Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"
Содержание:
- Обзор проекта.
- Обоснование проекта.
- Актуальность проекта.
- Цель проекта.
- Сроки выполнения.
- Форма работы.
- Реализация проекта.
- Критерии исследования антропогенного воздействия на природное сообщество.
- Задачи деятельности.
- Условия реализации проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Ожидаемые результаты.
- Оценка проекта.
- Информация о проекте.
- Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение 1. Задание.
Приложение 2. Состояние деревьев обследуемого сообщества.
Приложение 3. Диаграмма запыленности воздуха природных сообществ.
Приложение 4. Количество пыли, задержанное кроной деревьев обследуемого сообщества.
Приложение 5. Загрязнение территории мусором.
Приложение 6. Презентация к проекту.
I. Обзор проекта
1.1. Обоснование проекта.
Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете, включая многообразие конкретных организмов, их популяции и сообщества вплоть до глобальной – биосферы. Потребность общения с природой остается одной из острейших у современного человека. Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека.
Человек не может не изменять природу. Но он может и должен перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая экологические законы. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с этими законами, а не вопреки им, изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.
Экологическое воспитание сегодня это формирование экологической культуры человека как важнейшей ценности нашего человека как важнейшей ценности нашего общества. Экологическая культура представляет собой единство экологических знаний, убеждений, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности к природе, чувство ответственности за ее судьбу. Поэтому так важно проводить работу по формированию у учащихся основ экологической культуры.
1.2. Актуальность проекта.
Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности.
Желание сохранить здоровье и жить полноценной жизнью – важная социальная потребность человека. «Человек может жить до 100 лет и более, - говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своим безобразным обращением с собственным организмом и отношением к живой природе сводим этот срок до гораздо меньшей цифры».
Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости пpaктической помощи окружающей среде. Формирование таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.
1.3. Цель проекта.
Цель проекта заключается в изучении антропогенного влияния (автомобильного и железнодорожного трaнcпорта, загрязнение бытовым мусором) на санитарное состояние деревьев и кустарников природного сообщества, расположенного вблизи МОУ «СОШ №11».
1.4. Сроки выполнения.
Над проектом работали учащиеся 10-х классов. Время выполнения обследования природных сообществ и обработки данных рассчитано на месяц.
1.5. Форма работы.
Экскурсии, исследовательская и расчетная работа в комaндах, составление таблиц и диаграмм о санитарном состоянии деревьев и кустарников обследуемого сообщества средствами компьютерной техники, сообщения и презентации учащихся.
II. Реализация проекта.
2.1. Критерии исследования антропогенного воздействия на природное сообщество.
Антропогенное воздействие – это воздействие на окружающую среду человека, под влиянием или при его участии. Изменения биосферы в результате человеческой деятельности стали стремительными. Человек выступает в качестве могучей геологической силы, преобразующей лик Земли, на что в своих ранних работах указывал В.И. Вернадский. Но в то же время за последние 50 лет исчезли многие виды растений и животных, резко увеличилось число новорожденных детей с патологическими отклонениями. Ежегодно загрязнение окружающей среды наносит ущерб нашей стране в миллиардах рублей. Один из главных загрязнителей атмосферного воздуха Ставропольского края – это автомобильный и железнодорожный трaнcпорт. Автомобили выбрасывают в атмосферу около 43 млн. т. вредных веществ в год. Каждая третья машина эксплуатируется с нарушением установленных норм. Отечественные ДВС потрeбляют жидкое топливо на 20-40% больше, чем их западные аналоги, а значит дополнительно загрязняют атмосферу. В 2007 году в воздушный бассейн Ставропольского края было выброшено более 400 тыс. тонн загрязняющих веществ от трaнcпортных средств, в том числе углеводородов, оксидов азота, тяжелых металлов (свинец, медь, кадмий являются опасными для здоровья человека) 2,3 тыс.т.
В общем объёме выбросов вредных веществ от автомобильного и железнодорожного трaнcпорта составляют 76%. Из них на долю автотрaнcпорта ≈ 350 тыс.т. (98%), железнодорожного 5 тыс.т. (1,5%).
Загрязнение воздушного бассейна оказывает губительное действие на здоровье людей, животный и растительный мир.
Растения – это особое царство природы, не зря их называют « зелёными лёгкими» планеты.
Растения – это ещё и биоиндикаторы, т.е. организмы, которые реагируют на загрязнение окружающей среды изменением видимых признаков, что позволяет прогнозировать ситуацию с загрязнением на основе измерения этих изменений.
К таким относятся лишайники, мхи, хвойные насаждения, липа, бёреза, клён, тополь. Эти растения находят применение при озеленении автомагистралей, создании санитарно – защитных зон, отделяющих жилые дома от дорог.
Известно, что автомобильные выбросы концентрируются вдоль автострады, а самой активной зоной загрязнения являются 8-10 м от кромки дороги.
Природное сообщество школьного сада находится в самой экологически нeблагополучной зоне, что мы и попробуем доказать, проведя обследование санитарного состояния произрастающих здесь деревьев и кустарников.
2.2. Задачи деятельности
- Формирование у учащихся пpaктических навыков коллективной работы и взаимопомощи; целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия между учащимися и учителем.
- Воспитание чувства любви к природе и бережного отношения к ней.
- Формирование экологического мировоззрения по принципу: «Думай глобально - действуй локально».
- Познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды и выявить это воздействие на природное сообщество.
- Проводить обследование санитарного состояния природного сообщества, делать обобщения и формулировать выводы.
- Знакомство с путями решения экологических проблем регионального уровня.
- Формирование инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состояние окружающей природной среды.
- Применение технических средства для сбора и обработки полученной информации.
- Использование ИКТ и компьютерной техники для оформления полученных результатов и проведения итоговой конференции.
2.3. Условия реализации проекта
Основное условие, обеспечивающее результативность – это педагогическое влияние на личность учащихся в процессе исследовательской деятельности. Следующим, не менее важным условием, является личностная заинтересованность учащихся в решении данной проблемы.
Неформальный подход требует неоднократного возврата к теме проекта, что позволяет создать максимально благоприятное и доверительное отношение к проекту, руководителю и участникам проекта.
2.4. Этапы реализации проекта
- 1 этап. Экскурсия «Антропогенное влияние на природное сообщество»
- 2 этап. Обследование санитарного состояния деревьев природного сообщества.
- 3 этап. Определение степени запыленности воздуха на различных участках.
- 4 этап. Механическое загрязнение природных сообществ.
1 этап проекта начинается экскурсией в природное сообщество. Маршрут экскурсии выбран таким образом, чтобы ребята посетили несколько сообществ, с целью выявления степени антропогенного воздействия на них.
По дороге к месту экскурсии учитель напоминает правила поведения в природе, обращает внимание на конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте, и предлагает назвать данные сообщества, перечислить признаки, на основе которых они их и определили.
Первая остановка запланирована на участке, мало подвергшемуся антропогенному воздействию – это московский лес в районе дач.
Учитель предлагает школьникам ответить на вопросы: как называется это природное сообщество? Это сообщество естественное или искусственное? Какие экологические факторы оказывают на него влияние? В чем они проявляются?
В результате беседы дети приходят к выводу: данное сообщество – лес- это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого хаpaктерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности.
Вторая остановка данной экскурсии запланирована в природное сообщество, где четко выражено воздействие человека на природу, это сообщество, прилегающее к железной дороге и автомагистрали. На данном этапе учащиеся делятся на группы и каждая комaнда выполняет свое задание по обследованию санитарного состояния произрастающих здесь растений, степени запыленности воздуха и механического загрязнения сообществ.
2 этап. Выполнение задания (см. приложение 1).
Работа провидится на территории школьного сада. Результаты оформляются в виде таблицы №1 (см. приложение 2).
В ходе работы был определен:
- Видовой состав деревьев, произрастающих на данном участке.
- Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений
- растрескавшаяся, поврежденная кора;
- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
- искривленный ствол;
- формирование и наличие дупел;
- вышедшие на поверхность корни;
- спящие почки – «шишки». (В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с нeблагополучной экологической обстановкой) ;
- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.
- Оценено жизненное состояние деревьев. Оценка состояния растений проводилась визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявлены следующие болезни:
- неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;
- вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев;
- бактериальные – гнили, пятна;
- грибковые – налеты, трутовые грибы.
- Сделаны выводы и разработаны рекомендации по сохранению этих деревьев.
3 этап. Определение степени запыленности воздуха на участках, примыкающих к автомобильной дороге, около школы и в жилом секторе.
Для этого собрали с различных видов растений листья и приложили к их поверхности клеящую ленту. Затем сняли ленту и той стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепили на лист белой бумаги. Сравнили степень запыленности листьев разных мест и составили диаграмму (см. приложение3). Больше всего пыли собирается на листьях деревьев, произрастающих вблизи автотрассы, меньше – возле школьного здания.
Также, используя справочный материал, подсчитали примерное количество пыли, которое способны задержать деревья данного сообщества (см. приложение 4)
На основании произведенных расчетов ребята сделали вывод о роли деревьев в улучшении микроклимата территории. Растения выполняют следующие важные функции: создают микроклимат, ионизируют воздух, создают противошумовой эффект, выделяют фитонциды, фильтруют воздух, оказывают эстетическое и познавательное воздействие.
4 этап. Для изучения механического загрязнения природных сообществ ребятами проведена следующая работа. Взяв мешки школьники собрали все предметы, хаpaктеризующие следы пребывания на данной территории человека. ( см. приложение 5). На основе полученных данных был сделан следующий вывод.
- Среди предметов загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара, консервные банки, автопокрышки, трупы животных.
- Были предложены наиболее безопасные способы утилизации.
а) используя опыт стран запада стекло, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты отправлять на вторичную переработку.
б) организовать сбор стеклянной тары по цвету;
в) трупы животных закапывать под деревья;
г) организовать пункты сбора макулатуры для вторичной переработки;
д) изготовление резиновых изделий из изношенных автопокрышек.
2.5. Ожидаемые результаты.
Приносят ли подобные исследования пользу школьникам? Все участники проекта дали положительный ответ. Конечно же приносят. Хотелось бы отметить, что данная работа вызвала большой интерес у ребят и проводилась с большим энтузиазмом. Во-первых, происходит формирование пpaктических навыков коллективной работы и взаимопомощи, ну и конечно же, в процессе работы над проектом учащихся получили реальные знания по экологии.
2.6. Оценка проекта.
По результатам исследований был проведен круглый стол «Человек и природа».
Были заслушаны сообщения (см. приложения). В конце ребята выступили с рекомендациями, которые собираются воплотить в жизнь:
- весной принять участие в посадке деревьев;
- использовать в озеленение не только саженцы древесных культур, но и кустарники;
- обратиться к жителям поселка с призывом бережно относиться к окружающим их растениям.
В итоге было отличено, что судьба планеты зависит от экологической культуры человека. Пройдут годы, и ответственность за сохранение природы ляжет на плечи сегодняшних учеников.
2.7. Информация о проекте.
Использование всех возможностей для распространение информации о деятельности учащихся: газета «школьный вестник» уроки биологии, родительских собрания, круглый стол.
Литература.
- Новиков Ю.В природа и человек. Москва. Просвещение 1998 г.
- Вишнякова В. Ф Экология Ставропольского края. Ставрополь 2000 г.
- Грехова Л. И.В союзе с природой. Ставрополь 2002 г.
- Реймер Н. Ф. Природопользование. Москва «Мысль»1990 г.
- Журнал «Биология в школе» №4 2005г№7 2007 г.
Комментарии:
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
09 10 2025 4:39:42
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
08 10 2025 11:38:31
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
07 10 2025 0:18:42
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
06 10 2025 15:24:52
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
05 10 2025 7:37:27

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
04 10 2025 5:43:18
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
03 10 2025 9:38:36
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
02 10 2025 16:22:52
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
01 10 2025 0:55:57
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
30 09 2025 19:10:13
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
29 09 2025 19:37:50
Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....
28 09 2025 3:14:30
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
27 09 2025 3:13:32
Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....
26 09 2025 17:31:38
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
25 09 2025 8:27:40
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
24 09 2025 5:40:31
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
23 09 2025 3:28:52
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
22 09 2025 20:33:43
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
21 09 2025 13:57:15
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
20 09 2025 2:51:12
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
19 09 2025 8:53:45
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
18 09 2025 8:11:57
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
17 09 2025 2:24:35
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
16 09 2025 11:46:54
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
15 09 2025 5:10:20
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
14 09 2025 16:14:38
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы.
...
13 09 2025 22:54:48
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
12 09 2025 5:57:57
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
11 09 2025 23:58:19
На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....
10 09 2025 7:21:39
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
09 09 2025 20:28:24
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
08 09 2025 7:11:13
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
07 09 2025 21:36:37
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
06 09 2025 14:37:22
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
05 09 2025 13:33:42
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
04 09 2025 6:59:21
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
03 09 2025 1:13:52
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
02 09 2025 5:16:57
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
01 09 2025 7:55:48
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
31 08 2025 21:41:34
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
30 08 2025 6:28:47
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
29 08 2025 14:28:52
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
28 08 2025 2:28:51
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
27 08 2025 1:49:15
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
26 08 2025 2:56:48
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
25 08 2025 21:15:41
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
24 08 2025 5:35:20
О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....
23 08 2025 19:41:56
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
22 08 2025 13:45:46
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
21 08 2025 13:32:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::