Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов


    Формирование умений проектной деятельности у обучающихся при изучении наследственной изменчивости организмов

Предлагаемая методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии и выполнена на основе материалов курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» в процессе обучения на дистанционных курсах повышения квалификации.

Содержание занятий по теме «Наследственная изменчивость» обобщает знания о материальных основах наследственности и изменчивости разных уровней организации живой природы; процессах размножения и развития организмов.

Основой для изучения содержания темы являются:

  • знания, полученные при изучении содержания предыдущих разделов «Учение о клетке», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», которые обобщают и углубляют знания о роли ядра, хромосом, молекул ДНК как материальных основах наследственности и изменчивости, полученные в 6-9 классах;
  • знания о причинах и сущности наследственной изменчивости, полученные в 9 классе.

Таким образом, у обучающихся имеются базовые знания, которые позволяют значительно увеличить долю самостоятельной работы при изучении содержания темы и использовать биологическое содержание для совершенствования умений проектной деятельности. По календарно-тематическому планированию на изучение наследственной изменчивости отводится 4 часа (2 занятия). На первом занятии осуществляется:

  • актуализация знаний о наследственной изменчивости;
  • формирование представлений об этапах проектной деятельности;
  • знакомство с заданиями-модулями по выполнению учебных проектов: определение состава творческих проектных минигрупп (3-4 человека, возможны парные и индивидуальные проекты) ; выбор руководителей проектов; выполнение этапов проблематизации, целеполагания, формулировки темы проекта, планирования реализации проекта; распределение индивидуальных заданий для выполнения этапов проекта.

Между первым и вторым занятием каждый выполняет взятые на себя обязательства по реализации проекта, создается проектный продукт и пишется письменный отчет о работе над проектом; готовится презентация проекта. При необходимости со стороны преподавателя оказывается методическая помощь. На втором занятии происходит презентация проектных продуктов, их обсуждение и оценка выполнения учебных проектов, рефлексия проектной деятельности.

Повышению успешности выполнения учебных проектов, качественному усвоению биологического содержания способствуют:

  • руководство проектной деятельностью со стороны преподавателя, которая осуществляется с помощью «Алгоритма выполнения учебного проекта», разработанного с использованием модульной технологии, «Дневника работы над учебным проектом»; шаблона «Отчета о работе над проектом»;
  • использование современных образовательных цифровых ресурсов, содержащих анимационные модели, отражающие сущность сложнейших процессов самовоспроизведения, реализации наследственности и изменчивости на молекулярном, клеточном, организменном уровнях; ИКТ – технологии.

Тема: Наследственная изменчивость.

Цель: создание педагогической ситуации, способствующей приобретению студентами положительного опыта проектной учебной деятельности при изучении биологического содержания – наследственной изменчивости организмов.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование знаний студентов о взаимосвязи строения и функционирования материальных основ наследственности и сущности наследственной изменчивости, причинах и последствиях различных видов мутаций; о сущности и этапах проектной деятельности.

Развивающие: продолжить формирование умений осуществления проектной деятельности; работы в группе по достижению единой цели; использования цифровых образовательных ресурсов для приобретения предметных знаний.

Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства ответственности за выполнение заданного объёма работы, чувства партнерства.

Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные компьютеры, объединенные локальной сетью; цифровые образовательные ресурсы: «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», мультимедийный интеpaктивный курс компании «Физикон» «Открытая биология 2.5», задания для организации проектной деятельности: «Алгоритм выполнения учебного проекта», «Дневник работы над проектом» (Приложение 1).

План

1. Организационный этап.

2. Изучение нового материала.

2.1 Актуализация знаний обучающихся о наследственной изменчивости.

Беседа по вопросам и заданиям.

  • Какое свойство живой природы обеспечивает непрерывность жизни на планете?
  • Какие свойства живых систем реализуются в процессе самовоспроизведения?
  • Дайте определение наследственности и изменчивости.

Наследственность – это свойство организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

  • В чем противоположность этих свойств живой природы?
  • В чем связь наследственности и изменчивости?
  • Сформулируйте определение наследственной изменчивости.

Наследственная изменчивость – это свойство организмов передавать следующим поколениям вновь приобретенные признаки и свойства.

  • Заполните таблицу 1 «Особенности самовоспроизведения на разных уровнях организации живой природы».

Таблица 1

Особенности самовоспроизведения на разных уровнях организации живой природы

Уровень организации Особенности самовоспроизведения
Молекулярный Редупликация (самоудвоение) ДНК
Клеточный Созревание пoлoвых клеток-гамет или клеток бесполого размножения – спор; деление клеток митоз и мейоз.
Организменный Пoлoвoе или бесполое размножение; развитие и рост организмов
  • Какая структура выступает материальной основой наследственности и изменчивости на каждом из этих уровней организации жизни?
  • Какие нарушения возможны при самовоспроизведении этих материальных структур?

Формулировка основных понятий как результат беседы.

Мутации – наследственные изменения генетического материала.

Генеративные мутации – это мутации, возникающие в пoлoвых клетках, которые не влияют на признаки данного организма и проявляются только в следующем поколении.

Соматические мутации - это мутации, возникающие в соматических клетках, которые проявляются у данного организма и не передаются следующему поколению при пoлoвoм размножении.

Генные или точковые мутации - изменения, обусловленные заменой одного или нескольких нуклеотидов в пределах одного гена. (Изменения в цепочке: ген – белок - признак).

Хромосомные мутации – изменения, обусловленные нарушением структуры отдельных хромосом.

Геномные мутации - изменения кариотипа (числа хромосом), кратные или не кратные гаплоидному числу хромосом.

Полиплоидия - увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному числу хромосом.

Летальные - мутации, не совместимые с жизнью.

Полулетальные – мутации, резко снижающие жизнеспособность, частично или полностью останавливающие развитие [1].

2.2 Выполнение учебного проекта.

Знакомство обучающихся с этапами проектной деятельности.

Задание: Спиши текст, вставив слова из предложенного перечня: целеполагание, проблематизация, тема, реализация, задачи, способы, спланировать, сроки, презентация.

Первый этап работы над проектом -……………., так как началом работы над проектом является наличие проблемы, которая вытекает из противоречия между имеющимся и необходимым или имеющимся и желаемым. Из проблемы проекта следует его ………….., - краткая формулировка исходной проблемы. Следующий этап - ……………… . Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом же этапе необходимо определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для достижения цели проекта. Далее надо …………….. все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта, определить ……………. и ………….. работы, наметить ………….. . На следующем этапе будет проходить ……………. намеченного плана. После выполнения всех запланированных шагов и создания проектного продукта, пишут отчет о работе над проектом. Далее предстоит ……………. проекта, показывающая результат работы и компетентность автора, которую он приобрел в процессе работы [2].

Формирование проектных групп, выбор руководителя проекта.

Работа над проектом с использованием «Алгоритма выполнения учебного проекта» и «Дневника работы над проектом» (Приложение 1).

Алгоритм выполнения учебного проекта

УЭ-0. Интегрирующая цель: приобрести опыт проектной деятельности на примере разработки учебного проекта; изучить сущность наследственных изменений и причины их возникновения.

УЭ-1. Цель: научиться выделять и формулировать проблему.

  1. Прочитайте определение «Проблема - сложный теоретический или пpaктический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация в виде противоположных позиций в объяснении явлений, объектов, процессов, разрешение которой является прагматической целью проекта» [2].
  2. Обсудите в группе ответы на вопросы:
    Как связано это определение с изучаемым биологическим содержанием?
    Какой вид наследственной изменчивости вам наиболее интересен?
    Что именно вы хотите узнать об этом явлении?
    Зачем вам необходимы эти знания?
  3. Сформулируйте проблему вашего учебного проекта, используя жизненный опыт, приведенные примеры: изменение прически, изменение интерьера вестибюля учебного заведения, изучение древнего металлургического производства на территории Череповецкого района, изучение истории возникновения и традиций «Дня студента» и др.
  4. Запишите формулировку проблемы в «Дневник работы над проектом».

УЭ-2. Цель: научиться формулировать цель и тему учебного проекта, создавать образ ожидаемого результата - проектного продукта.

  1. Сформулируйте цель своего учебного проекта, используя жизненный опыт и приведенные примеры.
Проблема проекта Цель проекта
Изменение интерьера моей комнаты Изменить интерьер моей комнаты в соответствии с тенденциями современного дизайна
Изучение истории возникновения и традиций проведения «Дня студента» Изучить историю возникновения и традиции праздника «День студента»
Изучение древнего металлургического производства на территории Череповецкого района Изучить историю возникновения и технологии металлургического производства на территории Череповецкого района
  1. Сформулируйте тему своего учебного проекта и создайте образ проектного продукта, учитывая, что тема проекта часто является краткой формулировкой исходной проблемы, а проектный продукт является ожидаемым результатом проектной деятельности, реальным средством решения проблемы, разработанным участниками проекта в ходе его выполнения и представляется на публичное обсуждение.
Тема проекта Проектный продукт
Моя новая комната Дизайнерский план-проект нового интерьера комнаты
Когда и как стали праздновать «День студента»? Программа праздника «День студента» для колледжа
Металлургия Череповецкого района: взгляд в историю. Создание виртуальной реконструкции древнего металлургического процесса.
  1. Запишите цель, тему проекта и проектный продукт в «Дневник работы над проектом».
  2. Убедитесь, что между проблемой, целью и ожидаемым результатом существует необходимая связь. Для этого обсудите ответы на следующие вопросы:
    Если вы достигните цели своего проекта, будет ли решена его проблема?
    Если вы создадите предполагаемый продукт, будет ли достигнута цель проекта?
  3. Запишите ответы в «Дневник работы над проектом».

УЭ-3. Цель: научиться планировать выполнение учебного проекта.

  1. Разбейте весь путь от исходной проблемы до цели учебного проекта на отдельные этапы.
  2. Определите задачи каждого этапа, способы работы на каждом этапе, сроки выполнения каждого этапа, имеющиеся и недостающие знания и ресурсы, долю участия каждого участника проектной группы на отдельных этапах учебного проекта.
  3. Заполните соответствующий раздел «Дневника работы над проектом», обсудив ответы на поставленные вопросы.

УЭ-4. Цель: научиться работе в группе по выполнению общего учебного проекта, следуя разработанному плану.

  1. Приступайте к последовательному выполнению намеченных этапов работы, чередуя индивидуальную работу с обсуждением промежуточных результатов работы всей группой.
  2. Используйте современные образовательные ресурсы: «Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс», мультимедийный интеpaктивный курс компании «Физикон» «Открытая биология 2.5»; интернет-ресурсы http://diplom.mistic-egypt.by.ru/content/chapter2/paragraph6/cell-cikl.html http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/NASLEDSTVENNOST.html?page=0,1 .
  3. Проанализируйте работу после выполнения каждого этапа, заполнив соответствующий раздел «Дневника работы над проектом».

УЭ –5. Цель: научиться составлять письменный отчет о работе над учебным проектом.

  1. Составьте индивидуально письменные отчеты о работе над учебным проектом, используя необходимые фразы из предложенного шаблона.
  2. Обсудите индивидуальные письменные отчеты и составьте единый общий отчет о работе над учебным проектом.

УЭ- 6. Цель: научиться защищать учебный проект, приобрести навык публичного выступления по презентации проектного продукта и самопрезентации собственной компетентности.

  1. Составьте индивидуально план защиты учебного проекта вашей группы, презентации проектного продукта.
  2. Проведите защиту учебного проекта внутри группы, предоставив слово каждому участнику группы.
  3. Выберите самый удачный вариант защиты, доработайте его все вместе.
  4. Оцените учебный проект своей группы, используя критерии [3].

УЭ –7. Цель: научиться оценивать учебные проекты, используя критерии оценки.

  1. Заслушайте защиту учебных проектов и презентацию проектных продуктов других творческих групп.
  2. Оцените каждый проект по предложенным критериям, обсудив оценки в своей группе.
  3. Проанализируйте индивидуально результаты своей учебной деятельности
Я знал (а): Я узнал (а):
Я умел (а): Я научился (ась):

Литература

  1. Мамонтов С. Г. Общая биология /С.Г. Мамонтов, В. Б. Захаров - М: Высшая школа, 2008.
  2. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: Лекции 1-4 /М.А. Ступницкая – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.- 64с.
  3. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: Лекции 5-8 /М.А. Ступницкая – М: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.- 68с.



Комментарии:

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

05 12 2025 20:53:58

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

04 12 2025 0:48:25

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

03 12 2025 8:10:28

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

02 12 2025 16:17:27

Задачи по молекулярной биологии ЕГЭ biologia's Blog

Задачи по молекулярной биологии   ЕГЭ biologia's Blog Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...

01 12 2025 19:56:45

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний


    Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

      В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

30 11 2025 13:21:33

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

29 11 2025 20:35:31

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....

28 11 2025 9:57:35

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

27 11 2025 10:35:21

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

26 11 2025 19:13:22

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

25 11 2025 6:54:37

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

24 11 2025 5:54:15

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

23 11 2025 3:26:26

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

22 11 2025 21:23:24

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

21 11 2025 9:41:27

Развитие целостного миропонимания на уроках биологии


    Развитие целостного миропонимания на уроках биологии

      Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....

20 11 2025 22:39:50

Охрана природы. Красная книга


    Охрана природы. Красная книга

      На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....

19 11 2025 2:25:40

Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"

      Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....

18 11 2025 14:29:18

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

17 11 2025 6:55:21

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

16 11 2025 12:33:52

Лекарственные растения Мурманской области


    Лекарственные растения Мурманской области

      Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

15 11 2025 2:20:42

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды


    Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

      Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

14 11 2025 1:54:13

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

13 11 2025 10:30:37

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"


    Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

      Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

12 11 2025 2:34:12

Урок-игра по биологии "Птицы"


    Урок-игра по биологии "Птицы"

      Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

11 11 2025 8:57:11

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

10 11 2025 21:42:21

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

09 11 2025 18:36:46

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

08 11 2025 9:26:40

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

07 11 2025 8:13:22

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

06 11 2025 7:40:10

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

05 11 2025 8:47:22

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

04 11 2025 13:43:15

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

03 11 2025 10:31:56

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

02 11 2025 5:36:40

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

01 11 2025 1:37:44

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

31 10 2025 20:15:40

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

30 10 2025 12:25:50

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

29 10 2025 0:22:35

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

28 10 2025 6:26:25

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

27 10 2025 16:44:37

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

26 10 2025 20:37:32

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

25 10 2025 4:45:29

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

24 10 2025 3:56:12

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

23 10 2025 14:16:56

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"


    Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

      Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. ...

22 10 2025 10:45:46

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

21 10 2025 23:17:53

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

20 10 2025 2:14:41

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

19 10 2025 5:22:53

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

18 10 2025 23:46:42

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

17 10 2025 2:12:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::