– А при нашей простоте организации, даже за неимением хлоропластов, процесс фотосинтеза в некоторых Прокариотах происходит прямо на мембранах. Другие бактерии способны к фиксации азота, что не может сделать ни один эукариотический организм!
Мать – Природа положила по одному камешку и на чашу эукариот и на чашу Прокариот и сказала:
Итак, выслушав вас я принимаю следующее решение: и вы, Прокариоты, и вы Эукариоты, несомненно яркие и неповторимые составляющие земной природы, без вас не было бы той красоты и великолепия, которые нас окружают и создают всё живое на нашей планете! Поэтому давайте поймём, что вы равнозначно важны и будем уважать друг друга.
И правая и левая трибуна разразилась аплодисментами.
Утром Оля открыла глаза: на столе лежал учебник «Биология» открытый на нужной странице. «Так мне это всё приснилось», – поняла дeвoчка и уже с интересом прочитала параграф.
Задание: определите виды клеток использованных в тексте.

Мазуренко Юлия, 9 кл.

Клетка – государство в миниатюре

Если ты каким-то немыслимым образом попал в растительную клетку из этого можно извлечь выгоду, а именно побродить и поглазеть на её устройство.
Всё что окружает вокруг – это вездесущая цитоплазма, она объединяет все компоненты клетки. Здесь можно увидеть величественную крепостную стену, протянувшуюся по всем границам города КЛЕТКА, эдакая китайская стена в миниатюре. По всему городу протянуты сети трубопровода, именуемые здесь эндоплазматической сетью, по которой перемещаются производимые в этом городе вещества, часть которых поступает на склад (комплекс Гольджи). Многие белковые компоненты производятся прямо здесь на гранулированных структурах эндоплазматической сети – рибосомах. С помощью новейших технологий в городе сконструированы энергостанции, синтезирующие первичные органические вещества за счёт энергии Солнца. Рядом находятся несколько полных резервуаров, заполненных клеточным соком, они поддерживают тургор клетки и являются важным водохранилищем местного значения. Но главная достопримечательность города – это здание внушительных размеров, шарообразной формы. В нём находится администрация города. Она регулирует все важные процессы города. Поговаривают, что в недрах этого же здания учёные-ядерщики уже длительное время клонируют этот город, город который живёт.

Р.S. Если хочешь выбраться из растительной клетки, просто проснись, это был всего лишь сон.

Фролов Андрей, 9 кл.

Тема: «Оплодотворение»

Сказка о смелых и отважных жителях царства Семенники

Жили-были в сказочной стране два богатыря, два правителя. Они мудро и справедливо правили своим народом в царстве «Семенники». Два сильных, отважных, величайших полководца … два cпepматозоида.
Царство их было могущественно и миллионы жителей (cпepматозоидов) ни на что не променяли бы его.
Население страны росло и пришло время, когда жителей стало очень много, а земель не хватало. Два великих правителя долго думали: что же делать? В конце концов, решили захватить новые земли и царства, чтобы там жили их многочисленные собратья. Выбор пал на земли «Яичник», в котором, как ходили слухи, население было очень мало, а кто-то говорил, что там вообще никто не живёт.
И стали собираться в поход миллионы воинов, все они были как на подбор, как один.
Cпepматозоидам осталось только ждать момента, чтобы выйти в поход и покинуть родные места. И тут до правителей дошли слухи, что в тех землях живёт только одно существо, оно было великих, устрашающих размеров …, его стали называть «Яйцеклеткой». Мудрые правители даже не подозревали насколько оно опасно! Прошло некоторое время, и вот наступил тот долгожданный момент наступления cпepматозоидов, они вышли в поход. Многие испытания и трудности одолели они в неизведанных туннелях собственного государства. На границе двух земель потеряли жизни многие воины. Но отважное войско продолжало свой путь в совсем неизвестных им туннелях земель Яйцеклетки, но всё-таки что-то тянуло их вперёд. Не все выдерживали, многие отставали и погибали в пути.
Наконец – то два богатыря увидели … . Никто из них даже не мог описать это, пользуясь своим словарным запасом. Яйцеклетка имела грандиозные размеры и угрожающе предстала перед ними.
Самый смелый из богатырей ринулся в атаку, все за ним. Но не все cпepматозоиды находят своё счастье, и только один мог внедриться в яйцеклетку! Он приближался к ней всё ближе и ближе, он вынул из ножен меч и … она просто поглотила его. Остальные cпepматозоиды ничего не могли сделать, они все через некоторое время погибли.
У яйцеклетки же были свои планы по поводу богатыря! Она была очень умна и, воспользовавшись его знаниями, стала возводить собственную империю. Напряжённое строительство шло 9 месяцев. За это время было воздвигнуто новое царство с новыми территориями … В будущем оно приобрело своё могущество.

Суздалова Евгения, 10кл.

Сказка о прекрасной принцессе Яйцеклетке

За семнадцатым холмом, за пятнадцатой кочкой жила-была в зелёном болоте злая ведьма. Изгнали её жители славного государства Яичника из своих владений в тёмную трясину. А случилось это после того, как она наложила проклятьена юную дочь их царя прекрасную Яйцеклетку. Принцесса обречена была на жизнь в темнице, из которой даже не могла выходить на свет божий. Если ослушается когда-нибудь принцесса и захочет покинуть мрачные стены замка, то ждёт её гибель спустя несколько часов. Но если полюбит кто Яйцеклетку искренне и нежно, то будут любить они друг друга без памяти и плодом этой любви будет прекрасное создание. Но не знала об этом Яйцеклетка.
Весть о несчастной принцессе разнеслась по всему свету белому, организму целому. Услыхав о судьбе Яйцеклетки, юный король государства Южного Семенника, Cпepматозоид II, пожалел принцессу и захотел спасти её.
А что же наша принцесса? До cмepти наскучили её стены мрачные и сырые, готова была Яйцеклетка погибнуть молодой, в цвете лет, лишь бы увидеть солнце ясное, небо чистое, отца любимого. Сорвала с себя оковы тяжкие и шагнула навстречу своей погибели.
А в это время король Cпepматозоид II, не жалея сил, преодолевает все препятствия, которые встречаются ему на пути – спешит он к Яйцеклетке. Тернистый путь его долог и труден. Но мысль о принцессе придаёт ему силы для новых подвигов! … Вот уже виднеются стены замка, а наш молодой король торопится увидеть прекрасную принцессу.
Но что же это?! Что он видит? Чудесное, милое, нежное создание, принцесса Яйцеклетка, обессилившая, лежит на сырой земле. Король Cпepматозоид подбежал к умирающей принцессе, взглянул в её гoлyбые глаза и влюбился в ту же минуту необратимо и пламенно. Он обнял принцессу, и их губы слились в поцелуе. И не мог больше король отойти не на шаг от возлюбленной.
Проклятие злой колдуньи рассыпалось вдребезги в тот же миг. Над государством засияло солнце яркое, запели птицы райские. Принцесса ожила! Обняла она любимого Cпepматозоида, и с тех пор жили они долго и счастливо. А плодом их любви и слияния явилась зародышевая клетка Зигота. Но это уже, дорогие мои, совсем другая история!

Хомякова Юлия, 10 кл.



Комментарии:

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

26 04 2024 10:15:45

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии


    Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

      В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....

25 04 2024 17:53:39

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

24 04 2024 14:25:49

Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс


    Урок биологии по теме "Конкурентные взаимодействия". 11-й класс

      Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....

23 04 2024 10:47:12

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

22 04 2024 7:53:38

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

21 04 2024 0:31:20

Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)


    Педагогическая мастерская "Биосинтез белков" (урок построения новых знаний в 11-м классе)

      Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...

20 04 2024 14:43:39

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

19 04 2024 7:36:57

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

18 04 2024 21:51:16

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

17 04 2024 23:54:56

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

16 04 2024 14:43:49

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

15 04 2024 13:35:43

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

14 04 2024 19:42:57

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

13 04 2024 21:35:59

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

12 04 2024 15:57:19

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

11 04 2024 7:40:46

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

10 04 2024 3:37:49

Сон и его значение

Сон и его значение Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

09 04 2024 22:56:26

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

08 04 2024 9:39:38

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

07 04 2024 16:37:57

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

06 04 2024 8:17:19

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

05 04 2024 1:40:51

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....

04 04 2024 0:44:50

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"


    Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

03 04 2024 18:34:38

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

      Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

02 04 2024 2:12:47

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

01 04 2024 8:40:26

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

31 03 2024 4:50:37

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

30 03 2024 4:20:26

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

29 03 2024 14:26:43

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

28 03 2024 3:20:48

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

27 03 2024 3:24:12

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

26 03 2024 3:22:17

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

25 03 2024 21:15:44

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

24 03 2024 13:40:48

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

23 03 2024 8:38:41

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

22 03 2024 11:10:27

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

21 03 2024 1:47:40

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

20 03 2024 1:57:31

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

19 03 2024 21:37:10

Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс


    Урок по теме "Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания". 7-й класс

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....

18 03 2024 12:54:53

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 03 2024 4:59:14

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

16 03 2024 10:23:57

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

15 03 2024 17:46:56

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

14 03 2024 17:30:51

Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

      Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....

13 03 2024 8:59:43

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

12 03 2024 11:17:52

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

11 03 2024 9:54:28

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

10 03 2024 19:15:47

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

09 03 2024 11:33:50

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

08 03 2024 15:31:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::