Функции желез внутренней секреции. Гормоны > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

Цели урока:

  1. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма.
  2. Определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции.
  3. Показать значение знаний о гормонах для медицины.

Оборудование:

  • таблицы с изображением головного мозга, желез внутренней и смешанной секреции;
  • изображение людей с гипо- и гиперфункцией гипофиза, щитовидной железы; схемы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка «Отделы нервной системы».

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1. Отделы нервной системы Центральная нервная система Симпатическая нервная система Вегетативная нервная система
2. отделы вегетативной нервной системы Симпатический Парасимпатический Симпатический
3. Структурные образования Нервный узел Ствол головного мозга, спинной мозг Нерв
4. Рефлекторная дуга ВНС Симпатический нерв Исполнительный орган Тела нейронов
5. Особенности регуляции Иннервация внутренних органов Автономность Противоположное действие

А) Фронтальный устный опрос (номер вопроса соответствует номеру строки в таблице).

  1. Чем представлены эти отделы нервной системы?
  2. Укажите основное значение этого отдела вегетативной нервной системы.
  3. Охаpaктеризуйте особенности строения анатомического образования.
  4. Где расположена анатомическая структура вегетативной нервной системы, обеспечивающая осуществление рефлекса?
  5. Расскажите об особенностях функционирования вегетативной нервной системы.

Б) Фронтальный письменный опрос (номер вопроса соответствует номеру строки в таблице).

  1. Какие процессы, органы и системы регулируют эти отделы нервной системы?
  2. Объясните, какое воздействие оказывают отделы вегетативной нервной системы на системы органов (кровообращение, дыхательные движения, пищеварение).
  3. Сравните строение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
  4. Изобразите схематически рефлекторную дугу вегетативной нервной системы. Укажите на рисунке названную анатомическую структуру.
  5. Объясните взаимосвязь строения и функционирования вегетативной нервной системы.

III. Изучение новой темы.

1. Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним легким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрет, если удалить маленькую железу – гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции около десяти, их масса около 100г.

2. Железы внутренней секреции выpaбатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, пробуждаю) в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше.

3. Гормоны очень активны. Они сильно изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болезненные изменения, изменения массы тела.

  • Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения?
  • Какова их функция в организме?
  • Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учебная лекция на тему: «Функции желез внутренней секреции. Гормоны.»

В процессе эволюции образовалась особая система органов, специализирующихся на выработке очень активных химических веществ, регулирующих важные процессы. Это железы внутренней секреции.

- Какие железы называют железами внутренней секреции? (Органы, в которых образующиеся секреты выделяются прямо в кровь.)

Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию пpaктически всех функций организма являетсяэндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами.

Гормоны – внеклеточные гумopaльные (химические) регуляторы, которые действуют на клетки-мишени, содержащие рецепторы к конкретным гормонам.

Регуляцию активности многих эндокринных желез осуществляют гипофиз и гипоталамус.

К органам классической эндокринной системы относят гипофиз, эпифиз, щитовидную и паращитовидные железы, надпочечники, островки Лангерганса поджелудочной железы, пoлoвые железы.

Диффузная эндокринная система – это совокупность отдельных клеток, расположенных одиночно или мелкими скоплениями в слизистой и подслизистой оболочках трубчатых органов (преимущественно пищеварительной и дыхательной систем). Гормоны диффузной эндокринной системы часто называют местными, или тканевыми, гормонами.

Органы классической эндокринной системы.

Гипофиз.

Гипофиз – это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. Синтезирует несколько гормонов:

  • гормон роста. При его недостатке развивается карликовость. При избытке – гигантизм;
  • гормон, стимулирующий работу щитовидной железы;
  • гормон, который обеспечивает проявление реакций проявления родительских инстинктов;
  • гормон, стимулирующий образование пигмента меланина;
  • гормон (окситоцин), регулирующий у женщин маточную активность и образование молока.

Эпифиз.

Эпифиз, или шишковидная железа. Расположен над среднем мозгом. Играет роль «биологических часов» в организме. Регулирует процессы пoлoвoго созревания человека. При гипофункции эпифиза происходит преждевременное пoлoвoе и физическое созревание, а при гиперфункции – недоразвитие пoлoвых желез, признаков пола и ожирение.

Щитовидная железа.

Щитовидная железа – самая крупная железа внутренней секреции. Прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи. Выpaбатывает несколько йодосодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сокращений сердца, регулируют процессы роста, физического и умственного развития. Одним из гормонов является тироксин.

При недостатке гормонов развивается заболевание кретинизм (задержка роста, нарушение умственного и физического развития). Может развиться миксидема (слизистый отек).

Надпочечники.

Надпочечники – это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4г. Располагаются на верхних полюсах почек. Наиболее известными гормонами надпочечников являются адреналин и норадреналин. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца; сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, ускоряет обмен веществ и замедляет процессы пищеварения.

Поджелудочная железа.

Располагается в изгибе 12-ти перстной кишки. Является железой смешанной секреции. Как железа внешней секреции выpaбатывает пищеварительный сок. Часть клеток поджелудочной железы образуют небольшое скопление островки Лангерганса. В этих клетках синтезируется инсулин. При гипофункции поджелудочной железы развивается заболевание сахарный диабет.

Пoлoвые железы.

Пoлoвые железы относятся к железам смешанной секреции. В этих железах образуются мужские и женские пoлoвые клетки – cпepматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция). Внутрисекреторная функция пoлoвых желез появляется в образовании и секреции мужских и женских пoлoвых гормонов, которые поступают в кровь.

Наиболее активный мужской гормон – тестостерон.

Пoлoвые гормоны определяют пoлoвoе развитие и созревание. Они регулируют обмен веществ и оказывают влияние на функции нервной системы и регулируют пoлoвoе поведение организма.

Диффузная эндокринная система.

Почки.

Клетки почек синтезируют значительное количество веществ, обладающих гормональными эффектами. Под действием одних веществ регулируется кровяное давление в сосудах почек, другие регулируют образование эритроцитов в красном мозге.

Желудок и кишечник.

В органах пищеварительного тpaкта имеются клетки, которые выpaбатывают гормоны. Под действием одних гормонов происходит регуляция секреции соляной кислоты и выделение

желудочного сока клетками слизистой оболочки желудка, другие гормоны стимулируют выделение поджелудочного сока и желчи. Усиление колебательных движений ворсинок тонкого

кишечника тоже находится под влиянием тканевыхгормонов.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с опopным конспектом.

С целью закрепления изученного материала содержание опopного конспекта проговаривается дважды – сначала учителем, а затем учащимися.

2. Работа с тестом по вариантам, с последующей взаимопроверкой.

Вариант 1.

1. Регуляция функций в организме осуществляется:
А. Только нервной системой.
Б. Нервно-гумopaльным способом.
В. Только эндокринной системой.
Г. С помощью безусловных рефлексов.

2. Слюнные железы относятся к железам:
А. Внешней секреции.
Б. Смешанной секреции.
В. Внутренней секреции.
Г. Пищеварительной системы.

3. Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
А. Адреналин.
Б. Тироксин.
В. Инсулин.
Г. Окситоцин.

4. Укажите гормоны, обладающие противоположным действием и обеспечивающие постоянный уровень содержания глюкозы в крови:
А. Адреналин.
Б. Гормон роста.
В. Инсулин.
Г. Тироксин.

5. Какая из перечисленных функций не свойственна гормонам?
А. Обеспечение механической защиты организма.
Б. Обеспечение роста и развития организма.
В. Контроль процессов обмена веществ.
Г. Обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Ответы: 1 – А; 2 – А, Г; 3 – В; 4 – А, В; 5 – А.

Вариант 2.

1. Эндокринные железы отличаются от других желез тем, что:
А. Выделяют секреты на поверхность тела.
Б. Имеют выводные протоки.
В. Выделяют секреты, непосредственно в кровь или лимфу.
Г. Выделяют секреты в полости тела.

2. Какой отдел мозга осуществляет нервно-гумopaльную регуляцию секреции гипофизарных гормонов?
А. Гипоталамус.
Б. Мозжечок.
В. Таламус.
Г. Продолговатый мозг.

3. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы:
А. Бром.
Б. Калий.
В. Йод.
Г. Железо.

4. Фактор, не оказывающий заметного влияния на активность эндокринных желез:
А. Водно-солевой состав крови.
Б. Относительная влажность воздуха.
В. Механическое и химическое воздействие на железы.
Г. Беременность.

5. Какой гормон продуцируют надпочечники?
А. Инсулин.
Б. Адреналин.
В. Нейрогормоны.
Г. Тироксин.

Ответы:1 – В; 2 – А; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б.

V. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником и с опopным конспектом в домашних условиях.
  2. §58, 59, термины, вопросы после параграфа.
  3. Задание «!» на стр. 301 письменно.
  4. Прочитать рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок охотника», подготовиться к последующему обсуждению.

Используемая литература:

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа. 2007.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Дрофа. 2007.
  3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. Москва. 2007.
  4. М.З. Федорова, Г.А. Воронина. Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье» (Лекция 6 «Гумopaльная регуляция функций в организме»).



Комментарии:

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

09 10 2025 14:10:40

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

08 10 2025 13:36:15

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

07 10 2025 4:22:41

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

06 10 2025 14:35:36

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

05 10 2025 12:30:34

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

04 10 2025 14:41:31

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

03 10 2025 13:55:40

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

02 10 2025 8:38:33

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

01 10 2025 8:39:56

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

30 09 2025 18:14:19

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

29 09 2025 22:51:54

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

28 09 2025 19:23:49

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

27 09 2025 17:41:35

Тема урока: "Строение и биологическое значение лишайников"

Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...

26 09 2025 14:28:32

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

25 09 2025 19:45:44

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

24 09 2025 23:57:18

Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка


    Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка

      Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками члeнистоногих, особенностями строения paкообразных на примере речного paка, позволяет рассмотреть черты приспособленности paкообразных к среде обитания....

23 09 2025 16:19:27

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

22 09 2025 23:17:41

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

21 09 2025 17:33:25

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

20 09 2025 20:26:45

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

19 09 2025 9:20:45

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

18 09 2025 11:26:25

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

17 09 2025 9:46:42

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

16 09 2025 23:15:53

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

15 09 2025 19:50:51

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

14 09 2025 3:48:12

Конспект урока "Системы органов животных"


    Конспект урока "Системы органов животных"

      Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....

13 09 2025 10:28:11

Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"


    Урок по технологии А.З. Рахимова "Строение цветка"

      Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...

12 09 2025 5:23:14

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

11 09 2025 4:33:39

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

10 09 2025 18:27:34

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

09 09 2025 5:45:37

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

08 09 2025 19:13:43

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

07 09 2025 8:59:27

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

06 09 2025 6:48:23

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"


    Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

      Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

05 09 2025 5:17:29

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

04 09 2025 8:11:43

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"


    Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

      В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

03 09 2025 12:44:51

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

02 09 2025 10:17:23

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

01 09 2025 4:15:39

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Опыление"

      Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....

31 08 2025 13:13:36

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

30 08 2025 12:50:47

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

29 08 2025 14:54:38

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 08 2025 17:11:12

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

27 08 2025 21:42:53

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

26 08 2025 2:54:27

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

25 08 2025 12:16:12

Урок биологии для 6-го класса "Движение"


    Урок биологии для 6-го класса "Движение"

      Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...

24 08 2025 3:44:13

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

23 08 2025 4:27:20

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

22 08 2025 2:55:35

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

21 08 2025 2:56:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::