Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний, полученных из предыдущих уроков биологии, информатики, русской литературы и других источников информации, в том числе популярных поэтических произведений, не изучаемых в школьном курсе, создать условия для:

а) осознания и осмысления новой учебной информации, изложенной в параграфе №17 “ Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы” учебника “Биология 7. Животные”. В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,
б) для применения знаний в новой учебной ситуации исследовательского хаpaктера,
в) для проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

– исходя из учебной проблемной ситуации, стимулировать поисковую деятельность учащихся, познакомив их с этапами научного познания;
– на основе межпредметного взаимодействия создать организационные условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать изучаемые объекты;
– продолжить формирование навыков получения информации из различных источников, в том числе из электронных изданий;
– обеспечить синтез методов обучения, таких как пpaктические работы с натуральными объектами и наглядные методы компьютерных лабораторных работ из пособия “Биология 6–11. Лабораторный пpaктикум” Республиканский мультимедиа центр. 2004;
– развивать коммуникативные способности учащихся посредством работы в парах и малых группах;
– в процессе взаимодействия учащихся друг с другом, учителем и с источниками учебной информации, создать условия для рефлексии, осознания отношения к собственной деятельности в ходе урока, уровню ее успешности и личной значимости;

Оборудование: компьютеры с мультимедийным программным обеспечением, коллекция насекомых, препараты крыльев и конечностей стрекозы, микроскопы, учебник “Биология 7. Животные” В.В. Латюшина, В. А. Шапкина, учебное электронное издание “ Биология 6-11 класс”.Республиканский мультимедиа центр. 2004.

Ход урока

1. Определение темы урока.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с удивительным миром живых существ, достойных восхищения. Это представители самого многочисленного класса животных, о которых известный популяризатор науки И.И. Акимушкин сказал следующее: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают их на Земле 1018 (миллиард миллиардов) особей, больше чем звезд в нашей Галактике, их 1,5 млн. видов”. Кто они? Назовите этот класс животных.

Учащиеся отвечают, что это представители класса Насекомых.

Учитель. Особенность нашего урока состоит в том, что вам придется сравнивать описания насекомых, взятые не только со страниц учебника биологии, но и из хорошо знакомых произведений художественной литературы, поэтому я хочу в качестве эпиграфа нашего урока прочитать следующий отрывок из стихотворения Р. Киплинга:

Наполни смыслом
каждое мгновенье
Часов и дней
неутомимый бег
Тогда весь мир
ты примешь во владенье,
Тогда мой сын,
ты будешь Человек!

Сегодня мы будем наполнять смыслом мгновения нашего урока, искать биологические закономерности там, где никогда их раньше не искали, и поэтому я хочу, чтобы вы послушали еще и эти строки:

“Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони, и тогда
я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем”.
П. Гвездослав

Скажите, каким, по вашему мнению, должно быть это сердце?

Учащиеся отвечают: Сердце должно быть добрым.

Учитель. А еще это сердце должно быть мудрым, знающим, что всем живым существам в этом мире можно отнести слова героя Р. Киплинга Маугли:

“Мы с тобой одной крови!”

Ведь, изучая в этом году животных различных групп, от Простейших до Насекомых, мы обнаружили много общего в строении и принципах жизнедеятельности организмов человека и других живых существ. А сколько удивительных находок еще ждет вас!

Откройте соответствующий файл с учебным материалом и запишете тему и цель нашего урока в рабочую тетрадь и приступайте к выполнению заданий учебных элементов данного модуля.

Вам предстоит работать в парах за одним компьютером, постарайтесь выполнять задания лабораторной работы, прислушиваясь к мнению друг друга, совместно исправляя ошибки, которые будете замечать, ведь оценка за выполнение будет для вашей “микрогруппы” общей.

Приступая к тестовым заданиям, по которым вы определите уровень своей подготовленности к изучению новой темы, выберите по своему желанию уровень сложности: уровень А, высший балл которого – “4”, или уровень В с высшим баллом “5”. Помните, что время выполнения заданий ограничено, проверять правильность их выполнения вы будете сами, по вариантам ответов, которые будут показаны на экране.

Оценку за тест, как и баллы (с указанием количества ошибок) за лабораторную работу вы занесете в свою тетрадь.

Модуль № 3.

Тема: “Тип члeнистоногие”.

Урок по теме: “Многообразие насекомых”.

Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0

Интегрирующая обучающая цель:

Исследовать приспособительные возможности насекомых из различных отрядов.

Определить: отражают ли литературные образы насекомых их реальные биологические особенности?

Продемонстрировать:

  • умение работать с учебными объектами;
  • навыки работы по поиску информации из предложенной базы данных.
Запись темы и цели – 2 мин.
УЭ-1

Актуализация знаний предыдущего урока.

Задание № 1:

Выполните задания из учебного электронного издания “Лабораторный пpaктикум Биология 6–11 ” из раздела “Лаборатория по классификации животных”, пункт “Строение и жизнедеятельность насекомых”.

Следуя инструкциям,

откройте соответствующий раздел пособия.

Работайте в парах или индивидуально.

При выполнении работы

вам следует уложиться в 8 минут и получить

максимальное число баллов, допустив при этом минимальное количество ошибок. Результаты запишите в свою тетрадь.

УЭ-3

Проверьте свои знания.

Выполните тестовые задания, согласно выбранному вами уровню сложности:

УРОВЕНЬ “А” (максимальная оценка “4”)
или
УРОВЕНЬ “В” (максимальная оценка “5”)

УРОВЕНЬ “А” УРОВЕНЬ “В”
Выберите один
правильный ответ

1. У насекомых в отличие
от paкообразных и паукообразных….

А) 4 пары ног
Б) 5 пар ног
В) 3 пары ног
Г) 2 пары ног

2. Ротовой аппарат лижущего
 типа у …..

А) бабочки
Б) мухи
В) стрекозы
Г) комара

3. К одомашненным видам
относятся насекомые …

А) муравей рыжий
Б) муха комнатная
В) шелкопряд тутовый
Г) капустная белянка

4. У насекомых, развивающихся
без полного превращения…

А) есть стадия куколки
Б) 4 стадии развития
В) личинка не похожа на взрослую особь
Г) личинка похожа на
взрослую особь

5. Хаpaктерный признак класса насекомых:

А) отсутствие усиков
Б) 2 пары усиков
В) 1 пара усиков
Г) 3 пары ногочелюстей

6. Насекомые растут на стадии…

А) взрослого насекомого имаго
Б) куколки
В) яйца
Г) личинки

7. Слуховой аппарат у кузнечиков находится …

А) на конце усиков
Б) за глазами
В) на голенях передних ног
Г) на голенях задних ног

Соотнесите фразы с
соответствующими словами

1. Одомашненные виды
насекомых …

1. муравьи
2. божьи коровки
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчела медоносная
6. мухи
7. комары

2. Личинки не похожи
на взрослых насекомых
и живут в воде у…

1. таpaканов
2. кузнечиков
3. поденок
4. тутового шелкопряда
5. сверчков
6. уховерток
7. кобылок

3. Органы, строение которых
положено в основу систематики
отрядов насекомых ….

1. ротовые органы
2. крылья
3. усики
4. сегменты брюшка
5. глаза
6. ноги
7. отделы тела

4. Органы, не развитые у
взрослой стадии развития
поденок (имаго)…

1. ротовые органы и
органы пищеварения
2. надкрылья
3. глаза
4. усики
5. передние крылья
6. передние ноги
7. хвостовые нити

5. Представители “домашнего
скота” муравьев …

1. таpaканы
2. осы
3. цикады
4. тутовый шелкопряд
5. пчелы
6. стрекозы
7. мухи

6. Звуковые сигналы
“стрекотания” кузнечики
и сверчки издают с помощью…

1. ротовых органов
2. передних крыльев
3. сегментов брюшка
4. яйцекладов
5. усиков
6. задних крыльев
7. задних ног

7. Улавливают звуки и
выполняют функции
органов слуха у кузнечиков…

1. ротовые органы
2. крылья
3. сегменты брюшка
4. усики
5. передние крылья
6. голени передних ног
7. голени задних ног

8. Признак класса насекомых,
обеспечивающий им широкое распространение по планете….

1. ротовые органы
2. крылья
3. глаза
4. сегментированное брюшко
5. ноги
6. усики
7. головогpyдь

Проверьте правильность ответов по образцу, выведенному на экран, друг у друга и оцените:

Уровень А: Уровень В:

“4” – 0-2 ошибки “5” – 0-1 ошибки
“3” – 3 ошибки “4” – 2-3 ошибки
“2” – 4 и более ошибок “3” – 4 ошибки
“2” – 5 и более ошибок

Внимательно читайте вопросы теста и заносите выбранные вами ответы в тетрадь. Вы должны выполнить все задания за 8 минут и проверить ответы за 2 мин.

 

Если вы убедились, что готовы к изучению нового материала, переходите к следующему этапу. Если вы переходите к следующему этапу с оценкой, которой недовольны, то по окончании урока скопируй те файл с уроком на свою дискету и проработайте материал дома

УЭ-4

Изучение нового материала.

Цель: изучить особенности строения тела стрекоз и сравнить со строением насекомых, способных издавать звуки и совершать прыгательные движения

Ознакомьтесь с представленными текстами и сравните их с предыдущими рисунками.

Стрекоза, Стрекоза,
Две горошинки-глаза.
Ножки – грабелькой,
Хвостик – сабелькой
Крылья – бантиком,
Спинка– с кантиком…
Стрекоза – летит, летит
И садится на цветок.
Крыльями пошевелит,
Раскачает стебелек –
И дальше отправляется,
А стебелек – качается…

Очень точно “нарисовал” портрет стрекозы Р.Баумволь в своем стихотворении “Стрекоза”. Вот только для описания глаз больше подошло бы сравнение не с горошинками, а с чем? Дети подбирают сравнеия с соплодием малины, с гроздью винограда, омечая фасеточное строение органов зрния.

А в басне И.А. Крылова “Стрекоза и муравей” портрет стрекозы другой:

Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела –
Как зима катит в глаза!

Прочитав эти два стихотворения, мы не можем не заметить, что образы стрекоз у двух этих авторов отличаются и в чем-то даже противоречат друг другу. Кто же из авторв ближе к истине, чье описание более точное с биологической точки зрения? Какие ножки у стрекозы – “грабелькой”, или она все-таки “попрыгунья”?

Чтобы разрешить возникшие противоречия, нам необходимо поближе познакомиться с этими удивительными существами.

Просмотрите презентации по темам: “Стрекозы” и “Цикады”, для этого щелкните дважды левой клавишей мышки по картинке.

Внимательно рассмотрите препараты конечности и крыла стрекозы под микроскопом и подготовьте “микронаучное исследование, следуя предложенному плану и соблюдая основные этапы настоящего исследования, такие как:

1) Получение фактов.
2) Формулировка проблемы.
3) Выдвижение гипотезы.
4) Сопоставление выдвинутой гипотезы с полученными в ходе урока фактами.

5) Формулировка вывода – основы для сделанного вами открытия.

1. Первый участник группы отвечает за получение фактов, он фиксирует данные, полученные на предыдущем этапе урока.

Является ли полет стрекозы шумным? Издает ли стрекоза звуки? Могут ли помочь хищному насекомому звуки во время охоты? Сопровождаются ли движения стрекозы по стeблям растений прыжками?

Какие органы чувств более важны для стрекозы во время ловли добычи – органы слуха или органы зрения?

2. Второй участник группы формулирует проблему.

Имеются или не имеются противоречия между наблюдаемыми фактами и описанием стрекозы .И.А.Крыловым как “певуньи” и “попрыгуньи”?

3. Третий участник выдвигает гипотезу: Стрекоза не является
(или является?) прототипом героини басни, так как, стрекоза не способна (или способна?) издавать громкие звуки как цикада. Стрекоза не способна (или способна?) прыгать.

4. Четвертый участник, ознакомившись со всеми данными, отмечает, есть ли у стрекозы

органы для извлечения звуков как у цикад и прямокрылых или нет?

Соответствует ли строение ног стрекозы прыгательным ногам прямокрылых?

5. Пятый участник, прочитав текст №1, определяет, является ли басня “Стрекоза и Муравей” полностью оригинальным произведением или авторским переводом произведения другого автора?

(Текст № 1.)

Сюжет басни “Стрекоза и муравей” А. И. Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза И.А. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад, конечности которых пригодны как для прыгания, так и для рытья жилищ для личинок. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

6. Шестой участник группы формулирует вывод: В произведении А. И. Крылова дан художественный образ или реальный? На самом деле прототипом героини этой истории должна была бы быть …, поэтому в поэтическом описании стрекозы мы и обнаружили не присущие ей, качества попрыгуньи и певуньи. Парадоксально, но в природе певуньи … служат муравьям в качестве “домашнего скота”! Но это уже сюжет для басни с совсем иной моралью.

А теперь познакомимся с представителями еще трех отрядов класса Насекомых.

Прочтите предложенный вам текст № 2 и ответьте на поставленный вопрос.

Текст № 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.

Эти слова сказал У. Холлэнд о насекомых в своем труде “Книга о ночных бабочках”.

Мы с вами изучили биологические особенности насекомых различных отрядов, и теперь вы обладаете достаточными знаниями, чтобы ответить на вопрос: Почему именно насекомые смогут выжить даже в таких ужасающих условиях, которые описаны в данном тексте?

Учащиеся перечисляют основные биологические особенности насекомых, позволившие им достичь биологического прогресса.

Учитель: Может быть, теперь, зная удивительную способность насекомых приспосабливаться к любым условиям существования, мы осознаем сколько еще открытий ждет человека, изучающего этих удивительных существ! Главная задача нынешних поколений, а, значит, и нас с вами, не допустить сокращения биологического разнообразия природы из-за нашей неосторожности и незнания. И поэтому, чтобы планета Земля оставалась всегда такой же прекрасной, будем помнить, что наше сердце должно быть мудрым и добрым. Будем чаще обращаться к живым существам словами Маугли: “Мы с тобой одной крови!”

Прочтите еще раз интегрированную цель урока и еще раз внимательно рассмотрите рисунки, ознакомьтесь с препаратами тела, конечностей и крыльев стрекозы под микроскопом и определите их тип, особенности строения.

Работайте в группах. (Для этого этапа урока в центре класса сдвинуты столы с расположенными на них микроскопами с соответствую-щими препаратами, образцами из коллекции насекомых различных отрядов).

(3 мин.)

Обменяйтесь мнениями в парах.

(1 мин.)

Работайте в группе, разделив между собой

задания основных этапов исследования. Задания записаны на отдельных карточках, которые вам надо выбрать по своему желанию.

(7 мин)

Просмотрите презентации “Вши”, “Жуки”, “ Клопы”, отметьте моменты, которые вам кажутся важными, записав их в тетрадь.

УЭ-5

Подведение итогов

Цель: подвести итоги работы на уроке.

Прочитайте еще раз цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале.
Определите свое настроение по цветовой шкале.

Отметьте ответы в рабочей тетради.

(2 мин)

Расшифровка вашего выбора будет выведена на экран (щелкните мышкой по первому слайду “Ответы на тест”.)

Тетради с вашими записями и результатами выполнения лабораторной работы и теста сдайте учителю.

Запишите домашнее задание: параграф.

№17 (обязательная часть), написать сообщения о кокцидах или сделать о них презентацию (творческая часть).

Приложение 3.

Текст 1. Сюжет басни “Стрекоза и муравей”.

И.А.Крылов взял у французского баснописца Лафонтена из его произведения “Цикада и муравей”, а тот пересказал притчу “Кузнечик и муравей” поэта Древней Греции Эзопа. Так что стрекоза А.И. Крылова получилась собирательным образом, причудливо соединившим в себе признаки и кузнечиков и цикад. Вот откуда взялась наша “певунья” и “попрыгунья”!

Текст 2. “Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнутся на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль и всякая жизнь уже будет близка к угасанию, на пятне лишайника, растущего на гoлых скалах у нетающих ледников Панамы, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, печальная букашка, последний остаток жизни на нашей Земле”.



Комментарии:

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

24 04 2024 3:10:31

Значение живых организмов в природе и жизни человека


    Значение живых организмов в природе и жизни человека

      Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....

23 04 2024 0:48:44

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

22 04 2024 6:40:15

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

21 04 2024 13:22:42

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

20 04 2024 2:50:37

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

19 04 2024 12:29:55

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

18 04 2024 4:32:14

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

17 04 2024 9:16:28

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

16 04 2024 1:38:13

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

15 04 2024 23:27:40

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

14 04 2024 8:12:58

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

13 04 2024 15:19:11

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

12 04 2024 10:55:40

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

11 04 2024 16:11:26

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

10 04 2024 16:28:41

Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)


    Урок "Генетика человека" (в курсе "Общая биология, 10–11-е классы, базовый уровень)

      Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....

09 04 2024 0:25:18

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

08 04 2024 1:20:39

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

07 04 2024 21:49:57

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

06 04 2024 9:43:33

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

05 04 2024 2:45:46

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

04 04 2024 20:24:13

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

03 04 2024 4:13:56

Строение и функции органов дыхания. 8-й класс

Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....

02 04 2024 19:20:49

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

01 04 2024 13:41:45

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

31 03 2024 0:11:12

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

30 03 2024 8:29:33

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

29 03 2024 8:19:15

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

28 03 2024 13:19:26

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

27 03 2024 12:37:20

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

26 03 2024 1:58:17

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

25 03 2024 12:11:41

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

24 03 2024 8:47:28

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

23 03 2024 21:59:42

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

22 03 2024 13:15:50

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

21 03 2024 14:48:26

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

20 03 2024 19:10:44

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

19 03 2024 18:59:40

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

18 03 2024 3:33:50

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

17 03 2024 16:13:31

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

16 03 2024 3:22:31

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

15 03 2024 19:32:30

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

14 03 2024 1:47:31

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

13 03 2024 8:42:56

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

12 03 2024 5:10:13

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"


    План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

      Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

11 03 2024 0:56:57

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

10 03 2024 2:32:20

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

09 03 2024 11:53:10

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

08 03 2024 2:50:43

Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"


    Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"

      В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....

07 03 2024 4:55:20

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

06 03 2024 11:23:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::