Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс
Дидактическая цель: способствовать осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
- Образовательная – создать условия для усвоения понятий: вакцина, прививка, естественный иммунитет, искусственный иммунитет, лечебная сыворотка; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета.
- Развивающая – продолжить формирование умений решать познавательные задачи и делать выводы; развивать исследовательские умения, используя систему заданий для самостоятельной работы творческого хаpaктера.
- Воспитательная – способствовать пониманию значения для жизни человека знаний о строении и функциях иммунной системы; формированию валеологической культуры.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.
Средства обучения:
- Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека: уч. Для 9 кл. шк. с углубл. изуч. биологии. – М.: Просвещение,1999.
- Презентация к уроку (проектор, экран, ноутбук, презентер, колонки)
- Видеофильм «Иммунитет».
- Дидактические карточки к уроку.
ХОД УРОКА
1. Актуализация, мотивация, целеполагание
(Звучит лунная соната)
В летописях средних веков описаны страшные
картины свирепствования чумы. Летописцы
отмечали, что ей были доступны и острова и пещеры.
Она проникала за водные и горные преграды. Города
и селения замирали, на улицах можно было видеть
только могильщиков.
Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в
Византийской империи чума продолжалась 50 лет и
унесла 100 миллионов человек. От чумы в 14 веке в
Европе погибла четверть населения – 10 миллионов
человек. Чуму называли черной cмepтью. Ее
эпидемии производили трагическое опустошение.
Они вызывали отчаяние и ужас людей, беспомощных
перед неминуемой cмepтью.
Не менее опасна была оспа, от нее погибало еще
больше людей, чем от чумы. В 18 веке в Западной
Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек.
Ею заболевало 2/3 родившихся, и из восьми человек
трое умирали.
В начале 19 века с развитием мировой торговли
стала распространяться холера. Зарегистрировано
7 эпидемий холеры. Таким образом, на протяжении
всей истории существования человеческого
общества его поражали многочисленные эпидемии.
Но ни одна эпидемия не уничтожила всего
человечества.
Вопросы с целью актуализации знаний учащихся.
– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?
– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?
– Известно, что одни члeны семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.
Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.
2. Изучение нового материала
1. Выступления учащихся с сообщениями
Сообщение №1 Биография Луи Пастера
Сообщение №2 Биография И.И. Мечникова
2. Просмотр видеофрагмента об иммунитете (диск Анатомия 1 часть, КВАРТ)
3. Задания для самостоятельной работы
1) Изучить строение иммунной системы.
– выписать в словарь термины: иммунная система,
тимус.
– познакомиться с таблицей №1 и схемой №1 (схему
зарисовать в тетрадь).
2) Изучить строение лейкоцитов.
– выписать в словарь термины: лейкоциты,
лимфоциты.
– изучить и зарисовать схему №2.
3) Изучить механизм иммунитета.
– выписать в словарь термины: антиген, антитело,
иммунная реакция, вакцина, лечебная сыворотка,
прививка
– изучить и зарисовать таблицу №2.
4) Изучить виды иммунитета.
– выписать в словарь термины: иммунитет видовой,
иммунная память.
– Заполните схему №3, используя учебник стр.76.
5) Если вы все сделали, подумайте над следующими
вопросами:
– Чем объяснить, что не всегда при заражении
микробами человек заболевает, а если и
заболевает, то болезнь протекает не у всех
одинаково?
– При каких нормальных физиологических
процессах может увеличиваться количество
лейкоцитов.
– Под действием, каких факторов иммунитет
ослабевает?
3. Первичное закрепление
1. Узнай ученого
– Какой вклад он внес в иммунологию?
2. Тест
1) Заслуга Л. Пастера заключается в том, что он …
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
2) К какой из болезней не выpaбатывается длительный иммунитет?
а) к кори б) к ветрянке
в) к гриппу г) к скарлатине
3) Заслуга И.И. Мечникова
а) открыл условные рефлексы
б) создал фагоцитарную теорию иммунитета
в) создал вакцину против ряда заболеваний
4) Опасность СПИДА заключается в том, что он:
а) вызывает простуду
б) приводит к потере иммунитета
в) вызывает аллергию
5) Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезней:
а) не вызывает заболевания.
б) может вызвать заболевание в легкой форме
в) излечивает от возникшего заболевания
4. Рефлексия
В заключение, учитель возвращает детей к
определению иммунитета и просит ответить на
проблемные вопросы, поставленные вначале урока.
Предлагает назвать фамилии учащихся, которые
своими ответами помогли систематизировать
сложный материал по теме и расширить
биологический кругозор.
5. Домашнее задание
1) Прочитать § 15, записи в тетради. – на оценку 3
2) § 15, записи в тетради, кроссворд или сообщение на тему: «Аллергия – механизм и причины» – на оценку 4 и 5
Дополнительно на оценку.
1) Вставьте пропущенные слова.
Способность организма избавляться от чужеродных тел и сохранять постоянство внутренней среды называют… Наиболее древней формой иммунитета является …, осуществляемый путем … При специфическом иммунитете организм способен распознавать чужеродные клетки и вещества, которые называются … В ответ на попадание в организм антигенов происходит выработка … У человека лейкоциты, участвующие в иммунной реакции, образуются в … Различают две формы лимфоцитов: …
2) Ответьте на следующие вопросы.
- Английский врач Эдуард Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоящую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?
- У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.
- Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предполагают сделать прививку, а другие ввести сыворотку. Кто из них прав?
- Известно, что против оспы многие годы использовалась специально приготовленная вакцина. Она попадает в организм кожи на верхней трети плеча. После прививки на этом месте остаются рубцы. О чем говорит след, оставшийся от оспопрививания?
- В медицинской пpaктике используются как дифтерийная сыворотка, так и дифтерийная вакцина. Что происходит в организме при введении дифтерийной сыворотки.
Приложение 1
Комментарии:
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
26 04 2024 10:50:29
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
25 04 2024 3:50:27
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
24 04 2024 13:56:16
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
23 04 2024 10:32:14
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
22 04 2024 17:40:39
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
21 04 2024 6:24:30
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
20 04 2024 23:31:36
Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...
19 04 2024 4:14:34
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...
18 04 2024 19:58:44
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
17 04 2024 5:54:28
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
16 04 2024 2:56:12
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
15 04 2024 1:36:33
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
14 04 2024 15:30:35
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
13 04 2024 22:54:14
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
12 04 2024 15:43:20
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...
11 04 2024 12:16:56
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
10 04 2024 4:37:44
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
09 04 2024 1:45:40
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
08 04 2024 1:49:48
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
07 04 2024 14:25:17
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
06 04 2024 21:22:51
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
05 04 2024 1:28:38
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...
04 04 2024 1:32:51
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
03 04 2024 4:30:48
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
02 04 2024 0:55:36
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
01 04 2024 0:13:38
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
31 03 2024 23:28:28
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...
30 03 2024 18:22:58
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
29 03 2024 21:59:25
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
28 03 2024 0:40:18
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
27 03 2024 0:29:15
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
26 03 2024 7:21:28
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
25 03 2024 3:11:17
«Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....
24 03 2024 22:39:10
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
23 03 2024 17:19:37
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
22 03 2024 19:14:26
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....
21 03 2024 5:30:25
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
20 03 2024 9:42:56
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
19 03 2024 8:47:50
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
18 03 2024 14:25:41
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
17 03 2024 20:27:33
Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....
16 03 2024 18:34:24
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
15 03 2024 21:13:32
Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....
14 03 2024 13:27:50
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
13 03 2024 11:17:52
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
12 03 2024 20:53:32
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
11 03 2024 12:57:28
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
10 03 2024 9:47:29
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
09 03 2024 4:58:11
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
08 03 2024 17:48:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::