Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;
- Сформировать знания об их среде обитания;
- Раскрыть особенности строения тела водорослей;
- Показать строение одноклеточных водорослей на примере одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонады;
- Продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника;
- Развивать критическое мышление через чтение и письмо.
Средства обучения: Таблицы «Водоросли»; презентация \"Водоросли\".
Ход урока
I. Контроль знаний.
Повторение изученного о систематике растений, ее значении, о единицах классификации растений, о виде как основной структурной единице в системе растений.
Проверка выполнения заданий 2, 3, 4 в рабочих тетрадях № 2 п. 38
Фронтальный опрос учащихся:
– Что такое систематика?
Систематика растений – раздел биологии. Она описывает, обозначает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.
– Зачем нужна классификация растений?
Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общее и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.
– Почему растениям даны латинские названия?
Чтобы избежать пyтaницы в определении растений и других видов организмов.
– По каким признакам растения объединяются в один вид?
К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.
– Что такое бинарная номенклатура (двойные названия) видов?
Первое слово – существительное – обозначает принадлежность к роду, второе – прилагательное – обозначает вид.
– Кто ввел такие названия в биологическую науку?
Шведский ученый-натуралист Карл Линней в 1753 году он опубликовал труд «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.
- Какие известны систематические единицы в классификации растений?
Основной единицей систематики является вид. Сходные виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, затем – в классы и отделы. Отдел – самая крупная единица в царстве растений.
П. Изучение нового материала.
(С использованием открытых образовательных технологий – развитие критического мышления через чтение и письмо.)
1. Сбор информации
Постановка учителем задачи (стадия вызова) – написать в тетрадях, что известно о водорослях.
Сначала дети записывают индивидуально, затем учитель подводит итог – и записывает на доске эти сведения, коллективно обсуждая, кто и что записал в тетрадях. Учитель помогает вопросами. Возможны примерные предложения детей (в зависимости от уровня развития класса):
- Встречаются в воде;
- Самые древние;
- Низшие растения (Почему?) Тело не расчлeнено на органы;
- Ими питаются водные животные;
- Зеленого цвета – содержат хлорофилл- следовательно- образуют органические вещества – следовательно – автотрофные.
- Размножаются спорами.
Возможны другие сведения, их тоже можно записать.
2. Направленное чтение текста (в данном случае текста учебника 38 параграфа).
Учитель предлагает учащимся прочитать имеющуюся информацию в учебнике и проанализировать ее, отметив значками (карандашом) в тексте:
«v» – информация известна;
«–» – я думал иначе;
«+» – новая информация;
«?» – непонятная информация.
3. Заполнение маркировочной таблицы.
Учащиеся, индивидуально работая с учебником, заполняют в тетрадях таблицу, графы которой соответствуют ранее заданным знакам (см. п. 2).
(стадия осмысления).
4. Обсуждение маркировочных таблиц.Учитель сравнивает данные текста параграфа и соответственно таблиц учащихся и ту информацию, которая была до проверки (сведения, которые учащиеся дали в начале урока о водорослях и которые записаны на доске).
Учитель добавляет или убирает лишние сведения, находит информацию, которая не подтвердилась.
В ходе обсуждения можно привести интересные факты:
Живут водоросли недолго. Обычно не более 10 лет. Кроме воды, обитают на земле, на камнях, на деревьях, на снегу.
Сине-зеленые водоросли – самые древнейшие на Земле. Нитчатые или одноклеточные. Очень примитивны, даже не имеют в клетках ядра. Многие фиксируют азот, поэтому так легко заселяют самые бесплодные места – заброшенные карьеры, отвалы, пустынные районы.
Диатомовые водоросли – основа планктона морей и океанов. Именно им (да еще жгутиковым) мы обязаны рыбным богатством. Стенки клеток их пропитаны кремнеземом, не разрушаются они миллионы лет. Залежи их панцирей образуют на дне водоемов мощные скопления, которые со временем уплотняются в горную породу осадочного происхождения – диатомит.
Многие водоросли являются источником очень ценного вещества – агар-агара. Это студенистое вещество, которое используется для приготовления желе, мороженного, эмульсий, для выращивания в лабораториях бактерий. Это филлофора, анфельция и другие.
Одноклеточная водоросль – хлорелла (см. рис 89 в учебнике) была отправлена вместе с животными и растениями в кабине второго космического корабля. Хлорелла, поглощая углекислый газ и выделяя кислород, обеспечивает дыхание человека (используя при этом 25-30 % солнечной энергии, а цветковые растения только 7-13%). Хлорелла быстро размножается, содержит большое количество белка, являясь и ценным питательным продуктом.
Приложение: слайды 2, 3 презентации
5. Закрепление. Составление сложной схемы-кластера.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают сложную схему.
«Общие сведения о водорослях» (стадия рефлексии).
III. Знакомство с зелеными водорослями на примере одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонады.
- Просмотр слайдов презентации «Водоросли». Слайды 15–18 Презентации
- Работа с таблицей 1, учебником – параграф 38, с. 139, рис. 91.
- Письменно – з.1 в рабочих тетрадях. (если не остается времени –задание на дом).
IV. Домашнее задание.
Параграф 38, задание 1, 2 в рабочих тетрадях письменно; подготовить доклады – сообщения о водорослях.
Таблица 1
Таблица 2
Список литературы:
- Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс; Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Изд. Вентана-Граф, 2004 .
- Смирнов А.В. «Мир растений», М., Молодая гвардия, 1982.
- Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1985.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы, авт.-сост. Бондарук М.М., Ковылина Н.В., Волгоград: – Издательство «Учитель», 2007.
Комментарии:
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
28 03 2024 13:33:26
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
27 03 2024 14:40:26
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
26 03 2024 11:37:30
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
25 03 2024 8:55:24
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
24 03 2024 6:24:28
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
23 03 2024 6:24:10
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...
22 03 2024 10:34:51
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
21 03 2024 18:30:17
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 03 2024 16:45:28
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
19 03 2024 15:35:35
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...
18 03 2024 23:20:49
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
17 03 2024 8:33:21
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
16 03 2024 3:54:47
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
15 03 2024 18:11:28
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
14 03 2024 15:58:28
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
13 03 2024 19:51:46
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...
12 03 2024 15:50:26
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
11 03 2024 12:22:34
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
10 03 2024 10:59:36
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
09 03 2024 14:20:18
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
08 03 2024 11:10:36
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
07 03 2024 23:47:15
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
06 03 2024 9:55:34
ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...
05 03 2024 11:58:46
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
04 03 2024 1:35:16
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
03 03 2024 0:47:16
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
02 03 2024 23:19:13
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
01 03 2024 1:10:27
На уроке определяется понятие «пищеварение», «питательные вещества». Рассматриваются функции пищеварительной системы, роль питательных веществ....
29 02 2024 11:36:48
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
28 02 2024 16:13:19
Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...
27 02 2024 21:46:47
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
26 02 2024 10:39:43
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
25 02 2024 11:53:59
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
24 02 2024 7:34:59
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
23 02 2024 4:22:20
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
22 02 2024 14:29:57
На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....
21 02 2024 2:29:29
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...
20 02 2024 0:28:12
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
19 02 2024 12:36:44
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
18 02 2024 16:27:43
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
17 02 2024 1:48:57
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
16 02 2024 18:56:13
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
15 02 2024 22:50:37
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени. ...
14 02 2024 18:24:45
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
13 02 2024 13:48:21
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
12 02 2024 17:15:26
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
11 02 2024 13:17:24
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
10 02 2024 0:34:55
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...
09 02 2024 5:23:10
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
08 02 2024 19:11:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::