Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс
Дидактическая цель: способствовать осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная – создать условия для усвоения понятий: вакцина, прививка, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, лечебная сыворотка; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета.
- Развивающая – продолжить формирование умений решать познавательные задачи и делать выводы; развивать исследовательские умения, используя систему заданий для самостоятельной работы творческого хаpaктера.
- Воспитательная – способствовать пониманию значения для жизни человека знаний о строении и функциях иммунной системы; формированию валеологической культуры.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Средства обучения:
- Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека: уч. Для 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. – М.: Просвещение,1999.
- Презентация к уроку (проектор, экран, ноутбук, презентер, колонки)
- Видеофильм «Иммунитет».
- Дидактические карточки к уроку.
ХОД УРОКА
1. Актуализация, мотивация, целеполагание
(Звучит лунная соната)
В летописях средних веков описаны страшные
картины свирепствования чумы. Летописцы
отмечали, что ей были доступны и острова и пещеры.
Она проникала за водные и горные преграды. Города
и селения замирали, на улицах можно было видеть
только могильщиков.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в
Византийской империи чума продолжалась 50 лет и
унесла 100 миллионов человек. От чумы в 14 веке в
Европе погибла четверть населения – 10 миллионов
человек. Чуму называли черной cмepтью. Ее
эпидемии производили трагическое опустошение.
Они вызывали отчаяние и ужас людей, беспомощных
перед неминуемой cмepтью.
Не менее опасна была оспа, от нее погибало еще
больше людей, чем от чумы. В 18 веке в Западной
Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек.
Ею заболевало 2/3 родившихся, и из восьми человек
трое умирали.
В начале 19 века с развитием мировой торговли
стала распространяться холера. Зарегистрировано
7 эпидемий холеры. Таким образом, на протяжении
всей истории существования человеческого
общества его поражали многочисленные эпидемии.
Но ни одна эпидемия не уничтожила всего
человечества.
Вопросы с целью актуализации знаний учащихся.
– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?
– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?
– Известно, что одни члeны семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.
Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.
2. Изучение нового материала
1. Выступления учащихся с сообщениями
Сообщение №1 Биография Луи Пастера
Сообщение №2 Биография И.И. Мечникова
2. Просмотр видеофрагмента об иммунитете (диск Анатомия 1 часть, КВАРТ)
3. Задания для самостоятельной работы
1) Изучить строение иммунной системы.
– выписать в словарь термины: иммунная система,
тимус.
– познакомиться с таблицей №1 и схемой №1 (схему
зарисовать в тетрадь).
2) Изучить строение лейкоцитов.
– выписать в словарь термины: лейкоциты,
лимфоциты.
– изучить и зарисовать схему №2.
3) Изучить механизм иммунитета.
– выписать в словарь термины: антиген, антитело,
иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка,
прививка
– изучить и зарисовать таблицу №2.
4) Изучить виды иммунитета.
– выписать в словарь термины: иммунитет видовой,
иммунная память.
– Заполните схему №3, используя учебник стр.76.
5) Если вы все сделали, подумайте над следующими
вопросами:
– Чем объяснить, что не всегда при заражении
микробами человек заболевает, а если и
заболевает, то болезнь протекает не у всех
одинаково?
– При каких нормальных физиологических
процессах может увеличиваться количество
лейкоцитов.
– Под действием, каких факторов иммунитет
ослабевает?
3. Первичное закрепление
1. Узнай ученого
– Какой вклад он внес в иммунологию?
2. Тест
1) Заслуга Л. Пастера заключается в том, что он …
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
2) К какой из болезней не выpaбатывается длительный иммунитет?
а) к кори б) к ветрянке
в) к гриппу г) к скарлатине
3) Заслуга И.И. Мечникова
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
4) Опасность СПИДА заключается в том, что он:
а) вызывает простуду
б) приводит к потере иммунитета
в) вызывает аллергию
5) Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезней:
а) не вызывает заболевания.
б) может вызвать заболевание в легкой форме
в) излечивает от возникшего заболевания
4. Рефлексия
В заключение, учитель возвращает детей к
определению иммунитета и просит ответить на
проблемные вопросы, поставленные вначале урока.
Предлагает назвать фамилии учащихся, которые
своими ответами помогли систематизировать
сложный материал по теме и расширить
биологический кругозор.
5. Домашнее задание
1) Прочитать § 15, записи в тетради. – на оценку 3
2) § 15, записи в тетради, кроссворд или сообщение на тему: «Аллергия – механизм и причины» – на оценку 4 и 5
Дополнительно на оценку.
1) Вставьте пропущенные слова.
Способность организма избавляться от чужеродных тел и сохранять постоянство внутренней среды называют… Наиболее древней формой иммунитета является …, осуществляемый путем … При специфическом иммунитете организм способен распознавать чужеродные клетки и вещества, которые называются … В ответ на попадание в организм антигенов происходит выработка … У человека лейкоциты, участвующие в иммунной реакции, образуются в … Различают две формы лимфоцитов: …
2) Ответьте на следующие вопросы.
- Английский врач Эдуард Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоящую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?
- У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.
- Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предполагают сделать прививку, а другие ввести сыворотку. Кто из них прав?
- Известно, что против оспы многие годы использовалась специально приготовленная вакцина. Она попадает в организм кожи на верхней трети плеча. После прививки на этом месте остаются рубцы. О чем говорит след, оставшийся от оспопрививания?
- В медицинской пpaктике используются как дифтерийная сыворотка, так и дифтерийная вакцина. Что происходит в организме при введении дифтерийной сыворотки.
Приложение 1
Комментарии:
Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углубллять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....
09 10 2025 10:39:46
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
08 10 2025 1:36:46
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
07 10 2025 17:44:17
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
06 10 2025 13:42:34
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
05 10 2025 7:40:22
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
04 10 2025 18:51:59
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
03 10 2025 20:49:50
Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....
02 10 2025 22:15:48
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
01 10 2025 11:13:52
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
30 09 2025 3:52:52
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
29 09 2025 16:23:47
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
28 09 2025 4:17:29
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
27 09 2025 5:25:27
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
26 09 2025 22:49:36
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
25 09 2025 11:26:44
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
24 09 2025 12:50:31
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
23 09 2025 12:19:19
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
22 09 2025 3:12:23
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
21 09 2025 2:45:48
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
20 09 2025 16:46:48
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
19 09 2025 8:58:28
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
18 09 2025 14:15:29
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
17 09 2025 18:40:28
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
16 09 2025 14:45:22
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
15 09 2025 5:57:12
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
14 09 2025 11:20:41
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
13 09 2025 5:23:58
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
12 09 2025 17:20:13
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
11 09 2025 13:59:17
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
10 09 2025 0:14:45
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
09 09 2025 12:32:15
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
08 09 2025 12:51:58

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
07 09 2025 7:31:53
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
06 09 2025 5:47:38
Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....
05 09 2025 13:20:32
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
04 09 2025 18:35:10
На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....
03 09 2025 8:31:11
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
02 09 2025 8:36:28
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
01 09 2025 2:15:26
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
31 08 2025 9:29:30
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
30 08 2025 14:34:57
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
29 08 2025 21:36:26
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
28 08 2025 20:13:52

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....
27 08 2025 5:25:10
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
26 08 2025 4:17:33
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
25 08 2025 13:26:26
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
24 08 2025 13:52:25
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
23 08 2025 3:50:30

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
22 08 2025 1:34:45
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
21 08 2025 18:26:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::