Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

Цель урока: сравнить растительную и животную клетки, охаpaктеризовав строение и функции их органоидов.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении животной и растительной клеток.
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

Оборудование:

Техническое:

  • ПК на базе процессора Intel Pentium III;
  • мультимедийный проектор.

Программное:

  • Операционная система Windows XP
  • приложения Microsoft Office XP: Word, Excel, Internet Explorer, PowerPoint;

Другое:

  • Опopные таблицы (карточки).
  • CD-диск. Учебное электронное издание \"Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс\"

Ход урока

Слайд 1. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Открываем учебники, тетради. Тема нашего сегодняшнего урока: \"Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды\".

В прошлом учебном году вы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

Давайте мы мысленно и зрительно вернемся в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово \"клетка\".

(Звучит музыка А.Вивальди).

XVII век - век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

XVII век - это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Слайд 2. Год 1665 - английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление ...

Ученик в роли Р.Гука:

\" Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени \" микроскоп\". Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стeбле камыша, на пробке любого другого дерева под микроскопом я увидел целулы ( ячейки), клетки, которые выстроились более или менее полными рядами в моём поле зрения! О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!\"

Слайд 3. Учитель.

Год 1680 - голландский исследователь природы Антони Ван Левенгук открывает клетки простейших:

Ученик в роли А. Левенгука:

\"Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моём, давно уже позеленела. Да впрочем, что же смогу я увидеть в ней? О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который сразу трудно понять и осмыслить, объяснить. Эти маленькие \"зверушки\" очень забавны, они кувыркались, прыгали, резвились и, кажется, они очень счастливы. Да и по форме \"зверушки\" довольно симпатичные: шарики, спиральки, палочки крутятся в понятном только одним им танце:\"

Учитель.

В этом веке было сделано одно из самых великих открытий - была открыта биологическая клетка.

По рис. 24 в учебнике сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют цель урока)

Достичь этой цели нам поможет материал по теме \"Клетка\", который вы повторили дома по учебнику 9-го класса, опopные таблицы, виртуальная лабораторная работа и иллюстрации учебника. Оценить ваш труд на уроке поможет информационная карта. Подпишите её.

А теперь вспомните, какие типы клеток выделяют в настоящее время в зависимости от генетического материала? Слайд 4.

Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? Слайд 5.

Слайд 6. На слайде мы видим примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, хаpaктерных для всех эукариот.

  • Ядро;
  • Цитоплазма;
  • Клеточная мембрана. Слайд 7.

Теме \"Ядро\" мы посвятим следующий урок.

(Учитель демонстрирует мыльные пузыри).

О каком органоиде мы поведем речь сейчас?

Молекулы мыла и липидов, которые входят в состав клеточной мембраны, построены сходным образом. Если мыльный пузырь разрезать микроножом, то получится не 2 половинки, а целых 2 пузыря. Столкнувшись в воздухе, 2 мыльных пузыря сольются в один крупный. Такими же уникальными свойствами обладает и мембрана. Если проткнуть ее иглой, то отверстие тотчас же исчезнет. А если клетку разрезать пополам, то каждая её часть окажется окруженной своей мембраной.

О строении и свойствах клеточных мембран расскажет ученица :.

А вам предстоит ответить на вопрос: какие функции выполняет клеточная мембрана.

Слайды 8-14. (Рассказ ученицы).

Цитоплазматическая мембрана (элементарная мембрана, покрывающая клетку, - плазмалемма) участвует в обменных процессах клетки с окружающей средой. Она образует выросты, впячивания, складки, микроворсинки, которые многократно увеличивают поверхность клетки. В наружной клеточной мембране локализованы некоторые ферменты, участвующие в обмене веществ.

Цитоплазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью, т.е. одни вещества проходят через неё легче, чем другие. Избирательная проницаемость мембраны связана с тем, что на ее поверхности имеются особые структуры - рецепторы (преимущественно гликопротеиды), которые воспринимают (\"узнают\") определённые химические вещества, окружающие клетку.

Поступление некоторых веществ в клетку (ионов, мелких молекул) может происходить по законам диффузии (вещество диффундирует туда, где концентрация его меньше) без затраты энергии. При облегчённой диффузии белок-переносчик соединяется с молекулой вещества и проводит его через мембрану. При активном трaнcпорте идёт перемещение веществ против градиента концентрации с затратой энергии АТФ.

Через цитоплазматическую мембрану могут поступать в клетку не только отдельные молекулы или ионы, но и крупные молекулы и даже частицы. При этом мембрана окружает частицу, края ее смыкаются и частица оказывается в мембранном пузырьке в цитоплазме. Такой способ поглощения твёрдых частиц называется фагоцитозом, а жидких - пиноцитозом (и т.д.).

Итак, какие функции выполняет плазматическая мембрана? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Слайд 15.

Цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции:

  • ограничивает и защищает клетку от воздействий окружающей среды;
  • регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;
  • обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;
  • выполняет рецепторную функцию.

Учитель: о функциях цитоплазмы и включениях клетки узнаем из сообщения ученика :.

Цитоплазма составляет основную массу клетки. Она на 85% состоит из воды 10%- из белков.

Остальной объем приходится на долю липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и минеральных соединений. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения.

Гиалоплазма (или цитоплазматический матрикс) представлена однородным мелкозернистым веществом, обеспечивающим вязкость, эластичность, сократимость и движение цитоплазмы. Она представляет собой коллоидный раствор, который в зависимости от физиологического состояния и воздействия внешней среды может находиться в состоянии золя (жидкости) или геля (более упругого плотного вещества). Гиалоплазма является внутренней средой клетки, где протекают реакции внутриклеточного обмена.

Органоиды - это специализированные участки цитоплазмы. клетки, имеющие определённую структуру и выполняющие определённые функции в клетке. Их подразделяют на органоиды общего назначения, которые имеются только в большинстве клеток (митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы, клеточный центр, лизосомы, пластиды и вакуоли), и органоиды специального назначения, которые имеются только в специализированных клетках (миофибриллы- в мышечных клетках, жгутики, реснички, пульсирующие вакуоли - в клетках простейших). Большинство органоидов имеет мембранное строение, а в структуре рибосом и клеточного центра мембраны отсутствуют.

Включения - это непостоянные компоненты цитоплазмы, содержание которых меняется в зависимости от функционального состояния клетки. Различают трофические, секреторные и экскреторные включения. Трофические включения представляют собой запасы питательных веществ. В растительных клетках это крахмальные и белковые зерна, в животных - гликоген в клетках печени и мышцах, капли жира в клетках подкожной жировой клетчатки. Секреторные включения являются продуктами жизнедеятельности клеток желез внешней и внутренней секреции. К ним относятся ферменты, гормоны, слизь и другие вещества, подлежащие выведению из клетки. Экскреторные включения представляют собой продукты обмена веществ в растительных и животных клетках (кристаллы щавелевой кислоты, щавелевокислого кальция и др.). Слайды 16-18.

Учитель. Какова же роль цитоплазмы в клетке? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Иначе говоря, с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

А сейчас нам предстоит вспомнить строение и функции органоидов клетки.

Используя материал параграфа 7, устно выделите из текста особенности строения и функции основных органоидов эукариотической клетки. (Учащиеся самостоятельно работают с учебником)

Насколько хорошо вы справились с этим заданием, покажет лабораторная работа,

после которой, вы должны будете ответить на вопросы:

1 вопрос: какое строение имеют:

I вариант - митохондрии и пластиды;

II вариант - ЭПС;

III вариант - комплекс Гольджи и лизосомы;

IV вариант - рибосомы и клеточный центр.

2 вопрос: какие органоиды являются основными для всех типов эукариот?

Учащиеся выполняют виртуальную лабораторную работу \"Лабораторный пpaктикум. Биология 6-11 класс\", результат которой вносится в индивидуальную информационную карту).

А теперь проверяем правильность выполнения работы.

Вопрос: какое строение имеют:

I вариант - митохондрии? Слайд 19;

- пластиды? Слайд 20;

II вариант. - эндоплазматическая сеть? Слайд 21;

III вариант - комплекс Гольджи? Слайд 22;

- лизосомы? Слайд 23;

IV вариант - рибосомы? Слайд 24;

- клеточный центр? Слайд 25?

На какие три группы можно разделить органоиды в зависимости от строения?

Слайд 26.

Каких органоидов больше?

Все мембранные органоиды - это единая система, структурно связанная с ядерной мембраной.

На стенках мембраны все химические процессы происходят в 10 раз быстрее, чем в цитоплазме.

Выделите органоиды хаpaктерные для всех типов эукариот. Слайд 27.

Какие функции они выполняют? Ответить на этот вопрос поможет опopная таблица (карт. №1) Слайд 28.

Для проверки поменяемся карточками. (Учащиеся проводят взаимопроверку работ).

Посмотрим еще раз на экран. Слайд 29. Оцените выполнение таблицы; проставьте результаты в информационную карту.

Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?

(Клетки животных и растений имеют органоиды, сходные по строению и функциям).

А теперь наша задача определить отличительные особенности.

Мы две клетки. Посмотрите.
Справедливо рассудите:
Говорят, что мы похожи?!...
Цвет-не тот, хаpaктер-тоже,
У меня есть оболочка
(Твёрдо я стою. И точка!),
Ты же с мягкою мембраной,
Хочешь быть со мною равной.
-Есть зато Фагоцитоз-
Съем микробов целый воз!
-Вот уж невидаль какая!
Ты бесцветная такая
И пластид зелёных нет,
Как же ты поймаешь свет?
Вакуоли потеряла:
Не родня мы! Я сказала
-Нет, родня! Вы нас сравните,
Кто же прав из нас скажите?

Работая по опopной таблице (карточка № 2) назовите, какие органоиды хаpaктерны только для животных ките, какие орг - ды нности.роставте результаты в инф. карту леток (I вариант) ; только для растительных клеток (II вариант).

Оцениваем путем самопроверки:

Слайд 30 (животная клетка) ;

Слайд 31 (растительная клетка).

Вносим результат в информационную карту.

Каких черт в строении клеток больше: сходства или отличия?

О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого).

А теперь я попрошу каждого из вас мысленно построить логическую цепочку этапов нашего урока.

Что мы узнали сегодня на уроке?

  • клетки эукариот имеют сходные органоиды;
  • обеспечивают себя необходимыми веществами;
  • обменные процессы идут на уровне клетки;
  • с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы.

Слайд 32. Клетка - это универсальная единица жизни.

А теперь пришло время подвести итоги вашей работы на уроке.

По информационной карте подсчитайте число баллов. Определите оценку.

Поставьте ее в дневник.

Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.

И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.

Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.

Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем.

Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.

Д/з:

  1. Подклеить карточки № 1 - 3 в тетрадь.
  2. Изучить тему по учебнику (параграф 7) и проанализировать презентацию на дискете.
  3. Изготовить модель клетки.

Будущим медикам, которые, я надеюсь, в дальнейшем будут стоять на страже нашего здоровья, подготовить сообщения по темам:

  1. Как может помочь медицине знание строения биологической мембраны? Какие вы видите перспективы развития мембранологии?
  2. Какие проблемы медицины связаны с клеточными включениями?

Урок окончен.



Комментарии:

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

02 12 2025 0:33:21

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

01 12 2025 13:22:29

"Класс однодольные. Сравнительная хаpaктеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

30 11 2025 20:28:11

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

29 11 2025 22:13:52

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

28 11 2025 10:48:46

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

27 11 2025 6:59:37

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

26 11 2025 12:23:56

Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе


    Форма и методы организации познавательной деятельности через личностно-ориентированный подход в учебном процессе

      Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....

25 11 2025 6:40:13

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

24 11 2025 19:57:50

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....

23 11 2025 14:35:43

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

22 11 2025 21:13:49

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

21 11 2025 20:50:55

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

20 11 2025 21:15:50

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

19 11 2025 13:15:51

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

18 11 2025 11:11:21

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

      Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....

17 11 2025 20:48:32

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

16 11 2025 19:11:12

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии


    Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

      Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

15 11 2025 0:56:33

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

14 11 2025 14:33:30

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

13 11 2025 21:34:26

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс


    Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

      Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

12 11 2025 20:58:26

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

11 11 2025 8:52:44

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

10 11 2025 14:45:25

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

09 11 2025 7:39:47

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

08 11 2025 6:36:53

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

07 11 2025 5:56:15

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

06 11 2025 19:22:21

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

05 11 2025 10:17:19

Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"


    Обобщающий урок-викторина "Удивительное рядом"

      Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...

04 11 2025 22:37:38

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

03 11 2025 17:27:36

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

02 11 2025 18:22:48

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

01 11 2025 19:52:50

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

31 10 2025 7:33:58

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

30 10 2025 14:57:35

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

29 10 2025 1:42:23

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

28 10 2025 2:54:31

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

27 10 2025 5:15:19

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

26 10 2025 6:24:58

Мастерская: "Сны в облаках"


    Мастерская: "Сны в облаках"

      Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....

25 10 2025 23:51:28

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

24 10 2025 22:19:22

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

23 10 2025 14:14:15

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

22 10 2025 2:38:13

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

21 10 2025 15:39:58

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

      Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

20 10 2025 1:48:23

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

19 10 2025 21:16:56

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

18 10 2025 21:28:16

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

17 10 2025 2:46:32

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"


    Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

      В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

16 10 2025 4:54:24

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

15 10 2025 5:25:27

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

14 10 2025 12:46:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::