Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу
Определенный вклад в процесс познания организма человека вносит внеклассная работа. Заинтересовать, показать необычное в обычном – значит «зажечь» огонек творчества, поиска нового в неизведанном, показать студентам пpaктическую значимость его знаний.
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова – «интерес» – особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять…Поэтому внеклассная работа побуждает студентов узнавать что-то новое, искать пути решения проблем, настраивает студентов на поиск новой информации.
Анатомия – это очень сложный предмет. Некоторые темы не представляют интереса для студентов, но знания этих тем необходимы для изучения в будущем клинических дисциплин.
Студентам бывает трудно заставить себя учить то, к чему нет интереса. Внеклассные мероприятия помогают взглянуть на предмет по-новому, с другой стороны.
В первом семестре, когда студенты еще не адаптировались к новым условиям, не привыкли много учить, провожу такие мероприятия:
- викторина «Организм человека – это загадка»;
- КВН «Костная система»;
- интеллектуальное кaзинo «Чердачок умов» и другие.
Многие вопросы конкурсов требуют от студентов умения мыслить логически, нестандартно. Например, вопросы такого типа:
- Это есть у дерева и у мозжечка? (кора)
- Этим славится Египет и продолговатый мозг? (пирамиды)
- Нерв, помогающий дeвyшкам привлекать глазками мужчин? (глазодвигательный)
- Не часы, а тикают? (сердце)
Одной из форм внеклассных мероприятий является интеллектуальное кaзинo «Чердачок умов». Студенты играют в кaзинo только не на деньги, а на»умы». Комaнды делают ставки и затем отвечают на вопросы в стихотворной форме. Например,
-
Внутрь от линии сосковой
Сантиметр всего один
В межреберье пятом левом
Точка есть, вот для чего:
Ставь стетоскоп. Внимание уши!
Какой клапан здесь можно прослушать? (двухстворчатый) -
Всем известно позвоночник
Весь, по сути, крив.
Человек же (это точно!)
Строен и красив!
Назовите изгиб позвоночника выпуклостью вперед? (лордоз)
И другие вопросы подобного типа из «Карманного анатомического атласа» Пупышева Л.В.
Следующий конкурс «Черный ящик». Студентам необходимо по описанию органа угадать, что лежит в ящике. Например,
- Этот орган Аристотель считал «охладителем крови», Гиппократ – «органом, выделяющим излишки влаги». А позднее, ученые считали, что там живёт душа? (головной мозг)
- Аристотель считал, что у мужчин этих органов больше. Древние греки считали, что для их излечения нужно съесть мышь. А в настоящее время – это самый прочный орган? (зубы)
Перед проведением мероприятия студенты разбиваются на комaнды. При подготовке к мероприятию повторяют пройденный материал. Они сами замечают пробелы в знаниях и намечают пути их устранения. Студентам предлагается сочинить частушки по анатомии, сделать рекламу какому-нибудь органу, придумать пантомиму о работе органа (например, работа сердца, сокращение мышц).
Яркие формы проведения, загадочные вопросы, требуют знания анатомических и физиологических понятий. Все это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине.
Традиционно во втором семестре проводится «Декадник анатомии и физиологии», в котором принимают участие студенты второго курса. Задействованным оказывается каждый студент. При этом учитываются и раскрываются индивидуальные особенности студентов. Некоторые студенты хорошо проявляют себя в развлекательных конкурсах, другие - в конкурсах, где необходимо думать логически, делать выводы по полученной информации. Кто-то проявляет себя в творческих конкурсах, в которых развиваются способности и раскрываются таланты.
Таким образом, каждый студент может реализовать себя, трудный предмет открывается с другой стороны и возникает желание узнать что-то новое по предмету.
Декадник «Анатомии и физиологии» помогает систематизировать знания по анатомии и физиологии человека, способствует формированию познавательного интереса к предмету, способствует раскрытию творческих способностей.
Декадник проводится по окончании учебного года, когда основные темы курса «Анатомия и физиология» уже пройдены.
Участие студентов в мероприятиях дает возможность лучше подготовиться к экзамену. Студенты, показавшие блестящие знания на конкурсе по анатомии и физиологии, освобождаются от зачета и экзамена по данной дисциплине. Декадник «Анатомии и физиологии» проходит согласно плану, где каждый день – определенное мероприятие.
Дни недели | Мероприятия |
Понедельник | 1 тур олимпиады |
Вторник | Конкурс газет, рисунков, плакатов, кроссвордов, рефератов. |
Среда | Марш-старт «Путешествие по организму человека» |
Четверг | Конкурс «Её Величество Анатомия» |
Пятница | Выступления с докладами на занятии «Жизнь и деятельность ученых» |
Суббота | Заседание анатомического кружка |
Понедельник | Конкурс наглядных пособий |
Вторник | Конференция «Роль витаминов в жизни человека» |
Среда | Олимпиада по анатомии 2 тур |
Четверг | Подведение итогов, награждение участников, выпуск молний |
В конкурсе «Марш-старт» – «Путешествие по организму человека», студентам необходимо посетить станции: пищеварительная, дыхательная, нервная и т.д. Студенты получают маршрутный лист, согласно которому посещают станции и отвечают на предложенные вопросы.
Такая игра не только побуждает интерес к предмету, но и стимулирует студентов к решению задач. Задания конкурса вызывают интеллектуальный азapт: сделать задание раньше других, набрать максимальное количество баллов.
Игровые мероприятия развивают самостоятельность студентов, их творческие способности, активизируют познавательную деятельность, формируют профессиональный интерес, способствуют закреплению и углублению знаний, развивают логическое мышление.
В конкурсе «Её Величество анатомия» создаются комaнды по 5 человек. Подготовка, организация, проведение мероприятия не только сплачивает студентов, учит действовать сообща, помогать друг другу, но и помогает показать свои знания, находчивость. Названия конкурсов:
- «Все тайное становиться явным» – дается хаpaктеристика отделов головного мозга, нужно отгадать название отдела. При ответе с первой фразы – 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д.
- «Есть вопрос – найди ответ» – подобрать правильный ответ к вопросу.
- «Не заблyдись» – дополнить фразу. Например, сигмовидная (кишка), шиловидный (отросток) и т.д.
- «Что? Где? Когда?» – ответить на вопросы. Например, Что такое пепсин? Где выpaбатываются cпepматозоиды? Когда происходит выделение слюны?
- «Точно в цель» – на рисунке органа обозначить основные части и другие конкурсы.
Самое главное для преподавателя – заинтересовать студентов в проведении внеклассного мероприятия. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеклассные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к экзамену.
В ходе «Декадника анатомии» студенты выполняют творческие задания, изготавливают наглядные пособия (вышивки системы кровообращения, рисунки коры головного мозга, связанные крючком органы, работы из пластилина и т.д.), выпускают анатомические стенгазеты, где содержатся занимательные, необычные факты о работе органов или строении органов и организма в целом. Поиск информации для газеты расширяет анатомический кругозор и развивает интерес к предмету, развивает умения и навыки работы с дополнительной литературой.
Традиционно в роли жюри у нас присутствуют студенты старших курсов, которые сами на втором курсе участвовали в игре. Старшекурсники сравнивают свои знания со знаниями второкурсников. И очень гордятся собой, что когда-то давно прошли испытания на конкурсах и сохранили полученные знания.
Ежегодно в конце учебного года провожу олимпиаду по анатомии и физиологии.
Девиз олимпиады «Все знать, изведать, испытать».
При ответах на вопросы олимпиады студентам нужно проявить смекалку, находчивость. При подготовке к олимпиаде студенты изучают дополнительную литературу, находятся в поиске новой информации. Стимулом участия в олимпиаде является освобождение победителей от экзамена по анатомии и физиологии.
Анатомию и физиологию мы изучаем на втором курсе. В прошлом учебном году проведено внеклассное мероприятие «Кто умнее второкурсника?» для студентов IV-V курса по дисциплине анатомия и физиология. При подготовке к мероприятию старшекурсники погружаются в атмосферу второго курса, повторяют теоретический материал, готовят самопрезентацию. В качестве помощников выступают студенты второго курса. Студентам предлагается ответить на ряд вопросов по анатомии и физиологии. Вопросы разделены на категории и направлены на выявление остаточных знаний по анатомии и физиологии.
Таким образом, существуют различные формы внеклассных мероприятий, которые оказывают большую роль при формировании познавательного интереса и помогают студентам в игровой форме освоить дисциплину. Преподаватель выступает в роли наставника, старшего товарища. У студентов и преподавателей устанавливаются доверительные отношения.
Студенты повышают свой уровень знаний, вспоминают ранее изученный материал. Ведь недаром, античный мудрец сказал: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз!»
Комментарии:
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
09 10 2025 21:10:57
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
08 10 2025 21:15:59
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
07 10 2025 9:26:42
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
06 10 2025 20:50:15
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
05 10 2025 2:24:33
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
04 10 2025 21:27:34
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
03 10 2025 18:11:44
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
02 10 2025 1:39:21
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
01 10 2025 15:48:14
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
30 09 2025 1:58:19

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
29 09 2025 13:54:38
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
28 09 2025 7:52:25
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
27 09 2025 6:22:47
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
26 09 2025 8:22:33
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
25 09 2025 6:11:37
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
24 09 2025 7:16:43
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
23 09 2025 15:55:15
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения.
...
22 09 2025 0:16:14

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
21 09 2025 14:12:45
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
20 09 2025 13:33:28
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
19 09 2025 0:57:12
Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....
18 09 2025 17:27:26
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
17 09 2025 17:25:40

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
16 09 2025 12:20:35
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
15 09 2025 22:29:12
Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....
14 09 2025 8:19:29
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
13 09 2025 1:38:34

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
12 09 2025 13:53:33
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
11 09 2025 3:46:37
Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....
10 09 2025 3:36:21

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
09 09 2025 2:21:33
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
08 09 2025 1:40:18
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
07 09 2025 8:18:19
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
06 09 2025 1:35:53
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
05 09 2025 21:21:20
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
04 09 2025 15:56:47
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
03 09 2025 20:35:54
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
02 09 2025 8:36:57
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
01 09 2025 14:18:28
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
31 08 2025 4:15:39
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
30 08 2025 16:32:42
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
29 08 2025 6:43:20
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
28 08 2025 12:11:21
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
27 08 2025 4:56:54
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
26 08 2025 12:49:30
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
25 08 2025 8:28:48

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....
24 08 2025 12:10:13
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний.
...
23 08 2025 0:48:30
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
22 08 2025 16:58:42
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
21 08 2025 8:59:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::