Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Этапы работы над проектом:
- Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
- Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
- Исследование, решение конкретных задач.
- Обобщение результатов, выводов.
- Реализация проекта.
- Анализ успехов и ошибок
Функции учителя при работе учащихся над проектом:
- помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий в проектной методике:
- повышение уровня активности школьников и качества знаний;
- интеграция между предметами различных образовательных областей;
- профессиональное самоопределение учащихся;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности,
- критического мышления,
- навыков работы в группе,
- умения проводить исследование, приобретать и анализировать знания из различных источников информации,
- систематически и чётко излагать свои мысли в письменном виде, сформулировать проблему и наметить пути ее решения.
Метод проектов с использованием информационных технологий открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности.
Роль учителя - создание благоприятного фона для субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами, создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превращая образовательный процесс в результативную созидательную, творческую работу.
На уроках биологии и на элективных курсах учащиеся разработали следующие проекты:
Класс | Тема проекта | Темы, над которыми работали группы ребят |
5 | Растительный и животный мир материков | Евразия Северная и Южная Америка Африка Австралия Антарктида |
7 | Экологические группы насекомых | Насекомые-потребители растений Насекомые-опылители растений Насекомые - почвообразователи и санитары Насекомые - вредители сельского и лесного хозяйства Насекомые, имеющие медицинское и ветеринарное значение Насекомые - вредители продуктовых запасов Одомашненные насекомые |
7 | Лягушка царевна - чудо природы | 1. Почему лягушки живут в двух средах 2. Каковы хаpaктерные признаки сибирской лягушки 3. Как влияют температура и влажность на длительность пребывания на суше 4. Какова двигательная активность лягушки при различных температурах |
7 | Древние пресмыкающиеся | 1. Травоядные бронтозавры 2. Хищные тарбозавры 3. Ихтиозавры 4. Птерозавры |
7 | Размножение и развитие птиц | 1. Строение яйца 2. Выводковые птицы 3. Птенцовые птицы |
7 | Сельскохозяйственные животные (основные местные породы крупного рогатого скота) | 1. Якутский скот 2. Чернопестрая эстонская порода 3. Ярославская порода 4. Костромская порода |
8 | Паразитизм и болезни | 1. Признаки паразитизма 2. Паразитоиды 3. Экологические категории паразитов 4. Циклы развития и передача паразитов |
8 | Вредное влияние курения на организм подростка | 1. Почему подростки курят 2.Состав табачного дыма 3. Факты о курении 4. Методы отказа от курения |
9 | Влияние деятельности человека на природные сообщества | 1. Загрязнение атмосферы 2. Загрязнение почвы 3. Загрязнение природных вод 4. Радиация в биосфере 5. Глобальные экологические проблемы |
10 | Сладкая жизнь | Углеводы Вкусовые рецепторы Калорийность продуктов питания Влияет ли сладкое на хаpaктер? Рацион питания нашего класса |
11 | Происхождение человека | Эмбриологическое доказательство
эволюции человека Связь развития мозга и совершенствования орудий труда Человечество в 22 веке |
11 | Развитие жизни на Земле | Архейская эра Протерозойская и палеозойская эры Мезозойская эра Кайнозойская эра |
Проект
\"Влияние окружающей среды на организм сибирской лягушки\".
Тип проекта:
- пpaктико-ориентированный, исследовательский,
- среднесрочный,
- монопредметный,
- групповой,
- внутришкольный,
- со скрытой координацией руководителя.
Основополагающий вопрос: \"В чем особенности холоднокровных животных?\"
Проблемный вопрос: \"Почему амфибии живут и в воде, и на суше?\".
Творческое название проекта: \"Лягушка-царевна - чудо природы\".
Дидактическая цель проекта: расширить знания учащихся о холоднокровных животных, формирование понятия о зависимости протекания физиологических процессов от факторов внешней среды.
Методические задачи: формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций
Проблемы (темы групповых исследований учащихся):
1. Почему лягушки живут в двух средах
2. Каковы хаpaктерные признаки сибирской лягушки
3. Как влияют температура и влажность на длительность пребывания на суше
4. Какова двигательная активность лягушки при различных температурах.
На первом занятии учащиеся самостоятельно формулируют проблемы исследований, выдвигают гипотезы решения проблем. Также выбирают вместе с учителем творческое название проекта, обсуждают план работы. Определяется форма представления результатов.
Учащиеся заранее были ознакомлены с критериями оценивания.
(см. приложение 1)
Информацию о популяциях сибирской лягушки находили в Интернете, мультимедийной энциклопедии, в школьной библиотеке.
С целью мотивировать учащихся систематизировать полученные результаты исследований, им было предложено подготовить отчет о проделанной работе в виде презентаций, буклетов, веб-сайта, альбома. Ребята с отчетом справились достойно.
(см. приложение 2)
(см. Сибирская лягушка Сайт, начальная страница - page 0001)
Для реализации проекта можно использовать:
а) программное обеспечение - Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer, мультимедийный курс по биологии \"1С: Репетитор. Биология\", Руссобит-М \"Энциклопедия по биологии\", программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, программы разработки веб-сайтов;
б) Интернет ресурсы, например, электронный учебник по биологии на сайте \"Открытый колледж\" ООО \"Физикон\" (http://www.college.ru/biologi/).
Комментарии:
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
27 03 2024 16:57:58
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
26 03 2024 1:24:32
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
25 03 2024 4:58:33
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
24 03 2024 19:46:28
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
23 03 2024 10:54:21
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
22 03 2024 7:22:36
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
21 03 2024 14:57:19
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
20 03 2024 12:16:17
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
19 03 2024 13:53:33
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
18 03 2024 2:13:55
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
17 03 2024 10:40:33
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
16 03 2024 17:44:22
При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...
15 03 2024 13:10:32
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
14 03 2024 21:38:13
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...
13 03 2024 13:37:57
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
12 03 2024 22:40:32
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
11 03 2024 0:34:10
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
10 03 2024 11:34:39
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
09 03 2024 21:51:16
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
08 03 2024 22:24:43
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...
07 03 2024 16:46:39
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
06 03 2024 19:48:19
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
05 03 2024 12:21:20
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
04 03 2024 8:46:30
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
03 03 2024 23:45:24
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...
02 03 2024 20:53:43
Цель урока: установление необходимости минеральных солей для человека и растений, развитие устной речи, дальнейшее формирование лексических и грамматических навыков. Урок рассчитан на уровень владения английским Elementary....
01 03 2024 17:54:48
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
29 02 2024 5:34:10
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
28 02 2024 7:39:48
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...
27 02 2024 7:12:41
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
26 02 2024 2:49:54
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...
25 02 2024 18:33:42
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
24 02 2024 6:39:34
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
23 02 2024 10:15:47
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
22 02 2024 5:33:27
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...
21 02 2024 6:47:25
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...
20 02 2024 19:16:24
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
19 02 2024 4:31:34
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
18 02 2024 18:17:36
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
17 02 2024 20:29:17
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач. ...
16 02 2024 17:16:53
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...
15 02 2024 11:39:47
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...
14 02 2024 7:18:56
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
13 02 2024 19:20:57
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
12 02 2024 2:40:47
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...
11 02 2024 5:50:29
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
10 02 2024 15:59:44
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
09 02 2024 14:35:14
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
08 02 2024 16:56:55
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...
07 02 2024 6:38:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::