Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"
Цель урока: обобщить знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значении в природе и жизни человека; выявить отличительные особенности, систематизировать знания, полученные при изучении темы; продолжить развитие умений сравнивать, работать с терминами, с дополнительной литературой; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки с изображением представителей трех царств природы; дополнительная литература по данной теме.
Ход урока
1. Организационный момент:
Я рада приветствовать вас на подведении итогов нашего путешествия по царствам живой природы: Царству самых маленьких и просто устроенных организмов – Бактерий; Царству Грибов и Царству Растений. Сегодня на уроке в игровой форме мы с вами вспомним все самые интересные и сложные моменты нашего довольно длительного путешествия. Соревноваться будут три комaнды – комaнда первого, второго и третьего ряда. Победят в игре те, кто будут самыми собранными, организованными, остроумными, смекалистыми, находчивыми. Желаю успеха.
2. Обобщение и систематизация знаний:
Первый конкурс – “Разминка”.
Необходимо отгадать загадки. Кто знает отгадку - поднимает руку. Отвечает тот, кто первый поднимет руку. За правильный ответ комaнда получает один балл.
Никто краской не пользовался, а вода в
озере позеленела.
(Водоросли)
Растет, растет, а никак не вырастет.
Воды в себя наберет и не отпустит.
(Мох сфагнум)
Никто цветка не видел, но легенды о нем
ходят.
(Папоротник)
Зимой и летом одним цветом.
(Ель)
Стоит на тычинке желтое блюдо, а вокруг
крылья белые.
(Ромашка)
Берега зеленые, вода красная, рыбки
черные.
(Арбуз)
Второй конкурс – “Эстафета”.
На листах определения нужно написать к ним термины. Передаете листочек друг другу, записывая по одному термину. За скорость первая комaнда получит к количеству правильных ответов два балла. Вторая комaнда – один балл к количеству правильных ответов. Та комaнда, которая заполнит лист последняя – получит баллы только за правильные ответы.
- Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество –
- Организмы, которые производят органические вещества из неорганических –
- Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами-
- Организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел или выделениями живых-
- Организмы, которые питаются органическими веществами живых тел-
- Тонкие белые нити, из которых состоит тело гриба-
- Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму-
- Грибокорень-
- Тело многоклеточных водорослей-
- Пластида у водорослей-
- Бесцветные ветвистые нитевидные клетки (корнеобразные выросты) у водорослей и мхов-
- Поколение мхов и папоротников, на котором созревают споры-
- Поколение мхов и папоротников, на котором созревают гаметы-
- Пoлoвые клетки-
- Место (мешочек или коробочка), где созревают споры-
- Орган семенного размножения у покрытосеменных растений-
Третий конкурс – “Создай образ Царства”.
По жребию каждая комaнда получает лист (формат А-3), на котором название одного из изученных царств живой природы. Участники комaнд должны на данных листах красочно и понятно сформулировать основные хаpaктерные черты царств. Обязательно нужно отметить:
- Наличие клеточной стенки у клеток и вещество, из которого состоит.
- Одноклеточные или многоклеточные организмы образуют царство.
- Наличие тканей.
- Наличие органов.
- Типы питания.
- Способ размножения.
- Представители.
Четвертый конкурс- конкурс капитанов “Отгадай кроссворд”.
Каждая комaнда должна выбрать капитана, которые садятся за отдельные парты и отгадывают кроссворды в течение пяти минут.
Это что такое:
1. В землю вросло,
Сверху толсто,
Снизу востро,
Собой красно.
2. Появились бубенчики-
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
3. На плечах Игнашки
Сорок три рубашки.
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый.
4. Цветок - напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено.
5. Из растений чей портрет
Выбит на монете.
Чьих плодов нужнее нет
На родной планете.
6. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек.
7. Главный принцип этой травки
В общем-то простой:
Голова – на солнце,
Ноги под водой.
8. Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.
Пятый конкурс – “Что можно сделать из…”
На каждый вопрос комaндам дается одна минута. Побеждает та комaнда, которая напишет, а потом назовет больше правильных ответов.
- Что можно сделать из тыквы? (Ложки, табакерки, чалму, циновки, шляпы, мочалки, музыкальные инструменты)
- Что можно сделать из кукурузы? (Муку, крахмал, масло, хлопья, бумагу, смолу, ткани).
- Из каких растений получают ткани? ( Лен, хлопок)
- Их каких растений получают масло? (Лен, хлопок, горчица, кукуруза, соя, подсолнечник, рапс, олива, какао, кокос, конопля)
Шестой конкурс – “Презентация”.
Задания в конверте. Каждая комaнда получает по одной теме:
- Презентация лекарственного растения.
- Презентация культурного растения.
- Презентация редкого и исчезающего растения.
Для выполнения задания предлагается дополнительная литература:
- Курочкин Е.И. “Лекарственные растения”.
- Небесный С. “Юным овощеводам”.
- Артамонов В.И. “Редкие и исчезающие растения”.
На выполнение задания дается десять минут. Презентации оцениваются по пятибалльной системе.
В это время подсчитываются баллы, полученные комaндами за предыдущие задания.
Подведение итогов урока.
Путешествие по царствам живой природы закончилось. Лучшими и самыми внимательными и сообразительными путешественниками оказалась комaнда…
Можно обратить еще раз внимание на вопросы, которые вызвали сложность у учащихся.
4. Выставление оценок за работу на уроке.
5. Задание на дом: повторить параграфы 5-17.Желающие могут составить кроссворд с использованием терминов изученной темы или подготовить сообщения о лекарственных, культурных или редких растениях.
Ответы
Комментарии:
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
24 04 2024 5:14:47
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...
23 04 2024 8:53:25
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
22 04 2024 5:43:28
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
21 04 2024 23:58:49
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
20 04 2024 19:46:32
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...
19 04 2024 12:19:15
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
18 04 2024 21:10:24
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
17 04 2024 0:41:28
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
16 04 2024 19:37:39
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
15 04 2024 9:59:46
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
14 04 2024 16:50:49
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
13 04 2024 4:44:15
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
12 04 2024 8:14:47
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
11 04 2024 18:25:30
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
10 04 2024 16:54:49
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...
09 04 2024 23:42:53
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
08 04 2024 15:43:12
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
07 04 2024 3:47:40
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
06 04 2024 19:58:52
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...
05 04 2024 19:15:30
Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....
04 04 2024 19:39:42
Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....
03 04 2024 22:37:32
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
02 04 2024 3:56:36
В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке «Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка «Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....
01 04 2024 6:59:42
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
31 03 2024 9:39:58
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...
30 03 2024 5:48:44
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
29 03 2024 10:55:21
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
28 03 2024 18:52:28
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
27 03 2024 16:21:30
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
26 03 2024 2:29:57
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
25 03 2024 15:32:20
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
24 03 2024 22:23:39
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
23 03 2024 23:52:38
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...
22 03 2024 9:24:55
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
21 03 2024 20:49:24
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
20 03 2024 5:16:19
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
19 03 2024 18:15:14
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
18 03 2024 2:21:28
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
17 03 2024 10:41:49
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
16 03 2024 3:45:57
Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....
15 03 2024 0:46:23
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
14 03 2024 3:14:27
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
13 03 2024 17:20:34
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
12 03 2024 8:22:37
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
11 03 2024 14:24:55
В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....
10 03 2024 4:38:39
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
09 03 2024 13:32:38
Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....
08 03 2024 5:34:29
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения. ...
07 03 2024 13:18:18
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
06 03 2024 13:56:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::