Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

Цели урока:
- Образовательные: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию:
- Значение деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом.
- Основных видов деления клеток.
- Механизмов обеспечивающих равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками.
- Основных этапов жизненного и митотического циклов.
- Развивающие: Обеспечить развитие умений и навыков проведения сравнений, анализа, обобщений с выводами.
- Воспитательные: Развитие коммуникативных способностей, расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.
Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; экран; микроскопы; микропрепараты “Митоз в корешке лука”; таблицы; бумага; маркеры
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Работа в группах (3-4 минуты)
Задание 1 группе.
- Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее, численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет
- Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
- Какое свойство, присуще всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
- Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
Задание 2 группе.
- Установлено, что в многоклеточном организме клетки специализированны, то есть имеют строго определенное строение и функции.
- В соответствии со специализацией клетки обладают разной продолжительностью жизни. Например, нервные и мышечные клетки функционируют на протяжении всей жизни организмов. Другие – например, клетки костного мозга – в процессе своей специфической функции быстро погибают. Однако, не смотря на это, организм продолжает жить.
Объясните эти факты на основе ваших знаний о клетке и клеточной теории.
Задание 3 группе.
- Организм человека состоит примерно из 10 13 клеток, хотя, как и большинство многоклеточных организмов, начинает свой жизненный путь с одной клетки – зиготы.
- Наукой установлено, что все соматические клетки человека несут один и тот же набор генов, то есть содержат одинаковое число хромосом.
Объясните эти факты на основе ваших знаний о клетке и клеточной теории.
Проводится обсуждение, в ходе которого необходимо подвести учащихся к выводу о том, что существование и продолжение жизни на Земле обеспечивает уникальное свойство всех живых организмов – способность к размножению, в основе которого лежит деление клеток, а молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению.
Вспомните из курса биологии 6-го класса, какие виды деления вы знаете? (на основе ответов учащихся составляется схема)
Презентация
Объявляется тема урока.(запись в тетрадь) – слайд 1
- Изучение нового материала.
- Для каких клеток хаpaктерен митоз?
- Для каких клеток хаpaктерен мейоз?
Наиболее общим способом деления клеток растений и животных является митоз. При этом наследственный материал, заключенный в удвоенном наборе хромосом, распределяется равномерно между дочерними клетками. Более или менее распределяются все органеллы клетки. Митоз, обеспечивает возобновление клеток и таким образом поддерживает жизнедеятельность организма.
Самостоятельная работа с тексом учебника стр.137 абзац 2,3 – цель выяснить, что такое жизненный цикл? Какие процессы во время жизненного или клеточного цикла за это время происходят в клетке?
Работа по схеме (слайд 2).
Некоторые клетки, например, клетки нервной ткани, приобретают глубокую специализацию и утрачивают способность размножаться, но могут функционировать на протяжении всей жизни. Часть клеток, например клетки образовательной ткани, имеют более простое строение и не являются специализированными, но при этом сохраняют способность к размножению. Таки образом, жизнь одних клеток направлена на специализацию, а других на размножение (периода деления и подготовки к нему)
Работа со схемой (слайд 3 )
Самостоятельная работа с учебником стр.137 – 138 (чтение с пометками)
Заполнение первой части таблицы - интерфаза (для экономии времени таблицы раздаются каждому ученику)
Митотический цикл и либоз
| фазы | Процесс, происходящий в клетке | Количество хромосом (n) и содержание ДНК (с) |
| Интерфаза (фаза между делениями) Пресинтетический период | ||
| Синтетический период | ||
| Постсинтетический период | ||
| профаза | ||
| метафаза | ||
| анафаза | ||
| телофаза |
Работа со слайдом 4, обсуждение проверка заполнения таблицы. Выводы:
- Пресинтетический период(G1, 2n ,2c) – следует непосредственно за делением и является самым длительным периодом интерфазы. Во время него происходит подготовка клетки к удвоению хромосом: синтез РНК, белков. Все это приводит к интенсивному росту клетки.
- Синтетический период (S, 2n, 4c) – процесс репликации ДНК, по времени от нескольких минут у бактерий до 6-12 часов у млекопитающих.
- Постсинтетический период(G2 ) – клетка готовится к делению, запасается энергия, необходимая для самого деления. Продолжительность 3-6 часов.
Физкультминутка.
Работа в группах с учебником и заполнение таблицы
- 1 группа – профаза стр.139 -140
- 2 группа – метафаза стр. 140
- 3 группа – анафаза стр. 141
- 4 группа – телофаза стр. 141.
Учащимся на группу выдаются листы бумаги и маркеры, по ходу чтения они составляют кластер (основные процессы, происходящие в определенную фазу). Например:
Такие кластеры учащиеся каждой группы представляют всему классу. Презентация. Проводится работа по слайдам (5, 6, 7, 8).
- Проверяется заполнение таблицы.
- Дополнения учителя: телофаза заканчивается делением цитоплазмы цитокенезом. Причем ее разделение по-разному, происходит у животных и растений.
- Просмотр видеороликов
Составление схемы (слайд 9)
Разновидностями митоза являются
- Амитоз – прямое деление клетки, когда хромосомы неравномерно распределяются между дочерними клетками (так размножаются больные клетки, например paковые)
- Эндомитоз – удвоение хромосом без их последующего распределения между дочерними клетками (полиплоидия)
Из каких же процессов складывается митотический цикл клетки?
Митотический цикл клетки (слайд 10) – после ответов учащихся (запись в тетрадь)
- Закрепление.
Работа со слайдами.
- Слайд11. Какие фазы митоза изображены на рисунках, почему вы сделали такие выводы?
- Слайд 12. рассмотрите внимательно рисунок, определите под каким номером, какая фаза митоза происходит в клетках.
Лабораторная работа “Рассматривание микропрепаратов митоза в корешке лука” (слайд 13).
Презентация
Цель: обнаружить и зарисовать фазы митоза
Ход работы
- Рассмотрите микропрепарат.
- Найдите на микропрепарате делящиеся клетки. Определите, какие фазы деления клеток зафиксированы на препарате.
- Не сдвигая микропрепарат, сосчитайте количество делящихся клеток попавших в поле зрения.
- Зарисуйте клетки, сделайте соответствующие обозначения на рисунках.
- Рефлексия.
Учащиеся анализируют работу на уроке. Определяют круг вопросов, которые вызвали затруднение.
- Домашнее задание. Параграф 28. Творческое задание – составить кроссворд или графический диктант по теме урока.
Комментарии:
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
10 12 2025 10:44:25
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
09 12 2025 18:55:28
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
08 12 2025 17:58:43
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
07 12 2025 13:11:33
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
06 12 2025 6:58:22
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
05 12 2025 7:41:39
Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
04 12 2025 19:21:59
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
03 12 2025 11:59:49
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
02 12 2025 18:45:41
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
01 12 2025 18:18:47
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
30 11 2025 21:52:35
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
29 11 2025 6:57:13
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
28 11 2025 5:21:29
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
27 11 2025 21:37:24
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
26 11 2025 21:41:50
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
25 11 2025 6:10:24
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
24 11 2025 0:18:43
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
23 11 2025 16:47:19
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
22 11 2025 14:43:50
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
21 11 2025 20:40:59
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
20 11 2025 23:37:56
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
19 11 2025 17:57:53
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
18 11 2025 3:10:55
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
17 11 2025 6:35:35
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
16 11 2025 17:11:17
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме.
...
15 11 2025 19:12:43
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
14 11 2025 16:50:53
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
13 11 2025 12:38:57
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
12 11 2025 9:58:41
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
11 11 2025 19:31:12
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
10 11 2025 5:16:42
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
09 11 2025 0:27:34
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
08 11 2025 8:33:12
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
07 11 2025 16:43:16
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....
06 11 2025 19:27:11
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
05 11 2025 11:57:41
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
04 11 2025 19:46:56
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
03 11 2025 9:36:12
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
02 11 2025 23:47:41
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
01 11 2025 10:26:59
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
31 10 2025 22:56:17
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
30 10 2025 21:47:41
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
29 10 2025 0:38:36
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
28 10 2025 4:58:31
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
27 10 2025 12:14:13
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
26 10 2025 10:47:37
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
25 10 2025 20:27:38
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
24 10 2025 15:45:31
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
23 10 2025 13:32:26
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
22 10 2025 14:45:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс