Урок биологии по теме "Многообразие птиц. Экологические группы птиц". 7-й класс
Цели урока: расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания; отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям, развивать умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация урока, карточки-задания для пар, индивидуальные листы для изучения нового материала, диск голоса птиц.
Основное содержание
1. Актуализация ранее полученных знаний.
- Назовите черты приспособленности птиц к полёту. (Слайд 1)
- Чем выводковые птенцы отличаются от гнездовых? Приведите примеры. (Слайд 2)
- По каким признакам различают оседлых, кочующих и перелётных птиц? (Слайд 3)
- Какое значение в жизни птиц играют различные типы гнёзд? (Слайд 4)
2. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с параллельным заполнением схемы на индивидуальных листах.
Птицы – самый многочисленный класс наземных позвоночных. Он насчитывает около 8600 современных видов. Их объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые, Типичные птицы. (Слайд 5)
При работе со схемой учащиеся используют текст § 49 и иллюстрации к нему. Учитель демонстрирует слайды презентации и даёт комментарий каждому:
А) Пингвины: крылья узкие, короткие, ластообразные; ноги прикреплены к заднему концу туловища, между пальцами перепонки; скелет тяжёлый, оперение плотное, на крыльях чешуевидное. (Императорский, Адели, антарктический, золотоволосый; всего один отряд и 16 видов). (Слайд 6)
Б) Страусовые: крылья слабые, нет киля, ноги длинные и сильные, быстро бегают, голова на длинной шее, что помогает обзору. (Африканский страус, нанду, эму, казуары, киви). (Слайд 7)
В) Типичные птицы: 24 отряда (большинство современных птиц) ; хорошо выражены признаки приспособленности к полёту. Распространены по всему земному шару. В России 18 отрядов и 720 видов. (Слайд 8)
Многообразие птиц
Задание 1 – заполните схему
2. Экологические группы птиц. Заполнение схемы 2.
Типичные птицы принадлежат к различным экологическим группам.
Задание 2 – заполните схему
А) По местам обитания: птицы леса,
водоплавающие, открытых прострaнcтв, побережий
водоёмов и болот. При этом принимается во
внимание не только строение, но и поведение.
Б) По местам гнездования: кроногнёздные,
кустарниковые, наземногнездящиеся,
дуплогнёздники, норники.
В) По типу питания: растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные, падалееды.
3. Заполнить таблицу. (Слайд 9-12)
А) Птицы леса: укороченные закруглённые крылья,
длинные хвосты.
Б) Птицы открытых прострaнcтв: сильные ноги,
длинная шея, выводковые птенцы.
В) Водоплавающие: лодкообразное тело, перепонки
на лапах, хорошо развита копчиковая железа.
Г) Птицы побережий водоёмов и болот: длинные
тонкие ноги и шея, большой клюв, морские образуют
птичьи базары.
Задание 3 – заполните таблицу
Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
Экологические группы птиц по месту обитания |
Виды |
Образ жизни и приспособления к месту обитания |
Птицы леса |
||
Птицы открытых прострaнcтв |
||
Водоплавающие птицы |
||
Птицы побережий, водоёмов и болот |
||
4. Рассказ учителя о растительноядных, насекомоядных, хищных птицах. (Слайд 13)
3. Закрепление полученных знаний.
1. Работа по карточкам в парах.
А) Дайте хаpaктеристику надотряда по рисунку
страуса.
Б) Где живут пингвины, и каковы их особенности?
В) Каково значение особенностей строения серой
цапли?
Г) Почему чирки не намокают и не замерзают?
Д) Назовите основные черты сходства большого и
малого пёстрого дятла, чем их объяснить?
2. Минитест. (проверка Слайд 14)
Вариант 1.
Выберите из данных признаков хаpaктерные для дятла и совы.
- Клюв массивный, приспособленный для долбления древесины.
- Крепкий загнутый клюв, острые когти.
- Язык длинный и липкий.
- Полёт очень медленный и бесшумный.
- Оперение короткое, жёсткое, яркоокрашенное.
- Оперение рыхлое, мягкое, крылья закруглённые.
- Ноги короткие, хорошо приспособленные для лазания по деревьям.
- Полёт быстрый, прямой, маломаневренный. Тип развития гнездовой.
- Глаза направлены вперёд, а не по бокам.
- Пища – грызуны и мелкие птицы.
Дятел | Сова |
Вариант 2.
Выберите из данных признаков хаpaктерные для тетерева и орла.
- Телосложение плотное, шея короткая, ноги сильные, приспособленные для ходьбы, разгребания земли.
- Клюв крепкий, крючковатый, когти острые и кривые.
- Гнездится на земле.
- Полёт парящий на большой высоте.
- Полёт с частыми взмахами крыльев и планированием, взлетает с шумом.
- Весной хаpaктерно токование.
- Питается животной пищей.
- Ночует высоко на деревьях, зимой зарывается в снег. Тип развития выводковый.
- Тип развития гнездовой.
- Питается лесными ягодами, почками берёзы, насекомыми.
Тетерев | Орёл |
4. Домашнее задание. Изучить § 49, заполнить таблицу 4. Найти дополнительную информацию о различных экологических группах птиц.
Задание 4 – заполните таблицу
Приспособленность строения клюва к способу питания птиц
Экологические группы птиц по способу питания |
Виды |
Особенности строения клюва |
Хищные |
||
Зерноядные |
||
Насекомоядные |
||
5. Рефлексия. (Слайд 15)
В апреле птичьи стаи снова
В наш край богатый прилетят.
И будут в крепях камышовых
Плескаться выводки утят.
Приложение
Презентация
Комментарии:
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
18 03 2024 12:22:41
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
17 03 2024 1:57:27
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
16 03 2024 21:39:24
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
15 03 2024 22:24:30
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...
14 03 2024 19:27:19
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
13 03 2024 13:16:19
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
12 03 2024 8:52:25
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...
11 03 2024 22:42:29
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
10 03 2024 22:57:41
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
09 03 2024 4:50:58
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
08 03 2024 13:43:51
В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...
07 03 2024 10:33:37
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
06 03 2024 16:29:29
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
05 03 2024 8:32:52
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
04 03 2024 4:33:18
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...
03 03 2024 19:31:14
Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....
02 03 2024 17:45:34
Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....
01 03 2024 19:20:15
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
29 02 2024 14:36:32
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
28 02 2024 4:23:27
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
27 02 2024 18:41:28
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
26 02 2024 16:26:29
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
25 02 2024 1:41:30
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
24 02 2024 5:56:12
Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....
23 02 2024 8:34:10
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
22 02 2024 4:55:43
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
21 02 2024 8:42:40
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...
20 02 2024 23:25:29
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
19 02 2024 21:10:31
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
18 02 2024 22:59:14
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
17 02 2024 11:35:26
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...
16 02 2024 7:55:23
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
15 02 2024 2:51:15
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...
14 02 2024 7:58:55
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...
13 02 2024 12:34:35
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
12 02 2024 12:55:39
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
11 02 2024 10:58:53
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
10 02 2024 19:18:23
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
09 02 2024 0:38:23
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
08 02 2024 5:12:36
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки. ...
07 02 2024 9:51:17
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
06 02 2024 5:32:19
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...
05 02 2024 17:10:44
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
04 02 2024 15:36:40
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
03 02 2024 15:10:41
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...
02 02 2024 18:16:58
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
01 02 2024 16:11:52
Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в пpaктической работе....
31 01 2024 15:57:44
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...
30 01 2024 0:39:10
Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...
29 01 2024 20:13:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::