Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

Задачи. Расширить знания учащихся об эволюционном учении, полученных в 9 классе; продолжить расширение и углубление этого понятия, напомнить об уровневой организации живой материи, углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице.

Оборудование. Учебники: Биология 10-11 “Общая биология” (Каменский) ; дополнительная литература: Биологический энциклопедический словарь; Интернет – ресурсы; программное обеспечение Power Point; мультимедийный проектор; экран.

Ведущая дидактическая цель. изучение нового материала.

Форма работы. Информационно-исследовательский проект.

Идея проекта.

Изучение темы “Основы учения об эволюции” в 11 классе представляет определенную сложность. Она заключается в том, что учителю непрерывно приходится держать в поле своего внимания вопросы эволюционной теории. Развитие эволюционных понятий будет идти и в других темах, однако здесь закладывается основа, от прочности которой будет зависеть усвоение остального материала.

Как возникла идея использовать метод проектов при изучении данной темы. Что здесь может подлежать исследованию?

Во-первых, опираясь, на имеющиеся у учащихся знания, можно проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, изучить историю биологии дедуктивно.

Во-вторых, выполняя пpaктические задания учащиеся приходят к осознанному и прочному усвоению знаний о естественном отборе, борьбе за существование.

В-третьих, оформляя свою работу в виде презентации и докладов, учащиеся смогут лучше усвоить тему, применить свои знания в новой ситуации .

В-четвертых, смогут оценить свои результаты.

Этапы работы над проектом.

1 этап. Погружение в проект.

а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

Приводится высказывание “Эволюция- необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию. Дальше задается вопрос: “Всегда ли люди знали о том, что существует эволюционное развитие природы ” Учащиеся высказывают гипотезы.

б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

в) Определяются направления работы, формулируются задачи:

1) Проследить развитие основных эволюционных представлений, выяснить значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов.

2) Расширить представления о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса.

3) Раскрыть сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов.

4) Выяснить роль естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, раскрыть его связь с борьбой за существование и возникновением адаптации.

2 этап. Организация деятельности.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.

3 этап. Осуществление деятельности

Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта. (См. Приложение 2)

4 этап. Презентация

Защита проектов по группам происходит на сдвоенных уроках.

1.Тема урока: “Основы эволюционного учения”

Цели:

Познавательная цель: учащиеся должны усвоить: а) смысл понятия эволюция ; б) создать представления о накоплении и развитии биологических знаний ; в) основными положениями теории Ч.Дарвина ; г) создать представления о виде и популяции; д) сформировать знания о движущих силах эволюции – наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе.

Развивающая цель: учащиеся должны уметь: а) выявлять общие черты и различия в строении живых организмов; б) доказывать; в) хаpaктеризовать черты приспособленности, связанные; г) устанавливать связь между; д) описывая натуральные объекты, уметь составлять хаpaктеристику видов.

Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться: а) в познаваемости органического мира; б) в теоретической и пpaктической значимости эволюционных знаний.

Методы: частично поисковый, исследовательский

Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.

Средства обучения: натуральные объекты, мультимедийный проектор; экран, компьютерные презентации проектов учащихся.

План первого урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).

а) вступительное слово учителя: “Главным объектом изучения сегодня на уроке является понятие эволюция, хаpaктеризующая необратимое историческое развитие живой природы. Эволюция - необратимое историческое развитие природы. Справедливы ли эти слова? Возникает проблемный вопрос: Всегда ли люди знали об эволюционном развитии природы? Умели ли они объяснять причины многообразия органического мира? Давайте вспомним, что мы уже знаем об эволюционном учении? Что такое эволюция? Как происходило развитие эволюционной теории? Помогут нам в этом учащиеся первой группы. Их задача была проследить становление и развитие эволюционной теории и значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов”.

3. Защита проекта группой № 1

а) Тема проекта: “Развитие основных эволюционных представлений. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов”

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Хомутова А. руководитель, оформитель презентации, демонстратор Компьютерная презентация
Фидчунова Е. докладчик  
Амирханова А. подбор рисунков  
Умаханова Г. докладчик  
Кацубин М. оформитель презентации, демонстратор  

б) Ответы на вопросы оппонентов.

в) Самооценка и оценка работы группы №1 оппонентами по 5-ти бальной системе.

4. а) Слово учителя:

“Итак, важной вехой в развитии науки было становление теории эволюции. Важнейшую роль в объяснении многообразия живой природы играет теория Ч.Дарвина о происхождении видов. Учащиеся второй группы занимались изучением понятия о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса. Их задача была охаpaктеризовать критерии вида и особенности взаимоотношений организмов в популяциях.”

б) Защита проекта группой № 2.

а) Тема проекта: “Вид и популяция- центральные звенья эволюционного процесса”.

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Корецкий А. руководитель, оформитель презентации, докладчик Компьютерная презентация
Шифоростов М. подбор рисунков, докладчик  
Золотухин А. докладчик  
Набережный А. демонстратор  

б) Ответы на вопросы оппонентов.

в) Самооценка и оценка работы группы №2 оппонентами.

2. Тема урока “Основы эволюционного учения”

План второго урока.

1. Организационный момент.

2. а) Вступительное слово учителя:

“Мы продолжаем разговор об эволюционной теории и учении Ч.Дарвина. Согласно теории Дарвина движущими силами эволюции являются наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов исследовали учащиеся третьей группы ”.

б) защита проекта группой №3

Тема проекта: “Наследственность и изменчивость”.

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Жукавина А. руководитель, оформитель презентации Компьютерная презентация
Линник О. оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков  
Бескоровайная Е. докладчик  
  докладчик  
  докладчик  
  Докладчик  

в) Ответы на вопросы оппонентов.

г) Самооценка и оценка работы группы №3 оппонентами.

3.а) Слово учителя:

“Вид и популяция – центральные звенья в эволюционном процессе. Популяция является элементарной единице эволюции, реально существующей в природе, представляет собой единое целое во времени и прострaнcтве, способно наследственно изменяться. Благодаря изменчивости повышается внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к местным изменяющимся условиям благодаря популяциям, входящим в состав вида. Способность видов к неограниченному размножению, возможность выживания всех потомков, находится в несоответствии с ограниченностью ресурсов, что приводит к разворачиванию борьбы за существование и естественному отбору. Выяснением роли естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, его связи с борьбой за существование и возникновением адаптации занималась четвертая группа.

б) Защита проекта группой №4

Тема проекта: “Борьба за существование и естественный отбор”

Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:

Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты
Амирарсланов И. руководитель, докладчик, оформитель презентации Компьютерная презентация
Луговский С. оформитель презентации, докладчик,  
Плотников А. докладчик  

в) Ответы на вопросы оппонентов.

г) Самооценка и оценка работы группы №4 оппонентами.

4. Оценка работы учащихся и выставление оценок.

Оценочный лист проектной деятельности групп

Критерии выполнения и защиты проекта Само - оценка

Оценка других групп

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

1. Качество:

Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры.

         
2. Корректность текста:

Отсутствие ошибок, точность, законченность.

         
3. Дизайн:

Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию.

         
4 Взаимодействие:

Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность.

         
5 Выступление:

Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией.

         
  Общее количество баллов          

а) Заполнение на доске сводной таблицы (выписываются общее количество баллов выставленных каждой группе их оппонентами и в результате самооценки).

№ группы

Общее количество баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 Рейтинговая оценка (среднеарифметическая) Итоговая оценка
№1                    
№2                    
№3                    
№4                    

Схема выставления оценок:

20 - 25 баллов – “5”

15 – 19 баллов – “4”

10 – 14 баллов – “3”

б) Подсчет рейтинговой (среднеарифметической) и выставление итоговой оценок (по одному представителю от каждой группы).

6. Подведение итогов (рефлексия):

а) Заключительное слово учителя: “В заключение нашего урока и в качестве ответа на проблемный вопрос, я думаю, уместными будут слова: “Движущие силы развития природы находятся в ней самой. Ими являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Следовательно, живой природе присущи самодвжение и саморазвитие.”.

Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока”.

б) Анкетирование учащихся

Вопросы анкеты:

  1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
  2. С каким настроением я работал?

  3. Доволен ли я собой?
  4. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
  5. Что было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
  6. Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
  7. Были ли у меня затруднения в работе с группой?
  8. Достиг ли я цели обучения?
  9. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (пpaктики, просто интересен)?
  10. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?

См. приложение 1.



Комментарии:

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

25 04 2024 19:46:16

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

24 04 2024 13:11:37

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

23 04 2024 20:45:47

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

22 04 2024 7:18:33

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

21 04 2024 1:51:50

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

20 04 2024 16:36:31

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

19 04 2024 15:22:15

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

18 04 2024 19:16:24

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

17 04 2024 21:31:22

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

16 04 2024 6:41:44

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

15 04 2024 7:15:44

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

14 04 2024 20:35:59

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

13 04 2024 21:32:59

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

12 04 2024 17:43:57

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

11 04 2024 21:30:50

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

10 04 2024 18:26:26

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

09 04 2024 22:48:10

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"


    Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

      При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

08 04 2024 21:37:48

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

07 04 2024 9:45:57

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

06 04 2024 8:20:25

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

05 04 2024 19:40:41

Театр здоровья


    Театр здоровья

      Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....

04 04 2024 0:10:23

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

03 04 2024 17:54:25

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс


    Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

      При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

02 04 2024 12:51:54

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

01 04 2024 18:49:55

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

31 03 2024 17:24:45

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

30 03 2024 7:29:36

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"


    Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

      Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

29 03 2024 14:29:37

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

28 03 2024 22:50:12

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

27 03 2024 5:38:32

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

26 03 2024 1:25:48

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

25 03 2024 18:51:27

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

24 03 2024 16:13:21

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

23 03 2024 20:16:59

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

22 03 2024 19:31:20

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

21 03 2024 6:30:10

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

20 03 2024 3:37:37

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

19 03 2024 21:35:42

Тема урока: "Происхождение человека"


    Тема урока: "Происхождение человека"

      Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

18 03 2024 9:38:28

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

17 03 2024 9:21:17

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

16 03 2024 11:47:45

Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Жизненный цикл клетки. Митоз"

      Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....

15 03 2024 16:15:31

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

14 03 2024 6:49:57

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

13 03 2024 2:56:58

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

12 03 2024 8:33:46

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

11 03 2024 12:25:38

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

10 03 2024 10:55:43

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

09 03 2024 15:46:13

Многообразие грибов


    Многообразие грибов

      Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....

08 03 2024 0:29:36

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

07 03 2024 13:50:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::