Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки


    Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

Тип Хордовые. Класс Земноводные (Амфибии).

Батрахология – (от греч. Batrachos - лягушка) изучает земноводных, сейчас входит в состав герпетологии.

Планирование темы.

Урок 1. Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки.

Урок 2. Особенности организации лягушки.

Урок 3. Развитие и размножение земноводных.

Урок 4. Происхождение земноводных.

Урок 5. Многообразие земноводных.

Урок 6. Зачет.

Основные термины и понятия темы.

Амфибии
Бедро
Безногие
Бесхвостые
Голень
Гpyдина
Жабы
Кисть
Ключицы
Кожно-легочное дыхание
Лягушки
Мозг
Мозжечок
Предплечье
Почка
Продолговатый мозг
Саламaндры
Тритон
Червяки.

Урок 1. Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки 

Задачи: на примере лягушки познакомить учащихся с особенностями внешнего строения и передвижения.

Оборудование: влажный препарат «внутреннее строение лягушки». Таблица «Тип Хордовые. Класс земноводные».

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Общая хаpaктеристика класса

Первые наземные позвоночные, еще сохранившие связь с водной средой. У большинства видов икра лишена плотных оболочек и может развиваться только в воде. Личинки ведут водный образ жизни и лишь после метаморфоза переходят к наземному образу жизни. Дыхание легочное и кожное. Парные конечности земноводных устроены, так же как и у всех других наземных позвоночных – в своей основе это пятипалые конечности, представляющие собой многочлeнные рычаги (плавник рыбы – одночлeнный рычаг). Формируется новый легочный круг кровообращения. У взрослых форм обычно исчезают органы боковой линии. В связи с наземным образом жизни формируется полость среднего уха.

Внешний вид и размеры.

Среда обитания

Личинка (головастик) живет в водной среде (пресные водоемы). Взрослая лягушка ведет земноводный образ жизни. Другие наши лягушки (травяная, остромордая) после сезона размножения живут на суше – их можно встретить в лесу, на лугу.

Движение

Личинка передвигается при помощи хвоста. Взрослая лягушка на суше передвигается прыжками, в воде – плавает, отталкиваясь задними ногами, снабженными перепонками.

Питание

Лягушка кормится: воздушными насекомыми (мухи, комары), схватывая их при помощи выбрасывающегося липкого языка, наземными насекомыми, слизнями.

Способна схватывать (при помощи челюстей, на верхней челюсти есть зубы) даже мальков рыб.

Враги

Птицы (цапли, аисты) ; хищные млекопитающие (барсук, енотовидная собака) ; хищные рыбы.

2. Закрепление.

  • Каких животных называют земноводными?
  • Какие условия жизни и почему ограничивают распространение земноводных на Земле?
  • Чем по внешнему виду земноводные отличаются от рыб?
  • Какие особенности внешнего строения земноводных способствуют их жизни на суше, в воде?

3. Задание на дом: 45.

Урок 2. Особенности внутренней организации лягушки 

Задачи: на примере лягушки познакомить учащихся с особенностями строения систем органов и покровов.

Оборудование: влажные препараты, рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки».

Ход урока

1. Проверка знаний и умений

  • От каких факторов среды зависит активность лягушки?
  • В чем выражается приспособленность во внешнем строении лягушки к жизни на суше?
  • Каковы особенности строения лягушки, связанные с жизнью в воде?
  • Какую роль выполняют передние и задние ноги лягушки на суше и в воде?
  • расскажите о жизни лягушки по своим летним наблюдениям.

2. Изучение нового материала.

Покровы.

Кожа гoлая, влажная, богата многоклеточными железами. Выделяемая слизь пpeдoxpaняет кожу от высыхания и тем самым обеспечивает ее участие в газообмене. Кожа обладает бактерицидными свойствами – препятствует проникновению в организм патогенных микроорганизмов. У жерлянок, жаб, некоторых саламaндр, выделяемый кожными железами секрет содержит ядовитые вещества – таких амфибий никто из животных не ест. Окраска кожи выполняет функцию маскировки – покровительственная окраска. У ядовитых видов окраска яркая, предупреждающая.

Скелет.

Позвоночный столб подразделяется на 4 отдела:

  • шейный (1 позвонок)
  • туловищный
  • крестцовый
  • хвостовой

У лягушек хвостовые позвонки срослись в одну косточку – уростиль. В полости среднего уха формируется слуховая косточка – стремечко.

Строение конечностей:

Отделы

Передняя конечность

Задняя конечность

1

Плечо:

Плечевая кость

Бедро:

Бедренная кость

2

Предплечье:

Лучевая и локтевая кости (у лягушки срастаются)

Голень:

Большая и малая берцовые кости (у лягушки срастаются)

3


Кисть:

Запястье

Пясть

Фаланги пальцев

Стопа:

Предплюсна

Плюсна

Фаланги пальцев.

Нервная система и органы чувств.

Переход к наземному образу жизни сопровождался преобразованием ЦНС и органов чувств. Относительные размеры головного мозга амфибий по сравнению с рыбами, невелики. Передний мозг разделен на два полушария. Скопления нервных клеток в крыше полушарий образует первичный мозговой свод – архипаллиум.

Органы чувств обеспечивают ориентирование в воде (у личинок и некоторых хвостатых амфибий развиты органы боковой линии) и на суше (зрение, слух), обоняние, осязание, органы вкуса и терморецепторы.

Дыхание и газообмен.

В целом, доя амфибий хаpaктерно легочное и кожное дыхание. У лягушек эти типы дыхания представлены почти в равных долях. У сухолюбивых серых жаб доля легочного дыхания достигает приблизительно 705; у тритонов, ведущих водный образ жизни, преобладает (70%) кожное дыхание.

Соотношение легочного и кожного дыхания.

У американских безлегочных саламaндр и дальневосточных тритонов – только легочное дыхание. У некоторых хвостатых (европейский протей) имеются наружные жабры.

Легкие у лягушек устроены просто: тонкостенные, полые, ячеистые мешочки, открывающиеся непосредственно в гортанную щель. Поскольку шея у лягушки, как отдел отсутствует, нет и воздушных путей (трахеи). Механизм дыхания – нагнетательный, за счет опускания и поднимания дна ротоглоточной полости. В результате этого череп лягушки имеет уплощенную форму.

Пищеварение.

Принципиальных новшеств в строении пищеварительной системы, по сравнению с рыбами, у лягушек нет. Но, появляются слюнные железы, секрет которых пока только смачивает пищу, не оказывая на нее химического воздействия. Интересен механизм проглатывания пищи: заглатыванию помогают глаза вдвигающиеся в ротоглоточную полость.

Кровеносная система.
Сердце трехкамерное, кровь в сердце смешанная ( правом предсердии – в венозная, в левом – артериальная, в желудочке – смешанная.

Регуляцию тока крови осуществляет специальное образование - артериальный конус со спиральным клапаном, направляющий наиболее венозную кровь к легким и коже на окисление, смешанную кровь – к другим органам тела, а артериальную – к головному мозгу. Появился второй круг кровообращения (есть также у двоякодышащих рыб – легочный).

Выделение.

Туловищная или мезонефрическая почка.

3. Закрепление.

  • В чем сходство строения скелетов земноводных и рыб?
  • Какие особенности скелета земноводных отличает его от скелета рыб?
  • В чем сходство и различие пищеварительной системы земноводных и рыб?
  • Почему земноводные могут дышать атмосферным воздухом, как происходит у них дыхание?
  • Чем отличается кровеносная система земноводных?

4. Задание на дом. 46, составить план ответа.

Урок 3. Размножение и развитие земноводных

Задачи: раскрыть особенности размножения и развития амфибий.

Оборудование: рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки».

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Органы размножения.

Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения амфибий и рыб сходны по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воду, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15-30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Приложение 1

Сравнительная хаpaктеристика лягушки и головастика

Признаки

Головастик

Лягушка

Форма тела

Рыбообразная.
Хвост оглавательной перепонкой. На некоторых стадиях развития нет конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет. Хорошо развиты две пары конечностей.

Образ жизни

Водный

Наземный, полуводный

Передвижение

Плавание при помощи хвоста

На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями

Пища

Водоросли, простейшие

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб

Дыхание

Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное)

Лепное, кожное

Органы чувств:
Боковая линия
Слух (среднее ухо)

Есть
Нет среднего уха

Нет
Есть среднее ухо

Кровеносная система

1 круг кровообращения. Двухкамерное сердце. Кровь в сердце венозная

2 круга кровообращения. Трехкамерное сердце. Кровь в сердце смешанная.

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате (Украина) – 35-40 дней, в холодном (север России) – 60-70 дней

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают активно охотиться за мелкими беспозвоночными.

Способность личинок к пoлoвoму размножению называется неотенией.

Некоторые ученые предполагают, что протеи амфиумы и сирены (все хвостатые амфибий) являются неотеническими личинками каких-то саламaндр, у которых в ходе эволюции совсем исчезла взрослая форма.

Личинка хвостатой амфибии – амбистомы, называется аксолотлем. Она способна размножаться.

2. Забота о потомстве.

Для целого ряда видов земноводных хаpaктерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом.

А) Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Приложение 2.

Гнездо филломедузы. Южноамериканские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

Самка цейлонского рыбозмея устраивает гнездо из собственного тела, обвивая икринки, отложенные в норе. Выделениями кожных желез самка пpeдoxpaняет икринки от высыхания.

Б) Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы-повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринамской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

В) Живородность.

Известно для хвостатых (альпийская саламaндра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

II. Проверка знаний и умений.

  • Устный опрос.
  • Работа учащихся с карточками.

III. Задание на дом: § 47, ответить на вопросы учебника.

Урок 4. Происхождение земноводных

Задачи: доказать происхождение земноводных от древних кистеперых рыб.

Оборудование: влажные препараты, таблицы.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений.

1. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Когда и где размножаются земноводные?
  • Какого сходство в размножении земноводных и рыб?
  • Что доказывает это сходство?
  • В чем главное различие рыб и земноводных?

2. Работа с карточками.

II. Изучение нового материала.

Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб. Остается уточнить, от какой же именно группы рыб берут свое начало земноводные и какая сила выгнала их из водной среды и заставила перейти к наземному существованию. Современные двоякодышащие рыбы считались амфибиями, а затем стали в них видеть связующее звено между амфибиями и настоящими рыбами.

Появление древнейших земноводных относится к концу девонского периода, а расцвет к каменноугольному.

Первоначально амфибии были представлены мелкими формами. Древнейшие ископаемые амфибии каменноугольного периода по общей форме тела напоминают наших тритонов, но отличаются от всех современных земноводных сильным развитием кожного скелета, особенно на голове. Поэтому их выделили в особый подкласс стегоцефалов.

Строение черепа является самой хаpaктерной особенностью стегоцефалов. Он состоит из многочисленных костей, плотно смыкающийся друг с другом и оставляющих отверстие только для глаз, ноздрей, и еще одно непарное отверстие имеется на темени. У большинства стегоцефалов брюшная сторона тела была покрыта панцирем из сидящих рядами чешуй. Осевой скелет развит слабо: сохранялась хорда и позвонки состояли из отдельных элементов, еще не спаянных в одно сплошное целое.

По теории академика И.И. Шмальгаузена, земноводные, а следовательно и все наземные позвоночные, произошли от древних пресноводных кистеперых рыб. Промежуточная форма между рыбами и земноводными получила название ихтиостеги.

От рыб к амфибиям. Приложение 3.

III. Закрепление

Выберите правильный ответ вариант I

Ответы учащихся дополняет учитель.

IV. Задание на дом: § 47 до конца, ответить на вопросы.

Урок 5. Многообразие земноводных

Задачи: познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением.

Оборудование: таблицы.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений.

  • Работа учащихся с карточками.
  • Беседа с учащимися по вопросам учебника.
  • Устные ответы.

II. Изучение нового материала.

Древние амфибии были в большей мере приурочены к водоемам, чем их современные потомки. В водной среде их удерживал и тяжелый костный череп, и слабый позвоночник. В результате группа стегоцефалов, давшая начало и позднейшим амфибиям, и древнейшим рептилиям, - престала существовать, а дальнейшее развитие класса пошло в направлении разгрузки костного черепа, устранения костных образований на коже и окостенения позвоночника. В настоящее время процесс исторического развития амфибий привел к образованию трех резко обособленных групп – уже известных нам отрядов хвостатых и бесхвостых амфибий и очень своеобразного отряда безногих, или червяг, в котором насчитывается около 50 видов, приуроченных к влажным тропическим странам обоих полушарий. Это специализированная группа, представители которой «ушли в подполье»: они живут в почве, питаясь там различной живностью, и по внешнему виду напоминают земляных червей.

В современной фауне наиболее процветающей группой оказываются бесхвостые амфибии (около 2100 видов). В пределах этой группы дальнейшее развитие пошло в различных направлениях: одни формы остались тесно связанными с водной средой (зеленые лягушки), другие оказались более приспособленными к наземному существованию (бурые лягушки и особенно жабы), третьи перешли к жизни на деревьях (квакши), разойдясь таким образом в жизненных сообществах (биоценозах) нашей современной природы.

Отряд безногие (≈60 видов). Приложение 4.

Питаясь различной мелкой живностью, амфибии истрeбляют значительное количество насекомых и их личинок. Поэтому лягушек и жаб можно зачислить в категорию защитников урожая и друзей садоводов и огородников.

Отряд хвостатые (280 видов). Приложение 5

III. Задание на дом: § 48, повторить §§ 45-47.

Зачет. Класс земноводные

ВАРИАНТ I

Выберите правильный ответ

1. Земноводные — первые позвоночные животные:

а) вышедшие на сушу и ставшие полностью независимыми от воды;

б) вышедшие на сушу, но не порвавшие связь с водой;

в) вышедшие на сушу, причем только немногие из них не могут жить без воды;

г) ставшие раздельнополыми.

2. земноводные при помощи кожи:

а) могут пить воду;

б) не могут пить воду;

в) одни могут пить воду, другие не могут;

г) различают свет и темноту.

3. При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря:

а) опусканию и поднятию дна ротовой полости;

б) изменению объема полости тела;

в) глотательным движениям

г) диффузии.

4. Настоящие ребра имеют земноводные:

а) только бесхвостые;

б) только хвостатые;

в) как бесхвостые, так и хвостатые;

г) только в личиночном состоянии.

5. Кровь по организму взрослых земноводных течет:

а) по одному кругу кровообращения;

б) по двум кругам кровообращения;

в) у большинства по двум кругам кровообращения;

г) по трем кругам кровообращения.

6. В шейном отделе позвоночника земноводных имеется:

а) три шейных позвонка;

б) два шейных позвонка;

в) один шейный позвонок;

г) четыре шейных позвонка.

7. Передний мозг у земноводных по сравнению с передним мозгом рыб:

а) более крупный, с полным разделением на два полушария;

б) более крупный, но без разделения на полушария;

в) не претерпел изменений;

г) менее крупный.

8. Орган слуха земноводных состоит из:

а) внутреннего уха;

б) внутреннего и среднего уха;

в) внутреннего, среднего и наружного уха;

г) наружного уха.

9. Мочепoлoвые органы у земноводных открываются:

а) в клоаку;

б) самостоятельными отверстиями;

в) у бесхвостых — в клоаку, у хвостатых — самостоятельными наружными отверстиями;

г) одним самостоятельным наружным отверстием,

10. Сердце у головастиков:

а) трехкамерное;

б) двухкамерное;

в) двухкамерное или трехкамерное;

г) четырехкамерное.

ВАРИАНТ II

Выберите правильный ответ

1. Кожа у земноводных:

а) у всех гoлая, слизистая, лишенная каких-либо ороговевших клеток;

б) у всех имеет ороговевший слой клеток;

в) у большинства гoлая, слизистая, у немногих имеет ороговевший слой клеток;

г) сухая, лишенная каких-либо желез.

2. Земноводные дышат при помощи:

а) только кожи;

б) легких и кожи;

в) только легких;

г) только жабр.

3. Сердце у взрослых земноводных:

а) трехкамерное, состоящее из двух предсердий и желудочка;

б) трехкамерное, состоящее из предсердия и двух желудочков;

в) двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка;

г) четырехкамерное, состоящее из двух предсердий и двух желудочков.

4. Мозжечок у земноводных:

а) у всех очень мал;

б) очень мал, у некоторых видов хвостатых пpaктически отсутствует;

в) крупнее, чем у рыб;

г) такой же, как у рыб.

5. Зрение у земноводных по сравнению со зрением рыб:

а) менее дальнозоркое;

б) более дальнозоркое;

в) осталось без изменений;

г) почти утратило свое значение.

6. Органы боковой линии у взрослых земноводных:

а) отсутствуют;

б) имеются у большинства видов;

в) имеются у тех видов, которые постоянно или большую часть жизни проводят в воде;

г) имеются у тех видов, которые большую часть жизни проводят на суше.

7. Взрослые земноводные питаются:

а) нитчатыми водорослями;

б) различными водными растениями;

в) растениями, беспозвоночными и реже позвоночными животными;

г) беспозвоночными, реже позвоночными.

8. Зубы у земноводных:

а) имеются у многих видов;

б) имеются только у хвостатых;

в) имеются только у бесхвостых;

г) отсутствуют у большинства видов.

9. Оплодотворение у земноводных:

а) у всех внутреннее;

б) у всех наружное;

в) у одних видов внутреннее, у других — наружное;

г) у большинства внутреннее.

10. Жизнь земноводных связана с водоемами:

а) солеными;

б) пресными;

в) как солеными, так и пресными.

11. Земноводные произошли:

а) от латимерий, считавшихся вымершими;

б) вымерших пресноводных кистеперых рыб;

в) двоякодышащих рыб

Выпишите номера правильных суждений.

  1. К земноводным относятся позвоночные животные,
    размножение которых связано с водой.
  2. У земноводных имеется среднее ухо, отграниченное от внешней среды баpaбанной перепонкой.
  3. Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки.
  4. Среди земноводных самое крупное животное — нильский крокодил.
  5. Жабы живут на суше, а размножаются в воде.
  6. В скелете пояса передних конечностей земноводных имеются вороньи кости.
  7. Глаза земноводных имеют подвижные веки.
  8. Кожа прудовой лягушки всегда влажная — она не успевает обсохнуть, пока животное какое-то время находится на суше.
  9. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
  10. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.
  11. Передний мозг у земноводных развит лучше, чем у рыб.
  12. Сердце у бесхвостых земноводных трехкамерное, у хвостатых — двухкамерное.
  13. К органам тела у земноводных кровь по кровеносным сосудам поступает смешанная.
  14. Лягушки — раздельнополые животные, тритоны — гермафродиты.
  15. Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее — самки откладывают оплодотворенную икру.
  16. Развитие у большинства земноводных происходит с превращениями по схеме: икринка —личинка разных возрастов — взрослое животное.
  17. Некоторые из земноводных ведут сумеречный и ночной образ жизни и оказывают человеку большую помощь в снижении численности слизней и других вредителей растений.

Тип хордовые. Класс пресмыкающиеся или Рептилии.

Герпетология – (от греч. Herpeton - пресмыкающиеся) – изучает персмыкающихся и земноводных.

Планирование темы

Урок 1. Внешнее строение и образ жизни. (Приложение 6)

Урок 2. Особенности внутреннего строения. (Приложение 7)

Урок 3. Развитие и размножение рептилий. (Приложение 8)

Урок 4. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Многообразие. (Приложение 9)

Урок 5. Зачет

Основные термины.

Гаттерия

Гадюка

Гpyдина

Грудная клетка

Зародышевые оболочки

Змеи

Клоака

Кора больших полушарий

Крестцовый отдел

Крокодилы

Легкие

Мочевой пузырь

Оболочки яйца

Панцирь

Роговые чешуи

Хамелеоны

Черепахи

Чешуйчатые

Ядовитые железы

Яйцеживорождение

Презентации:

  • Класс пресмыкающиеся или Рептилии
  • Многообразие земноводных
  • Особенности  внутренней организации лягушки
  • Особенности внутреннего строения
  • Происхождение земноводных
  • Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Многообразие
  • Развитие и размножение рептилий
  • Размножение и развитие земноводных
  • Тип Хордовые.Класс Земноводные (Амфибии)



Комментарии:

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

26 04 2024 19:42:27

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

25 04 2024 20:30:50

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

24 04 2024 9:23:43

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

23 04 2024 10:56:32

Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс


    Урок "Смена биогеоценоза". 11-й класс

      Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем. ...

22 04 2024 9:15:42

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

21 04 2024 17:49:34

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

20 04 2024 23:51:50

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

19 04 2024 14:14:29

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

18 04 2024 19:55:29

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

17 04 2024 14:54:31

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

16 04 2024 19:26:40

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

15 04 2024 0:24:52

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

14 04 2024 3:20:56

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

13 04 2024 21:21:59

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

12 04 2024 13:49:50

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

11 04 2024 13:11:15

Тема урока "Кладовая Солнца"


    Тема урока "Кладовая Солнца"

      Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...

10 04 2024 18:15:58

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

09 04 2024 17:21:16

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

08 04 2024 18:54:32

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

07 04 2024 3:43:42

КВН "В мире растений". 7-й класс


    КВН "В мире растений". 7-й класс

      Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....

06 04 2024 17:32:45

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

05 04 2024 3:10:16

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

04 04 2024 7:38:50

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

03 04 2024 14:31:16

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

02 04 2024 21:40:38

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

01 04 2024 18:27:59

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

31 03 2024 8:47:51

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

30 03 2024 17:15:58

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

29 03 2024 3:37:39

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

28 03 2024 14:56:39

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

27 03 2024 15:59:21

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

26 03 2024 22:57:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....

25 03 2024 3:37:57

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

24 03 2024 4:17:27

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве

Размножение рыб. Стадии развития и забота о потомстве Процесс откладывания икры самками и оплодотворение ее cпepматозоидами самцов называется нерестом. На период нереста рыбы ищут благоприятные условия для развития потомства, поэтому часто уходят из привычных мест обитания....

23 03 2024 12:18:58

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

22 03 2024 11:53:37

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

21 03 2024 4:16:16

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

20 03 2024 1:44:47

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

19 03 2024 16:11:47

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

18 03 2024 9:58:51

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

17 03 2024 18:46:42

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

16 03 2024 17:19:52

Интегрированный урок "природоведение + литература" по теме "В гости к природе"

Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....

15 03 2024 4:46:58

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

14 03 2024 17:53:28

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"


    Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

      <p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

13 03 2024 2:44:37

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

12 03 2024 0:16:18

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

11 03 2024 14:22:16

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

10 03 2024 14:55:53

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

09 03 2024 11:33:59

Игра "Счастливый случай"

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....

08 03 2024 10:11:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::